Институт Философии
Российской Академии Наук




  Мероприятия
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор этики » Проекты » Моральная философия раннего Нового времени: ключевые характеристики, основные идеи и тенденции » Мероприятия

Мероприятия

Ноябрьские этические чтения

«Наслаждение. Добродетель. Закон. Морально-философские сюжеты Нового времени»

10 ноября 2020 г., онлайн формат



10 ноября 2020 г. прошло совместное мероприятие сектора этики Института философии РАН и кафедры этики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Ноябрьские этические чтения «Наслаждение. Добродетель. Закон. Морально-философские сюжеты Нового времени».

 

Объявление

 

Программа

 

В докладах участников конференции был затронут широкий круг проблем изучения ранненововременной моральной философии: ее место в истории этики и влияние на моральную практику эпохи, особенности ее терминологического аппарата и теоретических задач, специфика концепций некоторых ключевых представителей (Б. Спиноза, Дж. Батлер, И. Кант).

 

Выступления участников конференции, подготовленные в рамках проекта:

 

Апресян Р.Г. «О каком “законе природы” говорит Кант, предлагая проверять по нему максиму действия?»

Аннотация: Закон природы, фигурирующий в одной из версий первой формулы категорического императива иногда интерпретируется как буквально природный, т.е. физический закон или метафора физического закона. Однако физическая интерпретация закона природы противоречит принципиальному для кантовской этике антинатурализму. При обычном для российских этиков и исследователей истории этики пониженном внимании к традиции естественного права естественно-правовое понимание Кантова закона природы почти не встретить. Между тем такое понимание не только внутренне органично для кантовской моральной философии, но и позволяет лучше понять сам этот концепт в свете представлений о законе природы предшествующих Канту мыслителей. В выступлении будут проведены сопоставления закона природы Канта с представлениями о законе природы Гоббса и Локка. В связи с этим будут сопоставлены тест на универсальность Канта и предложенный Гоббсом тест действий на моральную оправданность, а также в более широком контексте процедуры универсализации намерений и суждений, выявляемые у Локка и Юма.

 

Артемьева О.В. «Аретический аспект в новоевропейских учениях о морали»

Аннотация: Понятие добродетели в нововременном этическом дискурсе обладает рядом особенностей по сравнению с античными и средневековыми трактовками: оно не является ключевым и вписано в систему других понятий (закон, долг, обязанности и т.п.), а его смысл определялся через соотнесение с последовательным выполнением моральных предписаний (правил). Содержательно добродетель связывали преимущественно с благожелательностью и понимали ее не столько как необходимое условие для выживания человечества (его обеспечивали закон, правила, обязанности), а как качество, обеспечивающее надлежащий уровень совместного существования людей. Как бы ни менялось место понятия добродетели в системе других моральных понятий, содержание, выражаемое этим понятием, в том или ином виде сохраняет свою значимость в любом морально-философском рассуждении (в том числе деонтологическом или консеквенциалистском). «Усложнение» морально-философского языка, в котором наряду с понятием добродетели, блага, существуют понятия закона, правил, долга и т.п. свидетельствовало о признании факта сложности и неоднородности самой морали.

 

Корзо М.А. «Визуализация нравственных предписаний: опыт раннего Нового времени»

Аннотация: Доклад реконструирует анализирует ранненововременной опыт рассуждать о нравственно желательном и нравственно предосудительном, а также об обязанностях человека с помощью зрительных образов (картинок). Известный еще с античных времен метод «ante oculos ponere» – объяснение абстрактных понятий (например, добродетелей) или моделей поведения с помощью зрительных образов, восходит к философско-риторической концепции «enargeia» (разрабатывалась, в частности, Аристотелем; получила развитие у Цицерона как «evidentia»), когда зрение (в том числе и умственный взор) считался одним из важных инструментов познания. В средневековую эпоху визуализация становится одним из основных каналов просвещения простецов или неграмотных («картинка для простецов, что книга для грамотного», Джованни Бальби, 1286 г.). Раннее Новое время визуализировало нравственные предписания не только в форме живописи, скульптуры, внутреннего декора культовых сооружений, но и в форме эмблематических сборников, листовок, иллюстраций к букварям и детским книгам для чтения. Не последнюю роль играла и словесная визуализация – использование т.н. вербальных картинок в проповедях, сочинениях назидательного характера, художественной литературе. К значимым формам визуализации нужно отнести и моралистические постановки школьного театра иезуитов.