Петров Валерий Валентинович
Публикации
Монографии:
Переводы античных и средневековых текстов
-
Григорий Великий. Моралии на Иова XVI, 20 (25) – 24 (29), 31 (38) – 38 (47) (PL 75, 1133A–1134D; 1140A–1144C) и XVIII, 1 – 3 (PL 76, 37D–41D) / Пер. с лат. и прим. В.В. Петров // Европейская педагогика от античности до Нового Времени: исследования и материалы. Часть I. М.: Ин-т теор. педагогики, 1993. С. 108–121.
-
Иоанн Скотт. Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна / Пер. с латинского и прим. В.В. Петров // Историко-философский ежегодник ’94. М.: Наука, 1995. С. 224–248 [переизд.: Памятники средневековой латинской литературы VIII-IX века. М.: Наука, 2006. С. 384-403].
-
Порфирий. Отправные положения к умопостигаемому 1–12, 16–17, 27–29, 32, 40 (фрагмент) / Пер. с древне-греческого и прим. В.В. Петров // Историко-философский ежегодник’ 95. М.: Мартис, 1996. С. 233–247.
-
Фридугис. О тьме и ничто / Пер. с латинского и прим. В.В. Петров // Историко-философский ежегодник’ 96. М.: Наука, 1997. С. 108–115 [переизд. Памятники средневековой латинской литературы VIII-IX века. М.: Наука, 2006. С. 220-227].
-
Иоанн Скотт. Перифюсеон I [441A-446A; 462D-463C; 474B-500C] / Перевод с латинского и примечания В.В. Петров // Философия природы в античности и в средние века. Часть 1. М.: Институт философии, 1998. С. 218-275.
-
Плутарх. О лике, видимом на диске луны / Пер. с древнегреческого Гавриил Афанасьевич Иванов (1894) / Сверка и переработка перевода В.В. Петров; вступ. статья и примечания М.С. Петрова // Философия природы в античности и в средние века. Часть 2 (М.: Институт философии, 1999), сс. 8-13 [переизд. Философия природы в античности и в средние века / Общ. ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров. М.: Прогресс-Традиция, 2000, сс. 122-183].
-
Иоанн Скотт. Перифюсеон. Кн. I [441A-446A; 462D-463C; 474B-500C] / Пер. с латинского и прим. В.В. Петров // Философия природы в античности и в средние века. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 480-529.
-
Иоанн Скотт. Перифюсеон. Кн. I (фрагменты 446A-474B; 500C-524B) / Пер. с латинского и прим. В.В. Петров // Историко-философский ежегодник 2000. М.: Наука, 2002. С. 65-134.
-
Иоанн Скотт. Перифюсеон. Книга II (фрагмент 523D-545B) / Пер. с латинского и прим. В.В. Петров // Историко-философский ежегодник 2003. М.: Наука, 2004. С. 91-121.
-
Иоанн Скотт. Перифюсеон. Книга II (фрагмент 545B–562B) / Пер. с латинского и прим. В.В. Петров // Историко-философский ежегодник 2004. М.: Наука, 2005. С. 40–68.
-
Иоанн Скотт. Перифюсеон. Книга II (фрагмент 562C–590D) / Пер. с латинского и прим. В.В. Петров // Puncta. 2006. № 1-2 (6) (М.: Институт св. Фомы). С. 23-77.
А также:
Статьи:
1993
- Педагогика Григория I Великого в 16 и 18 книгах Моралий // Европейская педагогика от античности до Нового Времени. Часть I. М.: Ин-т теор. педагогики, 1993. С. 107-108.
1995
1997
1998
-
Парадоксальная логика Эриугены в Перифюсеон // Философия природы в античности и в средние века. Часть 1 / Под ред. П.П. Гайденко и В.В. Петрова. М.: Институт философии, 1998. С. 167-217.
-
Логика в системе каролингской науки // Вестник Международного Славянского Университета. 1998. № 4. С. 27-31.
-
The De Templo of Bede as the Source of an Ideal Temple Description in Eriugena’s Aulae Sidereae // Recherches de Théologie et Philosophie médiévales. 1998. № 65 (1). С. 97-106.
1999
2000
-
Тотальность природы и методы ее исследования в Перифюсеон Эриугены // Философия природы в античности и в средние века / Общ. ред. П.П. Гайденко и В.В. Петров. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 417-479.
-
Естествознание в эсхатологии раннего средневековья (тезисы доклада) // Преемственность и разрывы в интеллектуальной истории. Материалы научной конференции. Москва, 20-22 ноября 2000 г. (М.: ИВИ РАН, 2000), сс. 59-64.
-
Алкуин // Новая философская энциклопедия, Т. 1 (М.: Мысль, 2010), 86.
-
Беда Досточтимый // Новая философская энциклопедия, Т. 1 (М.: Мысль, 2010), 227.
-
Гинкмар Реймский // Новая философская энциклопедия, Т. 1 (М.: Мысль, 2010), 527.
-
Гонорий Августодунский // Новая философская энциклопедия, Т. 1 (М.: Мысль, 2010), 543.
-
Готшалк // Новая философская энциклопедия, Т. 1 (М.: Мысль, 2010), 548-549.
-
Израиль из Сен-Максимина // Новая философская энциклопедия, Т. 2 (М.: Мысль, 2010), 91-92.
-
Иоанн Скотт (Эриугена) // Новая философская энциклопедия, Т. 2 (М.: Мысль, 2010), 146-148.
-
Исидор Севильский // Новая философская энциклопедия, Т. 2 (М.: Мысль, 2010), 156-157.
-
Кассиодор // Новая философская энциклопедия, Т. 2 (М.: Мысль, 2010), 226-227.
-
Манеголд из Лаутенбаха // Новая философская энциклопедия, Т. 2 (М.: Мысль, 2010), 490.
-
Марий Викторин // Новая философская энциклопедия, Т. 2 (М.: Мысль, 2010), 494.
-
Марциан Капелла // Новая философская энциклопедия, Т. 2 (М.: Мысль, 2010), 502.
-
Ноткер Лабеон // Новая философская энциклопедия, Т. 3 (М.: Мысль, 2010), 109.
-
Отло // Новая философская энциклопедия, Т. 3 (М.: Мысль, 2010), 176.
-
Пасхазий Радберт // Новая философская энциклопедия, Т. 3 (М.: Мысль, 2010), 208-209.
-
Рабан Мавр // Новая философская энциклопедия, Т. 3 (М.: Мысль, 2010), 392.
-
Ратрамн из Корби // Новая философская энциклопедия, Т. 3 (М.: Мысль, 2010), 420.
-
Ремигий из Осерра // Новая философская энциклопедия, Т. 3 (М.: Мысль, 2010), 442-443.
-
Фридугис // Новая философская энциклопедия, Т. 4 (М.: Мысль, 2010), 276.
2001
-
Эсхатология Оригена и знание ее основ на латинском Западе IV- IX вв. // Диалог со временем 6 (2001), сс. 301-327.
-
Астрономический элемент в религиозных представлениях поздней античности (тезисы доклада) // Историческое знание и интеллектуальная культура. Материалы научной конференции. Москва, 4-6 декабря 2001 г. (М.: ИВИ РАН, 2001), с. 168.
2002
-
Theologia naturalis в эсхатологии Иоана Скотта // Философия природы в античности и в средние века. Часть 3 / Под ред. П.П. Гайденко и В.В. Петрова. М.: ИФРАН, 2002. С. 206-269.
-
Ориген и его влияние на эсхатологию Иоанна Скотта // Философия природы в античности и в средние века. Часть 3 / Под ред. П.П. Гайденко и В.В. Петрова. М.: ИФРАН, 2002. С. 270-308.
-
Учение Оригена о теле воскресения и его влияние на богословие Григория Нисского и Иоанна Эриугены // IX Рождественские Образовательные Чтения. Богословие и философия: аспекты диалога. Сборник докладов конференции (25.01. 2001, Иститут философии РАН) / Под ред. В.К. Шохина. М.: Синодальная Богословская комиссия, ИФ РАН, 2002. С. 22-58.
-
Theoriae of the Return in John Scottus’ Eschatology // History and Eschatology in John Scottus Eriugena and His Time. Proceedings of the 10th Conference of the SPES, Maynooth and Dublin, August 16-20, 2000 / Eds. James McEvoy and Michael Dunne. Leuven: University Press, 2002. p. 527-579.
-
Иоанн Скотт о духовном теле // Учение Церкви о человеке. Материалы Богословской конференции Русской Православной Церкви, Москва, 5-8 ноября, 2001. М.: Синодальная Богословская Комиссия, 2002. С. 211-239 [переизд.: Православное учение о человеке. Избранные статьи. М.: Синодальная Богословская комиссия; Клин: Христианская жизнь, 2004. С. 197-225].
-
Quod est super omne nomen et omne verbum: Иоанн Скотт о богопознании в Перифюсеон I // Историко-философский ежегодник 2000. М.: Наука, 2002. C. 61-65.
2003
- Киннор и псалтерий: их репрезентация в исторической и кросс-культурной перспективе (тезисы доклада) // Межкультурный диалог в историческом контексте. Материалы научной конференции, 30-31 октября 2003. М.: ИВИ РАН, 2003. С. 17.
2004
2005
2006
-
Когнитивная триада разумной души как образ божественной Троицы в Перифюсеон II, 562C–590D Иоанна Скотта // Puncta (М.: Ин-тут св. Фомы). 2006. № 1-2 (6). С. 7-22.
-
Иоанн Скотт о творении из ничего и вечности творения в Слове Божием // Историко-философский ежегодник 2006. М.: Наука, 2006. С. 58-76.
-
Иоанн Скотт о несуществовании зла // Проблема зла и теодиции. Материалы международной конференции 6-9 июня 2005 / Под общ. ред. В.К. Шохина. М.: ИФРАН, 2006. С. 140-152.
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
Интервью:
Переводы и редакторская работа:
2014
2015
-
“Океан бытия, жизни и разума” в философской, мистической и психоаналитической традициях // Мера вещей: Человек в истории европейской мысли / Под общ. ред. Г.В. Вдовиной. М.: Аквилон, 2015, 191-248.
-
Ὑπάρχω and ὑφίστημι in Maximus the Confessor’s Ambigua // The Architecture of the Cosmos: St. Maximus the Confessor. New perspectives. Eds. A. Lévy, P. Annala, O. Hallamaa and T. Lankila. Helsinki: Luther-Agricola-Society, 2015. p. 93-122. [Schriften der Luther-Agricola-Gesellschaft 69].
-
Реальность как переживание в философской прозе С.Д. Кржижановского // Мера вещей: Человек в истории европейской мысли / Под общ. ред. Г.В. Вдовиной. М.: Аквилон, 2015, 249-271.
-
Когнитивная психология в позднем античном и раннем христианском неоплатонизме // Мера вещей: Человек в истории европейской мысли / Под общ. ред. Г.В. Вдовиной. М.: Аквилон, 2015, 595-617.
-
Гнозис у Максима Исповедника // Мера вещей: Человек в истории европейской мысли / Под общ. ред. Г.В. Вдовиной. М.: Аквилон, 2015, 618-640.
-
Фридрих Ницше и вечное возвращение // Мера вещей: Человек в истории европейской мысли / Под общ. ред. Г.В. Вдовиной. М.: Аквилон, 2015, 773-879.
-
“Ареопагитский корпус” как модель успешного преодоления религиозных и цивилизационных различий через их синтез (на примере учения о символе) // Россия в архитектуре глобального мира: цивилизационное измерение / Отв. ред. А.В. Смирнов. М. Языки славянской культуры, Знак, 2015. С. 67-112.
-
Аристотелевская традиция о текучести и преемственности вечно изменчивых живых тел индивидов // Диалог со временем 2015. № 52. С. 82-92.
-
Аристотель и Александр Афродисийский о росте и растущем // ΣΧΟΛΗ 2015. № 9 (2). С, 394-402.
-
Ареопагитский корпус как интертекстуальный проект // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 2. С. 56-75.
2016
-
“Звездный храм” Иоанна Скотта — космос, выстроенный философом // Анатомия философии: как работает текст. М.: Издательский дом ЯСК, 2016. С. 267-306.
-
Концептуальное и перцептуальное пространство в ранних работах Андрея Белого // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 3. М.: Аквилон, 2016. С. 287-331.
-
Индивид и его телесность в истории европейской философии // Тема “живого тела” в истории философии: Материалы научной конференции (Институт философии РАН, май 2015 г.) / Отв. ред. И.И. Блауберг. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. С. 11-42.
-
Элементы аристотелевской доктрины о росте и растущем у Оригена, Мефодия Олимпийского и Григория Нисского // ΣΧΟΛΗ. 2016. № 10 (1). С. 117-130.
-
Философский дискурс как гимнословие в позднем платонизме и «Ареопагитском корпусе» // Платоновские исследования 4 (М., Спб.: : РГГУ, РХГА, ПФО, 2016), С. 76-97.
Составление и редакторская работа:
2017
- “Революция сознания” в работах Андрея Белого 1917-1919 гг. // Перелом 1917 года: революционный контекст русской литературы. Исследования и материалы / Отв. ред. В.В. Полонский, ред.-составители В.М. Введенская, Е.В. Глухова, М.В. Козьменко. М.: ИМЛИ РАН, 2017. С. 56-76. — 864 с. ISBN 978-5-9208-0533-1.
- Corpus Areopagiticum as a Project of Intertextuality // DIRE DIEU. Principes méthodologiques de l’écriture sur Dieu en patristique. Actes du colloque de Tours, 17-18 avril 2015 / Eds. Bernard Pouderon et Anna Usacheva. Paris: Beauchesne, 2017. P. 253-275. ISBN 978-2-7010-2212-3.
2018
2019
-
Концепты "многозвучие" и "многоструние" в музыке и культуре // Мысль о музыке в авраамических традициях - 2019: Концепции звука & звучания с древнейших времен к XXI веку. Материалы международной научной конференции (Москва, 6-7 ноября) / Отв. ред. Г. Б. Шамилли. М.: Государственный институт искусствознания, 2019. С. 166-179.
2020
|