Институт Философии
Российской Академии Наук




  Моральная философия раннего Нового времени: ключевые характеристики, основные идеи и тенденции
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор этики » Проекты » Моральная философия раннего Нового времени: ключевые характеристики, основные идеи и тенденции

Моральная философия раннего Нового времени: ключевые характеристики, основные идеи и тенденции

Грант РФФИ № 1801100297, 20182020 гг.

 

Руководитель проекта: Р.Г. Апресян

Участники проекта: О.В. Артемьева, М.А. Корзо, Р.С. ПлатоновА.В. Прокофьев

 

Проектное исследование направлено на целостную реконструкцию ранненововременной моральной философии на основе анализа ее основных направлений, ее отношения к предшествующей этической мысли, ее аппарата, а также соответствующих эффектов в практике морального образования и воспитания. 

 

Современное представление о морали, включающее в себя идеи долженствования, регуляции поведения, автономии личности, индивидуальной ответственности и т.д., начинает формироваться в раннее Новое время (ХVI–ХVIII века). В усилиях разных мыслителей обобщенное теоретическое понятие морали складывается в (а) оппозиции теономному обоснованию морали, (б) прояснении возможности иных источников морального авторитета, (в) выявлении условий возможности морали на уровне морального субъекта и на уровне сообщества, (г) спецификации феномена морали по форме и содержанию нормативности, (д) выработке представления о самоценности индивида, и т.д. В процессе становления философского понятия «мораль» в ранненововременной моральной философии происходит оформление этики как отдельной философской проблемной области и дисциплины в процессе (а) преодоления синкретизма ценностно-нормативного сознания, (б) углубления спецификации этических категорий, (в) перехода от моральной философии, основным предметом которой были добродетели, к моральной философии, основным предметом которой является мораль как таковая (включающая, наряду с добродетелями, законы, обязанности, способности, соотнесенная определенным образом с другими инструментами общественной дисциплины), и т.д. Исследование направлено на аналитическую экспликацию названных характеристик, их проверку и уточнение на материале основных направлений в ранненововременной моральной философии и сочинений наиболее значимых в этом плане мыслителей (Суарес, Гроций, Гоббс, Спиноза, Кадворт, Локк, Мандевиль, Шафтсбери, Хатчесон, Юм, Смит, Кларк, Прайс, Руссо, Кант, др.).

 

Переосмысление нововременного представления о морали важно не только в историко-философском и историко-культурном планах (что очевидно), но и для содействия современному морально-этическому дискурсу. В Новейшую (современную, или Постмодернную) эпоху происходят перемены в социально-моральном опыте, в моральной рефлексии, в моральном сознании. Ранние симптомы этих перемен почувствовали уже многие мыслители ХIХ – начала ХХ вв. (Шопенгауэр, Киркегор, Маркс, Ницше, неокантианцы, некоторые русские религиозные философы). С критикой Нововременной (Modern) этики, в частности, этики Просвещения выступали философы во второй половине ХХ в. (Э.Г. Энском, А. Макинтайр, Ч. Тэйлор, М. Стокер, др.). Несмотря на критику нововременной этики по ряду принципиальных параметров, классические нововременные представления о морали сохраняются. Причем не только благодаря влиянию художественной литературы позднего Нового времени, благодаря сохраняющемуся традиционному содержанию школьного и университетского образования, программ нравственного воспитания и рекомендаций к ним, а также благодаря тому, что эти представления адекватно отражают разные стороны морального опыта. Необходимо критический анализ как нововременных моральных теорий, так и их современной критики. Строгая и детализированная реконструкция нововременных представлений о морали, понимание того, что из этих представлений сохраняет свою силу в современных условиях, а что должно подвергнуться переосмыслению в свете новых научных данных (естественнонаучных и социально-научных), в свете пережитых в ХХ в. ужасов тоталитаризма, мировых войн и применения оружия массового поражения, гражданских войн и кровавых социальных конфликтов, а также в свете коренных социокультурных изменений, происходящих в современном мире, – позволит отчетливее осознать теоретические и практические возможности человека перед лицом новых интеллектуальных и социальных вызовов, точнее рассуждать о них, корректнее выстраивать как научно-исследовательские, так и социально-политические стратегии.

 

Исследование основывается на сопоставительно-текстологическом анализе ранненововременных этических произведений, подкрепленном методом историко-концептуального анализа. Переосмысление нововременных представлений о морали важно для содействия современному морально-этическому дискурсу. Строгая и критическая реконструкция нововременных представлений о морали, понимание того, что из этих представлений сохраняет свою силу, а что должно подвергнуться переосмыслению в свете новых научных данных и социально-исторического опыта ХХ в. позволит отчетливее осознать возможности человека перед лицом новых интеллектуальных и социальных вызовов.