Институт Философии
Российской Академии Наук




  Метаэтика: основные понятия и подходы
Главная страница » » Сектор этики » Проекты » Метаэтика: основные понятия и подходы

Метаэтика: основные понятия и подходы

Л.В. Максимов

Метаэтика: основные понятия и подходы

Грант РГНФ, 1997-1998. Проект № 97-03-04143.

 

 

Главным научным результатом данной работы является концепция метаэтического Словаря, назначение которого – представить в систематической и доступной не только для узких специалистов форме основные проблемы метаэтики, ее понятия и подходы, и тем самым способствовать активизации логико-методологических исследований в отечественной моральной философии. Решению этой задачи путем перевода соответствующих иноязычных источников препятствует, во-первых, крайне специализированный, «эзотерический» характер подобной литературы, во-вторых – отсутствие крупных обобщающих трудов по метаэтике. Последнее обстоятельство связано с неопределенностью нынешнего статуса этой дисциплины: многочисленные исследования в этой области не объединены общим пониманием самого предмета и назначения метаэтики, ее соотношения с этикой. Поэтому изложение основ метаэтики как определенной системы знания предполагает, помимо адаптации этого знания применительно к отечественной философской традиции, также и построение некоторой идеальной модели метаэтики, на основе которой можно было бы производить отбор и упорядочение необходимого материала. Такая модель, или концепция, метаэтики разработана в ходе выполнения данного проекта. Главное положение этой концепции состоит в том, что метаэтика возможна в качестве особой методологической (по отношению к этике) дисциплины лишь в том случае, если она основана на нонкогнитивистском подходе (т.е. на разграничении знаний и ценностей); когнитивизм же (т.е. редукция ценности к знанию), в целом доминирующий в моральной философии, приводит к размыванию границ между этикой и моралью, этикой теоретической (объясняющей) и этикой нормативной (морализующей), между метаэтикой и этикой вообще. Задачи нонкогнитивистской метаэтики не могут быть ограничены одним лишь анализом языка этики и морали (как это имеет место в «классической», лингвоцентристской метаэтике), в ее функции входит и исследование психологических механизмов морального сознания, поскольку без учета этих механизмов невозможно понять специфику моральных ценностей. Другая методологическая идея, положенная в основу предлагаемой концепции – логический универсализм, противопоставленный весьма распространенному среди метаэтиков мнению о том, будто моральные рассуждения не подчиняются общезначимым правилам логики и, следовательно, логический анализ нормативно-этических концепций и аргументов не имеет смысла. Авторы данной работы исходят из того, что нормы логического мышления универсальны и что выявление и критика алогизмов в этических построениях составляет одну из важных задач метаэтики.


На основе указанной концепции разработаны критерии идентификации метаэтического знания (и тем самым – критерии отбора материала для Словаря). К «метаэтическому знанию» следует отнести: (а) результаты исследований, в которых осуществляется метаэтическая рефлексия (т.е. определяется предмет метаэтики, ее общая проблематика, ее история и пр.); (б) результаты исследований, в которых применяются метаэтические методы и подходы (т.е. выявляется структура этики, ее предмет и функции; анализируется язык морали, логические и психологические механизмы морального сознания, основные этические учения и концепции и пр.). Эти два теоретических массива полностью покрывают все поле метаэтического знания. Соответственно, и словник предлагаемого словаря включает две группы терминов: (а) собственно метаэтические термины, обозначающие саму эту дисциплину, ее методы, подходы, школы, а также персоналии, и (б) этические термины, взятые в качестве о б ъ е к т а метаэтического анализа. Большую часть словника составляют именно этические термины, однако содержание соответствующих статей метаэтического словаря принципиально отличается от одноименных статей существующих этических словарей: если в этике ее специфические термины используются для обозначения некоторых реалий и для выражения ценностных позиций, то в метаэтике те же термины сами являются теми «реалиями», которые подлежат исследованию (логико-лингвистическому анализу). Проблематика каждого из этих подразделений, в свою очередь, может быть разбита на ряд тематических, логически соподчиненных групп, или рубрик. Всего выделены 9 таких рубрик, охватывающих 173 термина.


Помимо указанного способа отбора и «внешнего» упорядочения метаэтического знания, разработаны также принципы «внутренней», концептуальной его систематизации. Имеется в виду, что при рассмотрении и анализе множества разнородных проблем, составляющих в сумме предмет метаэтики, применяются единые методологические подходы к их интерпретации и разрешению (или снятию), а именно – названные выше принципы нонкогнитивизма и логического универсализма. Это означает, что различные метаэтические теории рассматриваются преимущественно через их отношение к указанным принципам, а этические концепции, понятия, рассуждения анализируются, прежде всего, с точки зрения их ценностного и познавательного статуса, наличия в них нормативных и теоретических элементов, соответствия этих рассуждений универсальным правилам логики. Данный подход предполагается реализовать при написании статей для Словаря по метаэтике.

 

 

Результаты исследования отражены в следующих работах автора:

1. Очерк современной метаэтики // Вопросы философии, 1998, № 10. С.39-54.
2. О дефинициях добра: Логико-методологический анализ // Логический анализ языка: Языки этики. М.: Языки русской культуры, 2000