Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


УКАЗАТЕЛЬ ПО ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Направления, системы, школы

Доктрины, концепции (вады)

Категории, понятия

Философы, индологи

Тексты

Общие статьи

 

 

Направления, системы, школы

Абхидхарма

Адвайта-веданта

Адживика

Амаравиккхепики

Апарантакаппики

Астика-настика

Аюрведа

Буддизм

Буддийская философия

Ваджраяна

Вайбхашика

Вайшешика

Ватсипутрия

Веданта

Вибхаджьявада

Вишишта-адвайта

Вишуддха-адвайта

Джайнизм

Джайнская философия

Дхармагуптака

Индийская философия

Индуизм

Йога

Йогачара

Кашьяпия

Ламаизм

Локаятики

Мадхьямика

Махасангхика

Махишасака

Миманса

Навья-ньяя

Неоведантизм

Ньяя

Ньяя-вайшешика

Паривраджаки

Прасангака-мадхьямика

Пуббантакагаппики

Пурва-миманса – см. Миманса

Самматия – см. Ватсипутрия

Санкхья

Саутрантика

Сватантрика-мадхьямика

Стхавиравада

Тантризм

Тхеравада

Уддхамагхатаники

Уттара-миманса – см. Веданта

Чарвака

Шабда-адвайта

Шиваизм кашмирский

 

Доктрины, концепции (вады)

абхихита-анвая («связывание [уже] выраженного») – учение о смысле слов в предложении (философия языка)

аджати-вада – см. Мадхьямика

анатма-вада – доктрина не-души (буддизм)

анвита-абхидхана («выражение связанного») – учение о смысле слов в предложении (философия языка)

анэканта-вада – теория неоднозначности истины (джайнизм)

апоха-вада – теория обозначения через исключение (буддийский номинализм)

артха-крия-каритва – доктрина «сущего в действующем» (буддизм)

асаткарья-вада – учение о непредсуществовании следствия в причине

ачинтья-бхеда-абхеда – непостижимость сходства я различия (в соотношении Абсолюта и эмпирического мира – разновидность веданты)

бимба-пратибимба-вада – учение об образе и прообразе (в соотношении Абсолюта и эмпирического мира – разновидность веданты)

бхеда-абхеда – учение о тождестве и различии (в соотношении Абсолюта и эмпирического мира – разновидность веданты)

виварта-вада – учение об иллюзорной модификации причины

виджняна-вада – доктрина абсолютного идеализма (буддизм)

восьмеричный путь – буддийское учение о пути освобождения

дришти-сришти-вада – учение о видении как творении (веданта)

ишвара-вада – учение об Ишваре, теизм

кхьяти-вада – теория ошибок (логика)

кшаника-вада – учение о мгновенности дхарм (буддизм)

ниришвара-вада – атеизм

нихсвабхава-вада – см. Шунья-вада

нияти-вада – доктрина детерминизма (адживика)

панчавидхакальпана – пятиричное ментальное конструирование (буддизм)

паратах-праманья – учение о несамодостоверности знания (эпистемология ньяи и вайшешики)

паринама-вада – учение о модификации причины (санкхья)

пратитья-самутпада – учение о взаимозависимом возникновении (буддийская доктрина причинности)

пудгала-вада – учение об индивиде (буддизм)

сарвастивада – учение о существовании всех дхарм (буддизм)

саткарья-вада – учение о предсуществовании следствия в причине

свабхава-вада – учение о собственной природе вещей

сватах-праманья – учение о самодостоверности знания (миманса, веданта)

четыре благородные истины – основные принципы буддизма

шунья-вада – учение о всеобщей относительности (буддизм)

ядриччха-вада – учение о случайности

 

Категории, понятия

абхава – небытие

аваява – часть, член силлогизма

аваявин – целое (проблема части и целого)

авидья – метафизическое неведение

адришта – невидимый фактор (механизм действия кармы в вайшешике)

адхарма – недобродетель, порок

аланкара – украшение (термин эстетики)

алаявиджняна – «сокровищница сознания» (буддизм)

анвая-вьятирека – со-присутствие – со-отсутствие (логические термины)

антахкарана – внутренний орган (антропология)

анумана – логический вывод (источник достоверного познания)

апрама – см. прама-апрама

аптавачана – словесное свидетельство авторитетной личности (источник достоверного познания)

апурва – результат без причины (механизм действия кармы в мимансе)

артха – значение, цель, объект, польза

артхапатти – гипотетическое умозаключение (источник достоверного познания)

архат – совершенная личность (буддийский святой)

асравы – «притекания» (психологические препятствия для освобождения)

атман – душа, абсолют

аханкара – принцип индивидуации

ахимса – непричинение вреда

аятаны – см. дхармы

бандха – космическое закабаление

бодхисаттва – «тот, чья сущность – просветление» (буддийский святой)

брахман – высший принцип, абсолют

буддхи – познавательный акт, интеллект

бхава – бытие, становление (диспозиции сознания в санкхье и эстетике)

бхрама – заблуждение, ошибка

бхуты – материальные элементы (натурфилософия)

вада – учение, спор ради истины (ньяя)

виджняна – различающее познание

витанда – эристический спор

вишеша – особенное, специфическое

вритти – функционирование перцептивных, моторных и ментальных способностей индивида (термин эстетики)

вьявахарика-парамартхика – эмпирическая и высшая истины

вьякта-авьякта – проявленное-непроявленное (понятия санкхьи)

вьяпти – «проникновение», импликация (термин логики)

гуна – качество, свойство

гуны – силы-субстанции (санкхья)

даршана – «ви́дение», доктрина

джалпа – софистистический спор

джати – род, псевдоответ (категория ньяи)

джива – индивидуальная душа, жизненный принцип

джняна – знание

джнятри – субъект познания

доши – негативное состояние сознания в ньяе (термин эстетики)

дравья – субстанция, вещь

дриштанта – наглядный пример (в логике)

духкха – неудовлетворенность (общеиндийская категория)

дхарма – закон, долг (общеиндийская категория)

дхармы – элементы существования (буддизм)

дхату – см. дхармы

дхвани – резонанс, косвенный смысл (термин эстетики)

дхьяна – медитация

индрии – способности восприятия и действия

Ишвара – Демиург

кайвалья – см. мокша

кальпана – мысленное конструирование

кама – чувственное удовольствие

караки – факторы действия (в лингвофилософии)

карана-карья – причина-следствие

карма – действие, движение

каруна – сострадание

клеши – аффекты

лакшана – 1) определение в логике, 2) термин эстетики

лила – космическая игра Божества

линта-шарира – см. сукшма-шарира

лока – мир

майтри – добрая воля, благоволение

майя – сила иллюзии

манас – психический орган

мокша – освобождение (общеиндийская категория)

ниграхастхана – причина поражения в споре

видана – см. пратитья-самутпада

нийога – обязательство

нирвана – «угасание», высшая цель человека в буддизме, освобождение от перерождений

нирвикальпа-савикальпа – допредикативное-предикативное познание

нирджара – неразрушаемое, бессмертное

нирная – изыскание (категория ньяйи)

падартха – объект слова, категория

папа-пунья – проступок-заслуга

парамартхика – см. вьявахарика-парамартхика

парамиты – совершенства

праджня – мудрость

прайоджана – намерение, мотивация (категория ньяйи)

пракрити – материально-психическое начало в санкхье

пралая – растворение, космическая ночь

прама-апрама – достоверное-недостоверное знание

прамана – средство (или источник) достоверного познания

прамея – объект достоверного познания

прана – жизненная энергия

пратибха – интуиция

пратьябхиджня – узнавание

пратьякша – чувственное восприятие (источник достоверного познания)

пудгала – индивид (буддизм), материя (джайнизм)

пунья – см. папа-пунья

пуруша – человек, высшее духовное начало в санкхье

пурушартха – цели человека (аксиология)

раджас – см. гуны

раса – вкус, эстетическое удовольствие

самавая – присущность (вайшешика)

самадхи – йогическое сосредоточение, экстаз

саманья – общее, универсалия

самвара – препятствие (джайнизм)

сансара – перерождение

санскары – психические отпечатки (в йоге)

саншая – сомнение

сарводайя – общество всеобщего благосостояния (Ганди)

сарга – «испускание», творение

сат – сущее

сатта – существование

саттва – см. гуны

сат-чит-ананда – бытие-сознание-наслаждение как природа Брахмана (веданта)

свабхава – собственная природа

свалакшана – собственная характеристика дхарм в буддизме

сиддханта – положение, доктрина

скандхи – см. дхармы

смрити – «припоминание», священное предание

спанда – космическая пульсация

спхота – «вспышка» (вечный и неделимый архетип звука и смысла)

сукшма-шарира – тонкое тело

сутры – афоризмы

тамас – см. гуны

танматры – тонкие элементы (в санкхье)

тарка – дискурс

таттва – сущность, истина

татхата – таковость (понятие буддизма)

трайрупья – трехвидовый признак вывода в логике.

трикайя – три тела Будды

тримурти – три образа, или троица (Шива, Вишну и Брахман) (в индуизме)

упадхи – ограничивающие условия (веданта)

упамана – сравнение (источник достоверного познания)

хетвабхаса – ошибки основания вывода

хету – основание вывода

чакры – энергетические центры (тантризм)

чатушкотика – тетралемма

чит – абсолютное сознание

читта – психика (в йоге)

читта-бхуми – уровни сознания (в йоге и буддизме)

чхала – некорректный ответ в споре

шабда – звук, словесное свидетельство

шакти – сила, энергия

шарира – тело

шила – нравственность

шуньята – относительность, пустота

 

Философы, индологи

Абхинавагупта

Аджита Кесакамбали

Анандагири

Арьядэва

Асанга

Буддхагхоса

Бхававивека

Бхартрихари

Бхасарваджня

Бхаскара

Бхаттачарья К.

Валлабха

Варшаганья

Васубандху

Вачаспати Мишра

Вивекананда

Виджняна Бхикшу

Вьомашива

Гангеша

Ганди

Гхош Ауробиндо

Дайянанда Сарасвати

Дас Бхагаван

Дасгупта С.

Дев Атма

Джаянта Бхатта

Джина Махавира

Дигнага

Дойссен П.

Дхармакирти

Дхармоттара

Камалашила

Кумарила Бхатта

Кундакунда

Мадхва

Маккхали Госала

Маллишена

Мандана Мишра

Нагарджуна

Пакудха Каччана

Панини

Поттер К.

Прабхакара Мишра

Пракашатман

Прашастапада

Пурана Кассапа

Радхакришнан С.

Рамануджа

Рой P.M.

Санджая Белаттхипутта

Сиддхасена Дивакара

Сурешвара

Тагор Р.

Удаяна

Уддйотакара

Хакер П.

Хемачандра

Чандракирти

Чандрамати

Шанкара

Шридхара

Щербатской Ф.И.

 

Тексты

Абхидхамма-питака – см. Трипитака

«Абхидхармакоша»

«Артхашастра»

«Брахма-сутры»

«Бхагавадгита»

«Вайшешика-сутры»

«Вакьяпадия»

«Веданта-сутры» – см. «Брахма-сутры»

Веды

Виная-питака – см. Трипитака

«Дхаммапада»

«Йога-бхашья»

«Йога-сутры»

«Мадхьямика-карика»

«Мандукья-карики»

«Махабхашья»

«Милинда-паньха»

«Миманса-сутра-бхашья»

«Миманса-сутры»

«Ньяя-бхашья»

«Ньяя-сутры»

«Падартхадхармасанграха»

Праджняпарамитские сутры

«Праманасамуччая»

«Прасаннапада»

«Санкхья-карика»

«Санкхья-сутры»

«Сарва-даршана-санграха»

Сутта-питака – см. Трипитака

«Таттвартхадхигама-сутра»

«Таттва-санграха»

Типитака – см. Трипитака

Трипитака

«Чарака-самхита»

«Шаддаршана-самуччая»

«Шрибхашья»

«Юктидипика»

 

Общие статьи

Абсолют (в индийской философии)

Атомизм (в Индии)

Время (в индийской философии)

Пространство (в индийской философии)

Солипсизм (в индийской философии)

Универсалии (в индийской философии)

Философия (в Индии)

Философия языка (в Индии)

 

 

В.Г.Лысенко