Институт Философии
Российской Академии Наук




  План
Главная страница » » Сектор этики » Проекты » Моральная философия раннего Нового времени: ключевые характеристики, основные идеи и тенденции » План

План

Проектная деятельности складывается из коллективной и индивидуальной работы и проводится в соответствии тематическими направлениями исследований.

 

Реализация проекта планируется следующим образом:

 

2018

 

* Анализ эволюции представлений о морали, ее природе, составе, формах проявления и отражения этого процесса в комментаторской литературе (Даруэлл, Дробницкий, Шнивинд, др.) (Р.Г. Апресян);

 

* Анализ проблемы моральной способности в ранненововременной этике, рассмотрение полемики по вопросу о ее назначении, природе и функциях (О.В. Артемьева);

 

*Анализ формирования концепции тройственных обязанностей христианина (перед Богом, ближним и самим собой), содержательного изменения обязанностей перед собой и ближним на протяжении XVII–XVIII вв. и их конфессиональной специфики на материале адресованной верующим назидательной литературы (М.А. Корзо);

 

* Критический анализ дискуссии о влиянии античной философии на моральную философию раннего Нового времени, уточнение основных позиций и ключевых аргументов (Р.С. Платонов);

 

* Анализ места и роли в системе моральных ориентиров тех обязанностей (добродетелей), которые не связаны со стремлением к благу другого человека (от обязанности верить в Бога до обязанностей не совершать самоубийство и воздерживаться от участия в неконвенциональных сексуальных практиках), в этике Ф.Хатчесона, сводящей моральную добродетель к проявлениям благожелательности. Выявление аналогов свойственного Ф.Хатчесону представления о содержании моральной добродетели в европейской философии XVII–XVIII в. (А.В. Прокофьев). 

 

2019

 

* Анализ концепта общительности и его места в нововременной моральной философии (на материале учений Монтеня, Гроция, Шафтсбери, Хатчесона, Батлера, Канта в перспективе к Гегелю и Фейераху) (Р.Г. Апресян);

 

* Анализ трансформации понятия добродетели в нововременной моральной философии (в сравнении с античными и средневековыми учениями: (а) реконструкция различных значений понятия добродетели, (б) установление места добродетели в нововременной картине морали (О.В. Артемьева);

 

* Анализ идейных оснований (неостоицизм, неоскептицизм, идеи радикального кальвинизма и пуританизма, др.) и конкретных социальных механизмов борьбы за укрепление нравственных устоев общества в раннее Новое время; установление корреляции между усилением контроля за индивидом и его поведением и изменением предъявляемых ему нравственных требований; выявление того, в какой степени религиозные предписания и светские законодательные акты конкурировали или взаимодополняли друг друга в качестве источника нравственной нормы; прояснение степени использования этической аргументации в социальных процессах дисциплинирования (М.А. Корзо);

 

* Анализ рецепции идей Аристотеля в моральной философии раннего Нового времени (в аспекте понимания должного, справедливости, роли общения и социума в нравственном развитии человека и принятии решения) на примере трактата Г. Гроция «О праве войны и мира» (Р.С. Платонов);

 

* Анализ процесса постепенной маргинализации обязанностей (добродетелей), не связанных со стремлением к благу другого человека, на материале широкой дискуссии о содержании добродетели в британской философии XVIII в. Реконструкция способов редукции таких обязанностей (добродетелей) к доброжелательности в этических теориях предшественников и последователей Ф.Хатчесона. Реконструкция критики этого направления мысли в британской этике и моральной теологии XVIII в. (Дж.Батлер, Дж.Бэлгай, Р.Прайс) (А.В. Прокофьев); 

 

2020

 

* Анализ анти(нон)теономного мышления в этике, форм его явного и неявного проявления, как в особенностях описания моральных явлений, так и в характере этической аргументации (Р.Г. Апресян);

 

* Анализ роли понятия добродетели в морально-философском рассуждении; критическое переосмысление современных интерпретаций нововременной моральной философии как исключительно императивистской, «забывшей» понятие добродетели (О.В. Артемьева);

 

* Анализ смыслового наполнения понятия «добродетель» и спецификации добродетелей различных возрастных, социальных и профессиональных групп на материале подборок текстов для чтения, пословиц, правил поведения и этикета в составе школьной литературы XVII–XVIII вв.; анализ, в какой степени базовые нравственные понятия и нормы транслировались посредством назидательных примеров и в какой – в форме непосредственных нравственных императивов (М.А. Корзо);

 

* Анализ рецепции идей стоицизма в моральной философии раннего Нового времени (в аспекте понимания должного, справедливости, роли общения и социума в нравственном развитии человека и принятии решения) на примере трактата Г. Гроция «О праве войны и мира»(Р.С. Платонов);

 

*Анализ изменений в понимании философами XVII–XVIII вв. нормативного содержания морали, ориентированного на благо другого человека и общественное благо; выявление причин, по которым антипатерналистская интерпретация блага другого человека оказывается центральной для нововременного представления о морали, а понятие «индивидуальное право» начинает использоваться в качестве важнейшего морального концепта (А.В. Прокофьев).