The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
III Летняя школа
23 июня – 07 июля 2006

Б.Г.Юдин
Этические проблемы науки и техники

2. «Внутренняя» и «внешняя» этика науки и техники. Этические нормы взаимоотношений внутри научного сообщества.

Профессиональная и социальная ответственность ученого. Различные социальные роли ученого: исследователь, автор, эксперт-рецензент, преподаватель, консультант, популяризатор. Методологические и этические нормы исследовательской деятельности: соотношение между ними. Ориентация исследовательского акта на изучаемый объект, но вместе с тем и на «другого». Моральная значимость методологических норм науки.

Этические нормы авторства и соавторства научных публикаций. Институт рецензирования научных статей как механизм их валидизации; этические аспекты рецензирования. Моральная ответственность эксперта как отдельного профессионала и как представителя дисциплинарного сообщества. Преподавательская деятельность ученого и воспроизводство научного сообщества. Преподавание как трансляция норм и ценностей науки. Популяризация науки и ее этические аспекты. Проблемы взаимодействия ученых со СМИ. Рекомендации Английского королевского общества, посвященные взаимодействию ученых с прессой.

Нормы научного этоса по Р. Мертону: универсализм, коллективизм, бескорыстие, организованный скептицизм. Их последующая критика и модификация: Мертон об амбивалентности норм научного этоса.

Литература:

  • Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983, С. 5-49.
  • Современная западная социология науки: Критический анализ. М., 1988.
  • Фролов И. Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. М., 1986. С. 59-110.
  • Этика и ответственность науки // Человек, 2000, № 5.
  • Философия и методология науки: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996, С. 469-476.
  • Философия науки: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2004. С. 317-327; 405-422.

 

Обновление: 21.03.2006.