The HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching
Развитие этического образования в высшей школе
III Летняя школа
23 июня – 07 июля 2006

Ниеле Васильевене
Опыт внедрения этических принципов в деятельность промышленного предприятия
Аннотация

Процессы институционализации этики в организациях и динамика развития современной этики от философии до менеджмента ценностей. Верификация традиционных концептуальных подходов к отдельным проблемам этики и проблемы развития рефлексивной, консенсуально-коммуникативной, дискурсивной этики, которая расширяет практическое применение процедурной этики (на мезоуровне) и производит умножение разных «прикладных этик» как средств гуманизации профессиональной деятельности через инструментальное внедрение в разные практические сферы деятельности определенных, проверенных жизненной практикой моральных ценностей.

1. Что означает институционализация этики в организациях, профессиях, фирмах, учреждениях? Осознание жизненной необходимости таких ценностей как ответственность, честность (integrity), справедливость, прозрачность (transparency), «законопослушность» (послушность законам, нормам, принципам, стандартам – сompliance), доверие и т.п. – стимул поиска реальных путей их претворения в жизнь.

2. Организация как субъект морали. Возрастание экспектаций общества по отношению к организациям. Какие добродетели и пороки индивида возможно экстраполировать на организацию? Возможно ли, рефлексируя не только на уровне индивидов, но и социальных групп, организаций, профессий, корпораций, реконструировать «не совсем гуманные и функциональные» нравственные черты, взаимоотношения, конкретные нравы? Примеры с практики.

3. Что заставляет изменить реальные навыки деятельности в сторону социально желаемого поведения? Насколько оправданы ожидания положительных социальных, гуманитарных и экономических эффектов? Как задачи гуманитаризации профессиональной деятельности меняют задачи этики и профессионального цеха самих этиков? Изменяется ли долг преподавателя этики? Каков статус эксперта по этике - «служащий по этике» (“ethics officer”, “integrity officer”)? Насколько сегодня актуален «полет орнитолога»?

4. Возможность деконструкции тех собственных действий и отношений, которые не удовлетворяют самих субъектов морали (возможность саморегуляции). Этика дискурса (Ю.Хабермас) в организациях; модели современной этики на службе деконструкции пороков – постановки человека в условия, не способствующие пороку («дескриптивный прессинг» – А.Анзенбахер; парадигмальный вопрос Аристотеля: «Легко ли быть добродетельным?»).

5. Возможно ли идентифицировать эмпирически измеряемые параметры этических ценностей? Каковы могут быть конкретные, методологически обоснованные и процедурно «просчитанные» пути их претворения в разные сферы социальной жизни? Целенаправленное управление ценностями (value management) как операционализация гуманистических целей (конкретных ценностей, принципов, норм, правил, стандартов) и устойчивого развития социума.

6. Процедурная этика – практическое внедрение определенных ценностей: постепенное их продвижение от теории к практике – от рассуждений о ценностях – до их детерминистического моделирования и конструирования – процедурного, последовательно осуществляемого управления определенными процессами, обеспечивающими и укрепляющими желаемое (должное – в соответствии с ценностями, с профессиональным кодексом этики) поведение. Формирование инфраструктуры деловой этики в организациях – обеспечение функциональности профессионального кодекса этики.

7. Изменение целей и функций преподавания этики: задача развития навыков «этичного» – ответственного, справедливого, честного, надежного поведения всех субъектов деятельности. Этическое обучение в духе Аристотеля: «поступай справедливо – и станешь справедливым», «поступай смело – и станешь смелым». Каких умений и навыков поведения сегодня требуют усложнившиеся профессиональные сферы жизни? Преподавание деловой/профессиональной этики: просвещение или выработка навыков? Возможно ли и «как найти путь для изменения убеждений студентов в отношении этических проблем, чтобы это помогло изменить их поведение в будущем?».
Практические поиски оптимальных «систем управления этикой» (Wieland, Gruninger; Bausch, Kleifeld, Steinmann; Ulrich, Sarasin, etc.). Примеры институционализации этики на предприятиях – продвижение идей, политики и практики корпоративной социальной ответственности, сбалансированного сочетания Экономики, Экологии и Этики. Социокультурные контексты этических решений и потребность в синтезе разных подходов под давлением глобализации и интеграции, реальных социально-экономических процессов.
Практика внедрения этической инфраструктуры в организациях меняет акценты в преподавании традиционных этических концепций и поэтому преподавателям этики нужно знать о процессах институционализации этики, которые вынуждают расширять контекст рассмотрения классических этических проблем.

Литература

  • Unternehmensethik in der Wirtschaftspraxis / Hg. T.Bausch, A.Kleifeld, H.Steinmann. Miunchen; Mering: Hampp, 2000.Gasparski W., Ryan L. Human Action in Business. New Brunswick, London, 1996.
  • Habermas J. Discourse ethics: Notes on Philosophical Justification // Moral Consciousness and Communicative action. Cambridge, 1990.
  • Kaptein M., Wempe J. The Balanced Company: a theory of corporate integrity. Oxford University Press, 2002.
  • Kohlberg L. The Philosophy of Moral Development. San Francisco: Harper & Raw, 1981.
  • Jackson F. From Metaphysics to Ethics: a difference of conceptual analysis. Oxford: Clarendon Press, 2000.
  • Petrick J. A., Quinn J. F. Management Ethics: Integrity at Work. London: Sage Publishers, 1997.
  • Rawls J. Kantian Constructivism in Moral Theory: the Dewey Lectures 1980. // The Journal of Philosophy. 1980, Vol.77, No. 9.
  • Ulrich P., Sarasin Ch. (eds.) Facing public interest. The Ethical challenge to Business Policy and Corporate Communications. London: Kluwer Academic Publishers, 1995.
  • Business Ethics: From Theory to Practice / Ed. N.Vasiljeviene, R.Jeurissen. Vilnius: Vilnius University, 2002.
  • Wieland J., Gruninger S. EthikManagementSysteme und ihre Auditierung - Theoretische Einordnung und praktische Erfahrungen. // T. Bausch (Hg.) Unternehmensethik in der Wirtschaftspraxis. Miunchen; Mering: Hampp, 2000.

 

Обновление: 16.08.2006.