The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
III Летняя школа
23 июня – 07 июля 2006

Р.Г.Апресян
Конфуцианское Золотое правило
В зеркале современных обсуждений

Аннотация

1. Конфуцианская этика представляет одну из немногих интеллектуальных традиций, в которых Золотое правило (ЗП) было не только высказано (высказывается оно практически во всех относительно развитых культурах), но и подробно нормативно-этически контекстуализировано. Как и в христианстве, в конфуцианстве, ЗП – один из основополагающих принципов, характеризующих способ мотивации действия (см. Лунь Юй 5:24), но не его содержание.

В китайской философии нет собственной традиции теоретической рефлексии относительно ЗП. Современные обсуждения конфуцианских высказываний, содержащих ЗП и соотнесенных с ним, полностью релевантны европейской традиции осмысления ЗП.

2. Конфуцианский нормативно-этический контекст ЗП задается тремя принципами: жень – человеколюбие, чжун – преданность (государю) и шу – снисхождение (забота о людях), и нормативно-ценностно ЗП однозначно ассоциируется с этим этическим содержанием. В восприятии современных исследователей ЗП неразрывно с определенными аспектами конфуцианской эпистемологии, антропологии и этики. Обращаемость, предполагаемая ЗП и основывающаяся на воображаемом обмене ролями, связывается с особой ролью познавательной интуиции, единства сердца-и-ума в постижении человеком другого, а также в признании конечной родственности всех людей. ЗП возможно, поскольку человеческая природа изначально добра. Действие ЗП опосредствовано ожиданием непринужденности влечения (спонтанности) и требованием (само)ограничения. С последним связаны особые интерпретации смыслов негативной и позитивной формулировок ЗП.

3. ЗП, как и все другие правила и принципы предлагаются в наставлении государю (правителю) и мудрецу. И хотя последователи Конфуция универсализируют ЗП, его определяющей особенностью (в сравнении с христианским ЗП) является то, что, предполагая обращаемость ролей и позиций, ЗП не основывается на равенстве участников коммуникации.

Источники

  • Да сюэ [10:1]; Лунь Юй [4:15; 5:12; 6:28; 12:2; 15:24]; Чжун юн [13]; Мэн-Цзы [1,А,7; 1,B,4; 4,А,10; 7,А,17] // Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») / Пер. с кит. и коммент. Отв ред. Л.С.Переломов. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2004.

Комментарии, анализ, полемика

  • Кобзев А.И. Жэнь; Чжун Шу // Китайская философия: Энциклопедический словарь / Гл. ред. М.Л.Титаренко. М.: Мысль, 1994.
  • Ткаченко Г.А. Жэнь; Конфуцианство // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М.: Гарадрики, 2001.
  • Allinson R.E. The Confucian Golden Rule: a Negative Formulation // Journal of Chinese Philosophy. 1985, № 12. P. 305–315.
  • Allinson R.E. The Golden Rule as the Core Value in Confucianism & Christianity: Ethical Similarities and Differences // Asian Philosophy. 1992, № 2. P. 173–185.
  • Bo Mou. A Reexamination of the Structure and Content of Confucius' Version of the Golden Rule // Philosophy East & West. Vol. 54, № 2 (April 2004). Р. 218–248.
  • Fingarette H. Following the "One Thread" of the Analects // Journal of the American Academy of Religion. Vol. 47/S (September 1980) (Thematic Issue S). P. 373–405 [в особенности Р. 375].
  • Hōchsmann H. Love and the State in Plato and Confucius // Dao. A Journal of Comparative Philosophy. Vol. II, №1 (December 2002). P. 97–116.
  • Nivison D.S. Golden Rule Arguments in Chinese Moral Philosophy // Nivison D.S. The Ways of Confucianism: Investigations in Chinese Philosophy. Chicago; La Salle: Open Court, 1996. P. 59–76.
  • Wang Q.J. The Golden Rule and Interpersonal Care – From a Confucian Perspective // Philosophy East and West. Vol. 49, № 4 (1999). Р. 415–438.
  • Wattles J. The Golden Rule. New York; Oxford: Oxford University Press, 1996. Р. 15–26.

Библиография по теме: «Золотое правило»

 

 

Обновление: 01.06.2006.