Институт Философии
Российской Академии Наук




  Семинары
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы » Университет » Семинары

Семинары

Этика Аристотеля


  • Три вида благ. 
  • Понятие "добродетель" (арете)
  • Деление добродетелей на два вида
  • Нравственные добродетели
  • Мыслительные добродетели
  • Понимание счастья в этике Аристотеля


Учение Аристотеля о сущности


  • Ранние, поздние и основные книги "Метафизики" и учение о сущности.
  • Учение Аристотеля о бытии: согласно анализу категорий; согласно учению о четырех причинах, согласно учению о возможности и действительности.
  • Бытие и сущность
  • Материя как сущность. Чтойность как сущность. Вещь как сущность.
  • Жизнь, растения, животные, люди.
  • Бог как мышление мышления и актуальный Ум (XII кн.).


ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРА

 

  • Значения слова "быть", толкование тезиса "О сущем говорится в разных смыслах".
  • Учение Аристотеля о сущности как центральная часть его онтологии


_______________________________________________


Учение Аристотеля о душе

 

  • Структура трактата «О душе»
  • Аристотелевское определение души как первой энтелехии природного тела.
  • Строение души, ее части и способности.
  • Душа растительная
  • Душа чувственно воспринимающая. 
  • Понятие «общего чувства» и «общих свойств».
  • Ум деятельный и ум страдательный.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРА

 

1. Аристотелевское определение души как формы и как энтелехии. Первая и вторая энтелехия согласно Аристотелю.

«О душе», кн. II, глава 1

                кн. II, глава 2, 414a15–28.

 

2. Какие три части души называет Аристотель? Особенности его терминологии: «части», «способности» и «души»  –  «О душе» II, 23.

 

3. Душа растительная. Три функции ("дела") растительной души. Рост и питание.  – «О душе» ΙΙ, 4,

                                   Что такое пища. – «О душе» ΙΙΙ, 12, 434а21–27.

 

4. Душа чувственно воспринимающая.  – «О душе» II, 5.

    Органы чувств и соответствующие восприятия.  – «О душе» II, 6.

    Ощущение и претерпевание (pathos)  –  II, 7.

    Среда и ощущение: ощущающее – среда – ощущаемое  –  II, 12.

 

5.  Чувство как способность восприятия форм без материи  – «О душе» ΙΙ, 12, 424а16-424b5.

 

6. Что такое «общее чувство» и «общие свойства»?   «О душе» ΙΙ, 6, 418a18-19, 20-25.

Различение на ощущение «привходящим образом» и «само по себе» III, 1.

Понятие «общего чувства» (koinê aisthêsis) у Аристотеля.   III, 2.

 

7.  Душа разумная. Ум деятельный (активный) и страдательный (пассивный), «О душе» ΙΙΙ, 5.

 

 

избранные фрагменты

  • Аристотель. О душе. Книга вторая  // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1976. (читаем по файлу PDF) 

 

II, 1, 412a25–26 

душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. А таким телом может быть лишь тело, обладающее органами.

II, 1, 412b4–5 

душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего органами.

 

  • о двух смыслах термина "энтелехия"

II, 1, 412a10–12 

Материя есть возможность, форма же ‒ энтелехия и именно в двояком смысле ‒ в таком, как знание, и в таком, как деятельность созерцания.

412а23–25

Энтелехия же имеет двоякий смысл: или такой, как знание, или такой, как деятельность созерцания; совершенно очевидно, что душа есть энтелехия в таком смысле, как знание.
Ведь в силу наличия души имеются и сон, и бодрствование, причем бодрствование сходно с деятельностью созерцания, сон же — с обладанием, но без дсйствования.
У одного и того же человека знание по своему происхождению предшествует деятельности созерцания.

 

II, 1, 412b10–13  

душа есть сущность как форма (logos), a это — суть бытия такого-то тела, подобно тому как если бы естественным телом было какое-нибудь орудие, например топор.
А именно: сущностью его было бы бытие топором, и оно было бы его душой.

________________________ 

ΙΙ, 3, 415а13 

рассмотрение каждой отдельной способности души есть наиболее подобающее исследование самой души.

_________________________

ΙΙ, 4, 415а14-15 

Тому, кто хочет исследовать способности души, необходимо выяснить, 1) что такое каждая из них, 2) далее исследовать все связанное с ней и все другое сопутствующее ей.

Если же нужно уразуметь, что такое каждая из них, например: что такое мыслительная способность, способность ощущения и растительная способность,

то до этого необходимо еще уразуметь, что такое мыслить и ощущать

 

ΙΙ, 4, 415а23-25 

нужно прежде всего поговорить о пище и воспроизведении.
Ведь растительная душа присуща и другим, она первая и самая общая способность души,
благодаря ей жизнь присуща всем живым существам.
Ее дело — воспроизведение и питание.

πρῶτον περὶ τροφῆς καὶ γεννήσεως λεκτέον·
ἡ γὰρ θρεπτικὴ ψυχὴ καὶ τοῖς ἄλλοις ὑπάρχει, καὶ πρώτη καὶ κοινοτάτη δύναμίς ἐστι ψυχῆς,
καθ' ἣν ὑπάρχει τὸ ζῆν ἅπασιν.  
ἧς ἐστὶν ἔργα γεννῆσαι καὶ τροφῇ χρῆσθαι· 

 

415а26-29 

самая естественная деятельность живых существ, поскольку они достигли зрелости, не изувечены и не возникают самопроизвольно — производить себе подобное
(животное — животного, растение — растение),
дабы по возможности быть причастным вечному и божественному.
Ведь все существа стремятся к нему, и оно— цель их естественных действий.

φυσικώτατον γὰρ τῶν ἔργων τοῖς ζῶσιν, ὅσα τέλεια καὶ μὴ πηρώματα ἢ τὴν γένεσιν αὐτομάτην ἔχει, τὸ ποιῆσαι ἕτερον οἷον αὐτό,
ζῷον μὲν ζῷον, φυτὸν δὲ φυτόν,
ἵνα τοῦ ἀεὶ καὶ τοῦ θείου μετέχωσιν ᾗ δύνανται·
πάντα γὰρ ἐκείνου ὀρέγεται, καὶ ἐκείνου ἕνεκα πράττει ὅσα πράττει κατὰ φύσιν 



ΙΙΙ, 12, 434а 22 сл.

всему, что живет и обладает душой, необходимо иметь растительную душу от рождения до смерти:
ведь необходимо, чтобы родившееся росло, достигало зрелости и приходило в упадок,
а это невозможно без пищи; таким образом, необходимо, чтобы растительная способность была у всего того, что растет и приходит в упадок. 

Τὴν μὲν οὖν θρεπτικὴν ψυχὴν ἀνάγκη πᾶν ἔχειν ὅτι περ ἂν ζῇ καὶ ψυχὴν ἔχῃ, ἀπὸ γενέσεως καὶ μέχρι φθορᾶς·
ἀνάγκη γὰρ τὸ γενόμενον αὔξησιν ἔχειν καὶ ἀκμὴν καὶ φθίσιν,
ταῦτα δ' ἄνευ τροφῆς ἀδύνατον· ἀνάγκη ἄρα ἐνεῖναι τὴν θρεπτικὴν δύναμιν ἐν πᾶσι τοῖς φυομένοις καὶ φθίνουσιν·
αἴσθησιν δ' οὐκ ἀναγκαῖον ἐν ἅπασι τοῖς ζῶσιν· 

_________________________

  

ΙΙ, 12, 424а16-424b5

 

«Относительно любого чувства необходимо вообще сказать, что оно есть то, что способно воспринимать формы ощущаемого без его материи»


_________________________

 

 

СЕМИНАР [3], 01.03.2024

Физика Аристотеля (темы лекции и семинара*)

 

1. Природа как предмет физики. Метод познания от первого для нас к первому по природе.
2. Природа как начало движения и изменения в отличие от искусства и случая.
3. Четыре значения понятия причина в "Физике" (II, 3) и "Метафизике" (I, 3).
4. Аристотель о материи и понятии "первой материи".
5. Форма, материя и лишенность.
6. Учение о четырех элементах, их движении к «собственному месту» и взаимопревращении.
7. Учение о движении: определение движения и понятие "энтелехии"*.
виды движения, понятия места и времени; анализ понятия «бесконечного»: бесконечность потенциальная и актуальная.
8. Пятый элемент (эфир). Мир надлунный и подлунный.
9. Учение о Перводвигателе (согласно восьмой книге "Физики")*.
10. Аристотель о строении космоса и его вечности.

 


ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРА


1) Движущая причина как одна из четырех причин. Виды движений.
2) Аристотелевское определение движения. 
3) Понятие "энтелехия". Бытие в возможности и бытие в действительности.
4) Учение о Перводвигателе согласно восьмой книге "Физики".


Тексты

  • Аристотель. Физика. Книга третья. Глава 1 // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 3. М., 1981. С. 103–105.

1. «Движения помимо вещей не существует: ведь все меняющееся меняется всегда или в отношении сущности, или количества, или качества, или места» (Phys. III, 1, 200b31–201a2).

 

2. Движение как «действительность (энтелехия) суще­ствующего в возможности, поскольку оно возможно» (Phys. III, 1, 201a10). 

 

3. «[действительность] могущего качественно изменяться, поскольку оно способно к такому изменению, есть качественное изменение; [действительность] способного к росту и к противолежащему — убыли есть рост и убыль; [действительность] способного возникать и уничтожаться — возникновение и уничтожение, способного перемещаться — перемещение». (Phys. III, 1, 201a13–15).

 

4. «движущее физически [всегда] подвижно, ибо все подобное приводит в движение, будучи и само движимым. Некоторым кажется, что все [вообще] движущее движется, но, как обстоит в этом отношении дело, будет ясно из других [книг], ибо существует нечто движущее, что остается неподвижным; а действительность существующего в возможности, когда [оно] проявляет деятельность, но не само по себе, а поскольку способно к движению, и есть движение». (Phys. III, 1, 201a24–29).

 
 
  • Аристотель. Физика. Книга восьмая // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 3. М., 1981.

1. «Возникло ли когда-нибудь движение, не будучи раньше, и исчезнет ли снова так, что ничто не будет двигаться? Или оно не возникло и не исчезнет, но всегда было и всегда будет, бессмертное и непрекращающееся, присущее всем существующим [вещам], как некая жизнь для всего образовавшегося естественно?» (Phys. VIII, 1, 250b10–15).

 

2. «Мы начнем с того, что нами было установлено раньше в [первых] книгах «Физики». Мы сказали там, что движение есть деятельность способного к движению, поскольку оно способно к движению» (Phys. VIII, 1, 251a9–11).


  • Аристотель. О душе. Книга вторая. Глава 1 // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 394–396. (читаем по файлу PDF) 

1. «поэтому душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. А таким телом может быть лишь тело, обладающее органами» (De an. II, 1, 412a2526.



_____________________________________________________________


СЕМИНАР [2], 21.02.2024

  • Учение о четырех причинах
  • Первая и вторая сущность


СЕМИНАР [1], 16.02.2024

  • Аристотель о знании и мудрости
  • Учение Аристотеля о десяти категориях
  • Различение первой и второй сущности

 

Тексты

  • Аристотель. Метафизика. Книга первая, главы 1–2, 3.
  • Аристотель. Категории, главы 1–4, 5.

 

Издания


1) Аристотель. Метафизика. Книга первая / Пер. А.В. Кубицкого // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 65–71 (Ι, 1, 980а – 3, 983b5).  

PDF:  https://www.philosophy.ru/library/sobranie-sochineniy-v-4-tomakh-tom-1/ , html:  https://plato.spbu.ru/TEXTS/ARIST/book1.htm  

2) Аристотель. Категории / Пер. А.В. Кубицкого // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 53–62 (1а1 – 4b19).  

PDF: https://www.philosophy.ru/library/sobranie-sochineniy-v-4-tomakh-tom-2/ 

 

 

ВОПРОСЫ для обсуждения на семинаре


  • по "Метафизике"

Глава первая

Постепенное восхождение от чувственного восприятия к познанию начал: память, опыт, искусство, наука. Превосходство искусства над опытом, теоретических наук — над практическими.

Высшая наука — познание первых причин и начал, или мудрость.

Глава вторая

О мудром и мудрости. Удивление — источник появления науки о первых началах и причинах. Божественность мудрости.

Глава третья, 

Четыре значения понятия "причина", I, 1, 983а24 – 983b5.

 

  • по "Категориям" (чтение и комментарий) 

Учение Аристотеля о категориях: язык нашего начального знания

 

глава 1. Синонимы и омонимы. Различение слов и вещей.

глава 2. Словарь Аристотеля: "подлежащее", "находящееся в подлежащем", "сказываемое о подлежащем"

глава 3. О понятии рода и вида.

глава 4. Десять категорий.

глава 5. Первая сущность и вторая сущность.