Научная проблема. Императивность является основополагающей характеристикой морали как системы ценностей, обеспечивающих сообразование частных интересов во имя блага индивидов и социума. Эта характеристика столь важна, что мораль нередко представляется именно как система принципов и правил. Особым проявлением такого понимания морали является долгое время доминировавшая в советско-российской философии концепция морали как разновидности «социальной/нормативной регуляции поведения». Возобладавшая в советской философии в 1970-80-е годы, такая концептуализация в целом позволила повысить теоретический уровень этических исследований по сравнению с довольно абстрактными истматовскими схемами. Наряду с ней, а то и внутри нее велась реконструкция кантовского понимания моральной императивности. С исчерпанием концепцией морали как способа социальной регуляции своего эвристического потенциала кантианство в вопросе об императивности морали, моральном долженствовании заняло столь прочные позиции, что проблематика императивности порой оказывается полностью сведенной к ее кантовской интерпретации (при невнимании к различным посткантианским продвижениям или даже незнании о них). Таково положение дел в современной российской философии.
Основные исследовательские направления: - феномен моральной императивности, его природа и специфика; - субстанциональные и функциональные особенности моральных императивов (нормативная связь между императивами и ценностями; универсальность, абсолютность, ситуативность в моральной императивности, идеалистические и реалистические компоненты в моральной императивности, др.); - генезис моральной императивности, разнообразие культурно-исторических и социокультурных форм моральной императивности; - источники (силы) моральной императивности; - моральные императивы в функционировании социальных систем; - императивная модальность в логике морального мышления; - проблематика императивности в различных подходах к обоснованию морали: (нео)кантианство, теории общественного договора, этика добродетели, др.; - проблематика императивности в истории философии; - проблематика императивности в современных философских дискуссиях.
Методология. В основе исследования лежит представление о морали как системе ценностей, обеспечивающих координацию (в перспективе к гармонизации) частных интересов во имя блага индивида и социума. Как своего рода социальный инструмент, с помощью которого решается задачи координации интересов, мораль отличается от права, политики, религии т.д., хотя со всеми из названных инструментов имеет не только точки пересечения, но и общие черты. В отличие от права в морали значима позитивная (императивно-побудительная) составляющая дисциплинирования; в отличие от политики – идеал-ориентирующая; в отличие от религии – практически-реалистическая. Мораль объективирована в ценностях невреждения, признания, солидарности и заботы, которые имеют императивную модальность, выражающуюся в требованиях: «не вреди», «признавай других», «помогай другим», «заботься о других». Наличие этих требований определяет необходимость другого вида ценностей – отражающих соответствие индивида им. Таковы добродетели как качества характера и ценность личного совершенства. Обладая добродетелями, индивид способен отвечать названным выше требованиям, а ориентируясь на ценность совершенства, стремиться исполнять их наилучшим образом. Ценности добродетели и совершенства выражаются в соответствующих требованиях – быть добродетельным, быть совершенным. Такова предполагаемая неимперативистская модель морали. В ней мораль не сводится к долженствованию, обязанность не полагается в качестве основы для определения добродетели. На базе этой модели будет проведено проектируемое исследование моральной императивности. Исследование носит комплексный характер. В центре проекта – разработка концепции моральной императивности по вынесенным в название проекта проблемно-тематическим блокам: источники, природа, формы репрезентации. В соотнесении с разработкой центральных тем проводятся частно-тематические исследования, в ходе которых вырабатываемые представления об источниках, природе, формах репрезентации моральной императивности апробируются, верифицируются, (фальсифицируются), уточняются, иллюстрируются на историко-мыслительном, предметно ином теоретическом, нормативно-этическом и этико-прикладном материале. |
|||||
|