Этика Аристотеля
Учение Аристотеля о сущности
ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРА
_______________________________________________ Учение Аристотеля о душе
ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРА
1. Аристотелевское определение души как формы и как энтелехии. Первая и вторая энтелехия согласно Аристотелю. «О душе», кн. II, глава 1 кн. II, глава 2, 414a15–28.
2. Какие три части души называет Аристотель? Особенности его терминологии: «части», «способности» и «души» – «О душе» II, 2–3.
3. Душа растительная. Три функции ("дела") растительной души. Рост и питание. – «О душе» ΙΙ, 4, Что такое пища. – «О душе» ΙΙΙ, 12, 434а21–27.
4. Душа чувственно воспринимающая. – «О душе» II, 5. Органы чувств и соответствующие восприятия. – «О душе» II, 6. Ощущение и претерпевание (pathos) – II, 7. Среда и ощущение: ощущающее – среда – ощущаемое – II, 12.
5. Чувство как способность восприятия форм без материи – «О душе» ΙΙ, 12, 424а16-424b5.
6. Что такое «общее чувство» и «общие свойства»? «О душе» ΙΙ, 6, 418a18-19, 20-25. Различение на ощущение «привходящим образом» и «само по себе» III, 1. Понятие «общего чувства» (koinê aisthêsis) у Аристотеля. III, 2.
7. Душа разумная. Ум деятельный (активный) и страдательный (пассивный), «О душе» ΙΙΙ, 5.
избранные фрагменты
II, 1, 412a25–26 душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. А таким телом может быть лишь тело, обладающее органами. II, 1, 412b4–5 душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего органами.
II, 1, 412a10–12 Материя есть возможность, форма же ‒ энтелехия и именно в двояком смысле ‒ в таком, как знание, и в таком, как деятельность созерцания. 412а23–25 Энтелехия же имеет двоякий смысл: или такой, как знание, или такой, как деятельность созерцания; совершенно очевидно, что душа есть энтелехия в таком смысле, как знание.
II, 1, 412b10–13 душа есть сущность как форма (logos), a это — суть бытия такого-то тела, подобно тому как если бы естественным телом было какое-нибудь орудие, например топор. ________________________ ΙΙ, 3, 415а13 рассмотрение каждой отдельной способности души есть наиболее подобающее исследование самой души. _________________________ ΙΙ, 4, 415а14-15 Тому, кто хочет исследовать способности души, необходимо выяснить, 1) что такое каждая из них, 2) далее исследовать все связанное с ней и все другое сопутствующее ей. Если же нужно уразуметь, что такое каждая из них, например: что такое мыслительная способность, способность ощущения и растительная способность, то до этого необходимо еще уразуметь, что такое мыслить и ощущать
ΙΙ, 4, 415а23-25 нужно прежде всего поговорить о пище и воспроизведении.
415а26-29 самая естественная деятельность живых существ, поскольку они достигли зрелости, не изувечены и не возникают самопроизвольно — производить себе подобное φυσικώτατον γὰρ τῶν ἔργων τοῖς ζῶσιν, ὅσα τέλεια καὶ μὴ πηρώματα ἢ τὴν γένεσιν αὐτομάτην ἔχει, τὸ ποιῆσαι ἕτερον οἷον αὐτό, ΙΙΙ, 12, 434а 22 сл. всему, что живет и обладает душой, необходимо иметь растительную душу от рождения до смерти: Τὴν μὲν οὖν θρεπτικὴν ψυχὴν ἀνάγκη πᾶν ἔχειν ὅτι περ ἂν ζῇ καὶ ψυχὴν ἔχῃ, ἀπὸ γενέσεως καὶ μέχρι φθορᾶς· _________________________
ΙΙ, 12, 424а16-424b5
«Относительно любого чувства необходимо вообще сказать, что оно есть то, что способно воспринимать формы ощущаемого без его материи» _________________________
СЕМИНАР [3], 01.03.2024 Физика Аристотеля (темы лекции и семинара*)
1. Природа как предмет физики. Метод познания от первого для нас к первому по природе.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРА 1) Движущая причина как одна из четырех причин. Виды движений. Тексты
1. «Движения помимо вещей не существует: ведь все меняющееся меняется всегда или в отношении сущности, или количества, или качества, или места» (Phys. III, 1, 200b31–201a2).
2. Движение как «действительность (энтелехия) существующего в возможности, поскольку оно возможно» (Phys. III, 1, 201a10).
3. «[действительность] могущего качественно изменяться, поскольку оно способно к такому изменению, есть качественное изменение; [действительность] способного к росту и к противолежащему — убыли есть рост и убыль; [действительность] способного возникать и уничтожаться — возникновение и уничтожение, способного перемещаться — перемещение». (Phys. III, 1, 201a13–15).
4. «движущее физически [всегда] подвижно, ибо все подобное приводит в движение, будучи и само движимым. Некоторым кажется, что все [вообще] движущее движется, но, как обстоит в этом отношении дело, будет ясно из других [книг], ибо существует нечто движущее, что остается неподвижным; а действительность существующего в возможности, когда [оно] проявляет деятельность, но не само по себе, а поскольку способно к движению, и есть движение». (Phys. III, 1, 201a24–29).
1. «Возникло ли когда-нибудь движение, не будучи раньше, и исчезнет ли снова так, что ничто не будет двигаться? Или оно не возникло и не исчезнет, но всегда было и всегда будет, бессмертное и непрекращающееся, присущее всем существующим [вещам], как некая жизнь для всего образовавшегося естественно?» (Phys. VIII, 1, 250b10–15).
2. «Мы начнем с того, что нами было установлено раньше в [первых] книгах «Физики». Мы сказали там, что движение есть деятельность способного к движению, поскольку оно способно к движению» (Phys. VIII, 1, 251a9–11).
1. «поэтому душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. А таким телом может быть лишь тело, обладающее органами» (De an. II, 1, 412a25–26. _____________________________________________________________ СЕМИНАР [2], 21.02.2024
СЕМИНАР [1], 16.02.2024
Тексты
Издания 1) Аристотель. Метафизика. Книга первая / Пер. А.В. Кубицкого // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 65–71 (Ι, 1, 980а – 3, 983b5). PDF: https://www.philosophy.ru/library/sobranie-sochineniy-v-4-tomakh-tom-1/ , html: https://plato.spbu.ru/TEXTS/ARIST/book1.htm 2) Аристотель. Категории / Пер. А.В. Кубицкого // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 53–62 (1а1 – 4b19). PDF: https://www.philosophy.ru/library/sobranie-sochineniy-v-4-tomakh-tom-2/
ВОПРОСЫ для обсуждения на семинаре
Глава первая Постепенное восхождение от чувственного восприятия к познанию начал: память, опыт, искусство, наука. Превосходство искусства над опытом, теоретических наук — над практическими. Высшая наука — познание первых причин и начал, или мудрость. Глава вторая О мудром и мудрости. Удивление — источник появления науки о первых началах и причинах. Божественность мудрости. Глава третья, Четыре значения понятия "причина", I, 1, 983а24 – 983b5.
Учение Аристотеля о категориях: язык нашего начального знания глава 1. Синонимы и омонимы. Различение слов и вещей. глава 2. Словарь Аристотеля: "подлежащее", "находящееся в подлежащем", "сказываемое о подлежащем" глава 3. О понятии рода и вида. глава 4. Десять категорий. глава 5. Первая сущность и вторая сущность.
|
|||||
|