Институт Философии
Российской Академии Наук




  Солопова Мария Анатольевна
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна

Солопова Мария Анатольевна

Солопова Мария Анатольевна

 

Солопова Мария Анатольевна, старший научный сотрудник Института философии РАН

 

 

Год и место рождения


9 июля 1970, г. Мичуринск Тамбовской области

 

 

Образование

 

  • Аспирантура Института философии РАН по специальности «история философии», научный руководитель проф. А.Л.Доброхотов (1993–1997)
  • Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, философский факультет, кафедра истории и теории мировой культуры (1988–1993)
  • Греко-Латинский кабинет Ю.А.Шичалина. Курсы древнегреческого языка (1990–1991)

Ученые степени

  • Кандидат философских наук (2000). Тема диссертационного исследования: «Трактат Александра Афродисийского О смешении и росте в контексте истории античного аристотелизма» (ИФ РАН)

Сфера научных интересов

  • История античной философии
Темы специальных исследований: Аристотель и Перипатетическая школа, атомизм, комментаторская традиция античности, проблемы учения о душе.

Педагогическая работа

Лекции

  • «Философия Аристотеля» (лекции в рамках курса "История античной философии") – Государственный университет гуманитарных наук (ГАУГН), 2017–2018 уч.г. (осень), 16 часов >> БИЛЕТЫ
  • «История античной философии» (общий курс) – Государственный университет гуманитарных наук (ГУГН, ГАУГН), 2002–2007; 2011 (осень)
  • «История позднеантичной философии» – Государственный академический университет гуманитарных наук, 2008–2009, 2012 (весна)
  • «История античной философии. Эллинизм» – Российский Православный университет во имя Иоанна Богослова, 1994–1995

Спецкурсы

  • «Первая книга «Метафизики» Аристотеля как введение в философию»
  • «Трактат Аристотеля «О душе»: основные проблемы»

Научное руководство

2018

  • Магистерская диссертация Корнева Сергея Валерьевича «Формирование онтологии Аристотеля», Государственный университет гуманитарных наук (ГАУГН), философский ф-т, 2-й курс.

2015

  • Дипломная работа Дениса Ильянкова: «Путь к бытию через логос: платоновская диалектика как беседа и философский метод», ГАУГН, философский ф-т (2014/2015 уч. год).
2014
  • Курсовая работа Дениса Ильянкова: «Понятие логоса в диалогах Платона», ГАУГН, философский ф-т (2013/2014 уч. год), 3-й курс.
2013
  • Курсовая работа Дениса Ильянкова: «Понятие логоса в философской системе Гераклита Эфесского», ГАУГН, философский ф-т (2012/2013 уч. год), 2-й курс.

Учебные и учебно-методические разработки

  • Раздел «Античная философия» // История философии. Программа углубленного изучения / Под ред. Н.В.Мотрошиловой, И.А.Михайлова, Э.Ю.Соловьева. М.: Феноменология-Герменевтика, 2002. 
  • Солопова М.А. Материалы по истории античной философии. М.: ИФ РАН, 2000 (программа курса, краткий очерк истории античной философии, планы семинарских занятий, перевод: Аристотель. "Метафизика", кн. 1, гл. 1-6).

Проекты

Исследовательские

  • «Изучение усвоения и трансформации античных естественных наук в Средние века и Новое время в контексте социокультурной динамики общества» (РФФИ, 2012–2014), проект № 12-06-00087а, участник коллективного проекта;
  • «Энциклопедический словарь по античной философии» (РГНФ, 2005–2006), участник коллективного проекта;
  • «Античные комментаторы Аристотеля» (РГНФ, 2002–2004), грант РГНФ, руководитель проекта;

Издательские

  • «Сущность и слово. Сборник статей к юбилею профессора Н.В.Мотрошиловой», РГНФ, проект № 08-03-16108д, руководитель проекта;
  • «Античная философия: Энциклопедический словарь», РГНФ, проект № 06-03-16097д, руководитель проекта;
  • «Аристотель. Евдемова этика», РГНФ, проект № 05-03-16052д, руководитель проекта.

 

Публикации

Монография


  • Александр Афродисийский и его трактат «О смешении и росте» в контексте истории античного аристотелизма (Исследование. Греческий текст. Перевод). М.: Наука, 2002. – 224 с. – ISBN 5-02-013198-9.
Книга впервые в отечественной литературе знакомит читателя с творчеством перипатетика Александра Афродисийского (кон. II в. – нач. III в. н.э.). Александр был известен не только как комментатор Аристотеля, но и как автор ряда трактатов, один из которых – «О смешении и росте» (греч. Περι κρασεως και αυξησεως) – является предметом специального историко-философского исследования. Представлен перевод трактата, анализируется содержание и  аргументация автора. Подробно разбираются разнообразные аспекты отраженной на страницах данного источника полемики эллинистических философских школ, прежде всего – перипатетической и стоической. Рассматриваются вопросы, связанные с использованием трактата «О смешении» как доксографического источника, содержащего сведения об учении стоиков о «всецелом смешении», делается попытка оценить адекватность сообщаемых Александром сведений о своих оппонентах. В книге публикуется греческий текст, параллельный русский перевод трактата, глоссарий, комментарии; в качестве введения дается обзор комментаторской традиции античного аристотелизма.

 

Коллективные монографии и сборники

 

  • Аристотель. Евдемова этика (Греческий текст, русский перевод) / Пер. Т.В.Васильевой, Т.А.Миллер, М.А.Солоповой / Издание подготовила М.А.Солопова. М.: Канон+, 2011. – 408 с. (24,3 уч.-изд. л.) – ISBN 978-5-88373-075-6.
Настоящее издание предлагает вниманию читателя греческий текст и параллельный русский перевод «Евдемовой этики» Аристотеля. Особенностью издания является то, что «Евдемова этика» публикуется в восьми книгах, а не в пяти. Современные издания текста «Евдемовой этики» включают в ее текст пять книг, пропуская три т.наз. «средние» книги (EN V, VI, VII = EE IV, V, VI), поскольку некоторые рукописи «Евдемовой» этики» считают их повторением соответствующих книг этики «Никомаховой». Вопросам аутентичности обеих этик, первоначальной принадлежности трех средних книг, свидетельствам древних источников и анализу системы всей аристотелевской этики в целом посвящены исследования, публикуемые в приложении. Идея издания «Евдемовой» этики» в восьми книгах принадлежит акад. А.А.Гусейнову, Перевод и комментарии к соответствующим книгам выполнены Т.А.Миллер (EE I, II, VIII), Т.В.Васильевой (III, VII) и М.А.Солоповой (IV, V, VI).
  • Античная философия. Энциклопедический словарь/ Отв. ред. М.А.Солопова / Члены редколлегии: П.П.Гайденко (председатель), С.В.Месяц, А.В.Серегин, А.А.Столяров, Ю.А.Шичалин. М.: Прогресс-Традиция, 2008. – 898 с. (72,5 уч.-изд. л.) – ISΒN 5-89826-309-0
Энциклопедический словарь «Античная философия» посвящен классической философской традиции Древней Греции и Рима. Главный замысел словаря – отразить в компактной форме все аспекты исторического бытия античной философии с VI в. до н.э. по VI в. н.э. и познакомить с последними достижениями отечественного и зарубежного историко-философского антиковедения. В словаре на профессиональном уровне и вместе с тем доступно для широкого круга читателей изложена проблематика античной философской мысли, намечены ориентиры для новых интерпретаций и плодотворной научной полемики. Словарь представляет философию античности во всем разнообразии философских школ, направлений и персоналий; в него также включены статьи, посвященные важнейшим понятиям и наиболее значительным произведениям. В словаре предпринята попытка проследить основные линии влияния античной философии на христианскую мысль и отразить роль последней в трансляции интеллектуального наследия античности, поэтому в словник включены статьи, посвященные наиболее важным в историко-философском и доксографическом плане христианским авторам.
Рецензии:

 

  • Сущность и слово. Сборник научных статей к юбилею профессора Н.В.Мотрошиловой / Под ред. М.Ф.Быковой и М.А.Солоповой. М.: Феноменология-Герменевтика, 2009. – 621 с.


Издания классических текстов


  • Целлер Э. Очерк истории греческой философии / Пер. С.Л.Франка. М.: Канон, 1996. – 342 с. (М.: Канон+, 2011, переизд. с исправл. статьей от редактора).
  • Плотин. Сочинения (Плотин в русских переводах) / Составитель М.А.Солопова. М.: Алетейя. 1995. – 672 с.


Переводы с древнегреческого языка


  • Аристотель. О долготе и краткости жизни // Вопр. философии. 2016. №12. С. 169‒173.
  • Аристотель. Евдемова этика. Книги 4–6 // Аристотель. Евдемова этика в восьми книгах (греческий текст, русский перевод). М.: Канон+РООИ Реабилитация, 2011 (испр. издание).
  • Аристотель. Евдемова этика. Книги 4–6 // Аристотель. Евдемова этика в восьми книгах (греческий текст, русский перевод). М.: ИФ РАН, 2005.
  • Аристотель. О предсказаниях во сне // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы) / Под ред. М.С.Петровой. М.: Кругъ, 2010. С. 169–175.
  • Фемистий. Комментарий к «О душе» Аристотеля (II, 1–2) // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века / Под ред. П.П.Гайденко, В.В.Петрова. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
  • Александр Афродисийский. О смешении и росте // Солопова М.А. Александр Афродисийский и его трактат О смешении и росте в контексте истории античного аристотелизма. М.: Наука, 2002 (перевод исправлен по сравнению с первой публикацией 2000 г.).
  • Александр Афродисийский. О смешении и росте // Философия природы в Античности и Средние века / Под ред. П.П.Гайденко, В.В.Петрова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 213–248.
  • Плотин. О нисхождении души в тела (Энн. IV 8) // Историко-философский ежегодник 1995. М.: Мартис, 1996.
  • Плотин. О бессмертии души (Энн. IV 7) // Плотин. Сочинения (Плотин в русских переводах). СПб.: Алетейя, 1995. С. 619–645.
  • Плотин. О бессмертии души (Энн. IV 7) // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 158–172.

 

СТАТЬИ

2018

В статье рассмотрены текстологические проблемы, связанные с изданием трактата «О юности и старости, жизни и смерти», входящего в состав серии малых естественнонаучных сочинений (Parvanaturalia), засвидетельствованные в источниках варианты названия трактата, его место в ряду других естественнонаучных сочинений Аристотеля. Прослеживается связь с трактатом «О долготе и краткости жизни», новизна по сравнению с ним и соотнесенность с трактатом «О душе». Особое внимание уделено сопоставлению трактата с сочинениями Аристотеля по натурфилософии и биологии («О частях животных», «О движении животных», «О возникновении животных»). Обсуждаются понятия жизни, функции растительной души, локализация души в середине, связи с этим определение «середины» как середины души и середины тела, направление верха и низа. Для понимания термина «врожденная природная теплота» предлагается сопоставить данный термин с терминологией трактата «О движении животных» и «О возникновении животных».

2017

Публикация представляет фрагмент тематической обзорной библиографии «Античная философия: Греция и Восток», целью которой является систематизация исследований на русском и европейских языках, посвященных 1) античным свидетельствам о знакомстве греческих философов с восточной мудростью и общении с мудрецами; 2) сведениям об образовательных путешествиях философов в страны «Востока»; 3) источникам, затрагивающим вопрос о первенстве варварской философии по отношению к греческой; 4) трансляции классического философского наследия на средневековый Восток и его трансформации в процессе перевода (на сирийский, армянский и арабский языки); 5) античной и средневековой псевдоэпиграфике. «Восток» в рамках данного проекта представляют: Египет, Персия (держава Ахеменидов и империя Сасанидов), Индия, Палестина, Армения, Сирия и арабский халифат времен династий Омейядов и Аббасидов. В задачи данного обзора не входит пласт исследований, посвященных христианским авторам и текстам. В целом тема античная философии и христианство как самостоятельная оставлена за рамками данной библиографии, посвященной судьбе классической философии, ее формированию, развитию и последующей рецепции. Публикуемая библиография нацелена на дальнейшую систематическую разработку темы «Греция и Восток», понимается как фундаментальная, междисциплинарная, актуальная для отечественного антиковедения. Библиография состоит из трех частей. Публикуются первые две: «Мир Востока глазами античных философов» и «Античная философия в зеркале сирийских и армянских переводов». Третья часть «Античная философия и арабский мир» будет опубликована в следующем выпуске ежегодника.

В 2016 г. «Историко-философский ежегодник» отметил 30-летие своего выхода в свет. Вниманию читателей предлагается полный список публикаций ежегодника за 1986‒2016 гг. Традиционно издание публикует материалы по всем областям историко-философского знания от античности до русской философии. В первой части юбилейной библиографии учтены работы по истории античной и средневековой философии и философии стран Востока. Список работ по философии Нового времени, современной западной философии, русской философии будет опубликован в следующем выпуске.
Статья знакомит читателя с основными вехами биографии профессора В.В. Петрова (1929-1995), основываясь на авторитетных мемориальных публикациях, составленных его учениками и коллегами по кафедре экологического и земельного права Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, которую он возглавлял в 1984-1995 гг. Подчеркивается, что В.В. Петров был уроженцем г. Павловского Посада, в связи с этим указывается на важность знакомства с его наследием для участников конференции «Экологическое взаимодействие общества и природы: теория и практика», состоявшейся в г. Павловский Посад в мае 2017 г. в рамках мероприятий, посвященных Году экологии в России. Также в статье использованы материалы Архивного отдела администрации г. Павловского Посада Московской области (в частности, комплект районной газеты «Ленинская искра» за 1955 и 1956 годы), позволяющие уточнить события раннего этапа биографии В.В. Петрова, связанного с учебой и началом трудовой деятельности.
2016
Предметом исследования в данной статье являются первые древнегреческие тексты, в которых представлены подходы к проблеме продолжительности жизни в философии и медицине. Автор анализирует трактат Аристотеля «О долготе и краткости жизни», относящийся к серии малых естественнонаучных трактатов, т.н. Parva naturalia, и первый афоризм Гиппократа («Жизнь коротка, путь искусства долог», и т. д.). Афоризм Гиппократа сопоставлен с изречением софиста Протагора, который говорил о краткости человеческой жизни, аргументируя свой отказ исследовать проблему бытия/небытия богов. С целью показать новизну естественнонаучного исследования проблемы долготы и краткости жизни, осуществленного Аристотелем, автор статьи рассматривает суждения Платона по этому же вопросу, основанные на его учениях о бессмертии души и периодах круговращения космоса. В статье использованы традиционные для научного антиковедческого исследования методы: историко-философский, историко-культурный и языковой анализ оригинальных текстов, прочтение, содержательное истолкование и сравнительное сопоставление источников. В работе впервые сопоставлены и проанализированы высказывания о долготе и краткости жизни Протагора, Гиппократа, Платона и Аристотеля. Показано своеобразие подходов к проблеме долголетия, зафиксированное в текстах четырех авторов. Особое внимание уделено анализу трактата «О долготе и краткости жизни» Аристотеля как первому научному исследованию данной проблемы, рассмотрена аргументация Аристотеля, логические апории, а также общие и особенные причины, которые устанавливает Аристотель в ходе своего исследования долголетия животных и растений.
Статья посвящена исследованию мыслительных добродетелей в «Никомаховой этике» Аристотеля. Рассмотрено разделение разумной души на части и связанное с ним деление добродетелей на нравственные и мыслительные. Показано, что аристотелевская терминология развивает платоновскую, но при этом термин «мыслительная добродетель» является нововведением Аристотеля. Дан обзорный анализ всех мыслительных способностей, названных в шестой книге «Никомаховой этики», особое внимание уделено группе добродетелей, подчиненных рассудительности (φρόνησις, phronesis). Дается комментарий к фрагменту EN VI, 11, где Аристотель определяет такое качество души, как «понимание» (γνώμη, gnome). Обсуждается значение термина, принятое словоупотребление, трудности перевода. В заключение автор доказывает, что появление термина «природная добродетель» в конце книги связано с попыткой решения Аристотелем трудности, которую он сам обозначает как единство и множество добродетелей, взаимосвязь добродетелей нравственных и мыслительных.
  • Aristotle on the Intellectual Virtues: On the Meaning of Notions Consideration and Consideration for Others in the Nicomachean Ethics // Russian Studies in Philosophy. 2016. T. 54. № 6. С. 519–534. DOI: 10.1080/10611967.2016.1293439
This article discusses Aristotle’s doctrine of intellectual virtues in Nicomachean Ethics. The author describes all the intellectual virtues that Aristotle indicates, but mainly focuses on some “secondary” virtues that clarify the concept of reasonableness (common sense, ingenuity, cunning, and so forth), with a detailed unpacking of the concepts of “consideration” (γνώμη) and “consideration for others” (συγγνώμη). In addition to commenting on the interrelation of the moral and intellectual virtues, the article also shows why Aristotle must recognize “natural virtues” along with the virtues in the substantive sense of the word.
2015 и ранее
  • Гален о трехчастном строении души // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 2. М.: Аквилон, 2014. С. 65–86.
  • Гражданин, государство и общество в античной философии // Государство. Общество. Управление / Сб. статей под ред. С. Никольского и М. Ходорковского. М.: Альпина Паблишер, 2013. С. 55–73.
  • Аристотель о природе сновидений: физика против мантики // Историко-философский ежегодник. 2012. №2011. С. 40–58.
  • «Счастливы камни!» (в поисках одной цитаты) // Философские науки. 2012. № 6. С. 106–111.
  • Ancient Greek Atomism: Hypotheses of Its Origin and Types of Atomistic Theories // Social Sciences. A Quarterly Journal of the Russian Academy of Sciences. 2012. Vol. 43. Number 1. P. 6073.
  • Vita brevis: к толкованию первого афоризма Гиппократа // Философский журнал. 2012. № 1(8). С. 5–25. РИНЦ.
  • Античный атомизм: к вопросу о типологии учений и истоках генезиса // Вопросы философии. 2011. № 8. C. 157–168. (PDF)
  • Эдуард Целлер: очерк истории жизни // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. Серия Философия. № 2. Том 2. Философия. 2011. С. 88–96.
  • Выявляя стереотипы в историко-философских исследованиях вообще и антиковедении в частности // Философия в диалоге культур: материалы Всемирного дня философии. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 184–205.
  • Возникновение науки о снах и сновидениях в Древней Греции // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы) / Под ред. М.С.Петровой. М.: Кругъ, 2010. С. 156–168.
  • Античная философия. Введение // Античная философия. Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 32–45.
  • К вопросу о трех средних книгах «Никомаховой» и «Евдемовой» этик Аристотеля // Аристотель. Евдемова этика. М.: ИФРАН, 2005. М.: Канон+, 2011 (2-е испр. изд.).
  • Фемистий и его комментарий к «О душе» Аристотеля // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века / Под ред. П.П.Гайденко, В.В.Петрова. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 420–429.
  • К публикации седьмой книги «Никомаховой этики» с выдержками из комментариев Аспасия, Псевдо-Гелиодора и Анонимного автора // Историко-философский ежегодник 2002. М.: Наука, 2003. С. 68–72.
  • Бессмертие неразумной души у Плотина, Платона и в среднем платонизме // Традиция и новаторство в истории философии. М.: РОССПЭН, 2001.
  • Из истории термина κουφα κρεα, или Какое мясо полезнее человеку? (к интерпретации фрагм. Eth. Nicom. VI, 7, 1141b18–22 & VII, 3, 1147a1–8) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 6. 2001. С. 155–163.
  • Александр Афродисийский и его трактат «О смешении» в контексте истории античного аристотелизма // Философия природы в Античности и в Средние века / Под ред. П.П.Гайденко, В.В.Петрова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 184–212.
  • Плотин: парадоксальное мнение по традиционному вопросу (к публикации трактата Плотина «О нисхождении души в тела» // Историко-философский ежегодник 1995. М.: Мартис, 1996.
  • К публикации трактата Плотина «О бессмертии души» // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 155–158.

 

Рецензии, обзоры, библиографии

 

Словари и энциклопедии

  • Античная философия. Энциклопедический словарь (2008):  Александр Афродисийский, Александр из Дамаска, Анаксагор, Аристотеля комментаторы, Асклепиад из Вифинии, Аспасий, Атараксия, Атомизм, Гален, Гераклид Лемб, Гиппократ, Демокрит,  Диоген Синопский, Диодор Крон, «Евдемова этика» (Аристотель), Зенон Сидонский, Зенон Элейский, Киники, Ксенофонт, Метродор Стратоникейский, Метродор Хиосский,  Немесий Эмесский,  Николай из Дамаска, «Никомахова этика» (Аристотель), «О душе» (Аристотель), Плутарх из Херонеи, Птолемей аль-Гариб, Секст Эмпирик, Сократ, Сократические школы, Фаворин, Фемистий, Эвтюмия, Юлиан Флавий Клавдий, и др. – всего 120 статей, объем 16,8 а.л.
  • Православная энциклопедия. T. XIV (2006); T. XX (2009): Демокрит; Зубов Василий Павлович.
  • Этика. Энциклопедический словарь (2001): Атараксия, Эвтюмия.
  • Новая философская энциклопедия: В 4 т. (2000–2001): Александр Афродисийский, Андроник Родосский, Античная философия, Аристотеля комментаторы, Атараксия, Демокрит, «О душе» (Аристотель), Плутарх из Херонеи, Секст Эмпирик, Сократ, Сократические школы и др. – всего 80 статей, объем 6,5 а.л.
  • Электронная мегаэнциклопедия КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ (www.km.ru) // Александр Афродисийский, Демокрит, Сократ.
  • Электронная энциклопедия КРУГОСВЕТ (www.krugosvet.ru) // серия статей по античной философии.
Научно-популярные публикации в СМИ
  • Письмо из семидесятых. К 85-летию со дня рождения В.С.Манухина // еженедельная газета «Колокольня». № 38 (488). 22 сентября 2011 г. (PDF)
  • Наш китаевед  // еженедельная газета «Колокольня». № 42 (492). 20 октября 2011 г. (PDF)

Научно-популярные выступления, сотрудничество со школами

 

Историко-философский ежегодник

Выпуски Историко-философского ежегодника
подготовленные М.А. Солоповой как выпускающим редактором


  • Историко-философский ежегодник 2014. М.: Канон+РООИ Реабилитация, 2014. – 439 с.
  • Историко-философский ежегодник 2012. М.: Канон+РООИ Реабилитация, 2013. – 424 с.Содержание выпуска (PDF)
  • Историко-философский ежегодник 2011. М.: Канон+РООИ Реабилитация, 2012. – 472 с.
Рецензии на книгу:
  • П.С.Гуревич. Глубины историко-философской рефлексии: Историко-философский ежегодник 2011 // Личность. Культура. Общество. 2013. Том XV. Вып. 3-4 (№ 79–80). С. 337–340.
  • Историко-философский ежегодник 2006. М.: Наука, 2006. – 419 с.
  • Историко-философский ежегодник 2004. М.: Наука, 2005. – 422 с.
  • Историко-философский ежегодник 2002. М.: Наука, 2003. – 460 с.
Конференции 2017
  • Выступление на круглом столе «Журналы историко-философской тематики» // Научно-практическая конференция «Философский журнал как феномен интеллектуальной культуры: проблемы и перспективы. К 70-летию журнала "Вопросы философии"» (организаторы: Институт философии РАН, журнал "Вопросы философии", РГАСПИ). Дата: 3–4 октября 2017 г., Институт философии РАН, г. Москва.
  • Доклад «Структура и содержание трактата Аристотеля "О юности и старости, жизни и смерти"»// Международная школа «Перипатетическая традиция. Рецепция учений Аристотеля в философии, науке и литературе» (организаторы: Новосибирский государственный университет, Институт философии и права (г. Новосибирск), Институт всеобщей истории РАН (г. Москва), Институт философии РАН (г. Москва), Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (г. Москва).  Дата: 4–8 сентября 2017 г., г. Новосибирск, Академгородок, НГУ. – Программа.
  • Доклад «Наш земляк Владислав Васильевич Петров: профессор, юрист, исследователь экологического права» // Международная научно-практическая конференция «Экологическое взаимодействие общества и природы: теория и практика» в рамках Года экологии в России (организаторы: Институт философии РАН (г. Москва), Российский государственный социальный университет, Администрация Павлово-Посадского муниципального района). Дата: 18 мая 2017 г., г. Павловский Посад, Московск. обл.

2016

  • Доклад «Разум и его добродетели: к толкованию термина γνώμη в шестой книге «Никомаховой этики» Аристотеля» // Московская международная конференция: «Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности» (организаторы: ИФ РАН (г. Москва), ИВИ РАН (г. Москва), Олимпийский центр философии и культуры (г. Афины), Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (г. Москва), НГУ (г. Новосибирск)).  Дата: 17–19 октября 2016 г., г. Москва. – Программа.
  • Пленарный доклад «Аристотель и Гиппократ о долготе и краткости жизни: два подхода к одной теме» // Международная научная конференция «Аристотелевские чтения. Философия и культура Древней Греции: история и современность» (организатор: Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону). Дата: 25-28 мая 2016 г., г. Ростов-на-Дону. – Программа.
2015
  • Доклад «Аристотель о причинах долготы и краткости жизни» // Конференция «Аристотелевское наследие в биологии, медицине и этике. Осенняя школа» (организаторы: ИФ РАН, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, ИВИ РАН, НГУ), 11 ноября 2015 г., Москва.
  • Доклад «Ученые в лабиринте РИНЦ: РИНЦ как индекс, библиотека и база данных» // Круглый стол «Наука и РИНЦ: в поисках решения общих проблем», 29 апреля 2015 г., Институт философии РАН, Москва.
2014 и ранее
  • Участие в круглом столе «Мультикультурализм и самобытность: в поисках ценностного согласия в обществе» в рамках III Бакинского международного гуманитарного форума, 31 октября – 1 ноября 2013, г. Баку, Азербайджан.
  • Участие в круглом столе Атомизм и алфавитный принцип, июнь 2013, Институт философии РАН, Москва.
  • Доклад «Неразумные животные как «бродячий сюжет» в античной философии» // Всероссийская научно-практическая конференция Зооморфизм в культуре: метаморфозы ночного Петербурга (Ленинградский гос. университет им. А.С.Пушкина; Северо-западный региональный центр культурологических и религиоведческих исследований), 15 июня 2012 г., г. Пушкин Ленинградской обл.
  • Доклад «Аристотель о снах и сновидениях: физика против мантики» // Всероссийская конференция Аристотелевские чтения. Античное наследие и современные гуманитарные науки (Южный Федеральный университет), 20–21 октября 2011 г., г. Ростов-на-Дону.
  • Доклад «К 85-летию со дня рождения китаеведа Виктора Сергеевича Манухина (1926–1974)» // XLI-я научная конференция Общество и государство в Китае (Москва, Институт востоковедения РАН), 28–30 марта 2011 г.
  • Доклад "Античный атомизм: типология учений и истоки генезиса» // Международная конференция Принцип атомизма и дискретный подход: язык и мышление (Москва, РГГУ), 16–17 сентября 2010 г.
  • Доклад «Древняя Греция и Восток в историко-философских исследованиях» // Финско-российский философский симпозиум. Хельсинки (Финляндия), 13–16 июня 2010 г.
  • Доклад «Освобождаясь от стереотипов в историко-философских исследованиях вообще и антиковедении в частности» // Международная конференция Философия в диалоге культур (Всемирный день философии, Москва, Институт философии), 16–19 ноября 2009 г.
  • Доклад «Рецепция стоического учения о "всецелом смешении" в философии и богословии III–IV вв.» // Международная конференция Истина и диалог: христианские ценности в интеллектуальной и духовной культуре (Санкт-Петербург, РХГА), 29–31 мая 2008 г.

Организационная работа

  • (совместно с Н.В.Мотрошиловой) координатор круглого стола «Освобождаясь от стереотипов в истории философии» в рамках Международной конференции «Философия в диалоге культур» (Всемирный День философии, Москва, ИФ РАН, 16–19 ноября 2009).

Научно-организационная работа, членство в редколлегиях

Научная экспертиза, рецензирование

2013

  • Составление отзыва ведущей организации (Институт философии РАН) на диссертацию Алиевой О.В., представленную на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 10.02.14 – классическая филология: «Формирование и развитие жанров протрептика и паренезы в античной и раннехристианской литературе»; работа выполнена на кафедре древних языков и древнехристианской письменности богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, октябрь 2013.
2010

Награды, премии, дипломы

Контакты

       e-mail: msolopova@yandex.ru

 

«