Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


ЛЁВИТ (Löwith) Карл (9 января 1897, Мюнхен – 24 мая 1973, Гейдельберг) – немецкий философ. Добровольцем принимал участие в 1-й мировой войне. В 1918 в Мюнхене начал обучение биологии, впоследствии – философии (у Гайгера, Пфендера, Вебера). В 1919–22 слушал лекции Гуссерля и Хайдеггера, под руководством которого в 1923 защитил диссертацию о Ницше. В том же году последовал за Хайдеггером в Марбург, где завязалась дружба и знакомство с Гадамером. До 1934 – приват-доцент. Спасаясь от преследований национал-социалистов, перебирается в Италию, а в 1936–41 получает профессуру в Японии. В 1930-х гг. исследования Лёвита посвящены историко-философским проблемам (Кьеркегор, Ницше, Буркхард, Гегель). С 1941 работает в США: до 1949 – на теологическом факультете Хартфорда (Коннектикут), в 1949–52 – в Новой школе социальных исследований (New School for Social Research). Опираясь на Буркхарда, занимался исследованием теологических предпосылок философии истории («Смысл истории» – Meaning of History, 1949, нем. вариант, 1953). При содействии Гадамера в 1952 получил приглашение в Гейдельберг. В работе «Хайдеггер – мыслитель в скудное время» (Martin Heidegger – ein Denker in dürftiger Zeit, 1953) Лёвит продолжил начатую еще в 1930-х полемику со своим учителем. В марксизме, историзме и экзистенциальной философии Лёвит видел пример апорий, в которые попадает философия, следующая традиции исторического мышления, определенной христианской теологией. Антропоцентризм в христианской антропологии, представление о мире, созданном для человека и предоставленном в его распоряжение, открыли путь к профанации природы в естественных науках и технике. Христианское мировоззрение заменило цикличное понимание времени античности, ориентированное на природу, линейным, телеологическим представлением о времени и представлением о необратимости исторического процесса. Такие мыслители, как Ницше, Маркс, Хайдеггер, К.Шмитт, абсолютизировали человеческое существование, видя в нем сферу «подлинного бытия». Современный историзм знаменует собой окончательный разрыв между историей человека и природой. В своих трудах Лёвит посредством деструкции исторического миросозерцания пытается восстановить непосредственность «доисторического» сознания. Как и Беньямин, он руководствуется идеей самоистолкования исторического материала, который необходимо не «интерпретировать», но «заставить говорить» с помощью сравнительного метода. Человеческая культура и моральная деятельность в качестве опоры и масштаба требуют сознания «неизменной и для себя сущей природы». К неизменной природе человека принадлежат, по мнению Лёвита, кроме биологических данностей также язык, культура и бытие с другими людьми.


Сочинения:

1. Sämtliche Werke, Bd. 1–9. Stuttg., 1981–88;

2. Mein Leben in Deutschland vor und nach 1933. Stuttg., 1986;

3. Der Mensch inmitten der Geschichte. Philosophische Bilanz des 20. Jahrhunderts. Stuttg., 1990.

И.А.Михайлов