Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Новая философская энциклопедия
Главная страница » Книги » Новая философская энциклопедия »

Новая философская энциклопедия


НАГАРДЖУНА (санскр. Nāga-arjuna – Змей-древо) (150 до н.э.– 250) – основоположник мадхьямики, автор ее базисных текстов. Причислен к просветленным существам, или бодхисаттвам, махаяны и совершенным магам, или сиддхам, ваджраяны. О Нагарджуне известно только из агиографических источников, описывающих его как сверхъестественное существо, жизнь которого длилась от 400 до 600 лет в подвигах во славу махаяны. Возможно, он был брахманского рода из Южной Индии, мастером философской полемики и медитации, творцом более дюжины религиозных и логико-диалектических произведений, хотя в китайских и тибетских переводах сохранилось около 200 приписываемых ему трудов: от комментариев на буддийские сутры до руководств по алхимии, врачеванию, металлургии и т.д.

В научной буддологии Нагарджуну принято считать автором «Мадхьямика-карики» и доктринально родственных трактатов, в которых комментировались и защищались в полемике идеи ранней махаяны. В этих текстах (некоторые из них дошли до нас и на санскрите) использовались различные подходы, в  т.ч. и метод негативной диалектики, для передачи неописуемости недвойственного Абсолюта через отдельные мадхьямиковские учения: о тождестве нирваны и сансары, о пустоте, об отсутствии во всеобщей относительности и взаимообусловленности независимой сущности, о двух истинах – условной и безусловной, о двух телах Будды, о двоякой практике Просветления – посредством накопления нравственности (пунья) и интуитивно-йогических знаний (джняна) и т.д. Труды Нагарджуны изучались и комментировались в течение всего периода индийского буддизма, эта традиция продолжается до сих пор в тибето-монголо-российском и в определенной степени в китайско-японском буддизме.


Литература:

1.  Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990;

2.  Lamotte É. Le Traité de la grande vertu de saggesse de Nāgārjuna (Mahāprañā-pārami-tashāstra), t.1–5. Louvain, 1944–80;

3.  Ramanan K.V. Nāgārjuna’s Philosophy. Delhi, 1978;

4.  Lindtner Ch. Nagarjuniana. Studies in the Writings and Philosophy of Nāgārjuna. Cph., 1982;

5.  Tola F., Dragonetti C. On Voidness. A study on Buddhist Nigilism. Delhi, 1995.

В.П.Андросов