The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
III Летняя школа
23 июня – 07 июля 2006

Презентация учебника «Этика»
6 класс для общеобразовательной средней школы.

Авторы: Ефименко В.В., Кундеревич Е.В.

Учебный предмет «Этика» является обязательной программной дисциплиной в средней школе в 5 и 6 классах с 2005-06 уч года. Темы учебника совпадают с темами учебной программы, утвержденной Министерством образования Украины.

Цель: содействовать распространению этического знания в средней школе.

В 5 классе материал распределен по двум разделам: «Человек и его деятельность», «Мир начинается с меня». Программа 6 класса последовательно дополняет пройденные темы 5 класса. В 6 классе это уже четыре раздела. Содержание соответствует возрастным особенностям школьников. В учебнике рассматриваются вопросы из истории этических учений, а также внимание уделяется принципиально-важным положениям современной морали. Учебник проиллюстрирован произведениями мирового искусства. Методический аппарат предполагает разнообразные формы работы учеников. Отрывки из классики литературы, цитаты, притчи и легенды, дополнительная информация поможет лучше понять и усвоить учебный материал.

Структура учебника:

«Этика» 6 класс.

Вступление.
Для чего изучаем этику. Когда и почему возникла мораль.
Тема 1. Ценности человека в современном мире.
Тема 2. Человек – частичка Вселенной.
Тема 3. Нравственное измерение общения.
Тема 4 . Ценности гражданского общества.
Содержание учебника.

«Этика» 6 класс

Вступление
Для чего изучаем этику
Когда и почему возникла мораль
Что означает придерживаться норм этикета в повседневной жизни

Тема 1. Ценности человека в современном мире
Поговорим о ценностях
Человеческая жизнь как наивысшая ценность в современном мире
Трудно ли быть человеком
Когда человека называют «щедрая душа»
Как нужно жить, чтобы наши души определяли как прекрасные
Почему моральные ценности называют жизненными ориентирами
В чем состоит сила человеческого духа
Что такое долг
Что значит быть взрослым и самостоятельным
Как защитить или сберечь честь и достоинство
Что такое справедливость? Что называют несправедливостью
Легко ли быть справедливым
Как противостоять несправедливому
Почему без труда жизнь человека теряет смысл
Трудолюбие как моральное качество
Что означает «творить себя трудом»
Почему любой труд уважаем
Что такое идеал
Как мы выбираем идеалы
Как отличить идеал от кумира
Как приблизиться к своему идеалу

Тема 2. Человек – частичка Вселенной
Является ли человек частью природы
Как культурный человек должен относиться к природе
Что означает «беречь природу». Моральные обязательства человека относительно природы
Как связаны окружающий мир и здоровье человека
Что означает быть «здоровым человеком»
Какие привычки вредные
Что означает познать себя
Почему нужно управлять своими чувствами и поступками. Что такое «искусство управлять собой»
Что означает быть развитым человеком
Какая деятельность развивает человека
Как сделать свободное время содержательным и интересным
Что такое хобби
Какую роль играют эмоции и чувства в жизни человека. В чем сила моральных чувств
Как научиться культуре чувств
Почему любовь определяют как наивысшее чувство. Что означает любить
Есть ли отличия между влюбленностью и любовью. Как научиться любить

Тема 3. Нравственное измерение общения
Как возникают и сохраняются моральные ценности общества
Что такое общечеловеческие ценности
Как мораль регулирует отношения и общение людей
Что такое толерантность. Как проявлять толерантность в общении с людьми
Что такое уважение. Что означает уважать других
Как разделить радость и печаль другого человека
Что такое милосердие
Кого называют альтруистом, а кого – эгоистом
Как сочувствовать и проявлять милосердие словом и делом
Место духовности и религиозности в жизни человека. В чем состоит феномен веры
Что такое религиозные чувства и почему их нужно уважать
Какие религиозные конфессии есть в Украине
Что означает быть толерантным к представителям других религий. Как вести себя в храме

Тема 4. Ценности демократического гражданского общества
Почему человека определяют наивысшей ценностью демократического общества
Почему мораль гражданского общества называют гуманистической
Может ли быть свобода основой моральности
Что понимают под свободой выбора, действия, воли
Что означает быть самим собой
Лицемер
Может ли человек быть и оставаться собой в обществе
Что такое права и свободы человека
Почему права человека есть ценностью гражданского общества
Как уважать и защищать права человека в демократическом обществе
Как соотносятся право, свобода и долг
Что такое социальная справедливость
В чем мы все равны, хотя и не одинаковы
Что требует от нас разнообразие жизни в гражданском обществе
Как соотносятся мораль и закон (право) регуляторы жизни граждан в демократическом обществе
Что означает равенство всех граждан перед законом
Что такое гражданская позиция человека
Почему гражданская позиция является ценностью демократического общества
В чем состоит чувство достоинства гражданина

 

Обновление: 07.03.2007.