Ленинградский государственный университет, филологический факультет, 1973.
Ученые степени
Кандидат филологических наук, 1980: «Реконструкция древнеионийских космогонических текстов (Фалес, Анаксимандр, Гераклит)» (научный руководитель проф. А.И.Доватур, ЛГУ).
Профессиональная деятельность
Ведущий научный сотрудник Института философии РАН.
Сфера научных интересов
Ранняя греческая философия;
Аристотель;
Античная этика;
Доксография.
Профессиональная деятельность
в настоящее время:
ведущий научный сотрудник Института философии РАН, с 2003 г.
Институт классического Востока и Античности (ИКВИА) при Высшей школе экономики (до 2018 – Институт восточных культур и античности (ИВКА) при Российском государственном гуманитарном университете), – чтение лекций по античной философии, с 2007 г.
Профессор античной философии Критского университета (Греция), кафедра философских и социальных наук гуманитарного факультета, 2000–2018 г.
Приглашенный профессор Критского университета (Греция), кафедра философских и социальных наук гуманитарного факультета, 1996–1999 г.
Associate Visiting Professor, John Hopkins University, Department of Classics, Baltimore, MD, USA, 1990–1992.
младший научный/ научный/ старший научный сотрудник Института философии АН СССР, сектор истории философии стран Западной Европы и Америки / сектор истории западной философии, 1973–1990.
Стипендии (Fellowships)
Visiting Fellow, All Souls College, Oxford University, Oxford, UK, 1995–1996.
Visiting Fellow and Perkins Fellow in Humanities, Princeton University, NJ, USA, 1992–1993.
Junior Visiting Fellow, Center for Hellenic Studies (Harvard University), Washington, DC, 1989–1990.
Лекционные курсы
Независимый Московский университет («Лаборатория ненужных вещей»):циклы семинаров «Марк Аврелий» (январь – июнь 2020) и «Философия Гераклита» (сентябрь – декабрь 2020). https://7seminarov.com
Курс лекций «История античной философии» ИВКА при РГГУ.
Спецсеминар «Чтение и интерпретация античных философских текстов». ИВКА при РГГУ.
Семинар «Метафорический язык древнегреческих философов» (Как понимать греческих философов), – Онлайн-университет Arzamas. «Лаборатория ненужных вещей» (Научные лаборатории Арзамаса) в аудиториях Независимого университета, по адресу: Бол. Левшинский пер. 17. 8 лекций; апрель (5 лекций), июнь (3 лекции) 2018 г.
«История античной философии», – Аспирантура ИФ РАН и ГАУГH, 2007–2015.
«История античной философии», – Институт восточных культур и античности (ИВКА РГГУ), филологический факультет 2009, 2015.
«Метафорический язык древнегреческой философии», – Институт восточных культур и античности (ИВКА РГГУ), 2014. 6 лекций.
«История античной этики», – Критский университет, Ретимно, Греция (2015).
«Проблемы биоэтики в античной философии» в рамках магистерской программы «Биоэтика», – Критский университет, Ретимно, Греция (2007–2008, весенний семестр).
Семинары для аспирантов кафедры философских и социальных наук: «Государство» Платона (2004); «Гераклит» (2005); «Этика Аристотеля» (2006).
с/к «Досократики», – филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, каф. классической филологии, весна 2004.
Публикации
МОНОГРАФИИ
Лебедев А.В. Логос Гераклита. Реконструкции мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов) / Российская академия наук, Институт философии. – СПб.: Наука, 2014. – 533 с. – (Сер. «Слово о сущем»). – ISBN 978-5-02-038399-9
Монография состоит из двух частей. Часть I содержит очерк жизни и философии (логоса) Гераклита Эфесекого (ок. 540 – ок. 480 гг. до н. э.), а также анализ его метафорического языка, без понимания которого путь к философской мысли Гераклита закрыт. Основной вывод: Гераклит был не физикалистом-«досократиком», а этико-политическим и теологическим мыслителем реформаторского склада, его трактат во многом предвосхищает проблематику «Государства» Платона, а в этике и философии природы содержит все основные положения стоицизма. Часть II представляет собой новое критическое издание греческого текста (логоса) сохранившихся фрагментов Гераклита с русским переводом и комментарием. Это издание отличается от предшествующих не только новой редакцией греческого текста, но и самим составом и расположением фрагментов, стремящимся, по возможности, реконструировать в общих чертах первоначальный текст и структуру утраченного трактата Гераклита «О природе».
Фрагменты ранних греческих философов. Часть I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Издание подготовил А.В.Лебедев. М.: Наука. 1989. – 576 с.
Книга содержит перевод всех сохранившихся фрагментов доплатоновских философов от орфиков до атомистов (исключая последних), а также биографических и доксографических свидетельств о них. В основу положены собрание Дильса-Кранца и новейшие отдельные издания, дополненные переводчиком.
СТАТЬИ
2023
Greek philosophy as a reform and therapy of the ordinary language. II. Heraclitus’ experiments with language, grammar and style // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2023. Т.27 (2). С. 705-766.
2022
The Aegean origin and early history of the Greek doctrines of reincarnation and immortality of the soul (Epimenides, Pherecydes, Pythagoras, and Onomacritus’ Orphica) // Миф, ритуал, литература / Сост. Н.Б. Богданович, отв. ред. Ю.В. Иванова. М.: НИУ ВШЭ, 2022. С. 219-283.
Anaximander and the scientific revolution in Miletus in the sixth century B.C [Анаксимандр и научная революция в Милете в VI в. до н. э.] // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2022. Т. 26 (2). С. 688-769 (in English)
2021
Индоарийские имена в саге об Аргонавтах, ономастике Колхиды и греческих надписях Северного Причерноморья // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2021. Т. 25 (1). С. 728-782. DOI:10.30842/ielcp230690152546. ISSN 2306-9015. (RSCI, WoS, ВАК).
Рец. на кн.: Sassi M.M. The Beginnings of Philosophy in Greece / transl, by M. Asuni. Princeton and Oxford, 2018.// Аристей. 2021. №. XXIII. C.178-194. ISSN 2220-9050.
2020
Democritus on Iranian magi and ancient religion: a quotation from Avesta (Yt.1.7) in Democritus fragment 580 Luria (B 30 DK) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2020. Т. 24 (1). С. 129-150.
A study of conceptual metaphor in Heraclitus: metaphorical codes and models of the cosmos // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2020. Т. 24 (2). С. 843-884.
В статье предложено первое систематическое исследование метафорического языка Гераклита с детальной типологией метафорических кодов (групп или цепочек родственных метафор) и объяснением значения и взаимосвязи ключевых концептуальных метафор, которое дает ключ к пониманию фундаментальных философских доктрин Гераклита, включая философию природы, теорию познания, метафизику, философскую теологию, антропологию, психологию, этику и политику, а также философию техники и спорта. Анализируются следующие метафорические коды и соответствующие им модели космоса: мантический метафорический код (космос как оракул), агональная модель (космос как стадион), военная модель (космос как поле битвы), экономическая модель (космос как хозяйство), игровая модель (метафоры из игры в пессейю), сакральная модель (космос как храм), биоморфная модель (космос как живой организм), техноморфная модель (металлургия, гончарное дело и т. д.), социоморфная модель (Космополис или Град Зевса), гебдомадизм (число семь в космосе и человеке).
2019
Idealism (Mentalism) in Early Greek Mertaphysics and philosophical theology: Pythagoras, Parmenides, Heraclitus, Xenophanes and others (with some remarks on the “Gigantomachia over being” in Plato’s Sophist) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2019. Т. 23. С. 651‒704. – DOI:10.30842/ielcp230690152352
(1) Предварительная критика оснований для отрицания существования идеализма в ранней греческой философии. К ним относятся: псевдоисторический эволюционизм; платоноцентризм, игнорирующий архаические аспекты платоновской метафизики и психологии; стереотип о «досократиках» как физикалистах – пережиток позитивистской полемики против гегельянства и немецкого идеализма в англоязычной историографии античной философии конца 19 века. (2) Демиург и креационизм в доплатоновской философии. Творение божественным умом как форма объективного идеализма. (3) Критика тезиса Майлса Бернита и Бернарда Вильямса об отсутствии идеализма до Декарта вообще, и в греческой философии в частности. Указывается на схоластические и античные (платонические) корни картезианского субстанциального дуализма тела и духа, а также на еще более древние пифагорейские корни платоновского дуализма. (4) Таксономия различных типов идеализма (ментализма) в древнегреческой философии. Предлагается различать 11 типов и/или аспектов идеализма (ментализма) в греческой мысли. (5) Свидетельство Орфико-пифагорейских граффити из Ольвии (V в. до н.э.) о субстанциальном дуализме тела и души документально доказывает его древность и доплатоновское происхождение. (6) Критика современных натуралистических интерпретаций пифагорейских первоначал «предел и беспредельное» (Буркерт, Хафман и др.). Предел и беспредельное (геометрический аналог материи и формы) – самосущие бестелесные математические сущности, из которых божественный ум-демиург «конструирует» (ἁρμόζειν, геометрический термин) физические тела. (7) Тождество мышления и бытия у Парменида (фр. B 3) – принцип идеалистического монизма. Критика как грамматически невозможного анти-идеалистического толкования фр. B 3 Целлером, Бернетом и их последователями. Аполлонический Курос в проэмии Парменида – поэтический образа Пифагора, создателя монотеистической западногреческой философской теологии ментальной Сферы божественного света («Незримое Солнце Правды», которое «никогда не заходит»). (8) Этическое и практико-психологическое измерение элейской онтологии. Пифагорейское учение о неуничтожимой-неуязвимой душе как основа для психологической инженерии и морального воспитания неустрашимых воинов. К словам Страбона (на которые не обращали внимания) о том, что элейцы побеждали в войнах благодаря моральному воспитанию в духе законов Парменида, следует отнестись серьезно. Смерти нет, боль – только кажимость, учит философия Парменида. (9) «Битва богов и гигантов о бытии» (гигантомахия) в «Софисте» Платона (246а) как свидетельство о доплатоновском метафизическом идеализме. Определяя, каких именно философов Платон имел в виду, не следует сводить их, скажем только к академикам и атомистам. Анализ контекста (упоминание «Ионийских» и «Сицилийских» Муз) указывает на то, что речь идет об ионийской (натурализм) и италийской (идеализм) традициях в целом, то есть обо всей истории греческой философии. (10) Терминологические разъяснения об употреблении терминов идеализм, натурализм, дуализм и т.д.
The Authorship of the Derveni Papyrus, A Sophistic Treatise on the Origin of Religion and Language: A Case for Prodicus of Ceos // Presocratics and Papyrological Tradition. A Philosophical Reappraisal of the Sources. Proceedings of the International Workshop held at the University of Trier (22‒24 September 2016) / Ed. By C. Vassallo. Berlin/Boston: De Gruyter. 2019. P. 491‒606.
Статья посвящена авторству, жанровому определению, философской интерпретации, датировке и культурно-историческому контексту апируса из Дервени (ДП), философского текста с цитатами из Орфической теогонии, найденному в могиле второй пол. 4 в. до н. э. в деревне Дервени у Салоник в 1962 г. В разделе (1) указываются причины ошибочных толкований и неверных атрибуций: ложное определение папируса как «орфического», а его автора – как орфика или орфеотелеста проистекают, в частности, из игнорирования существования двух типов пантеизма в раннегреческой мысли: этико-религиозного и натуралистического. Автор папируса был представителем второго типа, несовместимого с учением о бессмертии души и загробном воздаянии, характерным для пифагорействующего орфизма. Раздел (2) дает интеллектуальный портрет автора: ионийский софист 5 века до н. э. последователь Анаксагора и Архелая в космологии и физике, предлагающий «атеистическую» теорию происхождения религии «физика» Орфея и происхождение мифологических образов богов как «болезнь языка» или «ослышка» невежд. Сторонник софистической «орфоэпии» и адепт функционализма в семантике и теории номинации (имя соответствует «делу», ἔργον, носителя), восходящей к Гераклиту, создал текст в жанре софистической истории происхождения культуры, языка и религии типа Περὶ τῆς ἐν ἀρχῆι καταστάσεως Протагора. Современники могли причислять взгляды автора ДП к «атеистическим». В разделе (3) обосновывается атрибуция ДП Продику из Кеоса и приводятся 19 testimonia: дословные цитаты из ДП у древних авторов с прямым упоминанием имени Продика, а также специфические особенности (прежде всего утилитаризм и «земледельческая» теория происхождения религии Продика (стлб. XXIV), черты языка и стиля. В разделе (4) предлагается новая реконструкция и интерпретация столбца IV c цитатой Гераклита о солнце. Содержащееся в нем различение «общих и особенных» имен (κοινὰ καὶ ἴδια ὀνόματα) является основополагающим для понимания герменевтического метода автора ПД и его теории имен и возникновения мифологии. В разделе (5) анализируется не отмеченный прежде рефлекс теории Продика о происхождении религии из обожествления «полезного для жизни» в Меморабилиях Ксенофонта (2.2). Раздел (6) посвящен датировке и названию трактата. Предлагается отождествление с сочинением Продика «Времена года» или «Эпохи» (Ὧραι), посвященным происхождению человеческого рода и цивилизации. Наиболее вероятное время написания – 20-е гг. 5 в. до н.э. Terminus post quem – псефизма Диопифа (432 г.) и процесс или смерть Анаксагора (428 г.). Terminus ante quem – «Птицы» Аристофана (414 г.), с пародией на аллегорическую интерпретацию Орфической теогонии Продиком, а не на саму Орфическую теогонию. Вместо «полезных факторов» Продика (светила, элементы, пища и др.) Аристофан в своем агоне с Продиком представляет птиц как приносящих человеческому роду больше пользы, этим обосновывается их победа над Продиком в качестве кандидата на роль новых богов. Вероятно ДП был «ответом» на псефизму Диопифа, направленную против Анаксагора и запрещавшую преподавать новую астрономию в Афинах. Делая Орфея древним анаксагоровцем, Продик смеялся над Диопифом и религиозными консеваторами, но одновременно предохранял себя от обвинения в нечестии (γραφὴ ἀσεβείας): он как бы прославлял древнюю мудрость Орфея, учредителя религии и таинств, но только предлагал ее исправленное понимание (ὀρθῶς γινώσκειν). Раздел (7) разъясняет значение περιτροπή как полемического приема в греческой философии и предлагает понимать ДП как перитропу религиозного текста с полемической и пародийной целью.
2017
Parmenides, ΑΝΗΡ ΠΥΘΑΓΟΡΕΙΟΣ. Monistic Idealism (Mentalism) in Archaic Greek Metaphysics [Парменид, ΑΝΗΡ ΠΥΘΑΓΟΡΕΙΟΣ. Монистический идеализм (ментализм) в архаической греческой метафизике] // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И.М. Тронского. Вып. 21. 2017. С. 493–536. (на англ. языке)
1. Проблема. Физикалистская интерпретация онтологии Парменида восходит к позитивистской реакции на гегельянство и немецкий идеализм в историографии античной философии в конце 19-го века. Эта интерпретация сопряжена с непреодолимыми трудностями. «Теория» о том, что мир представляет собой неподвижную и невидимую глыбу мертвой материи не имеет ни философского, ни научного, ни религиозного смысла. Почему Парменид связывает эту глыбу с религиозным понятием Дике и представляет как религиозное откровение? Есть только одна возможность вернуть поэме Парменида философский смысл: принять всерьез античную традицию о пифагореизме Парменида и истолковать его метафизику как монистический идеализм (ментализм) или имматериализм. 2. Античная биографическая традиция о принадлежности Парменида к Пифагорейской школе, его учитель-пифагореец Аминий. 3. Пифагорейские элементы в Алетейе и Доксе. Парменид признавал бессмертие души и элементную трансмиграцию скорее, чем животную реинкарнацию. 4. Предлагаются три новых чтения в тексте Проэмия: 1) читай κατα* πάντα τῆι в B 1.3 «по Вселенной в стремительном полете»; 2) εὐπειθέως ἀτρεκές в B 1.29; 3) χρῆν δοκίμως ἱέναι вместо εἶναι в B 1.32. Первое исправление обнаруживает связь между образом крылатой колесницы души в Платоновском «Федре» и полетом Куроса. Предлагается идентификация анонимных богинь: богиня пути в B 1.3 и богиня откровения в B 1.22 – одна и та же Алетейя, персонификация Истины. 5. Атрибуция Пармениду незамеченного дословного поэтического фрагмента νύμφη ὑψιπύλη «Дева Горних Ворот», цитируемого Проклом (Сирианом). 6. Реконструкция оракульного (Аполлоновского) метафорического кода в Проэмии. Путешестие к истокам экстраординарного знания как поездка (полет) в оракульный храм (феория), но не в земной, а в небесный, где прорицает небесная Пифия – сама Истина. 7. Элементы аллегории в Проэмии. Интепретация Секста отчасти верна. Сходство и различие с образом возничего в «Федре». Мотивы «полета ума через Вселенную» и апофеоза философа. 8. Пифагорейское происхождение употребления термина «Алетейя» в особом эсхатологическом значении пренатальной и загробной обители душ. 9. Структурный параллелизм бинарных оппозиций «бытие/небытие» в Алетейе и «свет/ночь» в Доксе обнаруживает доктрину имматериализма: Ночи, то есть тела, не существует. «Пустота» на языке пифагорейца означает не то, что у физиков, а прямо противоположное: отсутствие сознания, тело. Лингвистическая ошибка смертных как корень возникновения иллюзорного мира множественности. 10. Доктрина монистического идеализма или имматериализма прямо утверждается Парменидом в B 3 и B 4. Опровержение позитивистких интерпретаций 11. Прямое свидетельство аутентичных фрагментов подтверждается консенсусом косвенной античной традиции. 12. В основе парменидовского образа сферы Бытия, которую «держит» Дике, лежит пифагорейский символ «незримого Солнца Правды», известный Гераклиту и Платону в «Государстве». 13. Поэма Парменида написана в жанре «Священного слова Пифагора». Аполлоновский Курос, от лица которого ведется повествование, – это Пифагор, а не сам Парменид. Пифагорейская легенда о Пифагоре как летающем боге, Аполлоне Гиперборейском. Полет Пифагора на Олимп – эпохальное событие в истории человечества, принесшее освобождение от страха смерти и страданий земной жизни. 14. Три «пути» поэмы как история философии: Путь бытия – божественная философия Пифагора (монистический идеализм), путь небытия – философия ионийцев (монистический натурализм), диалектическая попытка синтеза двух школ «двухголовыми» – философия Гераклита, нарушающая закон противоречия. Это ответ Парменида на оскорбления его учителя Пифагора в книге Гераклита. 15. Этическое и психологическое измерение метафизики Парменида: сфера бытия как символ для медитации и парадигма «безмолвия» (ἡσυχία) мудреца. 16. Влияние Парменида на философию природы 5 века равно нулю. Атомистика не имеет к элеатам никакого отношения и возникла в результате внутреннего развития ионийской «естественной истории». Напротив, его влияние на Платона было огромным. 17. Хронология Парменида. Дата Аполлодора (акмэ ок. 500 г. до н.э.) – единственное прямое историческое свидетельство, подверждаемое всей косвенной традицией. Встреча Сократа и Парменида в проэмии платоновсого «Парменида» – не историческое событие, а «встреча» в учении Платона сократовской этики и элейской метафизики. Приложение: обсуждение значения публикации нового фрагмента из «О благочестии» Филодема. Характеристика «первого бога» Парменида как «лишенного души» не инофрмативно, а является полемическим опровержением.
Alcmaeon of Croton on Human Knowledge, the Seasons of Life and Isonomia: A New Reading of B 1 DK and Two Additional Fragments from Turba Philosophorum and Aristotle // Physiologia. Topics in Presocratic Philosophy and its Reception in Antiquity / Ed. by Ch. Vassallo. Trier: Wissenschaftlicher Verlag, 2017. P. 227–257.
The Metaphor of Liber Naturae and the Alphabet Analogy in Heraclitus’ Logos Fragments (with some remarks on Plato’s “dream theory” and the origin of the concept of elements) // Heraklit im Kontext / Ed. by E. Fantino, U. Muss, Ch. Schubert, K. Sier. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2017 (Studia Praesocrsatica Vol. 8). P. 231–268. DOI: 10.1515/9783110421323-012
2016
The Origin and Transmission of the Doxographical Tradition Placita Philosophorum(Arius Didymus, Ps.-Plutarch, Stobaeus, Theodoret, Nemesius, Porphyrius) [Происхождение и филиация источников доксографической традиции «Placita philosophorum» (Арий Дидим, Псевдо-Плутарх, Стобей, Феодорит, Немесий, Порфирий)] // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И.М. Тронского. Вып. 20 (2). СПб., 2016. С. 573–633. (на англ. языке). – (PDF)
В первой части статьи излагаются и дополняются аргументы автора против доксографической теории Дильса, прежде всего против атрибуции «Мнений философов» плохо засвидетельствованному автору Аэтию. Кроме того рассматривается жанровая принадлежность сохранившегося трактата Псевдо-Плутарха De placitis philosophorum и формулируется гипотеза, согласно которой в первоначальной форме этот текст представлял собой учебник физической философии (παραδώσειν!), в котором было не 6, а намного больше авторских определений ключевых понятий. Этот утраченный текст мы называем «более полным Плутархом» и обозначаем его как P+. Архетипом сохранившегося Плутарха (P) был, согласно нашей гипотезе, персональный список христианского апологета, которого интересовали исключительно «разногласия» именитых эллинских философов и их споры между собой, поэтому в своей копии он опустил как ненужные и даже нежелательные почти все авторские определения и другие «догматические» части, так как они служили примером общепризнанного знания, а не «разногласия». Во второй части рассматривается комплекс проблем, которые касаются как отношения между P+ и Стобеем, так и между двумя этими источниками и Арием Дидимом. К 8 известным авторским определениям, сохранившимся у Плутарха и Стобея, мы добавляем два неизвестных из Стобея. Первое из них (определение ἀνάγκη, Ι,4,7b) мы связываем с леммой Διδύμ, откуда следует, что компендий P+ был известен Стобею как сочинение Ария Дидима. Трактат Тертуллиана «О душе» содержит второе свидетельство об авторстве Ария Дидима (apud Arium). В последнем разделе статьи дается новая филиация доксографических источников, соотносимых с традицией Placita philosophorum, в виде древа (stemma), в котором центральная роль отводится и не гипотетическому «Теофрасту» Дильса, и не призрачному «Аэтию», а настоящему гиганту пост-эллинистической философии Арию Дидиму, учителю императора Августа.
В статье показано, что «Теогония» Эпименида, в авторстве которого не сомневался Аристотель, была написана в конце 7-го - начале 6-го в. до н. э., а дошедший текст содержит аутентичное ядро. Представления о Ночи как первоначале, о космогоническом яйце, реинкарнации душ и др. были заимствованы орфиками у Эпименида, а не наоборот. Эпименид, «жрец Зевса и Реи», опирался на местную традицию, возможно, восходящую к позднеминойскому времени. В работе затрагивается и решается по-новому вопрос о происхождении и источниках Орфической теогонии.
Алфавитная аналогия в греческой философии: Гераклит, Демокрит, Платон //Вопросы философии. 2014. № 6. С. 64–70.
Рецензия на кн.: Гераклит Эфесский. Все наследие. На языках оригинала и в русском переводе / Издание подготовил С.Н.Муравьев. М.: Ad Marginem, 2012 // Вестник древней истории. 2013. №4. – (PDF)
Избавляясь от досократиков // Философия в диалоге культур: Материалы Всемирного дня философии. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 177–183. – (PDF)
Западногреческие философские поэмы и гомеровская традиция: преемственность или разрыв? // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XV (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Материалы международной конференции. СПб., 2010. С. 359–368.
Греческая философия как реформа языка // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XIV (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Материалы международной конференции. СПб., 2009. С. 359–368. – (PDF)
Homo Loquens: К этимологии греческого и славянского слова – человек // Балканские чтения-3: Лингво-этнокультурная история Балкан и Восточной Европы. Тезисы и материалы симпозиума. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1994.
Проблема аутентичности ΑΡΧΗ как милетского термина (к интерпретации свидетельства Теофраста) // Материалы к историографии античной и средневековой философии. М.: ИФ АН, 1990. С. 24–44.
Агональная модель космоса у Гераклита // Историко-философский ежегодник’87. М.: Наука, 1987. С. 29–46.
Происхождение имени Орфея // Балканы в контексте Средиземноморья: Проблемы реконструкции языка и культуры. М.: Наука, 1986. С. 37–39.
Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского) // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 51–66.
Фалес и Ксенофан // Античная философия в интерпретациях буржуазных философов. М., 1981. С. 1–16.
АРИСТОТЕЛЬ. О небе / Пер. с др.-греч. А.В.Лебедева // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Том 3. М.: Мысль, 1981.
Геометрический стиль и космология Анаксимандра // Культура и искусство античного мира. М., 1980. С. 100–124.
ΨΥΧΗΣ ΠΕΙΡΑΤΑ (о денотате термина в космологических фрагментах Гераклита 66–67 Marcovich // Структура текста. М., 1980. С. 118–147.
ΠΑΤΗΡ–ΔΗΜΙΟΥΡΓΟΣ–ΒΑΣΙΛΕΥΣ. Синонимия метафорических кодов в древнегреческих космогонических текстах // BALCANO–BALTO–SLAVICA. Симпозиум по структуре текста / Под ред В.В.Иванова. М., 1979. С. 24 слл.
ΨΗΓΜΑ ΣΥΜΦΥΣΩΜΕΝΟΝ. Новый фрагмент Гераклита (реконструкция металлургической метафорики в космогонических фрагментах Геркалита // Вестник древней истории. 1979. № 1. С. 39–54; 1980. № 2. С. 43–58.
Об изначальной формулировке традиционного тезиса ΤΗΝ ΑΡΧΗΝ ΥΔΩΡ ΕΙΝΑΙ // Balcanica. Лингвистические исследования. M., 1979. С. 167–176.
ΑΡΧΗ и ΤΟ ΠΕΡΙΕΧΟΝ у досократиков // Античная балканистика-3: языковые данные и этнокультурный контекст Средиземноморья. Тезисы конференции. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1978. С. 33–35.
ТО ΑΠΕΙΡΟΝ: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель // Вестник древней истории. 1978. № 1. С. 39–54; № 2. С. 43–58.
На английском языке
2019
Idealism (Mentalism) in Early Greek Mertaphysics and philosophical theology: Pythagoras, Parmenides, Heraclitus, Xenophanes and others (with some remarks on the “Gigantomachia over being” in Plato’s Sophist) // Индоевропейское языкознание и классическая филология [Indoevropeiskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya / Indo-European linguistics and classical philology. Proceedings of the 22nd Conference in Memory of Professor Joseph M. Tronsky]. 2019. Т. 23. С. 651‒704.
2018
The Derveni Papyrus and Prodicus of Ceos [Дервенийский папирус и Продик из Кеоса]// Индоевропейское языкознание и классическая филология. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И.М. Тронского. Вып. 22 (1). [Indoevropeiskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya / Indo-European linguistics and classical philology. Proceedings of the 22nd Conference in Memory of Professor Joseph M. Tronsky]. 2017. С. 493–536. – DOI:10.30842/ielcp230690152256
2017
Parmenides, ΑΝΗΡ ΠΥΘΑΓΟΡΕΙΟΣ. Monistic Idealism (Mentalism) in Archaic Greek Metaphysics // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Вып. 21 [Indoevropeiskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya / Indo-European linguistics and classical philology. Proceedings of the 21st Conference in Memory of Professor Joseph M. Tronsky]. СПб., 2017. С. 493–536.
Alcmaeon of Croton on Human Knowledge, the Seasons of Life and Isonomia: A New Reading of B 1 DK and Two Additional Fragments from Turba Philosophorum and Aristotle // Physiologia. Topics in Presocratic Philosophy and its Reception in Antiquity / Ed. by Ch. Vassallo. Trier: Wissenschaftlicher Verlag, 2017. P. 227–257.
The Metaphor of Liber Naturae and the Alphabet Analogy in Heraclitus’ Logos Fragments (with some remarks on Plato’s “dream theory” and the origin of the concept of elements) // Heraklit im Kontext / Ed. by E. Fantino, U. Muss, Ch. Schubert, K. Sier. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2017 (Studia Praesocrsatica Vol. 8). P. 231–268. DOI: 10.1515/9783110421323-012
2016 и ранее
The Origin and Transmission of the Doxographical Tradition Placita Philosophorum(Arius Didymus, Ps.-Plutarch, Stobaeus, Theodoret, Nemesius, Porphyrius) // Indo-European Linguistics and Classical Philology–XX (2). Proceedings of the 20th Conference in Memory of Professor Joseph M. Tronsky, June 20–22, 2016. P. 573–633. – (PDF)
// Hermes. Bd. 128. Heft 4. 2000. S. 385–391.
The Justice of Chiron (Titanomachia, Fr. 6 and 11 B.) // Philologus. Bd. 142. No. 1. 1998. P. 3–10.
// Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bd. 112. 1996. S. 279–283.
// Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bd. 112. 1996. S. 268–278.
// Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bd. 112. 1996. S. 263–268.
Orpheus, Parmenides or Empedocles? The Aphrodite Verses in The Naassene Treatise of Hippolytus' Elenchus // Philologus 138. 1994. S. 24–31.
Alcmaeon on Plants: A New Fragment in Nicolaus Damascenus // Parola del Passato, Fascicolo CCLXXIII, 1993. P. 56–60.
// Apeiron. Vol. 23. No. 2. 1990. P. 77–85.
Heraclitus in Pap. Derveni // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bd. 79. 1989.
Did the Doxographer Aëtius Ever Exist? // Philosophie et Culture: Actes Du XVIIe Congrès Mondial de Philosophie / Edited by Venant Cauchy. Montréal: Montmorency, 1988. P. 813–817. – (PDF)
Anaximander was the originator of the mixis theory of matter and the founder of the mechanistic physics // First International Conference of Greek Philosophy. Ionian Philosophy. (Samos 27-31 August 1988). 1988. P. 56–57. – (PDF)
The imagery of "Lampadedromia" in Heraclitus // Filosopfia (Φιλοσοφια). 1987–1988. No. 17–18. Σ. 233–257.
The Cosmos as a Stadium: Agonistic Metaphors in Heraclitus’ Cosmology // Phronesis. 1985. Vol. 30. No. 2. P. 131–150.
A new fragment of Xenophanes // Studi di filosofia preplatonica. Napoli, 1985. P. 13 sqq.
Φύσις ταλαντεύουσα: Neglected fragments of Democritus and Metrodorus of Chios // Proceedings of the Ist International Congress on Democritus. Vol. 1. Xanthi: International Democritean Foundation, 1984. P. 13–18.
РЕЦЕНЗИИ
2021
Рец. накн.: Sassi M.M. The Beginnings of Philosophy in Greece / transl, by M. Asuni. Princeton and Oxford, 2018.// Аристей. 2021. №. XXIII. C.178-194. ISSN 2220-9050.
2013 и ранее
Рецензия на кн.: Гераклит Эфесский. Все наследие. На языках оригинала и в русском переводе / Издание подготовил С.Н.Муравьев. М.: Ad Marginem, 2012 // Вестник древней истории. 2013. №4. – (PDF)
СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Большая Российская энциклопедия: В 30 т. М.: Росс. энциклопедия, 2005–2015. Цикл статей по античной философии:
Т. 1 (2005): Анаксимандр; Анаксимен.
Т. 2 (2005): Антифонт; Аристотель; Аристотелизм; Архе; Аэтий.
Т. 6 (2006): Гераклит.
Т. 7 (2007): Горгий.
Т. 9 (2007): Дике; Диоген Аполлонийский; Диоген Лаэртий; Досократики.
Т. 10 (2008): Зенон Элейский; Идея.
Т. 13 (2009): Карнеад; Катарсис; «Категории»; Киники.
Т. 14 (2009): Киренаики.
Т. 15 (2010): Космос; Крантор; Кратет; Кратил.
Т. 16 (2010): Ксенократ; Ксенофан.
Т. 17 (2010): Левкипп; Ликей.
Т. 18 (2011): Лукреций; Майевтика; Макробий.
Т. 19 (2013): Марк Аврелий; Материя; Мегарская школа; Мелисс.
Т. 24 (2014): Орфизм.
Т. 25 (2014): Панетий; Пантеизм; Папп Александрийский; Парменид; Перводвигатель; Перипатетическая школа.
Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989.
Координационная и организационная работа
Руководитель секции «Древнегреческая философия – Досократики» («Ancient Greek philosophy-Presocratic philosophy»), XXIII Всемирный Философский Конгресс «Философия как познание и образ жизни» (4-10 августа 2013 г., Афины, Греция).
Лебедев А.В. Приглашенный доклад «Моральный и интеллектуальный статус животных в до-платоновской философии» на семинаре межкафедральной Программы «Биоэтика» Критского Университета (г. Ретимно, Греция) 12 января 2023 года. (на греч. языке). Афиша выступления.
Теоретический конфликт между натуралистическим эмпиризмом и метафизическим ментализмом в ранней греческой философии ( на англ. языке), Приглашенный доклад на международной конференции «Познание в древнегреческой философии и ее рецепции: междисциплинарные подходы», Университет Патры (Греция), 24-25 мая 2023 года, организатор конференции проф. Мелина Музала. Программа.
Epicharmus on god as ‘mind’ and ‘intelligence’: a diasyrmos of Pythagorean theology? «Эпихарм о боге как «уме» и «разумности»: пародия на пифагорейскую теологию? Международная конференция «Body and Mind”, Fonte Aretusa center, Siracusa, Italy, 27.6 – 3.7. 2023. Доклад Лебедева 1 июня в 11.00. Программа онлайн.
2022
Приглашенный доклад «Аналогия намывания золота и веяния зерна в ранней греческой философии. Игнорированные свидетельства о теории космогонического вихря у Анаксимандра. Седьмая конференция Международного общества исследования досократовской философии в Дельфах (Греция, июль 2022)
Доклад «К семантике термина φύσις «природа» в ранней греческой философской прозе». Международная конференция «Индоевропейское языкознание и классическая филология» (Чтения памяти И.М.Тронского) (INDO-EUROPEAN LINGUISTICS AND CLASSICAL PHILOLOGY – XXVI in Memory of Professor Joseph M. Tronsky). Дата выступления 29 июня 2022 года. Программа.
2021
Доклад «Гераклит, Гомер и "Старинная вражда" между поэзией и философией в 10-ой книге "Государства" Платона» на Международной научной конференции, посвященной антиковеду и историку культуры Нине Владимировне Брагинской, "Миф, ритуал, литература". Москва, 18 июня 2021 г. (Программа прилагается)
Доклад «Индоарийские имена в саге об Аргонавтах, ономастике Колхиды и надписях Северного Причерноморья». Ежегодная международная конференция «Индоеврепейское языкознание и классическая филология» (чтения памяти профессора И.М. Тронского). Санкт-Петербург, 22 июня 2021 г. (PDF программы прилагается)
Доклад «Демокрит о Персидских магах и древней религии» на Международном онлайн-семинаре "Философия и религия в античности", Университет Иоаннины, Греция. 23 декабря 2021 г. (ссылка на запись конференции поступит позже)
Доклад «Idealism (Mentalism) in Early Greek Metaphysics and philosophical theology: Pythagoras, Parmenides, Heraclitus, Xenophanes and others (with some remarks on the «Gigantomachia over being» in Plato’s Sophist)”. Индоевропейское языкознание и классическая филология-XXIII (Чтения памяти И.М.Тронского). Международная конференция, 24–26 июня 2019 г. https://drive.google.com/file/d/1VAbTMuFiTlN22B4MCU2mmCWJBmCSoaPw/view
2018
Доклад «Разбираясь в источниках и достоверности античной традиции о Пифагоре – изобретателе слов ΦΙΛΟΣΟΦΟΣ “философ” и ΦΙΛΟΣΟΦΙΑ “философия”» // Общеинститутский семинар, Институт философии РАН, Москва, 4 декабря 2018 г.
2017
Приглашенная лекция на филологическом факультете МГУ Проэмий Парменида и образ крылатой колесницы души в Платоновском “Федре”, 1 ноября 2017. Видео https://www.youtube.com/watch?v=3DHrmBKX0yI&vl=ru
Парменид-пифагореец: монистический идеализм (ментализм) в архаической греческой философии // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XX (Чтения памяти И.М. Тронского). 26-28 июня 2017 г. Ссылка в интернете: https://tronsky.iling.spb.ru/static/tronsky2017.pdf
Доклад «Космополис Гераклита и Ионийское восстание» // Гаспаровские чтения–2017, 19-22 апреля 2017 г., Москва, Российский государственный гуманитарный университет, Российская академия народного хозяйства и гос. службы (РАНХиГС), НИУ Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Институт русского языка им. Виноградова. http://ivka.rsuh.ru/binary/object_58.1492355889.40901.pdf
2016
Доклад «Placing the Ionian ΠΕΡΙ ΦΥΣΕΩΣ ΙΣΤΟΡΙΑ in Context: the Role of Seafaring, Navigation and Milesian Colonization in the Birth of Greek Science» // International Conference EX IONIA SCIENTIA: “Knowledge in Archaic Greece”, organized by the Universities of Southern Illinois (USA) and University of Athens, Athens, Greece, 11‒14 December 2016.
Приглашенная лекция «Папирус из Дервени и греческое просвещение» // Кафедра классической филологии Нью-Йоркского университета, США, 3 ноября 2016.
Доклад «Гераклит о поведении животных и человеческих ценностях» // 9-я ежегодная конференция «Проблемы биоэтики и науки о жизни» (“Retreat”) // Критский университет, г. Ретимно, Греция, 21‒23 октября 2016.
Доклад «Аристотелевская добродетель как моральный фитнес и форма воли: несколько сображений по поводу семантики терминов proairesis/proairetikos» // Всемирный философский конгресс «Философия Аристотеля. 2400 лет», Афинский университет, г. Афины, Греция, 9‒15 июля 2016.
Доклад «Происхождение и трансмиссия доксографичской традиции Placita philosophorum (Arius Didymus, Ps.Plutarch, Stobaeus, Theodoret, Nemesius, Porphyrius)» // Международная конф. «Индоевропейское языкознание и классическая филология. Чтения памяти И.М. Тронского‒XX (2)», г. Санкт-Петербург, 20‒22 июня 2016.
2015
«"Теогония" Эпименида Критского и происхождение орфико-пифагорейского учения о реинкарнации» // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Чтения памяти И.М.Тронского, 22–24 июня 2015 г. Институт лингвистических исследований АРА РАН, Санкт-Петербург.
«Προσκεκλημένος ομιλητής με εισήγηση The Origin and Early Transmission of the Imperial Placita philosophorum Tradition (Arius Didymus, Ps.Plutarch, Stobaeus)» // International Colloquium The Placita of Aetius: Foundations for the Study of Ancient Philosophy, Королевский колледж университета Мельбурна, Мельбурн, 1‒4 декабря 2015.
2013 и ранее
«This logos» as Liber Naturae in Heraclitus B 1 and B 50 DK» (доклад на английском языке) // Международная конф. Гераклит Эфесский и его время (Heraklit von Ephesos und seine Zeit), 7–12 октября 2013, Сельчук, Турция.
«Идеализм в ранней греческой философии: пифагорейцы и элеаты» («Idealism in early Greek philosophy: The case of Pythagoreans and Eleatics») (доклад на английском языке) // XXIII Всемирный Философский Конгресс «Философия как познание и образ жизни» (4–10 августа 2013 г.), Афины, Греция.
Гераклит и «старинная вражда» между философией и поэзией (Plato, Resp. 607B) // Международная конф. Гаспаровские чтения-2011. РГГУ–ИВКА (Москва, 14–16 апреля 2011).
Западногреческие философские поэмы и гомеровская традиция: преемственность или разрыв? // Международная конф. Индоевропейское языкознание и классическая филология-XIV (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Институт лингвистических исследований РАН. Санкт-Петербург, 2010.
Западногреческие философские поэмы и гомеровская традиция: преемственность или разрыв? // Международная конф. Гаспаровские чтения-2010. РГГУ–ИВКА (Москва, 15–17 апреля 2010).
Греческая философия как реформа языка // Международная конф. Индоевропейское языкознание и классическая филология-XIII (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург, 2009.
Избавляясь от досократиков // Философия в диалоге культур. Международная научная конф. в рамках празднования Всемирного дня философии. Москва, Институт философии, ноябрь 2009.
Дервенийский папирус и Продик Кеосский // Международная конф. Индоевропейское языкознание и классическая филология (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург, 23–25 июня 2008).
Смерть Гомера и мировая загадка: об одной эпистемологической метафоре у Гераклита // Международная конференция Гаспаровские чтения-2007. РГГУ, Москва, 12 апреля 2007.
Flux and personal identity in Heraclitus // Self and Personality in Ancient Philosophy. University of Crete. Department of Philosophy and Social Studies. Rethimno, 25–26 May 2007.
Aristotle against Aristotle? The reconsideration of the theory of moral virtue in Aristotle's Eth.Nic. VI // First International Conference Ethics and Politics. University of Crete, Department of Philosophy and Social Studies, Heraklio, Crete, Greece (24–28 May 2006).