Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


БУДДХИ (санскр. buddhi – пробуждение) – в космологии санкхьи первый эманат Пракрита (он же Махат – «Великий») и высшее гунное (см. Гуны) ментальное начало, соответствующее приблизительно способности суждения. В «Санкья-карике» и у ее комментаторов буддхи определяется как «решение» (адхьявасайя), которое можно понимать и как познавательное определение (типа: «Это – горшок», «Это – ткань»), и как практическое (типа: «Я предназначен для того», «Я должен сделать это»), а также как субстрат 8 диспозиций сознания: добродетель, знание, бесстрастие и сверхспособности с их противоположностями – недобродетелью, незнанием, пристрастием и бессилием (ст. 23). Буддхи возглавляет иерархию всех индрий и ментальных начал (ст. 36). По Вачаспати Мишре, подобно тому как надзиратели деревни передают собранный налог далее по инстанциям, индрии передают свое отражение объектов манасу, тот – аханкаре, а тот – буддхи. Но функции буддхи этим не ограничиваются: как начало, наиболее приближенное к Пуруше (как министр – к царю), буддхи осуществляет реально все «вкушение» опыта Пурушей и одновременно различает «тонкую границу» между ним и Пракрита (ст. 37). Деятельность всесильного «министра» оставляет, т.о., самого царя в роли пассивной санкционирующей инстанции при решении всех его задач. Эти сложные взаимоотношения поставили перед санкхьяиками проблему определения «сотрудничества» Пуруши и буддхи, которая решается через модели их отражения друг в друге, при котором одно начало принимает видимость другого. Проблема различения Атмана и буддхи решалась и ведантистами, притом близко к тому, что предлагали санкхьяики. По «Упадешасахасри» Шанкары, сама идея «Я – созерцатель» не могла бы осуществиться без отражения Атмана в буддхи (II. 18.89), а в «Брахма-сутра-бхашье» качествами буддхи названы желание, ненависть, радость, страдание, которые образуют свойства души (джива), когда Атман находится в сансарном состоянии; по ассоциации с буддхи Атману приписывается и непричастный ему атомарный размер (II.3.29 и т.д.).

В.К.Шохин