Резюме группового обсуждения
В ходе заключительных занятий педагогического практикума членам трех ассоциаций, состоящих из участников проекта «Развитие этического образования в высшей школе», был предложен следующий вопрос: «Как вы планируете свою деятельность по внедрению результатов проекта после завершения III Летней школы?» Каждый из членов ассоциаций предложил собственную конкретизированную программу действий, опирающуюся на опыт работы в предыдущие годы. Индивидуальные программы участников были обобщены модераторами групп в виде характеристики основных направлений деятельности. Это обобщение и приводится ниже.
Основные направления деятельности участников проекта «Развитие этического образования в высшей школе» по внедрению его результатов
Направление I . Преобразование преподавательской и методической работы участников в соответствии с приоритетами проекта
- Расширение этико-прикладного и этико-профессионального компонента в этических и общефилософских курсах, разработка самостоятельных (в том числе элективных) курсов по подобной тематике, повсеместное подключение к тем формам работы, а также к тем внутривузовским экспериментам и проектным начинаниям, которые позволяют добиваться этого;
- введение в систему преподавания этики методики ситуационного анализа и изменение в этой связи (в пределах собственной компетенции) учебно-методической документации;
- введение в систему преподавания этики других нетрадиционных методик обучения, обсуждавшихся на летних школах (в том числе, интерактивных, игровых и т.д.);
- использование в преподавательской практике такого способа презентации этически значимых ситуаций как кинофильмы, внедрение в курсы этики кинодискуссий с использованием приемов их ведения, изученных в ходе летних школ;
- переориентация научной работы студентов на проблематику проекта (как за счет изменения целей и задач студенческих научных обществ, так и за счет руководства индивидуальными исследовательскими темами);
- организация внеучебной деятельности студентов, связанной с этической проблематикой (олимпиады по этике, практическое решение нравственных проблем студенческого самоуправления и т.д.);
- подготовка учебных курсов для будущих преподавателей – аспирантов – с учетом приоритетов проекта (различные аспекты прикладной и профессиональной этики для аспирантов философских специализаций, «этика науки» – для всех изучающих дисциплину «Философия и история науки»);
- участие в этическом образовании вне системы ВУЗов (повышение квалификации муниципальных чиновников, социальных работников, медиков, обучение членов биомедицинских комитетов и т.д.);
- выявление возможностей, направлений и форм преподавания этики в школе; определение роли ситуативно-иллюстративной составляющей школьного этического образования;
- подготовка учебников и учебно-методических пособий по этике с использованием методики ситуационного анализа (в том числе, коллективного учебно-методического пособия, предполагающегося планом работы самого проекта).
Направление II.. Преобразование научно-исследовательской деятельности участников в соответствии с приоритетами проекта
- использование работы над тематикой проекта для организационного объединения этического академического сообщества в таких формах как региональные ассоциации этиков и региональные научные центры
- разработка исследовательских кейсов и выявление исследовательского потенциала тех учебных кейсов, которые разрабатываются каждым участником проекта; оформление результатов в виде публикаций в научных журналах и сборниках.
Направление III . Информирование общественности о целях, формах работы и результатах проекта.
- выступления-презентации на заседаниях кафедр, ученых советах, учебно-методических объединениях с предварительным распространением печатных материалов проекта среди тех, от кого зависит образовательная политика в рамках учебного заведения;
- организация семинаров и круглых столов с преподавателями из собственных учебных заведений и из других ВУЗов; проведение той же работы в режиме интернет-конференций, личного и e - mail общения;
- распространение информации о целях и результатах проекта в студенческой аудитории в ходе лекционных курсов, семинарских занятий и внеучебной работы;
- подготовка публикаций о ходе реализации проекта в центральных, региональных и внутривузовских СМИ;
- введение ссылок на деятельность проекта в научные и научно-методические публикации, инспирированные участием в проекте или пересекающиеся по своей проблематике с его целями и задачами;
- распространение информации о портале ethicscenter.ru, позволяющем заинтересованным преподавателям самостоятельно ознакомиться с содержанием и ходом реализации проекта, вступить в общение с его организаторами и участниками, выдвинуть свои предложения о сотрудничестве.
|