ЧИТТА-БХУМИ (санскр. cittabhūmi – ступени мысли) – уровни состояния менталитета-читты, различаемые Вьясой уже в его комментарии к «Йога-сутрам» (I.1). 5 уровней читта-бхуми составляют восходящую иерархию и характеризуются как сознание «разбросанное» (кшипта), «замутненное» (мудха), «рассеянное» (викшипта), «однонаправленное» (экагра) и «остановленное» (нируддха). «Йогизированными» ступенями считаются только две последних. На первой ступени спонтанная связь сознания с объектами наиболее прочна, на второй ослабляется, на третьей уже может регулироваться субъектом. На четвертой ступени сознание аутентично «освещает» объект, ослабляет корневые установки сансарного сознания (клеши) и узы кармы, и индивид достигает «йоги с осознанием» (сампраджнята-йога). На пятой ступени наступает сосредоточение «без осознания» (асампраджнята). Читта-бхуми можно определить, т.о., как классификацию уровней связи сознания с объектами, начинающуюся с максимального и завершающуюся нулевым. B.К.Шохин
|
|||||
|