СВАБХАВА-ВАДА (санскр. svabhāvavāda – доктрина собственной природы) – раннее натуралистическое учение Индии, исключавшее как трансцендентного агента мироздания, так и значение его причинностного объяснения. Впервые зафиксировано в «Шветашватара-упанишаде» (I.2), но восходит, по крайней мере частично, к Маккхали Госале (Дигханикая I.53–54), у которого бытие всех существ определяется, помимо принципов необходимости и «окружающей среды», их «собственной природой» (bhāva). По «Буддачарите» Ашвагхоши, сторонники свабхава-вада объясняют действием свабхавы и контакт чувств с объектами, и взаимокоординацию материальных элементов, и остроту шипа наряду с пятнистостью оленя, отстаивая и принцип детерминизма: IX.59–62). Свабхава-вада была актуальна также в эпоху философских систем: комментаторы «Санкхья-карики» упоминают ее в качестве одной из альтернатив трактовке мира как манифестации «непроявленной» первоматерии Пракрити. В.К.Шохин
|
|||||
|