ВИБХАДЖЬЯВАДА (санскр. vibhājyav āda – учение о различении) – одно из двух основных, а именно южное, разветвлений стхавиравады (наряду с сарвастивадой). По схеме А.Баро, вибхаджьявада идентифицировалась ок. 2 в. до н.э.; ее основные ответвления – дхармагуптака, махишасака, кашьяпия, и именно вибхаджьяваде были наиболее близки позиции «ортодоксов» тхеравады. Основные источники для изучения воззрений вибхаджьявады – тексты сарвастивадинов, прежде всего «Махавибхаша» (1–2 вв.). В противоположность сарвастиваде вибхаджьявада отрицает возможность деградации для «совершенного» – архата. В отличие от сарвастивадинов, считавших, что бодхисаттва постепенно постигает четыре благородные истины, вибхаджьявада настаивает на том, что он «реализует» их мгновенно. Вибхаджьявада расходится с ними и в трактовке реинкарнации: она отрицает признаваемое ими и ватсипутриями наличие промежуточного состояния между смертью и следующим рождением (antarābhava). Вибхаджьяваде принадлежали новые трактовки теории дхарм. Закон обусловленного происхождения состоянии бытия индивида (пратитья-самутпада) сам обладает необусловленной природой (asaṃskṛta), равно как и высшие состояния «совершенства», а также три дхармы «угасания» дхармической активности (в классическом буддизме – «прекращение», «просветление» и «нирвана»), но в конечном счете необусловлены (вопреки взглядам дарштантики) и некоторые обусловленные проявления всех дхарм. «Силу» (будь то физическую, как у слонов, или духовную, как у Будды и бодхисаттв) следует считать отдельным дхармическим началом. И неаффектированное сознание (akliṣṭa) может обусловливать продолжение функционирования факторов обычного существования: бодхисаттва может, спустя определенный промежуток времени, родиться вновь. Даже в бесформенном мире (arūpaloka) существует какая-то субтильная материя, а гласные звуки каким-то образом являются результатами действия закона кармы. В.К.Шохин
|
|||||
|