ДРИШТИ-СРИШТИ-ВАДА (санскр. dṛṣṭi sṛṣṭi vāda, букв. – учение о видении, [равнозначном] творению) – направление в рамках адвайта-веданты, основные идеи которого заложены в трудах последователей Шанкары – Сурешвары (8 в.) и Сарваджнятмана (10 – нач. 11 в.). Крупнейшим представителем дришни-сришти-вады был ведантист Пракашананда (16 – нач. 17 в.), автор трактата «Сиддханта-муктавали». Трактуя майю как абсолютно иллюзорную, Пракашананда считал, что в адвайте не может идти и речи о какой бы то ни было причинности, т.к. существование объектов целиком сводится к их воспринимаемости. Множественность душ для него была совершенно иллюзорной, а весь мир в конечном счете оказывался порождением одного-единственного сознания. Если направление «виварана» в послешанкаровой адвайте сделало ряд шагов в сторону сближения с санкхьей, то солипсистская по своему духу концепция дришти-сришти-вада знаменует вторую крайнюю точку в развитии адвайты, почти смыкаясь с положениями буддийской виджняна-вады. Н.А.Исаева
|
|||||
|