Институт Философии
Российской Академии Наук




  Федон
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы » Университет » Семинары » Платон » Федон

Федон

ПЛАТОН. ФЕДОН

Перевод С.П. Маркиша

Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Том 2. С. 7–80

 

 

В структуре диалога "Федон" можно выделить три части:

 

– I. Вводная часть.  57а – 70b

– II.  Доказательства бессмертия души.  70с4 – 107b

– III.  Заключительная часть рассуждения о душе и завершение диалога. 107b – 118а

 

 

1. Введение   57а‒70b

  • рамка диалога  рассказ Федона о последнем дне и смерти Сократа

Вопрос Эхекрата: 

Скажи, Федон, ты сам был подле Сократа в тот день, когда он выпил яд?

«Я был свидетелем кончины близкого друга, а между тем жалости к нему не ощущал – он казался мне счастливцем, Эхекрат, я видел поступки и слышал речи счастливого человека!»   58е

«бесстрашно и благородно он умирал»

  • Начало последней беседы. Неразрывная связь удовольствия и страдания
  • «Меня уже несколько человек спрашивали насчет стихов, которые ты здесь сочинил, – переложений Эзоповых притч и гимна в честь Аполлона»  60d
  • один и тот же сон и слова «Сократ, твори и трудись на поприще Муз!» 60d–61а
  • запрет на самоубийство и "сокровенное учение"   62b
  • человек  одна из вещей, принадлежащих богам, ἓν τῶν κτημάτων τοῖς θεοῖς  С какой стати людям поистине мудрым бежать от хозяев, которые лучше и выше их самих, и почему при расставании у них должно быть легко на сердце?
  • С какой стати людям поистине мудрым бежать от хозяев, которые лучше и выше их самих, и почему при расставании у них должно быть легко на сердце?
  • начало "второй апологии": вы предъявляете обвинение, а я должен защищаться, точь-в-точь как в суде; попробую оправдаться перед вами более успешно, чем перед судьями. 63b1–3



1. Сократ о невозможности самоубийства

64А – 69d-e

Сократ о невозможности самоубийства, «сокровенном учении» (62b), душе и теле, отношении к смерти, его определение понятия «смерть», указание на важность заботы о душе и т.д.

 

Начиная со слов:  «Я хочу объяснить, почему человек, который посвятил жизнь философии, перед смертью полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага».

до 69dе, «вот вам моя защитительная речь, Симмий и Кебет; вот почему я сохраняю спокойствие и веселость».

 

67е68а: «истинные философы много думают о смерти и никто на свете не боится ее меньше, чем эти люди».


__________________________________

 

Переход к доказательствам:  70АB, слова Кебета Сократу:

 

«сказано прекрасно, кроме одного: то, что ты говорил о душе, вызывает у людей большие сомнения. Они опасаются, что, расставшись с телом, душа уже нигде больше не существует, но гибнет и уничтожается в тот самый день, как человек умирает. Едва расставшись с телом, выйдя из него, она рассеивается, словно дыхание или дым, разлетается, и ее решительно больше нет»,

 

и далее до слов Сократа Кебету:  «Не хочешь ли потолковать об этом: может так быть или не может?»    

 

Общий вопрос о статусе доказательства в диалоге.


__________________________________

 

  • Первое доказательство бессмертия души.  70с4 – 72е1.

см. Т. 2. С. 22–25. 


  • Второе доказательство бессмертия души.  72e – 77d 

см. Т. 2. С. 26–32. 


  • Третье доказательство бессмертия души.  78b – 95d 

см. Т. 2. С. 33–54.  


  • Четвертое доказательство бессмертия души.  96a – 107b 

см. Т. 2. С. 55–68.   


  • Следствия понимания того, что душа бессмертна  107c–115b  (до слов «думайте и пекитесь о себе самих»)

см. Т. 2. С. 68–77.

 

уточненный перевод этого фрагмента: 

 

«заботясь о себе самих, вы этим отблагодарите и меня, и моих, и себя самих, что бы вы ни делали, – даже если сейчас вы не вполне согласны [с тем, что душа бессмертна]. Если же вы не будете заботиться о себе и не пожелаете – словно идя по следам [нашей беседы] – жить в согласии с тем, о чем было сказано и сегодня и в прежние дни, то даже если вы сейчас полностью согласитесь, то все это будет ни к чему» [букв. «не сделаете ничего больше» – чем просто слова].