Л.В. Максимов Метаэтика: основные понятия и подходы Грант РГНФ, 1997-1998. Проект № 97-03-04143.
Главным научным результатом данной работы является концепция метаэтического Словаря, назначение которого – представить в систематической и доступной не только для узких специалистов форме основные проблемы метаэтики, ее понятия и подходы, и тем самым способствовать активизации логико-методологических исследований в отечественной моральной философии. Решению этой задачи путем перевода соответствующих иноязычных источников препятствует, во-первых, крайне специализированный, «эзотерический» характер подобной литературы, во-вторых – отсутствие крупных обобщающих трудов по метаэтике. Последнее обстоятельство связано с неопределенностью нынешнего статуса этой дисциплины: многочисленные исследования в этой области не объединены общим пониманием самого предмета и назначения метаэтики, ее соотношения с этикой. Поэтому изложение основ метаэтики как определенной системы знания предполагает, помимо адаптации этого знания применительно к отечественной философской традиции, также и построение некоторой идеальной модели метаэтики, на основе которой можно было бы производить отбор и упорядочение необходимого материала. Такая модель, или концепция, метаэтики разработана в ходе выполнения данного проекта. Главное положение этой концепции состоит в том, что метаэтика возможна в качестве особой методологической (по отношению к этике) дисциплины лишь в том случае, если она основана на нонкогнитивистском подходе (т.е. на разграничении знаний и ценностей); когнитивизм же (т.е. редукция ценности к знанию), в целом доминирующий в моральной философии, приводит к размыванию границ между этикой и моралью, этикой теоретической (объясняющей) и этикой нормативной (морализующей), между метаэтикой и этикой вообще. Задачи нонкогнитивистской метаэтики не могут быть ограничены одним лишь анализом языка этики и морали (как это имеет место в «классической», лингвоцентристской метаэтике), в ее функции входит и исследование психологических механизмов морального сознания, поскольку без учета этих механизмов невозможно понять специфику моральных ценностей. Другая методологическая идея, положенная в основу предлагаемой концепции – логический универсализм, противопоставленный весьма распространенному среди метаэтиков мнению о том, будто моральные рассуждения не подчиняются общезначимым правилам логики и, следовательно, логический анализ нормативно-этических концепций и аргументов не имеет смысла. Авторы данной работы исходят из того, что нормы логического мышления универсальны и что выявление и критика алогизмов в этических построениях составляет одну из важных задач метаэтики.
Результаты исследования отражены в следующих работах автора: 1. Очерк современной метаэтики // Вопросы философии, 1998, № 10. С.39-54. |
|||||
|