СТХАВИРАВАДА, стхавира (от санскр. sthavira, букв. – старейшины) – одна из двух первых школ, на которые разделился первоначальный буддизм либо на Втором буддийском соборе в Вайшали (возможно, ок. 380), как считает В.Гейгер, либо, согласно А.Баро, на Третьем соборе в Паталипутре, проходившем между началом и серединой 3 в. до н.э. в эпоху правления не то Калашоки, не то Махападмы Нанды. В буддийских текстах называются разные причины раскола: замеченные странствующим монахом Ясой (Яшасом) нарушения предписаний Винаи монахами общины Вайшали (они послужили поводом созыва Второго собора); пять техисов о природе архата как несовершенной, выдвинутые Махадэвой [1 – архат еще поддается соблазнам; 2 – архат еще не свободен от неведения; 3 – архат еще сомневается в Дхарме (Учении); 4 – архат еще нуждается в помощи других на пути к освобождению; 5 – он может достичь освобождения произнесением определенных слов и медитацией]; несогласие некоторых членов общины считать каноническим изложение Учения Анандой и споры о языке, на котором проповедовал Будда. Оппонентами стхавиров стали махасангхики («члены большой общины»). Примерно в период правления Биндусары (293–268 до н.э.) от школы стхавиров откололась школа ватсипутрия (по имени ее основателя Ватсипутры), разрабатывавшая концепцию пудгалы – псевдосубъекта, носителя кармы, обеспечивающего действие закона кармы в разных рождениях субъекта. От ватсипутриев вскоре откололись школы хаймавата, дхармоттария, бхадарания, самматия и саннагарика, разошедшиеся по вопросам абхидхармы. Поскольку все названные школы склоняются к концепции пудгалы, их адептов обобщенно называли пудгалавадинами («сторонниками доктрины пудгалы»). На Четвертом буддийском соборе (или Втором соборе в Паталипутре), созванном Ашокой (ок. 247–236 до н.э.), произошло разделение стхавиров на вибхаджьявадинов и сарвастивадинов. Вибхаджьявадины («аналитики», «делающие различие») получили свое имя благодаря председателю собора Тиссе Моггалипутте, выразившему их теоретическую позицию словом «вибхаджья» – «разделение существующего и несуществующего». Сарвастивадины получили имя за концепцию о том, что все дхармы, в т. ч. прошлые и будущие, существуют (сарвам асти), хотя и особым образом (в непроявленном состоянии). Вероятно, к кон. 3 в. от вибхаджьявады отпадают школы махишасака и дхармагуптака, оставшиеся вибхаджьявадины делятся на школы тхеравадинов (палийский синоним стхавиравадинов – «сторонников старой мудрости», или «сторонников учения старейшин») и кашьяпиев. Ок. 250 до н.э. учение тхеравадинов было завезено на Шри-Ланку монахом Махиндой. Как отмечается в цейлонских хрониках Дипавамса (IV.6.13) и Махавамса (III.40), тхеравадины приняли это имя потому, что, считали (и считают) свой вариант буддизма наиболее близким к оригинальной проповеди Будды. Канон тхеравады Типитака (см. Трипитака), записанный на пали, провозглашается ими «исходящим из уст самого Учителя».
1. Bareau A. Buddhist Schools of Hinayāna.– Encyclopedia of Religion, ed. M.Eliade, v. 2. Ν. Υ., 1987. H.А.Канаева
|
|||||
|