Институт Философии
Российской Академии Наук




  Методология
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор этики » Проекты » Феномен универсальности в морали » Методология

Методология

В соответствии с задачами исследования строится методология его проведения. В целом, участники проекта исходят из круга теоретических идей относительно природы морали и особенностей ее функционирования, развитых Р.Г.Апресяном, О.В.Артемьевой и А.В.Прокофьевым в сб. «Мораль. Разнообразие понятий и смыслов» (Отв. ред. О.П. Зубец. М.: Альфа-М, 2014) и в коллективной монографии: Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Прокофьев А.В. «Феномен моральной императивности : Критические очерки» (М.: ИФРАН, 2018, в производстве).

 

Исследование универсальности планируется как комплексное и призванное охватить все аспекты этого разнородного феномена: а) наиболее общее нормативное содержание различных моральных представлений, суждений, регулятивов; на этом уровне универсальность соединяется абсолютностью; б) характеристика ценностей, обращенных посредством требований к каждому; на этом уровне универсальность обнаруживается как общеадресованность; в) качество моральных суждений – универсализуемость, на этом уровне универсальность проявляется как беспристрастность моральных представлений, суждений и решений.

 

Реконструкция генезиса идеи универсальности в истории морали проводится на основе имеющегося теоретического представления об универсальности, кратко отраженного в пп. 4.1–4.2, 4.5. Во-первых, в мыслительных артефактах прошлого выделяются явные апелляции к универсальности; во-вторых, на основе аналитической спецификации исходного для исследования представления об универсальности и выявления его внутренних компонентов, появляется возможность выделения в мыслительных артефактах прошлого не только явные, но и неявные, неразвитые признаки универсальности. Такой методологический подход был апробирован Р.Г.Апресяном на эпическом материале в статье «Универсализация высказываний в процессе становления морального мышления» (2014).

 

Анализ идеи и понятия универсальности в сопряжении с родственными, схожими и оппозиционными идеями и понятиями осуществляется посредством прямого сопоставления исследуемых понятийных форм на основе, во-первых, аналитически-дифференцированного представления об универсальности, во-вторых, критического анализа текстов (некоторые из них указаны по авторам в пп. 4.5), в-третьих, с учетом имевших место в истории мысли и в современной литературе дискурсивных перипетий, в которых идея и понятие универсальности обоснованно или превратно ассоциировалось с другими идеями и понятиями.

 

Освоение концепций универсальности будет проводиться на основе изучения текстов, реконструкции и критического разбора содержащихся в них концепций, их переосмысления в контексте собственных теоретических позиций участников проектного исследования и современной ситуации в русскоязычном дискурсе универсальности.

 

Анализ мыслительных процедур универсализации ценностно-нормативного мышления проводится посредством: а) переосмысления кантовских примеров практических решений, проверявшихся им по критерию универсализуемости с целью строгого установления их моральности, б) изучения комментаторской литературы, в которых с разных сторон разбирается так называемый тест на универсализуемость, в) проверочного приложения этих процедур к независимо отобранным случаям принятия решений.

 

Разработка процедур проверки на универсальность ценностных убеждений идеологических манифестов, политических программ, правовых актов осуществляется за счет применения к этим явлением двух критериев: 1) соответствия морально оправданной пристрастности и 2) соответствия межкультурному нормативному минимуму. Мера морально оправданной пристрастности и межкультурный нормативный минимум будут выявлены на основе анализа общественно-политического контекста реализации нравственных ценностей. Существенную роль в их определении будет играть также тезис о возможности разумных разногласий при конкретизации нравственных ценностей.

 

Методы, методики и инструментарий предлагаемого исследования относятся к общенаучным, используемым в социально-гуманитарных исследованиях. Отдельный вопрос – организация исследования. Проект осуществляется комплексно и разноаспектно – в форме параллельно проводимых индивидуальных исследований различной предметной, тематической и проблемной направленности. Проектная деятельность складывается из коллективной и индивидуальной работы. На коллективном уровне продвигается концепция исследования (в общих чертах проработанная в процессе подготовки к написанию данной заявки), проводятся обсуждения научных докладов, представляющих текущие результаты исследования. На индивидуальном уровне участники проекта проводят самостоятельные исследования. Изучение литературы, обдумывание замысла статей, проработка аргументации, написание статьи осуществляется каждым участником проектного коллектива по плану, согласованному с руководителем проекта, в русле концепции исследования.

 

Цельность проекта обеспечивается опосредованностью индивидуальных исследований коллективными обсуждениями: (а) на регулярном проектном теоретическом семинаре, (б) в неформальном академическом общении различной дискурсивной конфигурации между членами проектного коллектива.

 

Результаты проектных исследований будут отражаться в статьях, тематических сборниках и в завершающей проект коллективной монографии. С целью повышения открытости проекта академическому сообществу будет создан специально посвященный проекту веб-узел, отражающий основные этапы его развития. Ежегодные тематические сборники задуманы с участием как членов проектного коллектива, так и приглашенных авторов. Издание низкозатратных сборников рассматривается также и как средство оперативной трансляции результатов проектных исследований напрямую целевой аудитории – специалистам в области этики, социальной и политической философии и стимулирования их исследовательского интереса к проблематике проекта.