Институт Философии
Российской Академии Наук




  Основные результаты научной работы
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Михайлов Игорь Анатольевич » Основные результаты научной работы

Основные результаты научной работы

Научно-исследовательские семинары и конференции

 

 а) организация:

  • 2014 г., 2–3 октября – организация Международной научной конференции «Макс Шелер и современная философия» (сопредседатель Оргкомитета).
  • 2014 г., 9 декабря – организация круглого стола «"Черные тетради" и философия Мартина Хайдеггера 1930-40-х гг.».
  • 2014 г., 11 декабря – организация научной конференции "Осмысляя опыт войны".
  • с 2012 –  по наст. время руководство семинаром «Современная западная философия: проблемы и тенденции».
  • 2009, 10-12 декабря в Институте философии проходила научная конференция: "Эдмунд Гуссерль. К 150-летию рождения философа" (председатель оргкомитета - Неля Васильевна Мотрошилова, я исполнял функции заместителя председателя. 
  • 1996–1997 (ноябрь–январь) организация и руководство еженедельным семинаром при Лаборатории современной западной фило­софии Института философии РАН «К истории феноменологической мысли (участники: Е.В.Борисов, В.А.Куренной, А.З.Черняк, Т.А.Дмитриев);
  • 1999, октябрь – организация и проведение конференции переводчиков «Проблемы перевода литературы по феноменологии и герменевтике» (при финансовой поддержке программы Translation Project «Института Открытое общество»);
  • 2000, март – международная конференция «Феноменология сегодня» (РГНФ, № 99-03-14032 г);
  • 2000, июнь – семинар «Перевод как испытание культуры» (организация, совм. Т. Д. Венедиктовой [МГУ], и Д. Робинсоном [ун-т Миссисипи, США] (МГУ, каф. истории зарубежной литературы филологического факультета). "аннотация-приглашение", распространявшееся нами тогда перед семинаром кратко характеризует ожидания от предстоящего обсуждения; более подробно читать далее
  • 2001, декабрь – «К столетию выхода в свет Логических исследований Э. Гуссерля» (РГНФ, проект № 01-03-14049 г);
  • 2003, декабрь – «Философское наследие Г.-Г. Гадамера» (РГНФ);
  • 2007, сентябрь – «80 лет «Бытию и времени» М. Хайдеггера».
  • 2007, ноябрь - апрель 2008 –  руководство научно-методическим семинаром для аспирантов и дипломников при секторе современной западной философии.
  • 2009, 10-12 декабря в Институте философии проходила научная конференция: "Эдмунд Гуссерль. К 150-летию рождения философа" (председатель оргкомитета - Неля Васильевна Мотрошилова, я исполнял функции заместителя председателя. 

б) участие в составе Оргкомитета:

 

в) помощь, при организации:

  • 1996, 5-7.XI. – международный семинар «Мартин Хайдеггер и философия XX века» (Минск,) – доклад, участие в организации;
  • 1997, 3-6.XII – конференция «Бытие и время» М.Хайдеггера – 70 лет. (Москва, РГГУ) – доклад, помощь в организации, последовательный перевод;
  • 1998, 6-26.VII.– летняя школа «Проблема релятивизма в современной философии: социальная практика и истина» (Европейский Гуманитарный Университет Минск) – доклад, последовательный перевод
  • 2003, май-ноябрь; апрель 2004 – при организации Международного Кантовского конгресса.

 

г) участие в качестве докладчика:


Более ранние

  • 2009 Участие в работе круглого стола "Освобождаясь от стереотипов в теории и методологии историко-философского исследования" (в рамках Международной конференции «Философия в диалоге культур» (16–19 ноября 2009 г. [Всемирный день философии], Москва, ИФ РАН); выступление с докладом: "Мифы и стереотипы в истории философии как проблема понимания природы философии" (скачать тезисы выступления).
  • 1991, июль – международная студенческая конференция «Европа: на путях сотрудничества», организованной философским факультетом Йенского университета им. Ф. Шиллера;
  • 1997, VII. летняя школа «Рациональность в эпоху пост-фундаментализма» (ЦЕУ, Будапешт, Венгрия)
  • 2000, IX. 26-30 – доклад на научно-методической конференции (Владивосток); . – доклад на конференции «Проблемы изложения философии XX в. в учебных курсах» (Самара).
  • 14-17 ноября 2002 г. в Томске проходили Четвертые Шпетовские чтения «Творческое наследие Густава Густавовича Шпета в контексте философских проблем формирования историко-культурного сознания (междисциплинарный аспект)». Конференция была приурочена к 16 ноября – 65-летию со дня расстрела репрессированного философа. Был сделан доклад "Герменевтическая логика Г. Шпета, Г. Миша и Г. Липпса".
  • Международный философский конгресс (24-28 мая, 2005 г., МГУ); Секция: Теоретические и методологические проблемы истории философии (д.ф.н., проф. Н.В. Мотрошилова). Представлены тезисы выступления "Основы современной философии истории у немецких романтиков и просветителей"; сам доклад сделан не был.
  • Международная конференция «Какая философия науки нам нужна» (Санкт-Петербургский Государственный университет, факультет философии и политологии), 6-8 июня 2007. — Выступил с докладом «“Герменевтический круг” стандартов образования», вел одно из секционных заседаний, участвовал в работе пленарного форума первого дня конференции в качестве одного из представителей группы «экспертов».
  • Международная научно-теоретическая конференция "Интерсубъективность – Коммуникация – Наука" (8-11 мая 2008 г.), Санкт-Петербургский Государственныйуниверситет, факультет философии и политологии. Выступил с докладом «Интерсубъективность как проблема науки и феноменологии» (посмотреть тезисы к выступлению); вел второй день пленарных заседаний.
  • Международный коллоквиум по современному искусству, 14-16 марта 2008 г. (Саратов) Организаторы: Саратовский госуниверситет, факультет философии и психологии; центр исследований культуры «Артефакт», редакция теоретического альманаха “Res cogitans”. Коллоквиум проходил в рамках второго общероссийского фестиваля актуальной поэзии «Дебют Саратов». — участие в дискуссиях, ведение одной из трех секций («Пафос словаря современной эстетики»).
  • Пятые Шпетовские чтения «Творческое наследие Г.Г. Шпета в контексте современного гуманитарного знания» (30- ноября – 5 декабря 2008 г.), философский факультет Томского государственного университета — пленарный доклад «Пути Г. Шпета к герменевтической философии».
 
 

Публикации

 

Монографии

 

 

 

Ранний Хайдеггер: Между феномено­логией и философией жизни. М.: «Прогресс-Тради­ция»; «Дом ин­теллек­туальной книги», 1999. 284 с. 18,5 а.л.

Эта книга стала первым монографическим исследованием философии Мартина Хайдеггера на русском языке.

(Читать далее / скачать полный текст книги)

 

 

 

 

Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Часть 1. 1914-1939. М.: Институт философии РАН, 2008. 208 с. - 7,81 а.л.

Первая в отечественной литературе монография, посвященная основателю одного из наиболее влиятельных философских течений современности, Максу Хоркхаймеру.
Книга освещает ранний этап формирования идей Франкфуртской школы социальных исследований (1914-1919), используя материал лекций и посмертно опубликованных семинарских протоколов школы, рецензий и дневниковых записей М. Хоркхаймера, ранее не анализировавшихся в отечественной литературе.
Произведена реконструкция раннего этапа развития идей Франкфуртской школы социальных исследований; показано влияние А.Шопенгауэра, З. Фрейда, Э.Гуссерля и М. Шелера на формирование идей критицизма и новой социальной философии. Идеи Хоркхаймера представлены в широком контексте философских, социологических, психологических, литературных и политических течений начала XX в., а также в сравнении с теориями его коллег и друзей: В. Беньямина, З.Кракауэра и Т.Адорно  (скачать оглавление книги; подробнее о причинах интереса к Хоркхаймеру).

 

 

Макс Хоркхаймер. Становление франкфуртской школы. социальных исследований». Часть 2: 1940-1973 гг. М.: Институт философии РАН. - 294 с. - 11,89 а.л.

Первая книга этого исследования (Часть 1: 1914-1939 гг.) опубликована в 2008 г. (М., ИФРАН). Вторая часть освещает развитие идей Франкфуртской школы «зрелого» этапа («Диалектика просвещения», «Инструментальный разум» др.). Используется материал лекций и посмертно опубликованных семинарских протоколов школы, рецензий и дневниковых записей М. Хоркхаймера, ранее не анализировавшихся в отечественной литературе. Идеи Хоркхаймера представлены в широком контексте философских, социологических, психологических, литературных и политических течений середины XX в., а также в сравнении с теориями его коллег и друзей: Т.Адорно, Л. Лёвенталя и др.

Посмотреть титульные страницы, Предисловие и Введение. Посмотреть Оглавление.

 

 

Подготовлена к изданию монография "Введение в философию Макса Шелера" (21,5 а.л.). 

Макс Шелер (1875-1928), один из наиболее ярких мыслителей ХХ в., известен как основатель философской антропологии и социологии знания, создатель оригинальной концепции этики. В  первой отечественной монография, посвященной этому мыслителю, предлагается интерпретация эволюции философских идей Шелера от самых ранних логических и этических трактатов до поздних антропологических и метафизических проектов.




Статьи

 

2016


2015


2014

  • Английское Просвещение и журнал Philosophical Transactions of the Royal Society. Новая эпоха развития европейской науки // Философские науки. 2014. № 5. - 1 а.л. 
  • Книга «Явление и смысл» Густава Шпета и ее значение в интеллектуальной культуре ХХ века (материалы «конференции-круглого стола». Участвовали: М. Денн, И.А. Михайлов, В.И. Молчанов, Н.В. Мотрошилова, Т. Немет, Б.И. Пружинин, А.С. Савин, Ф. Тепп, А. Хан, У. Шмид, Т.Г. Щедрина // Вопросы философии. 2014. № 5. 129-170 – 0,4 а.л. [общий объем материала: 4,3 а.л.]
  • Эволюция российской философской культуры. Роль П.П. Гайденко // Философские науки. 2014. № 3. С. 120–124. – 0,33 а.л.
  • «Постигая добро». Современные этические дискуссии в России // Философские науки. 2014. № 1. С. 143–156. – 1 а.л.


2013


2012

 

Переиздания:

  • Вильгельм Дильтей (1833-1911) // История философии: Запад – Россия – Восток. Книга третья: Философия XIX–ХХ вв.: Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Мотрошиловой, А.М. Руткевича. – 2-е изд., испр. и доп. М. "Академический проект": 2012. С. 139–145. 
  • Время, история, жизнь, бытие (становление концепции Хайдеггера) // История философии: Запад – Россия – Восток. Книга четвертая: Философия ХХ века. Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Мотрошиловой, А.М. Руткевича. – 2-е изд., испр. и доп. М. "Академический проект": 2012. С. 27–29.

 

2009

  • Мейстер Экхарт в контексте современных интерпретаций // Сущность и слово. Сборник научных статей к юбилею профессора Н.В.Мотрошиловой. М., 2009. С. 493-516. – 1,5 а.л. (читать фрагменты статьи)
  • Прогностика тоталитаризма. Макс Хоркхаймер о политике // Политическое как проблема. Очерки политической философии ХХ века. М.: "Идея-Пресс", 2009. С. 50-72. – 1.26 а.л. 
  • Г.-Г. Гадамер // Философы ХХ в. Книга третья. М., 2009. С. - 1 а.л.  (посмотреть первую страницу [С. 42], смотреть С. 52читать фрагменты статьи)

 

2005-2000

 

1999 и ранее

 


Статьи для словарей и энциклопедий

 

Переводы

 

Рецензии и обзоры

 

Примечания, комментарии и редакторская работа

  • Примечания (К изданию: М.Мерло-Понти «Феноменология восприятия») СПб.: «Ювента» / «Наука», 1999. С. 597-604. 0,5 п.л. (В соавторстве с Вдовиной И.С.).
  • История философии. № 5. – Отв. ре­дак­тор. М.: «Издатель­ство Ин­ститу­та философии РАН». 2000 14 п.л.
  • История философии. № 8. – Отв. ре­дак­тор. М.: «Издатель­ство Ин­ститу­та философии РАН». 2001 10 п.л.
  • Левинас Э. Избранные работы. Т.2. 2005. 30 п.л. (в соавторстве с Вдовиной И.С. , Таври­зян Г.М.)
 

 

Выступления на телевидении и радио

 
  • 2007 г. - в год очередного юбилея выхода в свет «Бытия и времени», легендарного произведения М. Хайдеггера, событий, которые были приурочены к этой дате, было не счесть. Одной из таких акций стала телевизионная передача, вышедшая в эфир по инициативе редактора гуманитарных программ Общественного православного канала «Спас» Н.А. Мелетьевой. Она проходила в форме беседы об основных идеях этого произведения, длилась около 50 минут и, насколько мне известно, выходила в эфир пять раз (с ноября 2007 по апрель 2008). Сейчас ролик с этой передачей доступен в форме любительской записи на нескольких сайтах (например, здесь). Отмечу, что текстовые вставки во время передачи были позднее добавлены редакторами телевизионной программы. К комментариям на эту передачу в некоторых блогах я также не имею никакого отношения. 

Прямой эфир

 

 

Общественно-публицистическая деятельность, публикации и интервью

 

  • 2013 г., с 1 по 24 августа –  участие в организации митинга молодых ученых; выступление на митинге «Восстание чиновников». См. Восстание чиновников // Троицкий вариант - Наука. (Рубрика: Наука и общество) ТрВ № 136. 27 августа 2013 года. С. 6.
 
 

Основные научные результаты 

 

Исследованы основные этапы эволюции раннего периода философии Мартина Хайдеггера, в том числе:

показаны особенности рецепции философии жизни Хайдеггером, исследован начальный этап взаимоотношений философии Хайдеггера с феноменологией Гуссерля, в связи с чем сделаны следующие выводы:

2.1. борьба с феноменологией Гуссерля началась не в 1925 или 1923 гг., а уже в 1919 г.

2.2. Причиной несогласия с феноменологией Гуссерля является религиозная ориентация Хайдеггера

2.3. На основании анализа ранних лекций по феноменологии религии и мистики Хайдеггера сделан вывод, что традиционное мнение: что в наибольшей степени важными для него оказались «Логические исследования», а не произведения Гуссерля трансцендентального периода – на что неоднократно указывал сам Хайдеггер – нуждается в корректировке. 

 

Аннотации:

 

к 1): Хайдеггер потому предпочитает В. Дильтею графа Йорка фон Вартенбурга («Бытие и время», § 77), что в 1921-1923 гг. его собственное мышление претерпевает изменение в методах рассмотрения онтологической проблематики, в связи с чем ориентация на «историчность» (с 1925 г.), а не на историю (как в 1919-1921 гг.) соответствует стремлению историю не на основе традиционно понимаемой историчности человека (как у Дильтея и в немецкой исторической школе), а на историчности бытия. Показано также, что размышления графа Йорка, на которые Хайдеггер пытается при этом опереться, не являются онтологически ориентированными в хайдеггеровском смысле;

к 2):

2.2) Главное, что не устраивает Хайдеггера: то, что анализ религиозной жизни совершается в феноменологии Гуссерля наравне с прочими областями предметности, тогда как сам Хайдеггер старается показать исключительность, фундаментальность религиозного отношения;

2.3) Лекции по феноменологии религии и средневековому мистицизму свидетельствуют: в 1918 г. и, в несколько меньшей степени, в 1920-1921 гг. ведет скрытую полемику именно с первой книгой «Идей» Гуссерля (что заметно на используемой им терминологии и обсуждаемой проблематике). Именно «Идеи» становятся тем трудом, на котором в 1918-1921 гг. сосредотачивается основное внимание Хайдеггера (пусть и с явно выраженными критическими намерениями).