Институт Философии
Российской Академии Наук




  Лебедев Андрей Валентинович
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Лебедев Андрей Валентинович

Лебедев Андрей Валентинович

 

Лебедев Андрей Валентинович, ведущий научный сотрудник Института философии РАН

 

род. 9 мая 1951, г. Москва

 


Образование


  • Ленинградский государственный университет, филологический факультет, 1973.



Ученые степени


  • Кандидат филологических наук, 1980: «Реконструкция древнеионийских космогонических текстов (Фалес, Анаксимандр, Гераклит)» (научный руководитель проф. А.И.Доватур, ЛГУ).


 Researcher ID

Сфера научных интересов

  • Ранняя греческая философия;
  • Аристотель;
  • Античная этика; 
  • Доксография.
Профессиональная деятельность в настоящее время:
  • ведущий научный сотрудник Института философии РАН, с 2003 г.
  • Институт классического Востока и Античности (ИКВИА) при Высшей школе экономики (до 2018 – Институт восточных культур и античности (ИВКА) при Российском государственном гуманитарном университете), – чтение лекций по античной философии, с 2007 г.
  • Профессор античной философии Критского университета (Греция), кафедра философских и социальных наук гуманитарного факультета, 2000–2018 г.
  • Приглашенный профессор Критского университета (Греция), кафедра философских и социальных наук гуманитарного факультета, 1996–1999 г.
  • Associate Visiting Professor, John Hopkins University, Department of Classics, Baltimore, MD, USA, 1990–1992.
  • младший научный/ научный/ старший научный сотрудник Института философии АН СССР, сектор истории философии стран Западной Европы и Америки / сектор истории западной философии, 1973–1990.
Стипендии (Fellowships)
  • Visiting Fellow, All Souls College, Oxford University, Oxford, UK, 1995–1996.
  • Visiting Fellow and Perkins Fellow in Humanities, Princeton University, NJ, USA, 1992–1993.
  • Junior Visiting Fellow, Center for Hellenic Studies (Harvard University), Washington, DC, 1989–1990.

Лекционные курсы

  • Семинар «Метафорический язык древнегреческих философов» (Как понимать греческих философов), – Онлайн-университет Arzamas. «Лаборатория ненужных вещей» (Научные лаборатории Арзамаса) в аудиториях Независимого университета, по адресу: Бол. Левшинский пер. 17. 8 лекций; апрель (5 лекций), июнь (3 лекции) 2018 г.

  • «История античной философии», – Аспирантура ИФ РАН и ГАУГH, 2007–2015.
  • «История античной философии», – Институт восточных культур и античности (ИВКА РГГУ), филологический факультет 2009, 2015.
  • «Метафорический язык древнегреческой философии», – Институт восточных культур и античности (ИВКА РГГУ), 2014. 6 лекций.
  • «История античной этики», – Критский университет, Ретимно, Греция (2015).
  • «Проблемы биоэтики в античной философии» в рамках магистерской программы «Биоэтика», – Критский университет, Ретимно, Греция (2007– 2008, весенний семестр).
  • Семинары для аспирантов кафедры философских и социальных наук: «Государство» Платона (2004); «Гераклит» (2005); «Этика Аристотеля» (2006).
  • с/к «Досократики», – филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, каф. классической филологии, весна 2004.

Публикации

КНИГИ

 

Лебедев А.В. Логос Гераклита. Реконструкции мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов)/ Российская академия наук, Институт философии. – СПб.: Наука, 2014. – 533 с. – (Сер. «Слово о сущем»). – ISBN 978-5-02-038399-9

  • Монография состоит из двух частей. Часть I содержит очерк жизни и философии (логоса) Гераклита Эфесекого (ок. 540 – ок. 480 гг. до н. э.), а также анализ его метафорического языка, без понимания которого путь к философской мысли Гераклита закрыт. Основной вывод: Гераклит был не физикалистом-«досократиком», а этико-политическим и теологическим мыслителем реформаторского склада, его трактат во многом предвосхищает проблематику «Государства» Платона, а в этике и философии природы содержит все основные положения стоицизма. Часть II представляет собой новое критическое издание греческого текста (логоса) сохранившихся фрагментов Гераклита с русским переводом и комментарием. Это издание отличается от предшествующих не только новой редакцией греческого текста, но и самим составом и расположением фрагментов, стремящимся, по возможности, реконструировать в общих чертах первоначальный текст и структуру утраченного трактата Гераклита «О природе».

 

Фрагменты ранних греческих философов. Часть I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Издание подготовил А.В.Лебедев. М.: Наука. 1989. – 576 с.

  • Книга содержит перевод всех сохранившихся фрагментов доплатоновских философов от орфиков до атомистов (исключая последних), а также биографических и доксографических свидетельств о них. В основу положены собрание Дильса-Кранца и новейшие отдельные издания, дополненные переводчиком.

 

СТАТЬИ

2018

Статья посвящена авторству, жанровому определению, философской интерпретации, датировке и культурно-историческому контексту апируса из Дервени (ДП), философского текста с цитатами из Орфической теогонии, найденному в могиле второй пол. 4 в. до н. э. в деревне Дервени у Салоник в 1962 г. В разделе (1) указываются причины ошибочных толкований и неверных атрибуций: ложное определение папируса как «орфического», а его автора – как орфика или орфеотелеста проистекают, в частности, из игнорирования существования двух типов пантеизма в раннегреческой мысли: этико-религиозного и натуралистического. Автор папируса был представителем второго типа, несовместимого с учением о бессмертии души и загробном воздаянии, характерным для пифагорействующего орфизма. Раздел (2) дает интеллектуальный портрет автора: ионийский софист 5 века до н. э. последователь Анаксагора и Архелая в космологии и физике, предлагающий «атеистическую» теорию происхождения религии «физика» Орфея и происхождение мифологических образов богов как «болезнь языка» или «ослышка» невежд. Сторонник софистической «орфоэпии» и адепт функционализма в семантике и теории номинации (имя соответствует «делу», ἔργον, носителя), восходящей к Гераклиту, создал текст в жанре софистической истории происхождения культуры, языка и религии типа Περὶ τῆς ἐν ἀρχῆι καταστάσεως Протагора. Современники могли причислять взгляды автора ДП к «атеистическим». В разделе (3) обосновывается атрибуция ДП Продику из Кеоса и приводятся 19 testimonia: дословные цитаты из ДП у древних авторов с прямым упоминанием имени Продика, а также специфические особенности (прежде всего утилитаризм и «земледельческая» теория происхождения религии Продика (стлб. XXIV), черты языка и стиля. В разделе (4) предлагается новая реконструкция и интерпретация столбца IV c цитатой Гераклита о солнце. Содержащееся в нем различение «общих и особенных» имен (κοινὰ καὶ ἴδια ὀνόματα) является основополагающим для понимания герменевтического метода автора ПД и его теории имен и возникновения мифологии. В разделе (5) анализируется не отмеченный прежде рефлекс теории Продика о происхождении религии из обожествления «полезного для жизни» в Меморабилиях Ксенофонта (2.2). Раздел (6) посвящен датировке и названию трактата. Предлагается отождествление с сочинением Продика «Времена года» или «Эпохи» (Ὧραι), посвященным происхождению человеческого рода и цивилизации. Наиболее вероятное время написания – 20-е гг. 5 в. до н.э. Terminus post quem – псефизма Диопифа (432 г.) и процесс или смерть Анаксагора (428 г.). Terminus ante quem – «Птицы» Аристофана (414 г.), с пародией на аллегорическую интерпретацию Орфической теогонии Продиком, а не на саму Орфическую теогонию. Вместо «полезных факторов» Продика (светила, элементы, пища и др.) Аристофан в своем агоне с Продиком представляет птиц как приносящих человеческому роду больше пользы, этим обосновывается их победа над Продиком в качестве кандидата на роль новых богов. Вероятно ДП был «ответом» на псефизму Диопифа, направленную против Анаксагора и запрещавшую преподавать новую астрономию в Афинах. Делая Орфея древним анаксагоровцем, Продик смеялся над Диопифом и религиозными консеваторами, но одновременно предохранял себя от обвинения в нечестии (γραφὴ ἀσεβείας): он как бы прославлял древнюю мудрость Орфея, учредителя религии и таинств, но только предлагал ее исправленное понимание (ὀρθῶς γινώσκειν). Раздел (7) разъясняет значение περιτροπή как полемического приема в греческой философии и предлагает понимать ДП как перитропу религиозного текста с полемической и пародийной целью.

2017

  • Parmenides, ΑΝΗΡ ΠΥΘΑΓΟΡΕΙΟΣ. Monistic Idealism (Mentalism) in Archaic Greek Metaphysics [Парменид, ΑΝΗΡ ΠΥΘΑΓΟΡΕΙΟΣ. Монистический идеализм (ментализм) в архаической греческой метафизике] // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И.М. Тронского. Вып. 21. 2017. С. 493–536. (на англ. языке)

1. Проблема. Физикалистская интерпретация онтологии Парменида восходит к позитивистской реакции на гегельянство и немецкий идеализм в историографии античной философии в конце 19-го века. Эта интерпретация сопряжена с непреодолимыми трудностями. «Теория» о том, что мир представляет собой неподвижную и невидимую глыбу мертвой материи не имеет ни философского, ни научного, ни религиозного смысла. Почему Парменид связывает эту глыбу с религиозным понятием Дике и представляет как религиозное откровение? Есть только одна возможность вернуть поэме Парменида философский смысл: принять всерьез античную традицию о пифагореизме Парменида и истолковать его метафизику как монистический идеализм (ментализм) или имматериализм. 2. Античная биографическая традиция о принадлежности Парменида к Пифагорейской школе, его учитель-пифагореец Аминий. 3. Пифагорейские элементы в Алетейе и Доксе. Парменид признавал бессмертие души и элементную трансмиграцию скорее, чем животную реинкарнацию. 4. Предлагаются три новых чтения в тексте Проэмия: 1) читай κατα* πάντα τῆι в B 1.3 «по Вселенной в стремительном полете»; 2) εὐπειθέως ἀτρεκές в B 1.29; 3) χρῆν δοκίμως ἱέναι вместо εἶναι в B 1.32. Первое исправление обнаруживает связь между образом крылатой колесницы души в Платоновском «Федре» и полетом Куроса. Предлагается идентификация анонимных богинь: богиня пути в B 1.3 и богиня откровения в B 1.22 – одна и та же Алетейя, персонификация Истины. 5. Атрибуция Пармениду незамеченного дословного поэтического фрагмента νύμφη ὑψιπύλη «Дева Горних Ворот», цитируемого Проклом (Сирианом). 6. Реконструкция оракульного (Аполлоновского) метафорического кода в Проэмии. Путешестие к истокам экстраординарного знания как поездка (полет) в оракульный храм (феория), но не в земной, а в небесный, где прорицает небесная Пифия – сама Истина. 7. Элементы аллегории в Проэмии. Интепретация Секста отчасти верна. Сходство и различие с образом возничего в «Федре». Мотивы «полета ума через Вселенную» и апофеоза философа. 8. Пифагорейское происхождение употребления термина «Алетейя» в особом эсхатологическом значении пренатальной и загробной обители душ. 9. Структурный параллелизм бинарных оппозиций «бытие/небытие» в Алетейе и «свет/ночь» в Доксе обнаруживает доктрину имматериализма: Ночи, то есть тела, не существует. «Пустота» на языке пифагорейца означает не то, что у физиков, а прямо противоположное: отсутствие сознания, тело. Лингвистическая ошибка смертных как корень возникновения иллюзорного мира множественности. 10. Доктрина монистического идеализма или имматериализма прямо утверждается Парменидом в B 3 и B 4. Опровержение позитивистких интерпретаций 11. Прямое свидетельство аутентичных фрагментов подтверждается консенсусом косвенной античной традиции. 12. В основе парменидовского образа сферы Бытия, которую «держит» Дике, лежит пифагорейский символ «незримого Солнца Правды», известный Гераклиту и Платону в «Государстве». 13. Поэма Парменида написана в жанре «Священного слова Пифагора». Аполлоновский Курос, от лица которого ведется повествование, – это Пифагор, а не сам Парменид. Пифагорейская легенда о Пифагоре как летающем боге, Аполлоне Гиперборейском. Полет Пифагора на Олимп – эпохальное событие в истории человечества, принесшее освобождение от страха смерти и страданий земной жизни. 14. Три «пути» поэмы как история философии: Путь бытия – божественная философия Пифагора (монистический идеализм), путь небытия – философия ионийцев (монистический натурализм), диалектическая попытка синтеза двух школ «двухголовыми» – философия Гераклита, нарушающая закон противоречия. Это ответ Парменида на оскорбления его учителя Пифагора в книге Гераклита. 15. Этическое и психологическое измерение метафизики Парменида: сфера бытия как символ для медитации и парадигма «безмолвия» (ἡσυχία) мудреца. 16. Влияние Парменида на философию природы 5 века равно нулю. Атомистика не имеет к элеатам никакого отношения и возникла в результате внутреннего развития ионийской «естественной истории». Напротив, его влияние на Платона было огромным. 17. Хронология Парменида. Дата Аполлодора (акмэ ок. 500 г. до н.э.) – единственное прямое историческое свидетельство, подверждаемое всей косвенной традицией. Встреча Сократа и Парменида в проэмии платоновсого «Парменида» – не историческое событие, а «встреча» в учении Платона сократовской этики и элейской метафизики. Приложение: обсуждение значения публикации нового фрагмента из «О благочестии» Филодема. Характеристика «первого бога» Парменида как «лишенного души» не инофрмативно, а является полемическим опровержением.

  • Epicharmus on God as Mind (ΝΟΟΣ). Α Neglected Fragment in Stobaeus (With some remarks on early Pythagorean metaphysics and theology) // Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. № 16. 2017. С. 13–27.
  • Alcmaeon of Croton on Human Knowledge, the Seasons of Life and Isonomia: A New Reading of B 1 DK and Two Additional Fragments from Turba Philosophorum and Aristotle // Physiologia. Topics in Presocratic Philosophy and its Reception in Antiquity / Ed. by Ch. Vassallo. Trier: Wissenschaftlicher Verlag, 2017. P. 227–257.
  • The Metaphor of Liber Naturae and the Alphabet Analogy in Heraclitus’ Logos Fragments (with some remarks on Plato’s “dream theory” and the origin of the concept of elements) // Heraklit im Kontext / Ed. by E. Fantino, U. Muss, Ch. Schubert, K. Sier. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2017 (Studia Praesocrsatica Vol. 8). P. 231–268. DOI: 10.1515/9783110421323-012

2016

  • The Origin and Transmission of the Doxographical Tradition Placita Philosophorum(Arius Didymus, Ps.-Plutarch, Stobaeus, Theodoret, Nemesius, Porphyrius) [Происхождение и филиация источников доксографической традиции «Placita philosophorum» (Арий Дидим, Псевдо-Плутарх, Стобей, Феодорит, Немесий, Порфирий)] // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И.М. Тронского. Вып. 20 (2). СПб., 2016. С. 573–633. (на англ. языке). – (PDF)

В первой части статьи излагаются и дополняются аргументы автора против доксографической теории Дильса, прежде всего против атрибуции «Мнений философов» плохо засвидетельствованному автору Аэтию. Кроме того рассматривается жанровая принадлежность сохранившегося трактата Псевдо-Плутарха De placitis philosophorum и формулируется гипотеза, согласно которой в первоначальной форме этот текст представлял собой учебник физической философии (παραδώσειν!), в котором было не 6, а намного больше авторских определений ключевых понятий. Этот утраченный текст мы называем «более полным Плутархом» и обозначаем его как P+. Архетипом сохранившегося Плутарха (P) был, согласно нашей гипотезе, персональный список христианского апологета, которого интересовали исключительно «разногласия» именитых эллинских философов и их споры между собой, поэтому в своей копии он опустил как ненужные и даже нежелательные почти все авторские определения и другие «догматические» части, так как они служили примером общепризнанного знания, а не «разногласия». Во второй части рассматривается комплекс проблем, которые касаются как отношения между P+ и Стобеем, так и между двумя этими источниками и Арием Дидимом. К 8 известным авторским определениям, сохранившимся у Плутарха и Стобея, мы добавляем два неизвестных из Стобея. Первое из них (определение ἀνάγκη, Ι,4,7b) мы связываем с леммой Διδύμ, откуда следует, что компендий P+ был известен Стобею как сочинение Ария Дидима. Трактат Тертуллиана «О душе» содержит второе свидетельство об авторстве Ария Дидима (apud Arium). В последнем разделе статьи дается новая филиация доксографических источников, соотносимых с традицией Placita philosophorum, в виде древа (stemma), в котором центральная роль отводится и не гипотетическому «Теофрасту» Дильса, и не призрачному «Аэтию», а настоящему гиганту пост-эллинистической философии Арию Дидиму, учителю императора Августа.

2015 и ранее

В статье показано, что «Теогония» Эпименида, в авторстве которого не сомневался Аристотель, была написана в конце 7-го - начале 6-го в. до н. э., а дошедший текст содержит аутентичное ядро. Представления о Ночи как первоначале, о космогоническом яйце, реинкарнации душ и др. были заимствованы орфиками у Эпименида, а не наоборот. Эпименид, «жрец Зевса и Реи», опирался на местную традицию, возможно, восходящую к позднеминойскому времени. В работе затрагивается и решается по-новому вопрос о происхождении и источниках Орфической теогонии.

  • Алфавитная аналогия в греческой философии: Гераклит, Демокрит, Платон //Вопросы философии. 2014. № 6. С. 64–70.
  • Рецензия на кн.: Гераклит Эфесский. Все наследие. На языках оригинала и в русском переводе / Издание подготовил С.Н.Муравьев. М.: Ad Marginem, 2012 // Вестник древней истории. 2013. №4. (PDF)
  • Избавляясь от досократиков // Философия в диалоге культур: Материалы Всемирного дня философии. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 177–183. – (PDF)
  • Западногреческие философские поэмы и гомеровская традиция: преемственность или разрыв? // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XV (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Материалы международной конференции. СПб., 2010. С. 359–368.
  • Греческая философия как реформа языка // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XIV (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Материалы международной конференции. СПб., 2009. С. 359–368. – (PDF)
  • Homo Loquens: К этимологии греческого и славянского слова – человек // Балканские чтения-3: Лингво-этнокультурная история Балкан и Восточной Европы. Тезисы и материалы симпозиума. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1994.
  • Проблема аутентичности ΑΡΧΗ как милетского термина (к интерпретации свидетельства Теофраста) // Материалы к историографии античной и средневековой философии. М.: ИФ АН, 1990. С. 24–44.
  • Агональная модель космоса у Гераклита // Историко-философский ежегодник’87. М.: Наука, 1987. С. 29–46.
  • Происхождение имени Орфея // Балканы в контексте Средиземноморья: Проблемы реконструкции языка и культуры. М.: Наука, 1986. С. 37–39.
  • Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского) // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 51–66.
  • Фалес и Ксенофан // Античная философия в интерпретациях буржуазных философов. М., 1981. С. 1–16.
  • АРИСТОТЕЛЬ. О небе / Пер. с др.-греч. А.В.Лебедева // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Том 3. М.: Мысль, 1981.
  • Геометрический стиль и космология Анаксимандра // Культура и искусство античного мира. М., 1980. С. 100–124.
  • ΨΥΧΗΣ ΠΕΙΡΑΤΑ (о денотате термина в космологических фрагментах Гераклита 66–67 Marcovich // Структура текста. М., 1980. С. 118–147.
  • ΠΑΤΗΡ–ΔΗΜΙΟΥΡΓΟΣ–ΒΑΣΙΛΕΥΣ. Синонимия метафорических кодов в древнегреческих космогонических текстах // BALCANO–BALTO–SLAVICA. Симпозиум по структуре текста / Под ред В.В.Иванова. М., 1979. С. 24 слл. 
  • ΨΗΓΜΑ ΣΥΜΦΥΣΩΜΕΝΟΝ. Новый фрагмент Гераклита (реконструкция металлургической метафорики в космогонических фрагментах Геркалита // Вестник древней истории. 1979. № 1. С. 39–54; 1980. № 2. С. 43–58.
  • Об изначальной формулировке традиционного тезиса ΤΗΝ ΑΡΧΗΝ ΥΔΩΡ ΕΙΝΑΙ // Balcanica. Лингвистические исследования. M., 1979. С. 167–176.
  • ΑΡΧΗ и ΤΟ ΠΕΡΙΕΧΟΝ у досократиков // Античная балканистика-3: языковые данные и этнокультурный контекст Средиземноморья. Тезисы конференции. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1978. С. 33–35.
  • ТО ΑΠΕΙΡΟΝ: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель // Вестник древней истории. 1978. № 1. С. 39–54; № 2. С. 43–58.

 

  на английском языке

2018

  • The Derveni Papyrus and Prodicus of Ceos [Дервенийский папирус и Продик из Кеоса] // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И.М. Тронского. Вып. 22 (1). [Indoevropeiskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya / Indo-European linguistics and classical philology. Proceedings of the 22nd Conference in Memory of Professor Joseph M. Tronsky]. 2017. С. 493–536.  –  DOI:10.30842/ielcp230690152256

2017

  • Parmenides, ΑΝΗΡ ΠΥΘΑΓΟΡΕΙΟΣ. Monistic Idealism (Mentalism) in Archaic Greek Metaphysics // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Вып. 21 [Indoevropeiskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya / Indo-European linguistics and classical philology. Proceedings of the 21st Conference in Memory of Professor Joseph M. Tronsky]. СПб., 2017. С. 493–536.
  • Alcmaeon of Croton on Human Knowledge, the Seasons of Life and Isonomia: A New Reading of B 1 DK and Two Additional Fragments from Turba Philosophorum and Aristotle // Physiologia. Topics in Presocratic Philosophy and its Reception in Antiquity / Ed. by Ch. Vassallo. Trier: Wissenschaftlicher Verlag, 2017. P. 227–257.
  • The Metaphor of Liber Naturae and the Alphabet Analogy in Heraclitus’ Logos Fragments (with some remarks on Plato’s “dream theory” and the origin of the concept of elements) // Heraklit im Kontext / Ed. by E. Fantino, U. Muss, Ch. Schubert, K. Sier. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2017 (Studia Praesocrsatica Vol. 8). P. 231–268. DOI: 10.1515/9783110421323-012

2016 и ранее

  • The Origin and Transmission of the Doxographical Tradition Placita Philosophorum(Arius Didymus, Ps.-Plutarch, Stobaeus, Theodoret, Nemesius, Porphyrius) // Indo-European Linguistics and Classical Philology–XX (2). Proceedings of the 20th Conference in Memory of Professor Joseph M. Tronsky, June 20–22, 2016. P. 573–633. – (PDF)
  • // Hermes. Bd. 128. Heft 4. 2000. S. 385–391.
  • The Justice of Chiron (Titanomachia, Fr. 6 and 11 B.) // Philologus. Bd. 142. No. 1. 1998. P. 3–10.
  • // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bd. 112. 1996. S. 279–283.
  • // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bd. 112. 1996. S. 268–278.
  • // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bd. 112. 1996. S. 263–268.
  • Orpheus, Parmenides or Empedocles? The Aphrodite Verses in The Naassene Treatise of Hippolytus' Elenchus // Philologus 138. 1994. S. 24–31.
  • Alcmaeon on Plants: A New Fragment in Nicolaus Damascenus // Parola del Passato, Fascicolo CCLXXIII, 1993. P. 56–60.
  • // Apeiron. Vol. 23. No. 2. 1990. P. 77–85.
  • Heraclitus in Pap. Derveni // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bd. 79. 1989.
  • Did the Doxographer Aëtius Ever Exist? // Philosophie et Culture: Actes Du XVIIe Congrès Mondial de Philosophie / Edited by Venant Cauchy. Montréal: Montmorency, 1988. P. 813–817. – (PDF)
  • Anaximander the originator of the mixis theory of matter and the founder of the mechanistic physics // First International Conference of Greek Philosophy. Ionian Philosophy. (Samos 27-31 August 1988). 1988. P. 56–57. – (PDF)
  • The imagery of "Lampadedromia" in Heraclitus // Filosopfia (Φιλοσοφια). 1987–1988. No. 17–18. Σ. 233–257.
  • The Cosmos as a Stadium: Agonistic Metaphors in Heraclitus’ Cosmology // Phronesis. 1985. Vol. 30. No. 2. 1985. P. 131–150.
  • A new fragment of Xenophanes // Studi di filosofia preplatonica. Napoli, 1985. P. 13 sqq.
  • Φύσις ταλαντεύουσα: Neglected fragments of Democritus and Metrodorus of Chios // Proceedings of the Ist International Congress on Democritus. Vol. 1. Xanthi: International Democritean Foundation, 1984. P. 13–18.

 

Рецензии


  • Рецензия на кн.: Гераклит Эфесский. Все наследие. На языках оригинала и в русском переводе / Издание подготовил С.Н.Муравьев. М.: Ad Marginem, 2012 // Вестник древней истории. 2013. №4. (PDF)



Словари и энциклопедии


  • Большая Российская энциклопедия: В 30 т. М.: Росс. энциклопедия, 20052015. Цикл статей по античной философии:
  • Т. 1 (2005): Анаксимандр; Анаксимен.
  • Т. 2 (2005): Антифонт; Аристотель; Аристотелизм; Архе; Аэтий.
  • Т. 6 (2006): Гераклит.
  • Т. 7 (2007): Горгий.
  • Т. 9 (2007): Дике; Диоген Аполлонийский; Диоген Лаэртий; Досократики.
  • Т. 10 (2008): Зенон Элейский; Идея.
  • Т. 13 (2009): Карнеад; Катарсис; «Категории»; Киники.
  • Т. 14 (2009): Киренаики.
  • Т. 15 (2010): Космос; Крантор; Кратет; Кратил.
  • Т. 16 (2010): Ксенократ; Ксенофан.
  • Т. 17 (2010): Левкипп;  Ликей.
  • Т. 18 (2011): Лукреций; Майевтика; Макробий.
  • Т. 19 (2013): Марк Аврелий; Материя; Мегарская школа; Мелисс.
  • Т. 24 (2014): Орфизм.
  • Т. 25 (2014): Панетий; Пантеизм; Папп Александрийский; Парменид; Перводвигатель; Перипатетическая школа.
  • Т. 26 (2014): Платон.
  • Т. 30 (2015): Сократ.

 

Конференции

(координационная и организационная работа)

  • Руководитель секции «Древнегреческая философия – Досократики» («Ancient Greek philosophy-Presocratic philosophy»), XXIII Всемирный Философский Конгресс «Философия как познание и образ жизни» (4-10 августа 2013 г., Афины, Греция).

Конференции, доклады


2018

  • Доклад «Разбираясь в источниках и достоверности античной традиции о Пифагоре – изобретателе слов ΦΙΛΟΣΟΦΟΣ “философ” и ΦΙΛΟΣΟΦΙΑ “философия”» // Общеинститутский семинар, Институт философии РАН, Москва, 4 декабря 2018 г.

2017

  • Приглашенная лекция на филологическом факультете МГУ Проэмий Парменида и образ крылатой колесницы души в Платоновском “Федре”, 1 ноября 2017. Видео https://www.youtube.com/watch?v=3DHrmBKX0yI&vl=ru
  • Парменид-пифагореец: монистический идеализм (ментализм) в архаической греческой философии // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XX (Чтения памяти И.М. Тронского). 26-28 июня 2017 г. Ссылка в интернете: https://tronsky.iling.spb.ru/static/tronsky2017.pdf
  • Доклад «Космополис Гераклита и Ионийское восстание» // Гаспаровские чтения–2017, 19-22 апреля 2017 г., Москва, Российский государственный гуманитарный университет, Российская академия народного хозяйства и гос. службы (РАНХиГС), НИУ Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Институт русского языка им. Виноградова. http://ivka.rsuh.ru/binary/object_58.1492355889.40901.pdf

2016

  • Доклад «Placing the Ionian ΠΕΡΙ ΦΥΣΕΩΣ ΙΣΤΟΡΙΑ in Context: the Role of Seafaring, Navigation and Milesian Colonization in the Birth of Greek Science» // International Conference EX IONIA SCIENTIA: “Knowledge in Archaic Greece”, organized by the Universities of Southern Illinois (USA) and University of Athens, Athens, Greece, 11‒14 December 2016.
  • Приглашенная лекция «Папирус из Дервени и греческое просвещение» // Кафедра классической филологии Нью-Йоркского университета, США, 3 ноября 2016.
  • Доклад «Гераклит о поведении животных и человеческих ценностях» // 9-я ежегодная конференция «Проблемы биоэтики и науки о жизни» (“Retreat”) // Критский университет, г. Ретимно, Греция, 21‒23 октября 2016.
  • Доклад «Аристотелевская добродетель как моральный фитнес и форма воли: несколько сображений по поводу семантики терминов proairesis/proairetikos» // Всемирный философский конгресс «Философия Аристотеля. 2400 лет», Афинский университет, г. Афины, Греция, 9‒15 июля 2016.
  • Доклад «Происхождение и трансмиссия доксографичской традиции Placita philosophorum (Arius Didymus, Ps.Plutarch, Stobaeus, Theodoret, Nemesius, Porphyrius)» // Международная конф. «Индоевропейское языкознание и классическая филология. Чтения памяти И.М. Тронского‒XX (2)», г. Санкт-Петербург, 20‒22 июня 2016.

2015

  • «"Теогония" Эпименида Критского и происхождение орфико-пифагорейского учения о реинкарнации» // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Чтения памяти И.М.Тронского, 22–24 июня 2015 г. Институт лингвистических исследований АРА РАН, Санкт-Петербург.
  • «Προσκεκλημένος ομιλητής με εισήγηση The Origin and Early Transmission of the Imperial Placita philosophorum Tradition (Arius Didymus, Ps.Plutarch, Stobaeus)» // International Colloquium The Placita of Aetius: Foundations for the Study of Ancient Philosophy, Королевский колледж университета Мельбурна, Мельбурн, 1‒4 декабря 2015.

2013

  • «This logos» as Liber Naturae in Heraclitus B 1 and B 50 DK» (доклад на английском языке) // Международная конф. Гераклит Эфесский и его время (Heraklit von Ephesos und seine Zeit), 7–12 октября 2013, Сельчук, Турция.
  • «Идеализм в ранней греческой философии: пифагорейцы и элеаты» («Idealism in early Greek philosophy: The case of Pythagoreans and Eleatics») (доклад на английском языке) // XXIII Всемирный Философский Конгресс «Философия как познание и образ жизни» (4–10 августа 2013 г.), Афины, Греция.
  • Гераклит и «старинная вражда» между философией и поэзией (Plato, Resp. 607B) // Международная конф. Гаспаровские чтения-2011. РГГУ–ИВКА (Москва, 1416 апреля 2011).
  • Западногреческие философские поэмы и гомеровская традиция: преемственность или разрыв? // Международная конф. Индоевропейское языкознание и классическая филология-XIV (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Институт лингвистических исследований РАН. Санкт-Петербург, 2010.
  • Западногреческие философские поэмы и гомеровская традиция: преемственность или разрыв? // Международная конф. Гаспаровские чтения-2010. РГГУ– ИВКА (Москва, 1517 апреля 2010).
  • Греческая философия как реформа языка // Международная конф. Индоевропейское языкознание и классическая филология-XIII (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург, 2009.
  • Избавляясь от досократиков // Философия в диалоге культур. Международная научная конф. в рамках празднования Всемирного дня философии. Москва, Институт философии, ноябрь 2009.
  • Дервенийский папирус и Продик Кеосский // Международная конф. Индоевропейское языкознание и классическая филология (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург, 23– 25 июня 2008).
  • Смерть Гомера и мировая загадка: об одной эпистемологической метафоре у Гераклита // Международная конференция Гаспаровские чтения-2007. РГГУ, Москва, 12 апреля 2007.
  • Flux and personal identity in Heraclitus // Self and Personality in Ancient Philosophy. University of Crete. Department of Philosophy and Social Studies. Rethimno, 25–26 May 2007.
  • Aristotle against Aristotle? The reconsideration of the theory of moral virtue in Aristotle's Eth.Nic. VI // First International Conference Ethics and Politics. University of Crete, Department of Philosophy and Social Studies, Heraklio, Crete, Greece (24–28 May 2006).

 

Контакты

  • e-mail: kyknos@yandex.ru.