The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
III Летняя школа
23 июня – 07 июля 2006

К.А.Свасьян
Мораль в эпоху науки: К этической специфике нигилизма

4. Научный агностицизм = моральный нигилизм. Неморальность науки как оборотная сторона ненаучности морали

В XIX веке проблема морали (которая и возникает впервые как проблема) полностью стоит в свете, падающем на нее от естествознания. Тем временем само научное мышление обнаруживает себя не только как фактический и темпорально обусловленный агностицизм, но и как агностицизм принципиальный. Дюбуа-Реймон лишь подвел итоги общего настроения, сведя пафос научного знания к формуле: Ignoramus et ignorabimus (не знаем и не будем знать). Решающим, однако, было то, что этот агностицизм обнаружил себя как раз на фоне абсолютизации научного знания под знаком формулы «знание – сила». Абсурд ситуации бросался в глаза: с одной стороны требовали знания вместо веры и считались только с тем, что добыто научно, с другой стороны урезывали возможности самого знания вплоть до его упразднения. По-видимому, нигде этот абсурд не имел столь разрушительных последствий, как в сфере морали. Мораль, тысячелетиями державшаяся на вере, оказалась вдруг сама перенесенной в гравитационное поле научного знания, осознавшего себя как агностицизм. Иными словами, старый кантовский вопрос «quid juris?» неожиданно коснулся и исконно неприкосновенной этики. Если прежде моральные заповеди держались исключительно силою веры и авторитета (Бог, традиция, долг), то теперь вставал вопрос об их возможности в мире, высшим пафосом которого оказывалась переоценка всех ценностей в свете научного мышления. Научное мышление, упразднившее прежний авторитет и не смогшее поставить на его место опыт и знание, неизбежно вступало в конфликт с моральным распорядком вещей, в который приходилось всё еще верить – при полной необязательности веры, как таковой. Следствием могла стать релятивизация моральных ценностей с открытыми перспективами вырождения в нигилизм. Фридрих Ницше лишь поставил точки над i , попытавшись мыслить мораль; выяснилось, что оборотной стороной моральной нейтральности научного знания является незнание, как фундамент морали, всё еще заставляющей в себя верить. Иными словами, приходилось совмещать в себе несовместимое: знать, что мир – состоит из комбинаций голых атомов, одной из которых является человек, и верить в то, что нельзя лгать, красть, прелюбодействовать и т. д. Понятно, что обойти этот острый угол можно было только, не додумывая проблему до конца. Но проблема уже не зависела от её университетской притупленности; ницшевский прогноз истории ближайших двух столетий, как восхождения нигилизма, и резюмировал, по существу, тему «Мораль в эпоху науки».

Литература:

  • Ланге Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящее время / Пер. Н.Н. Страхова. СПб.: Изд. Л.Ф.Пантелеева, 1899.
  • Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990.

 

 

Обновление: 21.03.2006.