Ниеле Васильевене
Опыт внедрения этических принципов
в деятельность промышленного предприятия
Аннотация
Процессы институционализации этики в организациях и динамика развития
современной этики от философии до менеджмента ценностей. Верификация
традиционных концептуальных подходов к отдельным проблемам этики и проблемы
развития рефлексивной, консенсуально-коммуникативной, дискурсивной этики,
которая расширяет практическое применение процедурной этики (на мезоуровне)
и производит умножение разных «прикладных этик» как средств гуманизации
профессиональной деятельности через инструментальное внедрение в разные
практические сферы деятельности определенных, проверенных жизненной
практикой моральных ценностей.
1. Что означает институционализация этики в организациях, профессиях,
фирмах, учреждениях? Осознание жизненной необходимости таких ценностей
как ответственность, честность (integrity), справедливость, прозрачность
(transparency), «законопослушность» (послушность законам, нормам, принципам,
стандартам – сompliance), доверие и т.п. – стимул поиска реальных путей
их претворения в жизнь.
2. Организация как субъект морали. Возрастание экспектаций общества
по отношению к организациям. Какие добродетели и пороки индивида возможно
экстраполировать на организацию? Возможно ли, рефлексируя не только
на уровне индивидов, но и социальных групп, организаций, профессий,
корпораций, реконструировать «не совсем гуманные и функциональные» нравственные
черты, взаимоотношения, конкретные нравы? Примеры с практики.
3. Что заставляет изменить реальные навыки деятельности в сторону социально
желаемого поведения? Насколько оправданы ожидания положительных социальных,
гуманитарных и экономических эффектов? Как задачи гуманитаризации профессиональной
деятельности меняют задачи этики и профессионального цеха самих этиков?
Изменяется ли долг преподавателя этики? Каков статус эксперта по этике
- «служащий по этике» (“ethics officer”, “integrity officer”)? Насколько
сегодня актуален «полет орнитолога»?
4. Возможность деконструкции тех собственных действий и отношений,
которые не удовлетворяют самих субъектов морали (возможность саморегуляции).
Этика дискурса (Ю.Хабермас) в организациях; модели современной этики
на службе деконструкции пороков – постановки человека в условия, не
способствующие пороку («дескриптивный прессинг» – А.Анзенбахер; парадигмальный
вопрос Аристотеля: «Легко ли быть добродетельным?»).
5. Возможно ли идентифицировать эмпирически измеряемые параметры этических
ценностей? Каковы могут быть конкретные, методологически обоснованные
и процедурно «просчитанные» пути их претворения в разные сферы социальной
жизни? Целенаправленное управление ценностями (value management) как
операционализация гуманистических целей (конкретных ценностей, принципов,
норм, правил, стандартов) и устойчивого развития социума.
6. Процедурная этика – практическое внедрение определенных ценностей:
постепенное их продвижение от теории к практике – от рассуждений о ценностях
– до их детерминистического моделирования и конструирования – процедурного,
последовательно осуществляемого управления определенными процессами,
обеспечивающими и укрепляющими желаемое (должное – в соответствии с
ценностями, с профессиональным кодексом этики) поведение. Формирование
инфраструктуры деловой этики в организациях – обеспечение функциональности
профессионального кодекса этики.
7. Изменение целей и функций преподавания этики: задача развития навыков
«этичного» – ответственного, справедливого, честного, надежного поведения
всех субъектов деятельности. Этическое обучение в духе Аристотеля: «поступай
справедливо – и станешь справедливым», «поступай смело – и станешь смелым».
Каких умений и навыков поведения сегодня требуют усложнившиеся профессиональные
сферы жизни? Преподавание деловой/профессиональной этики: просвещение
или выработка навыков? Возможно ли и «как найти путь для изменения убеждений
студентов в отношении этических проблем, чтобы это помогло изменить
их поведение в будущем?».
Практические поиски оптимальных «систем управления этикой» (Wieland,
Gruninger; Bausch, Kleifeld, Steinmann; Ulrich, Sarasin, etc.). Примеры
институционализации этики на предприятиях – продвижение идей, политики
и практики корпоративной социальной ответственности, сбалансированного
сочетания Экономики, Экологии и Этики. Социокультурные контексты этических
решений и потребность в синтезе разных подходов под давлением глобализации
и интеграции, реальных социально-экономических процессов.
Практика внедрения этической инфраструктуры в организациях меняет акценты
в преподавании традиционных этических концепций и поэтому преподавателям
этики нужно знать о процессах институционализации этики, которые вынуждают
расширять контекст рассмотрения классических этических проблем.
Литература
- Unternehmensethik in der Wirtschaftspraxis / Hg. T.Bausch, A.Kleifeld,
H.Steinmann. Miunchen; Mering: Hampp, 2000.Gasparski W., Ryan L. Human
Action in Business. New Brunswick, London, 1996.
- Habermas J. Discourse ethics: Notes on Philosophical Justification
// Moral Consciousness and Communicative action. Cambridge, 1990.
- Kaptein M., Wempe J. The Balanced Company: a theory of corporate
integrity. Oxford University Press, 2002.
- Kohlberg L. The Philosophy of Moral Development. San Francisco:
Harper & Raw, 1981.
- Jackson F. From Metaphysics to Ethics: a difference of conceptual
analysis. Oxford: Clarendon Press, 2000.
- Petrick J. A., Quinn J. F. Management Ethics: Integrity at Work. London:
Sage Publishers, 1997.
- Rawls J. Kantian Constructivism in Moral Theory: the Dewey Lectures
1980. // The Journal of Philosophy. 1980, Vol.77, No. 9.
- Ulrich P., Sarasin Ch. (eds.) Facing public interest. The Ethical
challenge to Business Policy and Corporate Communications. London:
Kluwer Academic Publishers, 1995.
- Business Ethics: From Theory to Practice / Ed. N.Vasiljeviene, R.Jeurissen.
Vilnius: Vilnius University, 2002.
- Wieland J., Gruninger S. EthikManagementSysteme und ihre Auditierung
- Theoretische Einordnung und praktische Erfahrungen. // T. Bausch
(Hg.) Unternehmensethik in der Wirtschaftspraxis. Miunchen; Mering:
Hampp, 2000.
|