Институт Философии
Российской Академии Наук




  Соловьев Эрих Юрьевич
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Соловьев Эрих Юрьевич

Соловьев Эрих Юрьевич

Соловьев Эрих Юрьевич, главный научный сотрудник Института философии РАН

 

 

Год и место рождения


20 апреля 1934, г. Нижний Тагил Свердловской обл.

 

 

Образование


Философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1957)

 

 

Ученые степени

  • Кандидат философских наук, 1967: Экзистенциализм и научное познание (МГУ им. М.В.Ломоносова)
  • Доктор философских наук, 1991: Эпоха ранних буржуазных революций и практическая философия Канта (ИФ АН СССР)
Researcher ID

 

Ученые звания

Профессор (2002)

 

Сфера научных интересов

История западноевропейской философии нового и новейшего времени

 

Профессиональная деятельность
  • главный научный сотрудник Института философии РАН.
  • профессор Новгородского гос. университета им. Ярослава Мудрого, философский факультет, кафедра философской антропологии, 2002 по н.в.
  • ведущий / старший научный сотрудник Института философии РАН, сектор истории западной философии, 19701992.
  • зав. сектором социальной психологии и массовых движений Института международного рабочего движения (ИМРД), 19681970.
  • зам. заведующего отделом журнала «Вопросы философии», 19641968.
  • сотрудник редакции журнала «Вопросы философии», 19581964.
Лекционные курсы

Лекционные курсы по Реформации, Просвещению и моральной философии Канта (в разные годы).

 

 

  • Этика и философская антропология Канта //философский факультет Новгородского гос. университета (г. Великий Новгород), весенний семестр 2012 г.
  • Реформация и становление новоевропейской цивилизации: антропологический аспект // МГУ им. М.В.Ломоносова, философский факультет; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, философский факультет (2009). Фрагменты курса.
  • Этика Канта // Фрибурский университет (Швейцария), 1993.
  • Генезис и смысл концепций прав человека // Международная летняя философская школа «Политическая философия современности» (Киев, Пуща-Озерная), 1988.

Научное руководство

Подготовлено к защите 2 аспиранта.

 

Учебные и учебно-методические разработки

  • Раздел «Философия права» // Философия. Учебное пособие / Под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. М., 2003.
  • Главы «Личность». «Загадка антропогенеза» // Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Т.Фролова М.: Республика, 2003 (3-е изд.) С. 406416; 572589.
  • Отв. редактор (совм. с Н.В.Мотрошиловой и И.А.Михайловым) учебного пособия «История философии. Программа углубленного изучения (для студентов, аспирантов, преподавателей). М.: Феноменология-Герменевтика, 2000. Автор разделов: «Нравственно-правовые искания в эпоху Реформации», один из авторов раздела «Немецкая классическая философия».
  • Глава «Парадоксы реформации: от независимой веры к независимой мысли» // История философии: Запад–Россия–Восток. Учебное пособие: В 4 кн. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Кн. 2. Философия XVXIX вв. М.: ГЛК, 1996. 
  • Участие в авт. колл. книги: Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. М., 1989.

Исследовательские проекты

  • «Реформация и становление новоевропейской цивилизации», РГНФ (№ 06-03-00327а), 20062008.
  • «Общественная мораль», коллективный российско-белорусский проект (20062007).
Публикации КНИГИ

 

 

  • Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция, 2005.  Содержание
  • И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М.: Наука, 1993.
  • Непобеждённый еретик (Мартин Лютер и его время) [Серия Жизнь замечательных людей]. М.: Молодая гвардия, 1984.
  • Экзистенциализм и научное познание. М.: Высшая школа, 1966.

 

Коллективные монографии

(ответственный редактор)


  • Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном / Под ред. П. Козловски и Э. Соловьева. М.: Республика, 2000.
  • Иммануил Кант. Сочинения на немецком и русском языках: В 4 т. М.: Наука, 19962006. Т. III. Основоположение к метафизике нравов. Критика практического разума. М.: Наука, 1997.

 

 

СТАТЬИ

2019

  • Молодой Лютер и его Виттенбергские тезисы. Ч. 2 // Вопр. философии. 2019. № 12. С. 145‒161. DOI: 10.31857/S004287440007534‒2.

В статье анализируются Виттенбергские тезисы Мартина Лютера и их взрывной успех. Особое внимание уделено активности университетов и усилиям теологического просвещения. Анализируя текст Тезисов, автор выделяет два смысловых слоя: их экзотерическую составляющую и их эзотерию. В начале 20-х гг. XVIв. общественное мнение Германии откликнулось прежде всего на экзотерическую составляющую Тезисов. Теологические дискуссии стимулировали формирование идеологии общегерманского антипапистского протеста. Общество пришло в состояние эйфории, которая после гражданской («Крестьянской») войны, жестокого подавления крестьянского восстания и обострения территориальной междоусобицы, сменилась парализующим разочарованием. В годы становления немецкой лютеранской церкви её лидер был близок к тому, чтобы признать обнародование Тезисов трагической ошибкой. Однако в этот же исторический период Реформация вступает в новую фазу, заявляет о себе как общеевропейское общественное движение, скреплённое сетью международных контактов. Авторитет Тезисов и всей теологии молодого Лютера возрождается. При этом наиболее актуальными оказываются их глубинные, эзотерические смыслы.

2018

Статья представляет собой отклик на 500-летие Реформации, отмечавшееся в 2017 г. Автор пытается раскрыть глубинный цивилизационно обновительный смысл теологии молодого Лютера, полемически предъявленной в его Тезисах об индульгенциях (1517). В первой части статьи предпринята попытка социально-философского анализа эпохи Реформации. Автор считает возможным трактовать её как эпоху коммерциализма, определяющим началом которого был товарный обмен, опережающий товарное производство. Общество оказалось под властью цинично-торгашеского феодализма, который не только не давал выжить едва народившимся мануфактурам, но и тяготел к образованию наднациональной системы доходного крепостничества, напоминавшего древнеримское плантационное рабство. Коммерциалистский экономический цинизм вызвал деморализацию, затронувшую все традиционные сословия. Естественной реакцией на неё стал протест богобоязненного мирянина против «господства мамоны». Позднесредневековая церковь не смогла ни исцелить, ни умерить этих недугов. В статусе наднационального церквогосударства она сама проходит через фазу торгашески-феодального развращения. Предельным выражением этого процесса и стала торговля отпущениями (индульгенциями). Тупиковая духовная ситуация, в которой оказался сотериологически обеспокоенный христианин, не могла быть преодолена ни одним из рациональных средств, обсуждаемых в теориях идеологии. Из нее вывело парадоксальное учение о вере, которое начал строить Лютер и которое оказалось адекватным как мучительным нравственно-религиозным исканиям эпохи коммерциализма, так и объективному историческому вызову.

  • «Благослови свой синий окоём». Космоперсонализм и историософская ирония Максимилиана Волошина // М.А.Волошин: pro et contra, антология./ Сост.,вступ. статья, коммент. Т.А.Кошемчук. – СПб.: ЦСО, 2017 – 800 с. – (Русский Путь). М11. ISBN 978-5906623-12-16. С. 425–438.
  • Soloviev E.Yu. “Bless Thy Blue Panorama...”: The Cosmopersonalism and Historiosophic Irony of Maximilian Voloshin // Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 4. P. 346–359. DOI: 10.1080/10611967.2018.1473681.
  • Soloviev E. Yu. Historical-Philosophical Essayism // Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 4. P. 323–345. DOI: 10.1080/10611967.2018.1473680.
  • Soloviev E. Yu. Immanuel Kant: The Ethical Response to the Challenge of the Secularization Era // Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 4. P. 277-295. DOI: 10.1080/10611967.2018.1473677.
  • Soloviev E. Yu. On the Culture of Benevolence // Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 4. P. 296–322. DOI: 10.1080/10611967.2018.1473679.
  • Soloviev E. Yu. Paradoxes of the Reformation // Russian Studies in Philosophy. 2018. Vol. 56. No. 4. P. 250–276. DOI: 10.1080/10611967.2018.1473676.

2017

Статья представляет собой историко-философское исследование, разъясняющее оригинальную трактовку отношения философии и идеологии, которая родилась в пору «московской философской оттепели» и была подхвачена российскими философами-шестидесятниками. В центр внимания поставлена неомарксистская теория мышления, прорабатывавшаяся Э.В. Ильенковым, и неомарксистская теория сознания, заявленная М.К. Мамардашвили. Сходство и смысловое родство этих концепций автор видит: в употреблении понятия «идеология» исключительно в значении пейоратива (осудительно-негативного термина); в однотипном понимании «идеального» (Ильенков) и «формы» (Мамардашвили); в основательном продумывании ими обоими проблематики иллюзий, объективных видимостей, «объективных мыслительных форм» и «превращенных форм». Ильенков и Мамардашвили не просто находятся в многоплановой перекличке друг с другом. Оба они перекликаются еще и с Кантом как автором статьи «Ответ на вопрос: что такое просвещение?». Анализ этого «надвременного соавторства» позволяет увидеть, что борьба за освобождение людей из-под власти идеологий не может быть успешной (а) без коренной перестройки образования и (б) без философского просвещения, избавленного от изъянов и односторонностей просветительства.
В статье рассматриваются отношения философии и идеологии в условиях информационного противоборства (information warfare). Его характеризует феномен зеркальной идеологической симметрии, когда на обеих сторонах смыслового конфликта используются однотипная софистика и казуистика. Мобилизация массовых аудиторий, обеспечиваемая зеркальной идеологической симметрией, подчиняется двум главным интенциям: (а) предостережение и (б) воодушевление проектом. Эффект предостережения достигается посредством разжигания упреждающего недоверия, создания «образа врага», изобретательного компромата и насаждения культа бдительности. Типовой дискурс идеологических предостережений – это «коллаж из разрозненных информационных вспышек», допускающий потерю логической памяти и логическую бессовестность. Автор предлагает обратиться к самой дискурсивности речи и логической защите сознания и мышления средствами логико-лингвистического анализа. Воодушевляющие проекты достаточно точно отвечают понятию миссии и продолжаются и поныне, тая в себе опасность геополитических мифов, межнациональной нетерпимости и возрожденных историцистских спекуляций. По мнению автора, философским ответом на эти идеологические угрозы должна стать культура скептической верификации ожиданий и надежд, строгое различение программы и идеала (целевого ориентира) и дальнейшая разработка концепции открытой истории
  • Очаг просвещения на Чистых прудах // Вопр. философии. 2017. № 7. С.132–136.
2016
  • История философии в регистре публицистики // История философии в формате статьи / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: Культурная революция, 2016. С. 71–109.
2015
  • Категория толпы в поэтическом мышлении Лермонтова // Проблемы российского самосознания: мировоззрение М.Ю.Лермонтова. Материалы 11-й Всероссийской конф. Октябрь 2014. Москва-Пенза-Тарханы / Под ред. С.А. Никольского. М.: ИФ РАН, 2015. С. 103–121.
2014
  • История философии как музей и театр // История философии: вызовы XXI века. Материалы Международной научной конференции / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М.: Канон+, 2014. С. 41–46.
  • Историко-философская публицистика (приметы и требования) // Философия и культура. 2014. №5 (77). С. 731–744.
  • О культуре доброжелательства (заповедь любви к ближнему у Канта и Толстого) // Проблемы философии культуры. Вып. 2. М.: ИФ РАН. 2014. С. 62–93.

2013

  • Соловьев Э.Ю. Философско-исторические воззрения Герцена как проблема истории западноевропейской философии) // Александр Иванович Герцен и исторические судьбы России. Материалы Международной научной конференции к 200-летию А.И.Герцена (Москва, Институт философии РАН, 20–21 июня 2012 г.). М.: «Канон+РООИ «Реабилитация», 2013 С. 135–146.
Показано, что А.И.Герцен был таким представителем русской общественной мысли, который прямо и непосредственно работал на проблемном поле западноевропейской философии и может изучаться как фигура, принадлежащая ее истории. Этот новаторский тезис доказывается через анализ философско-исторических воззрений, представленных в книге «С того берега», где глава за главой предвосхищаются некоторые ключевые идеи А.Бергсона, Х.Ортеги-и-Гассета, Г.Зиммеля, К.Ясперса, К.Поппера и других представителей ныне доминирующей концепции «открытой истории». Впервые в историко-философской литературе выявлены моменты, в которых собственные догадки Герцена оказываются предвосхищенными в наследии Ренессанса и Просвещения. Особое внимание уделено замечательной работе Канта «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Высказано предположение, что если бы Герцен в начале 50-х гг. XIX в. обратился к тексту этой работы, то он, возможно, предъявил бы читателю первую в Западной Европе (и притом совершенно своеобразную) версию неокантианства. Это была бы концепция истории как учительной драмы, выявляющей взаимодополнительность реалистической политики и универсалистской морали, правового государства и ответственной низовой демократии, институты которой поколение за поколением воспитывают народ для народовластия.
  • Erik Iu Solov'ev. The Philosophical-Historical Views of Herzen as a Problem in the History of West European Philosophy // Russian Studies in Philosophy. Winter 2012-2013. Vol. 51. No 3. P. 8395. DOI 10.2753/RSP1061-1967510306
2012–2000
  • «Не дай мне Бог сойти с ума...» (максима самосохранения разума в антропологии Канта) // Историко-философский ежегодник 2011. М.: Канон+, 2012. С. 205–232.
  • Трагедия красоты в книге К.Кантора «Красота и польза» // Вопросы философии. 2012. № 12. С. 177–188.
  • Могилы марксистов на кладбище русских литераторов // Долг и любовь. Сборник филологических работ в честь 65-летия профессора М.В.Михайловой. Статьи, рецензии, эссе. М.: Кругъ, 2012. С. 14–19.
  • Перевод с немецкого: Юрген Хабермас. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека (Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 2010. Hft. 3. S. 343–356) // Вопросы философии. 2012. № 2. С. 66–80.
  • Философско-правовые глубины чеховского рассказа «Злоумышленник» // Философия и культура. 2011. № 6. С. 87–98.
  • Антиномии правосудия в художественной прозе Чехова // Проблемы российского самосознания: Мировоззрение А.П.Чехова. Материалы Седьмой Всероссийской конференции. Москва–Ростов, 2011. С. 23–34.
  • Этика ненасилия и проблема правового нигилизма // Проблемы российского самосознания: Философия Льва Толстого. Материалы Шестой Всероссийской конференции. Москва–Тула, 2011. С. 14–27.
  • О трафаретных предрассудках в толковании генезиса и смысла прав человека // Философия в диалоге культур. Материалы Всемирного Дня философии (ноябрь 2009). М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 136–154.
  • Антитетика массового сознания // Открывая Грушина. М.: МГУ, 2010. С. 129–139.
  • Кант на все времена // Философия и этика. Сборник научных трудов к 70-летию академика А.А.Гусейнова. М.: Альфа-М, 2009. С. 104120. 
  • Экзистенциальная сотериология Мераба Мамардашвили // Мераб Константинович Мамардашвили [серия Философия России второй половины XX века]. М.: РОССПЭН, 2009. С. 174–202.
  • Предопределение и твердая воля в теологии Жана Кальвина // Философия и культура. 2009. № 10. С. 31–42.
  • Реформация и становление новоевропейской цивилизации // Вестник РГНФ. 2009. № 1 (54). С. 68–75.
  • Реформация как цивилизационный «геологический сдвиг» // Берестень (философско-культурологический альманах). 2009. № 1 (3). С. 79–87.
  • Человек под допросом (нелживость, правдивость и право на молчание) // Логос. Спецвыпуск. 2008. № 5 (68). С. 23–34.
  • Критико-верификационная функция философии // Актуальные проблемы сквозь призму философии. Ежегодник МИОН. Вып. 2. Новгород Великий. 2008. С. 77–89.
  • Вторая формула категорического императива в морально-правовом учении Вл. Соловьева // Иммануил Кант: Наследие и проект / Под ред. В.С.Степина, Н.В.Мотрошиловой. М., 2007. С. 550558. 
  • Самосознание против самолюбования // Проблемы российского самосознания: Материалы 1-й Всероссийской конференции, Москва-Орел, 2006 / Под ред. С.А.Никольского. М.: ИФРАН, 2007. С. 3843.
  • Историко-философское исследование как пример транскультурной коммуникации (рецензия на кн.: Рыскельдиева Л.Т. Деонтология в истории философии) // Альманах «Totallogy». Вып. 13. Киев, 2006 (0,6 а.л.).
  • Карательная справедливость и юридический гуманизм // Справедливость и ненасилие: российский контекст. Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2006 (2,5 а.л.).
  • Основные паттерны новоевропейской цивилизации: «трудоголик», «профессионал», «предприниматель», «правозащитник» // Интернет-сайт «Этика: информационный ресурс» (ethicscenter.ru/solov-1). 2006 (1,6 а.л.).
  • И. Кант: этический ответ на вызов эпохи секуляризации // Историко-философский ежегодник'2004. М.: Наука, 2005. С. 209–226.
  • Провидение против фатума // Философия и история философии: актуальные проблемы. К 90-летию академика Т.И.Ойзермана. М., 2004. С. 382–396.
  • Переосмысление талиона. Карательная справедливость и юридический гуманизм // Новый мир. 2004. № 4. С. 123143.
  • Секуляризация–историцизм–марксизм (тема человекобожия и религии прогресса в философской публицистике С.Н. Булгакова // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. 2004. № 2.
  • Момент дикости (о правах человека, правосудии и водке) // Индекс: Досье на цензуру. 2003. № 18.
  • Человекобожие и религия прогресса в публицистике С.Н.Булгакова // Вопросы философии. 2002. № 7.
  • Гуманитарно-правовая проблематика в философской публицистике В.С.Соловьева // Соловьевский сборник. Материалы международной конференции «B.C.Соловьев и его философское наследие» (Москва, 2830 августа 2000 г.) / Под ред. И. Борисовой и А. Козырева. М.: Феноменология-Герменевтика, 2001. С. 2951.
  • Секуляризацияисторицизммарксизм: тема человекобожия и религии прогресса в философской публицистике С.Н.Булгакова // Вопросы философии. 2001. № 4. С. 3137.
  • Понятие права у Канта и Гегеля (вгляд из русской традиции и современности) // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном / Под ред. Петера Козловски и Эриха Соловьева. М.: Республика, 2000. С. 272–286.
Ранее (выборочно)
 
Энциклопедии

 
Статьи на иностранных языках

  • The Philosophical-Historical Views of Herzen as a Problem in the History of West European Philosophy // Russian Studies in Philosophy. Winter 2012-2013. Vol. 51. No 3. P. 8395.
  • The Philosophical-Legal Depth of Chekhov’s Story «A Malefactor». Philosophical Views of Leo Tolstoy and Anton Chekhov // Russian Studies in Philosophy. 2011. Vol. 50. No 2. P. 7082.
  • The Existential Soteriology of Merab Mamardashvili // Russian Studies in Philosophy. Vol. 49, no. 1 (Summer 2010). P. 5373.
  • The Institute of Philosophy Has Long Been an Institution of Civil Society // Russian Studies in Philosophy. Vol. 48, no. 1. 2009. P. 83100.
  • Erich Ju. Solowjow. Die zweite Formel des kategorischen Imperativs in der moralisch-rechtlichen Lehre Wladimir Solowjows // Kant in Spiegel der russischen Kantforschung heute / Hrsg. von Nelly Motroschilowa und Norbert Hinske. Stuttgart; Bad Cannstatt: Frommann-Holzboorg, 2008. S. 145–152.
  • The Humanistic-Legal Problematic in Solov'ev's Philosophical Journalism // Studies in East European Thought. Special Issue / Ed. by Evert van der Zweerde. Vol. 55, No. 2. 2003. P. 115139.  
  • SekularisationHistorizismusMarxismus. Menschgottum und Fortschrittreligion in der philosophischen Publizistik S.N. Bulgakovs // Das Christentum und die totalitären Herausforderunden des 20. Jahrhunderts: Rußland, Deutschland, Italien und Polen im Vergleich / Hrsg. von Leonid Luks. Köln; Weimar; Wien: Böhlau Verlag, 2002. S. 89101.
  • Der Begriff des Rechts bei Hegel und Kant // Die Folgen des Hegelianismus (Philosophie, Religion und Politik im Abschied von der Moderne / Hrsg. von Peter Koslowski. München: Wilhelm Fink, 1998.
  • Ethische Begründung des Rechts bei Vladimir Solovi'ev // Russisches Denken im europaeischen Dialog / Hrsg. von Maria Deppermann. Innsbruck; Wien: Studien-Verlag, 1998. S. 311318.
  • Law as Politians' Morality // Justice and Democracy: Cross-Cultural Approach. Honolulu, 1997.
  • Not a Forecast, but a Social Prophesy // Studies in East European Thought 45, no. 12. P. 3749.
  • Die Entstehung einer personalistischen Philosophie im heutigen Russland // Studies in Soviet Thought 44. 1992. P. 193201.
 
Перевод с немецкого

 

 

Научно-организационная работа

  • Член Ученого совета Института философии РАН и член его экспертной комиссии.
  • Член Диссертационного совета Института философии РАН Д.002.015.01 (специальность ВАК 09.00.04, этика):
  • Руководитель методологического семинара отдела истории философии.
  • Член редколлегии «Историко-философского ежегодника».
Конференции, выступления

2019

  • Выступление на симпозиуме «Нравственная философия и этика» на тему «О персоналистском и социоцентристском подходе к морали». 12 марта 2019 г., Институт философии РАН). https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2019/11_03_19/programma_070319.pdf
  • Доклад «Советская философия и феномен шестидесятничества» в рамках научно-методологического семинара сектора истории западной философии «История философии: наследие и проект», 28 мая 2019 г. https://iphras.ru/event_28_05.htm

2018

  • Доклад «Идеологии как объект философской критики» на Круглом столе «Философия и идеология; иллюзия деидеологизации» Общеинститутского семинара ИФ РАН, 1 марта 2018 г. https://iphras.ru/1_03_2018.htm

2017

  • Выступление по докладу В.М.Межуева «Философия как идеология» // Общеинститутский семинар ИФ РАН, 27 апреля 2017 г. https://iphras.ru/27_04_17.htm
  • Доклад «Морально-правовое учение Канта как “немецкая теория французской революции”» // Научно-методологический семинар сектора истории западной философии «История философии: наследие и проект», 13 апреля 2017 г. https://iphras.ru/13_04_2017_soloviev.htm
2015
  • 12-я Всероссийская конференция «Проблемы российского самосознания: историческая память народа». Май 2015, Институт философии РАН, Москва-Махачкала, доклад «В.С. Соловьев об исторической памяти и сознании вины».
  • Участие во встрече юристов и философов Москвы и Санкт-Петербурга «Право и время (современный российский опыт)». Институт философии РАН. Декабрь 2015. Выступление «О понятии провизорной нормы».
  • Доклад «Философско-исторические воззрения Герцена как проблема истории западноевропейской философии» // Международная научная конференция Александр Герцен и исторические судьбы России, к 200-летию со дня рождения А.И.Герцена (Москва, Институт философии РАН), 20–21 июня 2012.
  • Доклад «История философии как музей и театр» // Российская научная конференция История философии: вызовы XXI века (Москва, Институт философии РАН), 15–16 ноября 2012.
  • Доклад «Понятие права в учении Иммануила Канта о вечном мире: значение для современной доктрины и практики» // Шестые Сенатские чтения (Санкт-Петербург, Конституционный Суд Российской Федерации), 24 марта 2011.
  • Доклад «Философско-правовые глубины чеховского рассказа Злоумышленник» // Седьмая Всероссийская конференция Проблемы российского самосознания: философия А.П.Чехова (Москва–Ростов), Институт философии РАН, 12–15 октября 2010.
  • Доклад «Теория ненасилия и проблема правового нигилизма» // Пятая Всероссийская конференция Проблемы российского самосознания: философия Льва Толстого (Москва–Тула), Институт философии РАН, 20–22 мая 2010.
  • Доклад «Два трафаретных предрассудка в ос­вещении генезиса и смысла прав человека» // Международная конференция Философия в диалоге культур (Всемирный день философии). Круглый стол «Освобождаясь от стереотипов в истории философии» (Москва, Институт философии РАН), 17 ноября 2009.
  • Доклад «Теория ненасилия и проблема правового государства» // Международный Кантовский конгресс (Москва, Институт философии РАН), июнь 2004.
  • Доклад «Экзистенциальная сотериология Мераба Мамардашвили» // Межвузовская конференция Чаадаев и Мамардашвили (Пермский политехнический университет, Пермь), октябрь 1995. Текст доклада.

Видеозаписи


Интервью, рецензии, публикации в СМИ о Э.Ю.Соловьеве
  • Соловьев Э.Ю. Специальный выпуск журнала «Russian Studies in Philosophy», 2018, vol.56, №4 (США, Университет штата Сев. Каролина): «Special Issue: Contemporary Russian Philosophers. Erikh Yu. Soloviev». Содержит вводные оценочно-рекомендательные статьи проф. М.Ф.Быковой (pp. 233-236) и проф. Н.В.Мотрошиловой (pp. 237-249).
  • Гуревич П.С. Послесловие к 75 летнему юбилею выдающегося отечественного философа Эриха Юрьевича Соловьева // Философия и культура. 2009. № 9. С. 9–36.
  • Максимов С.И. Эриху Юрьевичу Соловьеву – 75 лет [pdf] // Проблеми фiлософii права. 2008–2009. Т. VI–VII. С. 253–254.
  • Соловьев Э.Ю. Институт философии уже давно был институтом гражданского общества (интервью записал А.Черняев) // Наш философский дом. К 80-летию Института философии РАН. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 454–476.
  • Ойттинен, Веса. «Кантианский утопизм» в философии Э.Ю.Соловьева // Свободная мысль. 2008. № 3. С. 173–184.
  • Апресян Р.Г. Категорический императив: мораль – право – история (К выходу в свет книги Э.Ю.Соловьева «Категорический императив нравственности и права») // Вопросы философии. 2007. № 7. С. 167–175.
  • Просторное слово авторитетов (Беседа Т.А.Уманской с Э.Ю.Соловьевым) // Вопросы философии. 2004. № 4. С. 81–91 (перепечатано в кн.: Как это было: Воспоминания и размышления / Под ред. В.А.Лекторского. М.: РОССПЭН, 2010).
Организационно-проектная деятельность
  • Член оргкомитета Международного Кантовского конгресса в Москве (Москва, ИФ РАН, июнь 2004).
  • Член оргкомитета Международной конференции по «Феноменологии духа» Гегеля (Москва, ИФ РАН, июнь 2007).
Членство в Академиях, союзах, обществах и организациях
  • действительный член Российской Академии гуманитарных исследований (1995);
  • член Союза журналистов СССР (с 1965).
Награды, медали, почетные звания
  • медаль Института философии РАН «За вклад в развитие философии» (2010).