The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
III Летняя школа
23 июня – 07 июля 2006

К.А.Свасьян
Мораль в эпоху науки: К этической специфике нигилизма

5. Кризис оснований морали. Тупики и перспективы.

Позволительно было бы расширить проблемное поле европейской культуры в переходе от XIX века к XX-му рядом «неклассических» дискурсов, среди которых проблема морали занимает одно из центральных мест. Это переходное время характеризуют обычно словом «кризис», имея в виду, с одной стороны, кризис умонастроений и т. п., с другой же стороны, кризис оснований науки. Мы будем придерживаться именно этого второго значения. Имеется в виду в первую очередь «кризис оснований физики» или «кризис оснований математики», которые уже в первых десятилетиях ХХ века вывели естествознание, научное мышление вообще в новые «неклассические» измерения дальнейшего развития. Если перенести этот тип рефлексии с сугубо научной проблематики на моральную, то можно будет говорить о «кризисе оснований морали» в ничуть не менее точном смысле, чем это говорится в отношении физических или математических дисциплин. В этом отношении значимость Ницше для моральной сферы окажется сопоставимой со значимостью перехода математики от прежней аналитической модели к новой «аритмологической» или перехода физики от прежнего каузального к новому вероятностному типу интерпретации. Но в ницшевской философии засвидетельствован тупик морали, тогда как открытым в ней остается вопрос о возможных перспективах. Перспективой была бы попытка естественного объяснения морали, в линии природы и эволюции; эта попытка была предпринята Р. Штейнером, начиная с 80-хх гг. XIX столетия, в его философских трудах, от «Основных черт познания гётевского мировоззрения» до «Философии свободы».

Литература:

  • Штейнер Р. Очерк теории познания гётевского мировоззрения. М.: Парсифаль, 1993.
  • Штейнер Р. Философия свободы. Ереван: Ной, 1993.

 

 

Обновление: 21.03.2006.