Р.Г. Апресян Грант РГНФ, 2011–2012
В ходе исследования на материале поэм Гомера реконструированы некоторые процессы становления морали, рассматриваемой в аспекте содержания решений и действий, положительно выражающегося в воздержании от причинения неоправданного ущерба, в стремлении к справедливости, в благорасположении, сотрудничестве, дружеском и заботливом соучастии, а негативно – в обратном. Собственно предмет исследования – мораль в ее частных проявлениях взаимности, возмездия и благодарности, примирения, благорасположения, великодушия, милосердия, заботы, как они отражены в мышлении и поведении эпических героев. Эти моральные феномены проанализированы под углом зрения нормативных форм, известных по более развитым в сравнении с гомеровским эпосом системам морали, отраженным различным образом в библейских книгах: золотого правила и сопредельных ему талиона и заповеди любви. В частности, на основе метода концептуальной экспликации рудиментарного нормативного содержания прояснена возможность наличия в гомеровской морали если не золотого правила, то непосредственно предшествующих ему нормативных, поведенческих и коммуникативных форм. Мышление в духе золотого правила мы находим в словах Гектора, который дважды перед разными схватками предлагает своим противникам заключить соглашение, касающееся отношения к телу павшего в бою, имея в виду установление именно отношений взаимности-обоюдности. Поведенческие модели, представленные в стихах Ил. VII:76–86 и XXII:252–259, несколько разнящиеся, предлагают установление взаимозависимости в поведении участников друг по отношению к другу. В обобщенном виде предполагаемые в этих стихах нормативные модели взаимоотношений могут быть обоснованно представлены в форме золотого правила. Как показывает предложенная нормативная реконструкция этих коммуникативных ситуаций, они, неявно рефлексивные, латентно содержат в себе модель отношений, предполагаемых золотым правилом, причем в его позитивной формулировке. Изначальный принцип этих отношений – взаимность, обоюдная взаимность, которая наполняется новым содержанием. Оно заключается, во-первых, в благожелательном расположении и, во-вторых, в том, что предложения по установлению благожелательной взаимности делаются противникам, которые признаются достойными уважительного отношения.
Результаты проекта отражены в публикациях:
* Нравоперемена Ахилла. Истоки морали в архаическом обществе (на материале гомеровского эпоса). М.: Альфа-М, 2013. 223 с. * Феномен взаимности: коммуникативные и нормативные предпосылки исторического формирования морали // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2012. № 1. С. 75–90. * Истоки морали в архаическом обществе. На материале «Илиады» // Человек. № 3. 2011. С. 21–40; Человек. № 4. 2011. С. 21–39. Часть 1. Часть 2. * Ахилла: к первичному генезису морали // Философский журнал, 2011, № 1. С. 115–133. |
|||||
|