ПРАКАШАТМАН (санскр. Prakāśātman) (др. имена – Свапракашанубхава, Пракашатмаяти) (кон. 12 – нач. 13 в.) – индийский философ и теолог, последователь адвайта-веданты и основатель одного из главных течений в послешанкаровой адвайте – школы виварана. Школа виварана получила название по одному из центральных произведений Пракашатмана – «Панча-падика-виварана» («Толкование пятиглавия»); это комментарий на произведение Падмапады «Панча-падика», которая в свою очередь является субкомментарием на Комментарий Шанкары к «Брахма-сутрам». Был непосредственным учеником адвайтиста Ананьянубхавы. Пракашатман прославился активной полемикой с махаянистскими направлениями буддизма; в отличие от буддистов он считает, что сам факт узнавания, или припоминания (пратьябхиджня), человеком себя как субъекта познания уже предполагает некую непрерывность и согласованность феноменов, а значит, и относительную самодостаточность эмпирического мира. Антимахаянистская направленность учения Пракашатмана приводила к тому, что майя в нем переставала рассматриваться как «космическая иллюзия», но начинала приобретать известную самостоятельность, все больше напоминая первоматерию (Пракрити) в системе санкхья. В своих взглядах на природу индивидуальной души Пракашатман склонялся к доктрине бимба-пратибимба-вада (учение об образе и прообразе), поскольку она предполагает отражение высшего Брахмана в относительно самостоятельном и реальном зеркале майи. Последователями Пракашатмана были адвайтисты Шрихарша, Читсукха и др.
1. Pañcāpādika-vivaaṇa.– «Vizianagram Sanskrit Series», N 5, v. 1–3. Литература: 1. Cammann К. Das System des Advaita nach der Lehre des Prakāśāmans. Wiesbaden, 1965. H.В.Исаева
|
|||||
|