Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


ПАРАТАХ-ПРАМАНЬЯ (санскр. parataḥprāmāṇya – достоверность, [зависящая] от другого) – в индийской философии общее обозначение эпистемологических доктрин, отрицавших внутреннюю самодостоверность знания (как в учениях типа сватах-праманья) и утверждавших, что истинность или неистинность знания зависит от внешнего источника. Этот постулат разделяли идеалистические школы буддизма (прежде всего виджняна-вада), а также ньяя и вайшешика. Паратах-праманья относится прежде всего к праманам – источникам достоверного познания (восприятие, логический вывод, аналогия, словесное свидетельство и т.п.). Она утверждает, что ни один из них не является самодостаточным и для доказательства своей истинности нуждается в дополнительной верификации с помощью другого источника. Однако найяики вынуждены были признать, что последовательное проведение этого принципа приводит к регрессу в бесконечность (anavasthā): одно суждение для доказательства своей истинности нуждается в другом, то в свою очередь в третьем и т.д. Чтобы избежать этого, некоторые мыслители ньяи, в частности Вачаспати Мишра, допускают существование самодостоверных суждений (phalajñāna). Буддисты виджняна-вады, признавая, что источник достоверности вербального знания лежит «вне него», настаивают на том, что источник его недостоверности, напротив, «внутри него». Все перцептивные суждения (савикальпа пратьякша), выходящие за рамки непосредственного восприятия (нирвикальпа пратьякша), не могут не быть ложными, поскольку опираются на вымышленные вербальные конструкции (викальпа). См. также Нирвикальпа–савикальпа.

В.Г.Лысенко