Методология исследования определяется задачами прояснения представлений о морали (моральности, моральной сфере), способах концептуализации морали как целостного феномена, так и ее различных проявлений, способах категоризации морального опыта и отражения этой работы в практике морально-религиозного воспитания.
При этом принимается во внимание, что ситуация в ранненововременной моральной философии, в целом довольно динамичная, отличалась (по крайней мере при современном взгляде) терминологической неопределенностью: во-первых, привычное для современного исследователя содержание понятия «мораль» обсуждается в терминах «добро – зло», «добродетель», «правильное – неправильное», «обязанность» и т.п., т.е. тех, которые в современной этике обозначают отдельные моральные феномены; во-вторых, сам термин «мораль» использует то в качестве синонима добродетели, то в качестве характеристики природы человека, то в качестве предмета морального одобрения, то в качестве синонима высших ценностей, добра и т.д.; в-третьих, даже в строгих этических рассуждениях, сфокусированных на морали как таковой, ее сущности и специфике, для обозначения сферы морали, помимо понятия «мораль», употреблялись и другие специальные термины.
Исследование основывается на текстологическом и сопоставительно-текстологическом анализе ранненововременных этических произведений, в значительной степени подкрепленном методом историко-концептуального анализа, адаптированного к изучению философских категорий.
В целом предполагается: (а) посредством контент-анализа текстов определять контекст обсуждения морали (как «актуальный», очевидно наличествующий в изучаемом произведении контекст, так и предполагаемый мыслителем, как можно судить по косвенным данным), (б) выявлять феномены (добродетели, обязанности, законы, способности, и т.д.) которыми в произведении опосредовано обсуждение морали, (в) устанавливать то, какой образ морали из этого обсуждения складывается, (г) что в этом образе непосредственно отвечает замыслу автора, а что обнаруживается при ретроспективном рассмотрении.
С помощью методов семантического анализа прослеживается терминологическая динамика в ранненововременной моральной философии. |
|||||
|