Институт Философии
Российской Академии Наук




  Этические проекции идеи «здравый смысл» (историко-мыслительная реконструкция)
Главная страница » » Сектор этики » Проекты » Этические проекции идеи «здравый смысл» (историко-мыслительная реконструкция)

Этические проекции идеи «здравый смысл» (историко-мыслительная реконструкция)

Грант  РГНФ 14-03-00564б 2014–2016


Проспект проекта

 

Научная проблема. Понятие, выражаемое русским термином «здравый смысл», в разных коннотациях присутствует на протяжении всей истории философии, начиная с античности. Однако его смысл и внутренний идейный состав разными философами истолковывался по-разному. Так, Генри Сиджвик, описывая распространенное (по его убеждению, некорректное) мнение о несовместимости философии и «здравого смысла», выразил его суть следующим образом: философия здравого смысла – это интеллектуальное чудовище, соединять философию со здравым смыслом все равно, что проводить научное препарирование, требующее точности и тонкости, садовым ножом. Наряду с этим, многие философы представляли «здравый смысл» как центральное, если не сказать, системообразующее понятие. Такова знаменитая шотландская школа здравого смысла. Здесь, и не только здесь, «здравый смысл» предстает как некий важный, «последний» аргумент, призванный подтвердить или опровергнуть полученные в ходе философского исследования заключения. К «здравому смыслу»в качестве подтверждения своих позиций апеллируют иногда те философы, позиции которых воспринимаются как вызов здравомыслию.

Сам факт постоянной актуальности понятия «здравый смысл» в философии несомненно примечателен. Особого внимания заслуживает то, что в определенный период истории мысли данное понятие становится центральным в ряде морально-философских концепций. Особый теоретический интерес к понятию «здравый смысл» (commonsense)возникает в после-ридовской английской моральной философии XIX в. Более того, как заметил известный исследователь викторианской моральной философии Дж.Б. Шнивинд, при всех непримиримых теоретических разногласиях британские философы были едины в представлении о том, что именно в морали здравого смысла следует искать подтверждения или опровержения этических теорий.

Проблему, которая встает в связи с этим, можно разложить по крайней мере на три вопроса: 1)Что позволяет (а некоторых мыслителей и заставляет)проблематизироватьмораль через «здравый смысл»? 2) Каким образом включение идеи «здравый смысл» в морально-философское рассуждение влияет на концептуализацию морали? 3) Каковы особенности того понимания морали, которое в качестве непременного условия предполагает апелляцию к «здравому смыслу»?

Научная новизна данного проектного исследования состоит в том, что анализ понятия «здравый смысл» здесь определяется всецело этическим контекстом и направлен в конечном итоге на осмысление природы морали, ее назначения.

Современное состояние исследований по данной проблеме, основные направления исследований в мировой науке. Можно выявить несколько направлений исследований по данной проблеме.

Во-первых,  понятие «здравого смысла» рассматривалось в самых разнообразных контекстах в произведениях историко-философского наследия. К ним относятся произведения Аристотеля, римских стоиков, римских сатирических и нравоучительных поэтов, а также Августина, Фомы Аквинского, Лорда Шафтсбери, Дж. Вико, П.А.Гольбаха, Т.Рида, Г.Сиджвика, И.Канта и др.

Во-вторых, различные идеи, концепции «здравого смысла» становятся предметом историко-философского исследования. К такого рода исследованиям можно причислить монографию А.Ф.Грязнова «Философия Шотландской школы», подробное аналитическое введение «Философия здравого смысла Томаса Рида» Ю.Е.Милютина к «Исследованию человеческого ума на принципах здравого смысла» Рида, книгу П.Грегорика (Gregoric) «Аристотель о здравом смысле» («AristotleontheCommonSense»), статью Т.И.Байер (Bayer)«Принцип SensusCommunis Вико и юридическая элоквенция» («Vico’sPrincipalofSensusCommunisandForensicEloquence»), работу С.Багтера (Bugter) «SensusCommunisв работах М.Т. Цицерона» («SensusCommunisintheWorksofM.T.Cicero») и др.

В-третьих, в ряде философских концепций XIX–XXIв. понятие «здравого смысла» становится ключевым для объяснения мышления, восприятия мира или определения перспектив социального устройства. К исследованиям такого рода можно отнести работы Дж.Э.Мура, А.Бергсона, Х.Г.Гадамера и др.

В-четвертых, в некоторых исследованиях предпринимаются попытки возрождения философии здравого смысла в современных теоретических контекстах. А таким исследованиям относятся работы Н.Решера (Rescher) «Здравый смысл: новый взгляд на старую философскую традицию» («Common-Sense: ANewLookatanOldPhilosophicalTradition»), Н.Лемос (Lemos) «Здравыйсмысл: современноеоправдание» («CommonSense: AContemporaryDefence»), коллективнаяработа«Здравый смысл: основания социальной науки» («CommonSense: TheFoundationsforSocialScience»)под редакцией Ф.ванХолтуна и Д.Олсона (F. vanHolthoon, D.Olson) идр.

 

Цель проекта. Реконструкция этических значений (проекций) идеи «здравого смысла», анализ ключевых теоретических особенностей концепции морали здравого смысла.

Достижение цели  предполагает несколько этапов.

1. Прояснение значения понятия «здравый смысл», как оно обнаруживается в этико-философских контекстах. Вполне корректно утверждать, что существует несколько разных понятий «здравого смысла», сложившихся в философии. Так что речь идет не просто о прояснении значения этого понятия, а о прояснении и систематизации основных его коннотаций.

2. Выявление особенностей концепции морали здравого смысла, и если это окажется возможным – реконструкция и анализ этой концепции.

 

Методология. Основная стратегия исследования на первом этапе будет направлена на выявление основных коннотаций понятия «здравый смысл» в различных контекстах.

Предварительно можно выделить две основные традиции понимания «здравого смысла» в философии, которые и определяют структуру данного исследования.

Первая традиция берет начало в философии Аристотеля («О душе»), связана с понятием общего чувства (koineaesthesis) как некоторой когнитивной способности, или особой способности восприятия. Эта традиция находит свое продолжение в философии Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Томаса Рида, Генри Сиджвика, Иммануила Канта. Своеобразное продолжение аристотелевского «общего чувства» предлагает Ханна Арендт в работе «VitaActiva, или О деятельной жизни».

Вторая традиция прослеживается в философии римских стоиков, в римской сатирической и моралистической литературе, а также в гуманистической философской традиции. Ее отдаленным последователем является Анри Бергсон. На основе гуманистической традиции развивается герменевтическая концепция «здравого смысла» Ханса Георга Гадамера. «Здравый смысл» здесь существенно увязывается с общественным чувством, или чувством общности и его проявлениями, в качестве которых выступают социальная добродетель и практическая способность.

На основе выявления и систематизации значений понятия «здравый смысл» затем будет предпринята попытка выявления ключевых особенностей морали, задаваемых «здравым смыслом», реконструкция концепции морали здравого смысла и соотнести ее с другими концепциями морали – с одной стороны, кантовской этикой категорического императива, с другой – с такими современными концепциями морали, как этика добродетели, этика заботы, коммуникативная этика.