Институт Философии
Российской Академии Наук




  Платон
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы » Университет » Семинары » Платон

Платон

СЕМИНАР 12.01.2024

Диалог "Тимей, или О природе"


Литература:


1) Платон. ТИМЕЙ (перевод С.С. Аверинцева) // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 421–500.

2) КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА (А.Ф. Лосев) // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 595597.

3) Бородай Т.Ю. "Тимей" // Античная философия: энциклопедический словарь. М., 2008. С. 733–738.


Вопросы к семинару


1) Сотворение космоса Демиургом.

2) Четыре элемента и первичные треугольники

3) Сотворение космической души

4) Слово Демиурга к богам. 


_______________________________________________________________________________________


СЕМИНАР 26.12.2023.

Платон. Диалог "Государство, или О справедливости"


Литература:


1) Платон. ГОСУДАРСТВО (перевод А.Н. Егунова)

 

2) ПРИМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ ГОСУДАРСТВО (PDF), см.:

 

Вступительные замечания (В.Ф. Асмус). С. 529–560.

КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА (И.И. Маханьков). С. 560–565.


3) Бородай Т.Ю. «Государство» // Античная философия: Энциклопедический словарь. С. 286–289.


Вопросы для обсуждения на семинаре


1) Постановка проблемы справедливости в первой книге диалога "Государство", определения справедливости и их обсуждение.  

 

1.1.) справедливость как "воздаяние должного".  Беседа Сократа и Полемарха (I, 331е—336а).

1.2.) тезис Фрасимаха о справедливости как о том, что "пригодно сильнейшему" (338с) и опровержение Сократа (I, 339e—342e)

1.3.) ответная речь Фрасимаха в защиту несправедливости (I, 343b — 344с).

1.4.) справедливость и счастье (I, 352а — 354с)


1.5.) справедливость как слабость (II, 359b), несправедливость, сила и выгода (II, 360d; 363а—с—e).


вопрос о справедливости как таковой и переход к рассуждению о государстве.

"На каком же основании выбрали бы мы себе справедливость вместо крайней несправедливости?" (366b)


2) Учение Платона о возникновении государства (II, 369b — 374d) 

369C: "Займемся мысленно построением государства, с самого начала"


государство и потребности (нужда).

разделение труда. товарообмен. 

Стражи - защитники государства (373-374d), их душевные качества и быт (415d — 417b).


3) Учение Платона о правильном государственном устройстве.

вопрос о счастье государства и счастье отдельных граждан (420b-c; 435b).

Три сословия в правильном государстве и строение души (435с-436)

Четыре основных добродетели (427е) 

Стражники, их жены и дети (V, 457d — 460d)

Роль философов в правильном государстве (472Ь—474с); VI, 499Ь—504с).

 

4) Платон о философах и софистах.

  • Программа философского образования.


5) Характеристика типов государственных устройств.  

 

Почему Платон говорит о пяти типах? (445с—е)

На каком основании выделены государственные устройства неправильные?

Могут ли государственные устройства изменяться, превращаться и по каким причинам 

 

Виды государственного устройства и соответствующие им типы людей (VIII, 543а — 592b). 

основные виды государств, в которые последовательно перерождается совершенное государство, и соответствующих им людей: 

  • тимократия (545с — 550b),
  • олигархия (550с — 556е)
  • демократия (557а — 561е).
  • тирания (562а — 580а):

 

как тирания возникает из демократии (562а — 565с), 

откуда появляется и как действует тиран (565d — 567d), 

на какое войско он опирается (567d — 568е) 

и как из заступника превращается в поработителя народа (569а — с).


В заключение: взаимосвязь вопросов морали, психологии, политики, философии и религии согласно Платону.


_____________________________________________________________


СЕМИНАР  22.12.2023  

 

Платон. Учение о бытии и идеях

 

Тексты: 

 

Государство, книга шестая,  https://www.plato.spbu.ru/TEXTS/PLATO/LosevH/0307.htm

Государство, книга седьмая,  https://www.plato.spbu.ru/TEXTS/PLATO/LosevH/0308.htm    

Тимей, 28А

 

Темы для чтения и обсуждения:

 

1. Дихотомия "бытия" и "становления" у Платона.

  • 1) согласно диалогу "Тимей", 27d6–28a1-4, начиная со слов "для начала должно разграничить вот какие две вещи". 
  • 2) в сопоставлении с текстом диалога "Федон" 78c–79a.

 

2. «Образ пещеры», согласно седьмой книге диалога «Государство» VII, 514a–516a. Начиная со слов "ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию"

 

3. Символ линии и "беспредпосылочное начало".  Государство VI, 509d‒511е (конец книги) + фрагмент VII, 534а1-7.

  •  Нарисовать разделенную на четыре части линию с учетом VII, 534 А1-7 (первый раздел – познание, второй – рассуждение, третий – вера, четвертый – уподобление).  

 

4.  Платон об "Идее Блага" как важнейшем знании. Сравнение Блага с Солнцем (Государство VI, 505a–509b). 

 

5. Философское образование («познание, mathêma, которое могло бы увлечь душу от становления к бытию»): четыре математические науки и диалектика. –  Государство VII, 521C

 

См. начиная со слов: «надо душу повернуть от некоего сумеречного дня к истинному дню бытия: такое восхождение мы назовем стремлением к мудрости» (philosophia) 

 

6. Что такое «диалектический метод»: Государство VII  533А - 534D

 ___________________________________________________________________________________


СЕМИНАР 15.12.2023


Платон.

Три части души ("Государство"). Доказательство бессмертия души и образ души-колесницы в "Федре"

 

Текст: Платон. Государство. Книга четвертая, 439А–441С // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Том 3. С. 212–215.  PDF

Текст:  Платон. "Федр" // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Том 2. С. 135–191.   PDF

 

1) Три части души ("Государство" IV, 439A–441C).

 

2) "Идея души": "Федр" , 246B, 253D.

 

3) "занебесная область" (hyperoyranios topos), 247С.

 

4) Доказательство бессмертия души в "Федре"

 

"Это доказательство (apodeiksis, ἀπόδειξις) для умов искушенных (deinoi) будет неубедительно, а для мудрых (sophoi) – убедительно".

"Прежде всего, рассматривая природу души божественной и человеческой надлежит истинно мыслить ее состояния (pathe - sing. pathos) и действия (erga - sing. ergon)"

 

245C5 – 246A3

Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно.

 

А у того, что сообщает движение другому и приводится в движение другим, это движение прерывается, а значит, прерывается и жизнь. Только то, что движет само себя, раз оно не убывает, никогда не перестает и двигаться и служить источником и началом движения для всего остального, что движется.

 

Начало же не имеет возникновения. Из начала необходимо возникает все возникающее, а само оно ни из чего не возникает. Если бы начало возникло из чего-либо, оно уже не было бы началом. Так как оно не имеет возникновения, то, конечно, оно и неуничтожимо. Если бы погибло начало, оно никогда не могло бы возникнуть из чего-либо, да и другое из него, так как все должно возникать из начала. Значит, начало движения – это то, что движет само себя. Оно не может ни погибнуть, ни возникнуть, иначе бы все Небо и вся Земля, обрушившись, остановились и уже неоткуда было бы взяться тому, что, придав им движение, привело бы к их новому возникновению.

 

Раз выяснилось, что бессмертно все движимое самим собою, всякий без колебания скажет то же самое о сущности и понятии души. Ведь каждое тело, движимое извне, – неодушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, – одушевлено, потому что такова природа души. Если это так и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа непорождаема и бессмертна. 

 

 

5) Диалог "ТЕЭТЕТ": как определить, что такое знание?

 

Текст:  Платон. Теэтет // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Том 2. С. 192-.   PDF

 

Майевтика (повивальное искусство) Сократа: "Теэтет", 149А-151В.  С. 200-202.

 

1) первое определение знания: чувственное восприятие / ощущение. С. 203-245

2) второе определение знания: истинное мнение. С. 245-263 (и скажи еще раз: что же такое знание?)

3) третье определение знания: истинное мнение с обьяснением. С. 263 (я слышал от кого-то, но потом забыл, что знание есть истинное мнение с обьяснением) 

 

 

6) Символ пещеры в седьмой книге "Государства"

 

_____________________________________________________________________________________________


23.12.2022


диалектика:


5) Платон о двух видах исследования "природы вещи" (= исследования "согласно природе"): возведении к единству и разделении на части

Федр 265D


Первый вид — это способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения

265Ε – 266Α


Второй вид — это, наоборот, способность разделять всё на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них.

266Β


«Я, Федр, и сам поклонник такого различения и обобщения — это помогает мне рассуждать и мыслить»

266C


«Правильно ли или нет я обращаюсь к тем, кто это может с делать, знает бог, а называю я их и посейчас диалектиками».


270D

Разве не так следует мыслить о природе любой вещи: прежде всего, простая ли это вещь — то, в чем мы и сами хотели бы стать искусными и других умели бы делать такими, или она многовидна; затем, если это простая вещь, надо рассмотреть ее способности: на что и как она по своей природе может воздействовать или, наоборот, что и как может воздействовать на нее? Если же есть много ее видов, то надо их сосчитать и посмотреть свойства каждого (так же как в том случае, когда она едина): на что и как каждый вид может по своей природе воздействовать и что и как может воздействовать на него.


271B - применение этого метода к душе.




"ГОСУДАРСТВО", VII, 532A — 534E.  — о диалектическом методе.



_________________________________________


ПЛАТОН. ФЕДОН

 

Перевод С.П. Маркиша, см.:  Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Том 2. С. 7–80.

 

Пагинация по изданию Стефана (= циферки на полях): Федон, 57а – 118а.

{Что такое пагинация Стафана подробнее см. здесь: Stephanus_pagination}

 

В структуре диалога можно выделить три части:

 

– I. Вводная часть.  57а – 70b

– II.  Доказательства бессмертия души.  70с4 – 107b.

– III.  Заключительная часть рассуждения о душе и завершение диалога. 107b – 118а.

 

 

Вопросы к семинару:  

 

  • Вопрос 1. 64А  69d-e.

Рассуждения Сократа о невозможности самоубийства, «сокровенном учении» (62b), душе и теле, отношении к смерти, его определение понятия «смерть», указание на важность заботы о душе и т.д.

 

Начиная со слов:  «Я хочу объяснить, почему человек, который посвятил жизнь философии, перед смертью полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага».

до 69d-е, «вот вам моя защитительная речь, Симмий и Кебет; вот почему я сохраняю спокойствие и веселость».

И почему?

 

Особо обратить внимание на

67е-68а: «истинные философы много думают о смерти и никто на свете не боится ее меньше, чем эти люди», и далее.

__________________________________

 

[Переход к доказательствам:  70АB, слова Кебета Сократу:

 

«сказано прекрасно, кроме одного: то, что ты говорил о душе, вызывает у людей большие сомнения. Они опасаются, что, расставшись с телом, душа уже нигде больше не существует, но гибнет и уничтожается в тот самый день, как человек умирает. Едва расставшись с телом, выйдя из него, она рассеивается, словно дыхание или дым, разлетается, и ее решительно больше нет»,

 

и далее до слов Сократа Кебету:  «Не хочешь ли потолковать об этом: может так быть или не может?»    

 

Общий вопрос о статусе доказательства в диалоге.

__________________________________

 

  • Первое доказательство бессмертия души.  70с4 – 72е1.

см. Т. 2. С. 22–25. 

  • Второе доказательство бессмертия души.  72e – 77d 

см. Т. 2. С. 26–32. 

  • Третье доказательство бессмертия души.  78b – 95d 

см. Т. 2. С. 33–54.  

  • Четвертое доказательство бессмертия души.  96a – 107b 

см. Т. 2. С. 55–68.   

  • Каковы следствия бессмертия души, согласно Платону?  107c–115b  (до слов «думайте и пекитесь о себе самих»)

см. Т. 2. С. 68–77.  до слов 

 

уточненный перевод этого фрагмента: 

 

«заботясь о себе самих, вы этим отблагодарите и меня, и моих, и себя самих, что бы вы ни делали, – даже если сейчас вы не вполне согласны [с тем, что душа бессмертна]. Если же вы не будете заботиться о себе и не пожелаете – словно идя по следам [нашей беседы] – жить в согласии с тем, о чем было сказано и сегодня и в прежние дни, то даже если вы сейчас полностью согласитесь, то все это будет ни к чему» [букв. «не сделаете ничего больше» – чем просто слова].


___________________________________________________________________________


ПЛАТОН. АЛКИВИАД Ι


Сценическая дата диалога — 434 год. Алкивиаду 18 лет. (452—404 до н.э.) 

 

Алкивиад Ι, или О природе человека

греч.: ᾿Αλκιβιάδης ἢ περὶ ἀνθρώπου φύσεως

тип диалога согласно школьной классификации: майевтический

 

ВВЕДЕНИЕ  (103b—106c)

 

Встреча Сократа и Алкивиада, который собирается стать политиком.

Сократ о причине раговора:

«Так как ты был очень юн и еще не обременен такими надеждами , то бог, как я думаю, запрещал мне с тобой разговаривать»

 

 

ЧАСТЬ I. О предмете политической науки. Постановка вопроса о знании блага и справедливости (106с—113с)

{Сократ показывает Алкивиаду, что тот ничего не знает}.

 

Постановка вопроса об источнике нашего знания: чтобы выступать перед афинянами со своими советами, нужно знать, о чем говорить.

Откуда мы что-либо знаем? — Узнаем от других либо открываем самостоятельно.

Знание от других — так построено все школьное образование в Афинах: грамота, борьба и игра на кифаре.

Соответственно, Сократ задает вопрос: собирается ли Алкивиад советовать афинянам, как им правильно писать, как играть на кифаре или как бороться?

Алкивиад: Нет, я собираюсь давать советы о том, с кем заключать мир, а с кем воевать (107d4).

 

Новая тема, постановка вопроса о благе (наилучшем): в музыке лучшее — гармония, в питании — здоровье, в политике — справедливость.

 

При объявлении войны мы утверждаем, что мы обмануты, ограблены либо потерпели насилие(109b2)

Действовать справедливо — благородно. Таков обычай греков по сравнению с варварами (109с5)

 

Знание справедливости и несправедливости, как и всякое остальное, можно получить двумя способами — от других и от себя самого.

Выясняется, что Алкивиада в школе специально не учили быть справедливым, но он всегда знал, что такое справедливость.

«Если ты не открывал этого и этому не учился, каким образом и откуда ты это знаешь?»

Ответ Алкивиада: я научился этому у многих (опыт).

 

Сократ: если бы многие знали точно, что такое справедливость, то никаких споров и войн на свете не было бы. Многие как раз не знают, что такое справедливость и воюют друг с другом именно по этой причине. Раз многие тебя не научили, значит, ты не знаешь, что такое справедливость.

 

112е—113с — в диалоге утверждает тот, кто отвечает, а не тот, кто задает вопросы.

 

Завершение этой части беседы: согласие Алкивиада с выводом о то, что он питает намерение выступить в народном собрании перед афинянами с советами о том, чего он не знает.

 

Сократ: Утверждение твое истинно: безумную ты лелеешь затею, добрейший мой, учить других тому, чего не знаешь сам, отказываясь вдобавок этому научиться.

 

ЧАСТЬ II. Определение понятия справедливости. Справедливое в отличие от полезного (113d—117b)

{Сократ вторично показывает Алкивиаду, что тот ничего не знает}.

 

Справедливость как вопрос политический.

 

Новый вариант ответа на вопрос об источнике знания: очевидность. Поскольку ранее уже было сказано, что Алкивиад политическим вопросам, в т.ч. понятию о справедливосм, в школе не учился и ни от кого другого не узнавал, другие же не могли его научить, поскольку они спорят между собой ровно по этим вопросам, - то

остается вариант обладания знанием, но без исследования (то есть опять-таки "отказываясь учиться"):  

 

«Я думаю, Сократ, что эллины редко задаются вопросом, что справедливо, а что несправедливо, они считают, что это само собою ясно».

 

Справедливое и полезное. 

Сократ показывает, что только справедливое полезно, путем отождествления “хорошего” и “прекрасного”: справедливое прекрасно — прекрасное хорошо — хорошее (благое) приносит пользу. Следовательно, справедливое полезно.

 

116е: «Клянусь богами, Сократ, я уже сам не понимаю, что именно я утверждаю; я оказался в нелепейшем положении: когда ты спрашиваешь, мне кажется верным то одно, то другое»

 

117b: «Не объясняются ли твои колебания тем, что всего этого ты не знаешь?» «Если кто-либо чего-то не знает, душа его по необходимости в этом колеблется».

 

 

Часть III. О чувстве уверенности в знании и незнании (117b7—118b)

Сократ показывает, что Алкивиад должен учиться быть политиком.

 

Когда человек знает, он не колеблется. Но когда он совсем не знает — он также ничуть не колеблется.

117d6: «Ошибки в различного рода деятельности проистекают именно от такого вот заблуждения — когда невежда воображает, что он знает».

Чем важнее вопрос — тем это невежество позорней (118а)

 

“Что же ты собираешься делать с самим собою? Остаться таким, каков ты есть, или проявить о себе некоторую заботу?”

 

119b: «Я с тобою согласен: те, кто вершат у нас государственные дела, за исключением немногих, — люди необразованные».

 

Следовательно, нечего биться над обучением и упражнением, чтобы превзойти таких соперников.

 

Сократ заводит разговор о вероятных политических противниках Алкивиада — персах (греки постоянно воевали с персами) и спартанцах. Он подробно рассказывает, какое воспитание получает политик-перс (имеется в виду царский сын). Все это в ответ на слова Алкивиада о своей природной предрасположенности к занятиям политикой.

 

ЧАСТЬ IV. Самопознание как условие политической деятельности. Душа как сущность человека  (124b—135е)

 

«Послушай же, милый, меня и того, что начертано в Дельфах: познай самого себя и пойми, что противники твои таковы, как я говорю, а не такие, какими ты их себе мыслишь. Мы же ничего не можем им противопоставить, кроме искусства и прилежания».

 

Наука тех, кто занимается государственными делами — “наука о здравомыслии” <euboulia>, наука хорошо советовать.

 

“То здравомыслие, о котором ты говоришь, на что оно направлено?” — Чтобы наилучшим образом управлять государством и обеспечивать его безопасность.

 

Искусство политика состоит в том, чтобы делать жизнь граждан лучше.

«Можем ли мы знать, какое искусство нас улучшает, если мы не знаем, что мы такое?». Познай самого себя — узнай, что ты такое. А как могли бы мы отыскать самое “само”?

 

129е7: Человек — это то, что пользуется своим телом. 129с3: Человек — это душа.

 

130е.  Познай самого себя — познай свою сущность (самое само), познай свою душу.

 

Прежде, чем советовать другим, разберись с самим собой. Прежде, чем делать хорошими граждан, стань хорошим сам.

 

  • Интерпретация Дельфийской надписи "Познай самого себя" (gnôthi seayton):

если глаз желает увидеть себя, он должен смотреть в другой глаз [как в зеркало]

если душа хочет познать самое себя, должна заглянуть в душу, а именно в ту часть души, которая более всего подобна богу — разум.

 

Политика — это не свобода властвовать, делая все что угодно, но рассудительность и справедливость. Это власть разума.

Добродетель присуща свободе, порочность — рабское свойство.