The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
III Летняя школа
23 июня – 07 июля 2006

К.А.Свасьян
Мораль в эпоху науки: К этической специфике нигилизма

1. Введение в проблему: «двойная истина» средневековой философии как парадигма современной духовности

Среди множества парадигм, определивших тип и специфику современной духовности, едва ли не решающее значение принадлежит так называемой «двойной истине». Концепция «двойной истины» появилась в средневековой философии с целью обеспечить комплементарность веры и знания, так называемых «истин откровения» и «истин рассудка». В основе её лежало общехристианское представление о двойственности небесного и земного, сверхчувственного и чувственного, мира «благодати» и мира «природы». Это представление перешло в христианство из платонизма, уже у ранних отцов церкви, включая Августина, и имело странную судьбу. С закрытием философских школ в христианском мире (последний раз при Юстиниане в Афинах в 529 году) греческая философия нашла приют на Востоке, сначала в Персии и Сирии, а после завоевания этих стран арабами во всем ближневосточном регионе, вызвав к жизни необыкновенный расцвет арабской культуры. Начиная с Х века, платонизм-аристотелизм в арабской рецепции и редакции возвращаются в Европу и переводятся на латинский с арабского. Философия и наука восстанавливаются в правах, несмотря на первоначальное сопротивление церкви. Уже в первой половине ХIII века конфликт между верой и знанием раздирает культурную жизнь Запада и грозит быть «решенным» чиновниками. Учение о «двойной истине» пришлось как раз кстати, проведя водораздел между обеими областями и разграничив их компетенции. Понятно, что приоритетность была поначалу отдана «истинам откровения», в которые можно только верить и о которых нельзя ничего знать рассудком. На долю «истин рассудка» выпала природа, всё зримое, чувственное, физическое. Налицо классическая дивергенция между наблюдаемым миром физики и метафизическими контемпляциями, причем физика выступает поначалу именно как подчиненная и ограниченная дисциплина в тени и с позволения метафизического богословия. Разумеется, мораль в таком раскладе могла иметь исключительно метафизическую значимость, соответственно физике оставалась неморальность (или абсолютная моральная нейтральность). Но уже начиная с XV века, смена парадигм оказывается вопросом времени и будущим, которого нельзя избежать.

Литература:

  • Штёкль А. История средневековой философии. СПб.: Алетейя, 1996.
  • Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М.: Республика, 2004.

 

Обновление: 21.03.2006.