АПТАВАЧАНА (санскр. aptavācana) – словесное свидетельство авторитетного лица (разновидность шабды), термин индийской эпистемологии, обозначающий один из источников достоверного познания (прамана). Признается ньяей, а также мимансой и ведантой. С т.зр. ньяи словесное свидетельство может служить праманой, если оно исходит от апты – мудреца или святого, познавшего Веды и шастры (традиционные науки) в акте мистического прозрения. В обычной жизни это лицо, обладающее высокими моральными качествами и компетенцией в какой-либо области. При этом среди авторов ньяи наблюдается тенденция отдавать предпочтение именно компетенции. Если Ватсьяяна замечает, что авторитетное лицо может быть и иноземцем (а значит, стоять вне индуистской дхармы – религиозно-морального порядка), то Вачаспати Митра вообще не предъявляет к нему никаких моральных требований, полагая, напр., что, вор, совершивший ограбление, является самым авторитетным рассказчиком об этом происшествии. В более поздние времена логики ньяи уточняли, что слово реализует свою функцию праманы только в том случае, если смысл утверждения заслуживающего доверия лица понят правильно. Вайшешики считают, что аптавачана является разновидностью логического вывода (анумана). Не случайно, что в отличие от мимансаков и найяиков, признававших самоценность слова, вайшешики, не создали ничего значительного в области философии языка. В.Г.Лысенко
|
|||||
|