The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
III Летняя школа  
23 июня – 7 июля, 2006
 

Тематическая программа

 
Лекции

Р.Г.Апресян
Об относительности абсолютного и относительного в морали.
Экологическая этика.
Конфуцианское Золотое правило.
Принцип предосторожности.
Этика использования космического пространства.

К.Баллестрем (K.Ballestrem)
Проблемы международной справедливости
Политическая этика и понятие справедливости.
Теории международной справедливости.
Кто ближний наш? Моральная уместность границ.
Богатые страны, бедные страны: проблемы обмена и компенсаций.
Права человека и гуманитарные интервенции.

Н.Васильевене
Опыт внедрения этических принципов в деятельность промышленного предприятия.

А.А.Гусейнов
Почему и как возможны моральные абсолюты.
Парадоксы морали: основной перечень.
Парадоксы морали: способ решения.
Разумная вера Л.Н.Толстого.

Л.Т.Ретюнских
Игровые методы в преподавании философии и этики

К.А.Свасьян
Мораль в эпоху науки

1. Введение в проблему: «двойная истина» средневековой философии как парадигма современной духовности.
2. Возникновение науки в смене мировоззренческого гегемона: знание вместо веры.
3. Эпоха Просвещения, или экспансия научного типа мышления на все доминионы культуры. Гетерогенность «чистого разума» и «практического разума».
4. Научный агностицизм = моральный нигилизм. Неморальность науки как оборотная сторона ненаучности морали.
Рекомендуемые публикации

Э.Ю.Соловьев
И.Кант: этический ответ на вызов эпохи секуляризации.

Б.Г.Юдин
Этические проблемы науки и техники
1. Наука, техника, ценности. Различные трактовки соотношения между наукой и техникой, с одной стороны, и социальными ценностями, с другой.
2. «Внутренняя» и «внешняя» этика науки и техники. Этические нормы взаимоотношений внутри научного сообщества.
3. Основные дилеммы, характерные для этики научно-технической деятельности. Социальная ответственность в сфере фундаментальных исследований и в сфере приложений науки и техники.

Дискуссии

Тлетворность любви (по роману Дж.Фаулза «Коллекционер» - zip-архив 280 Kb) (ведущий - Р.Г.Апресян)
Золотое правило  нравственности в реальном опыте нравственной жизни человека (на основе текста: «Золотое правило нравственности») (ведущий - А.А.Гусейнов)
Кризис оснований морали. Тупики и перспективы (ведущий - К.А.Свасьян )

Мастер класс

• Когнитивная философская игра «Прощение» (Л.Т.Ретюнских, С.И.Левикова)

Круглые столы

• Важнейшие тенденции в преподавании этики и других философских дисциплин в высшей школе.
Перспективы обновления содержания и методов образования в наших университетах.

Презентации

• Метод ситуационного анализа в преподавании социальных и гуманитарных дисциплин: Опыт проектных исследований (О.В.Артемьева, О.В.Зубец, А.В.Прокофьев)
Будущее учебное пособие по экологической этике (А.А.Сычев)
• Учебное направление «Прикладная этика» (М.Л.Клюзова, А.В.Прокофьев)
Учебник «Этика» - 6 класс для общеобразовательной средней школы (Е.В.Кундеревич).

Видеопросмотры
и дискуссии

Весна, лето, осень, зима... и снова весна  (Spring, Summer, Fall, Winter... and Spring). 
Южная Корея - Германия,  2003. 103 мин.
Режиссер: Ким Ки-Дук (Kim Ki-Duk).
Мнения сторон (Taking Sides). Великобритания-Франция-Германия-Австрия, 2001. 108 мин.
Режиссер: Иштван Сабо (Szabo, Istvan).
Хаос (Kaos). Часть 2. Италия,  1984.  45 мин.
Режиссер: Паоло Тавиани (Paolo Taviani), Витторио Тавиани (Vittorio Taviani).
Эксперимент (Experiment, das). Германия,   2000.  114 мин.
Режиссер: Оливер Хершбигель (Oliver Hirschbiegel).
(ведущая - П.А.Гаджикурбанова)

Обновление: 06.03.2007.