The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
III Летняя школа
23 июня – 07 июля 2006

А.А.Гусейнов
Цикл лекций

Предлагаемый цикл лекций является продолжением спецкурса, прочитанного мной на II (прошлогодней) Летней Школе и посвященного концепции негативной этики. В этом году я попытаюсь показать, как идея негативного поступка работает в реальном опыте морального сознания и позволяет найти решения проблем, которые без нее кажутся неразрешимыми.

1. Почему и как возможны моральные абсолюты?

В этой лекции будет:

1) показано, что этический абсолютизм, имеющий много разновидностей и полней всего разработанный Кантом, является выражением, обобщением и продолжением логики морального сознания в том виде, в каком оно функционирует в повседневном опыте общественной жизни;
2) рассмотрены основные аргументы против этического абсолютизма, согласно которым абсолютная мораль а) предполагает абсолютного субъекта, б) не может быть трансформирована в конкретные поступки, в) релятивирует все реально практикуемые формы морали;
3) предложено решение, замыкающее абсолютность притязаний морали на исходные ограничения, которые она налагает на человеческое поведение.

2-3. Парадоксы морали

В этих двух лекциях будут систематизированы и описаны основные парадоксы морального сознания, которые неизбежно возникают из-за того, что обладая изначальностью (абсолютностью) по отношению к сознательной (целесообразной) деятельности и будучи ее пределом, мораль не может обнаружиться нигде, помимо этой деятельности, и в то же время не может воплотиться ни в одном из ее проявлений.

Речь пойдет о следующих парадоксах: 1) парадокс порочной добродетели; 2) парадокс ненамеренного зла; 3) парадокс морального совершенства; 4) парадокс морального самозаконодательства; 5) парадокс морального нигилизма; 6) парадокс тайного добродеяния. Эти парадоксы получают разрешение, если рассматривать их как обобщение способа существования морали в форме запретов и негативных поступков.

4. Золотое правило нравственности
в реальном опыте нравственной жизни человека

Четвертая лекция посвящена золотому правилу нравственности. И я бы хотел, чтобы это было что-то среднее между лекцией, семинаром и «круглым столом». Участникам предлагается ее полный текст для того, чтобы они могли заранее сформулировать вопросы и критические замечания (при этом имеется в виду не только критика того, как золотое правило интерпретируется мной, но и критика самого золотого правила). На мой взгляд, основной акцент следует сделать на возражениях, которые обычно выдвигаются против золотого правила и стали почти расхожими (в тексте они даны как возражения Канта). Я буду отстаивать точку зрения, что золотое правило – не содержательное требование, а формула, с помощью которой индивид в сомнительных случаях проверяет нравственную доброкачественность своих поступков и что наиболее строгой, адекватной его формулировкой является самая «эгоистическая» и негативная из всех существующих: Не делай другим того, чего не желаешь себе.

Текст лекции «Золотое правило нравственности»
Библиография по теме «Золотое правило»

 

Литература:

 

Обновление: 05.05.2006.