Институт Философии
Российской Академии Наук




  Учебные материалы
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы

Учебные материалы

 

ПРОГРАММА КУРСА

ПО ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

—  ВВЕДЕНИЕ  —

 

Α. Хронологические рамки курса и периодизация истории античной философии. Источники изучения.

B. История философии в античности: биография и доксография. Общая характе­ристика доксографической традиции. Герман Дильс и его издание греческих доксографов.

C. Обзор главнейших трудов по истории античной философии на русском языке. Общие рекомендации по использованию спра­вочно-библиографической литературы.


Карты

Ионийские города и Лидийское царствоКарта Древнего Востока. Греция и Держава Ахеменидов

 

Словари и энциклопедии


Античная философия: Энциклопедический словарь / Отв. ред. М.А. Солопова, председатель редколлегии: П.П. Гайденко. Москва, 2008. (электронный вариант см. в библиотеке Института философии: https://iphlib.ru/library/collection/greekdic/page/about)
Stanford Encyclopedia of Philosophy, https://plato.stanford.edu/
Goulet R. (ed.), Dictionnaire des philosophers antiques, vols. 1–5, Paris, 1989–2012.
Paulys’ Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung, beg. von G.Wissowa, hrsg. von W.Kroll. Bd. 1–83. Stuttgart, 1894–1980. (сокр. "Паули-Виссова")
   Отдельные статьи (pdf) из энциклопедии Паули-Виссова см. здесь.
Der Neue Pauly. Encyclopädie der Antike. Der classische Altertum und seine Rezeptionsgeschichte in 15 Bdn., hrsg. v. H.Cancik und H.Schneider, Stuttgart, 1996–2000.

 

Литература


Жмудь Л.Я. Переписывая доксографию: Герман Дильс и его критики // Историко-философский ежегодник. 2002. М.: 2003. С. 5–33.
Жмудь Л.Я. Доксография в ее связи с другими жанрами античной историографии философии // Историко-философский ежегодник. 2012. М., 2012. С. 5–39.
Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–VI вв. до н.э. Ленинград, 1985.
Diels H. Doxographi Graeci. Berlin, 1879 (repr. Berlin, 1965).

 

 —  РАННЯЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (VI-V вв. до н.э.)  —

Предварительные сведения

Общая характеристика периода. – Термин «досократики»: его происхождение и критика. — Появление новых форм письменности в VI в. и их значение для становления философской мысли в Древней Греции. — Значение слова «философия» и древний контекст его употребления.

 

1. "СЕМЕРО МУДРЕЦОВ". Древние ионийские мыслители: ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН, ГЕКАТЕЙ. Начало географических, этнографических, астрономических и математических исследований. Возникновение и эволюция понятия начала сущего у представителей т.н. Милетской школы: вода (Фалес), беспредельное (Анаксимандр), воздух (Анаксимен).

2.  ПИФАГОР. Личность и учение Пифагора: исторические сведения и легенды. Пифагорейский союз как философско-политическое объединение.

Мудрость-софия и философия пифагорейцев: новое понятие в сопоставлении с эпической традицией. Разработка метода аллегорического толкования. Космогония пифагорейцев. Учение о переселении душ. «Математики» и «акусматики»: оценка достоверности традиции.

Пифагорейская математика: теория четных и нечетных чисел, учение о пропорции, «священная тетрактида», открытие гармонических интервалов, построение правильных многогранников. Новые направления исследования у Алкмеона Кротонского и Гиппаса.

3. КСЕНОФАН. Сатирическая критика традиционной религии у Ксенофана, отрицание антропоморфизма, попытка сопоставления религиозных верований разных народов. Учение о едином божестве и его обоснование. Ксенофан как первый исторический свидетель о Пифагоре (Β7 DK). Ксенофан о развитии знаний о природе и мире (см. "Боги отнюдь не открыли смертным всего изначально, но постепенно, ища, лучшее изобретают" (B18 DK)).

4. ГЕРКАЛИТ. Жизнь Гераклита Эфесского, его происхождение, биографические свидетельства. Сочинение Гераклита, особенности философского языка. Учение о космосе как самобытном огне; циклы космической жизни; учение о Логосе как управителе, мере, законе и судьбе космоса. Гераклит о борьбе противоположных сил и их гармонии; о текучей природе чувственного мира и круговороте вещей в нем. Представления о душе как начале ощущения и мысли в человеке. Противопосталение ума и многознания в ходе критики Гераклитом пифагорейцев.

 

5. Элейская школа: ПАРМЕНИД, ЗЕНОН, МЕЛИСС.

Образ универсума в поэме Парменида «О природе». Путь истины и открытие понятия бытия; смысл тезиса «бытие есть, а небытия нет»; тезис о тождестве мысли и бытия; образ бытия как бесконечной световой сферы. Критика учений, допускающих изменчивость мира. Проблема соотношения мысли и языка у Парменида. Путь мнения согласно второй части поэмы.

Зенон Элейский. Апории Зенона как доказательства «от обратного» учения Парменида. Постановка проблем прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного, времени и места в апориях против движения: «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Летящая стрела», «Стадий». Апории понятия множества, в т.ч. «О просяном зернышке» и «О месте места».

Мелисс Самосский. Трактат «О природе, или О бытии». Аргументация в пользу беспредельности бытия.

6. ЭМПЕДОКЛ. Жизнь и сочинения Эмпедокла; "Страсбургский фрагмент". Космический цикл у Эмпедокла и принцип сохранения бытия: учение о возникновении и уничтожении вещей как о соединении и разделении элементов под действием сил  Дружбы и Вражды; представления и генезисе живых существ. Тезис «подобное познается подобным» как основа гносеологии Эмпедокла.

Мистицизм Эмпедокла: проповедь переселения душ и собственного вознесения на небеса в поэме «Очищения», занятия целительством и магией.

7. АНАКСАГОР. Жизнь и сочинения Анаксагора из Клазомен. Традиционные и новаторские элементы в его учении о природе и элементах. Основные положения философии Анаксагора: учение о космосе, первичной смеси вещей (тезис «все во всем»); «несмешанный Ум» как внешняя причина космогенеза. Теория происхождения живых существ из первичной тины. Изгнание Анаксагора из Афин по обвинению в нечестии за учение о Солнце как раскаленном камне.

8. ДЕМОКРИТ (68DK). Жизнь и сочинения Демокрита. Демокрит и Левкипп. Атомизм в свете проблем предшествующей философской традиции: представления о сохранении бытия («из ничего ничего не бывает»), пустота как небытие, объяснение движения через понятие пустоты, учения об элементарной структуре вещества, гносеологический принцип «подобное познается подобным». Атомизм и алфавитный принцип (дискуссии современных ученых). Учение об атомах и пустоте как началах сущих вещей; свойства атомов, различия между атомами и характер их взаимодействия. Космогония согласно Демокриту. Постулат о вечном движении атомов; учение о причинности. Уче­ние о познании: теория истечения «образов» от вещей и механизм чувственного познания; качества (вкус, цвет, запах) как субъективные характеристики вещей. Объяснение неодинаковости чувственного опыта у разных людей.

Демокрит о развитии человеческой культуры, возникновении языка, искусств и ремесел. Этические воззрения: представление о человеке как микрокосмосе. Эвтюмия («доброе здравие духа») как идеал счастливой жизни; совет Демокрита придерживаться середины, трудиться в меру сил и радоваться жизни.


Литература


Тексты и переводы

Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От теокосмогоний до возникновения атомистики. Ч. I. до возникновения атомистики / Изд. подготовил А.В.Лебедев. Москва: Наука, 1989.
Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, свидетельствах древности и в свете новейших исследований / Пер. А.О.Маковельского. Ч. I–III. Казань, 1914–1919.
Эллинские поэты VIII—III вв. до н.э. М., Ладомир, 1999.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. 2-е изд. Москва: Мысль, 1986.
Порфирий. Жизнь Пифагора // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Приложение. С.
Древнегреческие атомисты / Пер. А.О.Маковельского. Баку, 1949.
Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Ленинград, 1970.

Diels H. Die Fragmente der Vorsokratiker (griechisch und deutsch). Hrg. von W.Kranz. Bd. I–III. B., 1951–19526. repr. 198512. – по-гречески.
Kirk G.S., Raven J.E., Schofield M. The Presocratic Philosophers. A Critical History with a Selection of Texts. 3 ed. Cambr., 1983. – английский перевод.
Vogel C.J. de. Greek Philosophy. A Collection of Texts, with Notes and Explanations. Vol.I. Thales to Plato. 2-nd ed. Leiden, 1963.


Учебные пособия и исследования философии 6-5 вв.

Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
Гатри У.К.Ч. История греческой философии: В 6 т. Т. 1: Ранние досократики и пифагорейцы / Редактор тома и автор вступительной статьи Л.Я. Жмудь. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2015. – 863 с.
Гатри У.К.Ч. История греческой философии: В 6 т. Т. 2: Досократовская традиция от Парменида до Демокрита / Редактор тома И.Н. Мочалова. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2017. – 845 с.
Канто-Спербер М. (ред.). Греческая философия: В 2 т. / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. Т. 1. М., 2006. (Ч. 1. Досократики. С. 3–96).
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

  • The Oxford Handbook of Presocratic Philosophy / Edited by P. Curd and D.H. Graham, New York: Oxford University Press, 2009.
  • The Cambridge Companion to Early Greek philosophy / Edited by A. A. Long. Cambridge, 2006.
 

Интернет-ресурсы

Patricia Curd. Presocratic Philosophy, URL = https://plato.stanford.edu/entries/presocratics/ (First published Sat Mar 10, 2007; substantive revision Mon Jun 22, 2020)
Jaap Mansfeld. Doxography of Ancient Philosophy, URL = https://plato.stanford.edu/entries/doxography-ancient/ (First published Thu Mar 18, 2004; substantive revision Wed Dec 7, 2016)
James Lesher. Xenophanes, URL = https://plato.stanford.edu/entries/xenophanes/ (First published Mon Oct 21, 2002; substantive revision Mon Jun 3, 2019)
Carl Huffman. Pythagoras, URL = https://plato.stanford.edu/entries/pythagoras/ (First published Wed Feb 23, 2005; substantive revision Wed May 28, 2014)
Daniel W. Graham. Heraclitus, URL = https://plato.stanford.edu/entries/heraclitus/ (First published Thu Feb 8, 2007; substantive revision Tue Jun 23, 2015)
John Palmer. Parmenides, URL = https://plato.stanford.edu/entries/parmenides/ (First published Fri Feb 8, 2008; substantive revision Tue Aug 2, 2016)
John Palmer. Zeno of Elea, URL = https://plato.stanford.edu/entries/zeno-elea/ (First published Wed Jan 9, 2008; substantive revision Thu Jan 5, 2017)
Nick Huggett. Zeno's Paradoxes, URL = https://plato.stanford.edu/entries/paradox-zeno/ (First published Tue Apr 30, 2002; substantive revision Mon Jun 11, 2018)Richard Parry. Empedocles, URL = https://plato.stanford.edu/entries/empedocles/ (First published Fri Mar 4, 2005; substantive revision Tue Sep 11, 2012)
Patricia Curd. Anaxagoras, URL = https://plato.stanford.edu/entries/anaxagoras/ (First published Wed Aug 22, 2007; substantive revision Thu Oct 1, 2015)
Sylvia Berryman. Democritus, URL = https://plato.stanford.edu/entries/democritus/ (First published Sun Aug 15, 2004; substantive revision Fri Dec 2, 2016)

 

как цитировать статьи из Стэнфордской энциклопедии указано здесь:

пример: Huggett, Nick, "Zeno’s Paradoxes", The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2019 Edition), Edward N. Zalta (ed.), URL = <https://plato.stanford.edu/archives/win2019/entries/paradox-zeno/>


Жмудь Л.Я. Алкмеон // Античная философия: энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 99-101.

Жмудь Л.Я. Пифагор // Античная философия: энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 553-559.

Жмудь Л.Я. Гиппас // Античная философия: энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 272-273.


Что почитать


Исследования. Книги

  • Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982.
  • Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.
  • Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.
  • Жмудь Л.Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. М.: Фонд содействия образованию и науке, 2012.
  • Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского: Попытка реконструкции системы аргумен­тов. Л., 1988.
  • Лебедев А.В. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова. Санкт-Петербург: Наука, 2014. – 534 с.
  • Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. 2-е изд., испр. и доп. М., 1994.
  • Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972.
  • Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности (ранняя греческая наука о природе). М., 1979.
  • Семушкин А.В. Эмпедокл. 2-е изд. М., 1994.
  • Kahn C.H. Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. New York: Columbia University Press, 1960.

Статьи

  • Лебедев А.В. AΡΧΗ и TO ΠΕΡΙΕΧΟΝ у досократиков // Античная балканистика- 3. М., 1978.
  • Лебедев А.В. TO ΑΠΕΙΡΟΝ: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель // Вестник древней истории, 1978, №1. С. 39–54. №2. С. 43–58.
  • Лебедев А.В. Об изначальной формулировке традиционного тезиса Фалеса ΤΗΝ ΑΡΧΗΝ ΥΔΟΡ ΕΙΝΑΙ // Balcanica. Лингвистические исследования. М.: Наука, 1979. С. 167–175.
  • Лебедев А.В. Фалес и Ксенофан //Античная философия в интерпретациях буржуазных философов. М., 1981. С. 1–16.
  • Лебедев А.В. Геометрический стиль и космология Анаксимандра // Культура и искусство античного мира. М., 1980. С. 100–124.
  • Лебедев А.В. Избавляясь от "досократиков" // Философия в диалоге культур: Материалы Всемирного дня философии. М., 2010. С. 177–184.
  • Райхерт К.В. Анализ критики А.В. Лебедева термина "досократики" Дильса-Кранца // ΣΧΟΛΗ (Schole). Vol. 6, 2. 2012. С. 434–449.
  • Рожанский И.Д. Место Анаксимена в становлении греческого научного мышления // Balcanica. Лингвистические исследования. М.: Наука, 1979. С. 177–189.
  • Тахо-Годи А.А. Ионийское и аттическое понимание термина «история» и родственных с ним // Вопр. классической филологии II. М., 1969. С. 107–157.

Еще

 

Некоторые справочно-библиографические издания


L’Année philologique. Bibliographie critique et analytique de l’antiquité gréco-latine (fondée par J.Marouzeau). T.LXI (1990)–LXXXIX (2015), Paris, 1992–2015.
Bell A.A. Resources in Ancient Philosophy: An Annotated Bibliography of Scholarship in English, 1965–1989, Metuchen—N.J., 1991.


Ресурсы Internet


http://callimac.vjf.cnrs.fr (разнообразная информация по классической античности, в т.ч. последние выпуски справочника Марузо);
http://www.gnomon.ku-eichstaett.de/Gnomon (библиографии работ по античной культуре и философии);
http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr (Bryn Mawr Classical Review — обзоры новейшей литературы по античности).
http://www.perseus.tufts.edu (Perseus Digital Library: классические тексты в оригинале и переводе на англ.).


Что послушать


Видеолекции

общий курс истории античной философии

  • Бугай Дмитрий Владимирович (МГУ им. М.В. Ломоносова, философский факультет), philosophy.ru/online-kursy/bugai/ (2019 г.)

Лекция 1. Введение. Обзор литературы. Периодизация философских школ

Лекция 2. Введение. (продолжение)

Лекция 3. Источники. Доксография

Лекция 4. Предфилософия (Гомер, Гесиод), Фалес, Анаксимандр

Лекция 5. Анаксимен. Пифагор и пифагореизм

Лекция 6. Гераклит

Лекция 7. Ксенофан Колофонский. Парменид

Лекция 8. Парменид (продолжение). Зенон. Мелисс

  • Баумейстер Андрей Олегович (Киевский национальный университет)

Античная философия. Лекция 5. Гераклит

Античная философия. Лекция 6. Ксенофан. Парменид


Курс по философии Гераклита

  • Лебедев Андрей Валентинович (Институт философии РАН, г. Москва)

1. «Философия Гераклита». Встреча 1 (13.01.2020) -  в рамках проекта "Лаборатория ненужных вещей". 

Основные темы: 0:10 – великая ионийская цивилизация и эхо ее великой катастрофы в интеллектуальной культуре греков. 16:20 – источники по ранней греческой философии: доксография и фрагменты. Важнейшие источники для Гераклита от античности до христианской апологетики. 1:04:30 – альтернативы доксографической системе Дильса: Лурье, Боллак, Байуотер, Лебедев. Издания Гераклита в XX в., фундаментальные причины успехов и неудач. 1:30:20 – слова и парадигмы: с чем и как должен работать историк античной философии – на материале интерпретации Парменида, Платона и гераклитовских писем, (ошибочно?) приписываемых киникам. 02:33:14 – обсуждение

2. «Философия Гераклита». Встреча 2 (08.10.2020) - 2ч46мин

Основные темы: Обзор биографической и доксографической традиции о Гераклите. Проблема хронологии и датировки. Современные исследователи Гераклита и школы гераклитоведения. Космология, историософия и философская теология Гераклита в заочной полемике с Гомером, Гесиодом и традиционной религией. Гераклит в общественно-политической жизни Эфеса, особенности и назначение двусмысленного синтаксиса – «темного» языка Гераклита. 

3. «Философия Гераклита». Встреча 3 (15.10.2020) - 2ч49мин

Основные темы: Трактаты Псевдо-Гиппократа «О диете», Псевдо-Аристотеля «О мире» (De mundo) и другие источники реконструкции сочинения Гераклита. Чем мог заинтересовать Гераклит медика – о принципах «искусство подражает природе» (параллелизм макро- и микрокосма) и «жить согласно природе». «Космическая медицина», тело бога и гераклитовская интерпретация философии элементов (στοιχεῖα): огонь, вода, земля, вихрь в установленном мировым разумом годовом цикле («космический стадион»). Космос Гераклита и космос милетцев – принципиальные различия (почему Гераклит – не физик?). Как книга Гераклита связана с Ионийским восстанием: Гераклит против гомеровского пацифизма. Агональная модель космоса и триадическая структура действующих в нем сил. Предполагаемое название и тематическая структура книги Гераклита.

4. «Философия Гераклита». Встреча 4 (  ) - 2ч23мин

Основные темы: Что такое доксография, какой она бывает и как она соотносится с объективной историей философии. Эллинистическая традиция комментирования Гераклита. Происхождение стереотипа о Гераклите-физике и альфа «Метафизики» Аристотеля. Псевдо-гераклитовские письма – аргументы в пользу аутентичности и ценности как источника. Анекдоты о сочинении Гераклита как доказательство его популярности в классических Афинах. Гераклит у софистов, Демокрита, Платона, Аристотеля и стоиков.

 

 

—  СОКРАТ И СОФИСТЫ (середина V в. до н.э.)  —

 

9. СОФИСТЫ. История софистики в связи с политической историей Греции V в. до н.э. Поворот от натурфилософии к антропологии. Софисты как политические деятели и наставники в добродетели и красноречии; отсутствие единой софистической школы. ПРОТАГОР как родоначальник софистики, его воспитательная программа, тезис о человеке как «мере всех вещей» и отказ от безусловного признания бытия богов. Осуждение Протагора афинянами за безбожие. ГОРГИЙ и проблема соотношения бытия, мышления и речи в трактате «О природе, или О не-сущем»; историко-философские основания релятивизма софистов в трактовке человека и познания.

Разработка техники ораторского искусства и начала языкознания у Протагора, Горгия, ГИППИЯ и ПРОДИКА; изучение роли связки «есть» в языке и проблем предикации у Ликофрона; искусство вести спор и разработка софистами метода двойных речей.

Социально-политические воззрения: софисты о равенстве всех людей, произвольности законодательства, власти как праве сильнейшего.


10. СОКРАТ.

10.1. Жизнь и философия Сократа в свете "проблемы Сократа". Платон и Ксенофонт как ученики Сократа и авторы сократических диалогов.

10.2. Личность Сократа: его происхождение, семья, облик и образ жизни. Сократ и Еврипид. Сократ и Алкивиад. Сократ и Критий.

10.3. Сократ и софисты: сходство и различие их философских учений и педагогических методов.

10.4. Учение Сократа. Особенности диалога и диалектики Сократа. Утверждение о «незнании», его значение для «майевтического» метода. Разработка общих определений в ходе бесед. Отождествление знания нравственного и логического, трактовка добродетели как знания. «Божественный голос» (демоний) Сократа и понимание философии как служения богу. Представления Сократа о душе как сути человека, его интерпретация дельфийского изречения «Познай самого себя».

10.5. Суд на Сократом (согласно "Апологии" Платона и другим источникам).


11. Сократические школы. Общая характеристика сократических школ.

Мегарская школа: ЕВКЛИД о статусе единого идеального бытия, о тождестве мысли и бытия и тождестве бытия возможного и действительного; аргументы Диодора Крона о несуществовании возможности; мегарские парадоксы как доказательства от противного («Лжец», «Рогатый», «Покрытый» и проч.).

Киренская школа: АРИСТИПП о превосходстве чувств над мыслью, практическая ориентация философии; гедонизм этики киренаиков.

Киническая школа: АНТИСФЕН о презрении к учености, знание как знание единичных вещей, насмешки над теорией идей Платона; понимание блага как добродетели и учение об отсутствии потребностей у мудреца; отрицание семьи и брака; нищенство как стиль жизни у ДИОГЕНА СИНОПСКОГО.

Элидо-Эритрейская школа: ФЕДОН ИЗ ЭЛИДЫ.


Тексты


Софисты / Под ред. А.О.Маковельского. Баку, Ч.I, 1940; Ч.II, 1941.
Горгий. О природе, или О не-сущем // Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. / Общ. ред. А.Ф. Лосева. М., 1975-1976. Том 1. С. 73–77.
Горгий. Похвальное слово Елене / Пер. С.П.Кондратьева // Греческая литература в избранных переводах. Сост. В.О.Нилендер. М., 1939.
Платон. Апология Сократа // Платон. Сочинения: В 4 т. Т. 1. С. 70–97.
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе // Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб., 1993. С. 39–189. Книга первая. Книга вторая. Книга третья. Книга четвертая.
Socratis et Socraticorum Reliquiae, collegit, disposuit, apparatibus notisque instruxit G.Giannantoni, t. 1-4, 2 ed., Napoli, 1990.


Учебные пособия и словари

Гатри У.К.Ч. История греческой философии: В 6 т. Т. 3: Софисты. Сократ / Редактор тома И.Н. Мочалова, В.В. Прокопенко Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2021. – 823 с.
Канто-Спербер М. (ред.). Греческая философия: В 2 т. / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. Т. 1. М., 2006. (Ч. 1. Досократики. Софисты. С. 97–134. Ч. 2. Сократ и его влияние. С. 135-203).
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб., 1994. (Часть 3. Открытие человека)
Верлинский А.Л. Софисты // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 681–694.


Интернет-ресурсы

Nails D. Socrates // Stanford Encyclopedia of Philosophy, https://plato.stanford.edu/entries/socrates/ (First published Fri Sep 16, 2005; substantive revision Tue Feb 6, 2018)
Ambury J.M. Socrates (469–399 B.C.E.) // Internet Encyclopedia of Philosophy, https://iep.utm.edu/socrates/#H5


Исследования

Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982, (гл.5. От космоса к человеку. Софисты, Сократ, сократики)
Васильева Т.В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида // Культура и искусство античного мира. М., 1980. С. 281–295.
Гиляров А.Н. Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции.  М., 1888.
Гиляров А.Н. Источники о софистах, Платон как исторический свидетель. Опыт историко-философской критики. Киев, 1891.
Гаврилов А.К. Ученая община сократиков в «Облаках» Аристофана // Некоторые проблемы истории античной науки. Л., 1990. С. 62–76.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. (Часть I, гл. 2. Сократ)
Кессиди Ф.Х. Сократ. 2-е изд. М., 1988.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ, Платон. М., 1994 (репр. с изд. 1963).
Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981.
Подосинов А.В. К проблеме сократовского диалога // Античная культура и современная наука. М., 1985. С. 21–26.

Ahbel-Rappe S., Rachana Kamtekar (eds.) A Companion to Socrates. Oxford: Blackwell, 2006.
Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Cambridge, vol.3, 1969.
Kerferd G.B. The Sophistic Movement. Cambridge, 1981.
Morrison D.R. (ed.) The Cambridge Companion to Socrates. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.
Bussanich J., Smith N.D. (eds.). The Bloomsbury Companion to Socrates. London: Bloomsbury Publishing, 2013.
Vander Waerdt P.A. (ed.), The Socratic Movement. Ithaca, 1994.

 

Что послушать (дополнительно)

из курса лекций "Театр Древней Греции", проект Arzamas

Н.П. Гринцер. Как устроена греческая трагедия.

Н.П. Гринцер. Как устроена греческая комедия.

Н.П. Гринцер. Что смешного в "Лягушках" Аристофана.

 

 — ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ: КЛАССИКА АНТИЧНОЙ МЫСЛИ

12. ПЛАТОН


Основные этапы жизни и творчества. Платон и Сократ. Основание Академии. История трех сицилийских поездок. Становление платоновского диалога как литературного и философского жанра. Проблема писаного и неписаного вариантов учения. Периодизация творчества, хронология платоновских сочинений и вопрос об их аутентичности.

Философия Платона и предшествующая философская традиция: Платон и пифагорейцы, Платон и Парменид, Платон и Гераклит, Платон и софисты (историко-философский анализ). Платон о цели и задачах философии, об отличии истинного философа от софиста.

Учение о бытии, познании и идеях (Государство, Теэтет, Парменид, Софист, Тимей, Филеб, Седьмое письмо).

А. Двоякое представление мироздания: бытие и становление, их характеристика и соотношение. Учение Платона об идеях: соотношение вещей и идей; структура идеального бытия (Парменид, Софист). Идея Блага; ее место в иерархии идей; особенности языка учения о Благе, толкование основных метафор (Государство).

В. Познание чувственное и интеллектуальное, проблема соотношения мнения и знания (Государство, Теэтет); характеристика четырех ступеней познания в связи с пониманием структуры души. Миф о пещере и его истолкование. Существо диалектического метода согласно Платону. Истинное знание как созерцание-теория (Государство). Тема любовного влечения-эроса в платоновской философии.

С. Трактовка познания как припоминания (анамнесис) и ее значение для платоновской гносеологии в целом (Менон, Федон). Понимание души как истинного существа человека; характеристика связи души с телом; доказательства бессмертия души (Федон, Федр). Трехчастное строение души и характеристика каждой части (Государство, Федр, Тимей).

Космология и теология Платона (Тимей).

Значение мифа у Платона. Демиург как творец мира, обоснование вечности космоса, сотворение души космоса. «Всевосприемлющий вид»-хора; структура вещества и законы математической симметрии, взаимопереходы между простыми телами и их обоснование. Сотворение душ и учение о посмертном воздаянии и суде над душами, теория метемпсихоза.

Этико-политическое учение Платона (Государство, Законы).

Понятие блага; добродетель как арете человека и ее виды. Происхождение общества и государства согласно Платону, учение о государстве в контексте онтологии и психологии. Теория правильного государственного устройства: учение о трех сословиях; критерии отбора детей для каждого сословия и особенности их воспитания; обязанности каждого сословия; теоретическое обоснование программы философского образования у Платона; решение вопроса о счастье и социальной справедливости. Роль религии в идеальном государстве и критика атеизма у Платона.

 

Тексты

Платон. Собрание сочинений: В 4 т. / Общ. ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи. М., 1990–1994.
Платон. Федр / Пер. А.Н.Егунова, ред. греч. и русск. текста, вступительная статья и комм. Ю.А.Шичалина. М., 1994.

 

Учебные пособия и учебные тексты

Асмус В.Ф. Платон. М., 1969.
Канто-Спербер М. (ред.). Греческая философия: В 2 т. / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. Т. 1. М., 2006. (Ч. 3. Платон. С. 204-331; Ч. 4. Аристотель. С. 332–499).
Лосев А.Ф., Тахо-Годи, А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
Никулин Д.В. Основные понятия и проблемы античной философии // История философии. Запад-Россия-Восток. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. I. Философия древности и средневековья. М., 1995, с.195-242.
Чанышев А.Н.  Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Vogel C.J. de. Greek Philosophy. A Collection of Texts with notes and Explanations. Vol. II. Aristotle, the Early Peripatetic School and the Early Academy. 2nd ed. Leiden. 1960.

Платон. Федон:
Платон. Теэтет:
Платон. Государство
Платон. Тимей:


Исследования

Аверинцев С.С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда // Новое в современной классической филологии. М., 1979. С. 41–81.
Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). М., 1988. (Часть 3. Фюсис. с. 111-183.)
Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона М., 2008.
Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.
Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии, 1993, 9. С. 110–125.
Гайденко П.П. Обоснование научного знания в философии Платона // Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Отв. ред. Ф.Х.Кессиди. М., 1979. С. 98–173.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. Часть первая.
Доброхотов А.Л. ‘“Беспредпосылочное начало” в философии Платона и Канта // Историко-философский ежегодник’87. С. 61–75.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969. Высокая классика. М., 1974.
Месяц С.В. Учение Платона об идеях-числах // Космос и душа (Исследования и переводы) / Под ред. А.В. Серегина. М., 2010. С. 29–82.
Миллер Т.А. Об изучении художественной формы платоновских диалогов // Новое в современной классической филологии. М., 1979.
Панченко Д.В. Мифологическое в рассказе Платона об Атлантиде // Жизнь мифа в античности. М., 1988. С. 167.
Слезак Т. Читая Платона / Пер. с нем. М.Е. Буланенко. СПб., 2009.
Хайдеггер М. Учение Платона об истине (пер. Т.В.Васильевой) // Историко-философский ежегодник’86. С. 255–275.
Шичалин Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2001.

Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Vol. 4, 1975; vol. 5, 1978.

Отдельные диалоги:

"Теэтет"

Cornford F.M. Plato’s Theory of Knowledge. The Theaetetus and the Sophist of Plato. London, 1935
Polansky R. Philosophy and Knowledge: A Commentary on Plato’s Theaetetus. Lewisburg, 1992.
Sedley D.N. The Midwife of Platonism: Text and Subtext in Plato’s Theaetetus. Oxford, 2004.
Васильева Т.В. Беседа о логосе в платоновском Теэтете (201с-210d) // Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Отв. ред. Ф.Х.Кессиди.  М., 1979. C. 278–300.

"Государство"

Бугай Д.В. Единство платоновского «Государства». Москва: Изд. Воробьев, 2016. – 452 с.
White N.P. A Companion to Plato’s Republic. Indianapolis: Hackett, 1979.
Annas J. An Introduction to Plato’s Republic. Oxford: Oxford University Press, 1981.
Ferrari, G.R.F. (ed.), Griffith, T. (trans.). Plato. The Republic. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. (This translation includes an introduction).

"Тимей"

Бородай Т.Ю.  Демиург у Платона
Григорьева Н.И. Парадоксы платоновского «Тимея»: диалог и гимн // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. С. 47-96.
Шичалин Ю.А. «Третий вид» у Платона и материя-зеркало у Плотина // Вестник древней истории, 1978, 1. С. 148-161.
Рожанский Н.Д. Платон и современная физика, в сб.: Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Отв. ред. Ф.Х.Кессиди. М., 1979, С. 144–171.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. См. анализ отдельных диалогов: Теэтет (с.382-397), Федон (с. 417-442), Федр (с.456-469), Софист (с.490-514), Парменид (с. 514-552), Филеб (с. 552-570).

 

Видеолекции

общий курс истории античной философии

philosophy.ru/online-kursy/bugai/ (Бугай Д.В., МГУ им. М.В. Ломоносова, философский факультет. 2019 г.)

Лекция 9. Платон. Введение. Эпистемология

Лекция 10. Платон. Продолжение

Лекция 11. Платон. Федр. Пир

Лекция 12. Политическая философия Платона

 


13. АРИСТОТЕЛЬ


Жизнь и сочинения. Семья. Детство в Македонии. Учеба и преподавание Аристотеля в Академии Платона (367-347). Аристотель при дворе Филиппа Македонского как воспитатель Александра (343-340).

Основание Лицея в Афинах (334), особенности учебного процесса в школе Аристотеля.

Corpus Aristotelicum. Формирование корпуса сочинений. Их судьба после его смерти философа. Издание Андроника Родосского.

Ранний Аристотель. Диалоги.

Принцип деления наук на теоретические и практические. Генезис философского знания согласно Аристотелю: опыт, искусство и наука; место философии среди прочих наук.

Логика и риторика. Органон Аристотеля как учение о методе познания и рассуждения. Силлогистика Аристотеля. Исследования Аристотеля в области риторики, его отношение к софистам. Учение о категориях.

Физика. 1. Природа как начало движения и изменения в отличие от искусства и случая. 2. Четыре значения понятия причина. 3. Учение о началах: пары первичных проти­во­полож­ностей и четыре первоэлемента, взаимопревращения элементов; движение элементов к «собственному месту». 4. Учение о движении: определение движения, виды движения, понятия места и времени; анализ понятия «бесконечного»: бесконечность потенциальная и актуальная, аристотелевское решение апорий Зенона; концепция перводвигателя. 5. Космологические представления Аристотеля.

Психология. Историко-философский обзор древних учений о душе и определение ее специфических свойств. Аристотелевское определение души как энтелехии тела. Структура трех душевных способностей (питающейся (растительной), ощущающей и размышляющей) и трехчастное представление души у Платона (сопоставление двух схем), характеристика каждой способности. Понятие «общего чувства». Различение ума деятельного и страдательного.

Первая философия. Мудрость как наука о первых причинах и началах; сущность как «первое среди сущего» согласно Аристотелю: в соответствии с таблицей категорий и согласно делению на сущее «само по себе» и «привходящее». Учение Аристотеля о сущности в VI-VIII кн. Метафизики: логика исследования, выдвижение и критика трех гипотез (материя как сущность, чтойность как сущность и вещь как сущность) и основные итоги исследования. Трактовка бытия как актуального и потенциального: основные положения доктрины (IX кн.). Ноология и теология Аристотеля (XII кн.).

Критика платоновской теории идей в XIII-XIV кн. Метафизики.

Этика. Предмет и задачи этики. Иерархия трех видов благ. Учение о добродетели-арете в связи с представлением о структуре души: добродетели нравственные и интеллектуальные; учение о середине применительно к нравственным добродетелям; понятие «правильного суждения»; различение разума практического и теоретического в связи с различением истины и и добра. Эвдемонистический характер этики Аристотеля.

Политика. Основные положения учения о государстве: понятие государства в связи с пониманием природы человека, назначение государства; формы политического устройства; обязанности гражданина; учение о семье, три вида отношений в семье. Теория происхождения государства у Аристотеля. Проблемы частной собственности в социальном учении Аристотеля; отношение к рабству.


Тексты


Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1976—1981: 

  Т. 1. Метафизика. О душе / Ред. и автор вступит. статьи В.Ф.Асмус (1976)
  Т. 2. Категории. Об истолковании. Аналитики. Топика. О софистических опровержениях / Ред. и автор вступит. статьи З.Н.Микеладзе (1978)
  Т. 3. Физика. О Небе. О возникновении и уничтожении. метеорологика / Ред., автор вступит. статьи и прим. И.Д.Рожанский (1981)
  Т. 4. Никомахова этика. Большая этика. Политика. Поэтика / Ред., и авторы вступ. статей А.И.Доватур и Ф.Х.Кессиди (1984)

Аристотель. Метафизика / Пер. и прим. А.В.Кубицкого. М.-Л., 1934.
Аристотель. О частях животных / Пер. В.П.Карпова. М., 1937.
Аристотель. О возникновении животных / Пер. В.П.Карпова. М.-Л., 1940.
Аристотель. О памяти и припоминании / Пер. С.В. Месяц // Космос и душа / Ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров. М., 2005. С. 407–419.

Интернет

Категории - https://www.plato.spbu.ru/TEXTS/ARIST/kategorii.htm

Первая Аналитика - Книга первая. Книга вторая

Вторая Аналитика - Книга первая. Книга вторая

Физика - https://www.plato.spbu.ru/TEXTS/ARIST/physic.htm


Учебные пособия

Канто-Спербер М. Аристотель // Канто-Спербер М. (ред.). Греческая философия: В 2 т. / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. Т. 1. М.: ГЛК, 2006. С. 332–499. (текст см. на сайте "Симпосий": http://www.simposium.ru/ru/node/11961)
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
Чанышев А.Н.  Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Natali, Carlo. Aristotle: His Life and School. Princeton: Princeton University Press, 2013. ‒ 240 pages.

Vogel C.J. de. Greek Philosophy. A Collection of Texts with notes and Explanations. Vol. II. Aristotle, the Early Peripatetic School and the Early Academy. 2nd ed. Leiden. 1960.



14. Древняя Академия. Сакрализация образа Платона и догматизация платоновского наследия в духе пифагореизма его преемниками. Спевсипп: число как результат взаимодействия единого-нечета и многого-чета, отождествление идей и чисел, умопостигаемой парадигмы — и пифагорейской декады. Ксенократ: трехчастное деление философии; разработка платонической догматики: вышебытийное начало как монада, ум и Зевс, двоица как противостоящий ей принцип; иерархия умопостигаемого, представляемого и чувственного уровней бытия, числовая интерпретация идей и души; учение о бессмертии души и цели ее земной жизни.

15. Перипатетическая школа. Теофраст как продолжатель и критик Аристотеля. Сочинение Теофраста Характеры. Историко-философские занятия в перипатетической школе. Основные направления конкретно-научных исследований, описание и классификация как ведущий метод исследований в школе. Ученики Аристотеля: Евдем Родосский и Аристоксен.

 

 

Учебные пособия

Канто-Спербер М. (ред.). Греческая философия: В 2 т. / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. Т. 1. М., 2006. (Ч. 4. Аристотель. С. 332–499).
Лосев А.Ф., Тахо-Годи, А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
Чанышев А.Н.  Курс лекций по древней философии. М., 1981.
Vogel C.J. de. Greek Philosophy. A Collection of Texts with notes and Explanations. Vol. II. Aristotle, the Early Peripatetic School and the Early Academy. 2nd ed. Leiden. 1960.

 

Исследования

Аверинцев С.С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда // Новое в современной классической филологии. М., 1979, с. 41-81.
Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). М., 1988. (Часть 3. Фюсис. с. 111–183.)
Визгин В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М.: Наука, 1982 (переизд.: М.; СПб., 2016).
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. Часть первая.
Гайденко П.П. Понятие времени в античной философии (Аристотель, Плотин, Августин) // Культура и искусство античного мира. М., 1980, с. 308–332.
Доватур А.И. Платон об Аристотеле. — Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966. C. 137-145.
Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
Лосев А.Ф. Учение Аристотеля о чтойности и его место в истории платонизма // Античный космос и современная наука. (Примечания и дополнения к приложению. Прим.214) // Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. C. 535–594.
Лосев А.Ф. Критика платонизма у Аристотеля (часть 1) // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994. C. 533–632.
Луканин Р.К. Ранний древнегреческий перипатетизм в сб.: Эллинистическая философия: современные проблемы и дискуссии (сборник научных статей). М., 1986. C. 5–32.
Мочалова И.Н. Философия Ранней Академии. СПб., 2007.Орлов Е.В. Философский язык Аристотеля. Новосибирск, 2011.
Хайдеггер М. О существе и понятии φυσις: Аристотель. Физика β-1 (пер. Т.В. Васильевой). М., 1995.
Шичалин Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2001.

AckrillJ.L. Aristotle. The Philosopher. Oxford, 1981.
Barnes J, Schofield, M, Sorabji, R. (eds) Articles on Aristotle. Vol.1. Science. Vol.2. Ethics and Politics. Vol.3. Metaphysics. Vol.4. Psychology and Aesthetics. L., 1975–1979.
Duering I. Aristoteles. Darstellung und Interpretation seines Denkens. Heidelberg, 1966.
Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Vol. 6, 1981.
Grundriss der Geschichte der Philosophie. Begrьndet von Fr.Ueberweg. Die Philosophie des Altertums. Hrsg. von K.Prechter. Leipzig, 192612.
Voellig neubearbeitete Ausgabe. Die Philosophie der Antike. Bd.3: Aeltere Akademie-Aristoteles-Peripatos. Hrsg. von H.Flashar. Basel-Stuttgart, 1983.


—  ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ПЕРИОДА ЭЛЛИНИЗМА (III - I вв. до н.э.)  —

 

16. Стоицизм. Своеобразие учения Стои по сравнению с другими философскими школами античности. Сохранность стоических текстов; оценка доксографической традиции: важнейшие имена и сочинения.

1. Ранняя Стоя: Зенон, Клеанф, Хрисипп. Определение философии и три ее части. Логическая часть учения и ее состав. Учение о критерии в рамках теории познания. Физика: соматизм как универсальный принцип стоической системы, постулат о единстве космоса; учение о четырех категориях; учение о началах. Анализ содержания основных понятий: пневма, натяжение-тонос, «семенные логосы», неживая и живая природа и душа как уровни организации пневмы; космогенез и космические периоды; учение о причинности; понятие «мировой симпатии»; учение о судьбе и провидении, фатализм стоиков. Учение о строении души и судьбе ее после смерти; отношение к астрологии и гадательной практике. Этика: понятие долга в этике стоиков; учение о благе и добродетели; смысл тезиса «жить по природе»; идеал стоического мудреца. Учение о государстве и обществе: понятие «первичной склонности»; стоический космополитизм.

2. Средняя Стоя: Панеций и Посидоний. Реформирование стоической философии за счет платонической у Панеция, новации в космологии, психологии и этике.  Дальнейшая модификация стоицизма у Посидония. Энциклопедизм философских интересов Посидония, особенности его применения платонизма к учению о космосе и душе; учение о мировой симпатии как теоретическое обоснование мантики и астрологии; учение о сохранении души после смерти и демонология у Посидония.

17. Скептицизм. Скептицизм Новой Академии (Аркесилай и Карнеад) и скептицизм Пиррона из Элиды. Историко-философские основания скептицизма. Смысл противопоставления скептицизма и «догматизма»; отличие скептического способа рассуждения от рассуждений других философов (Гераклита, Демокрита, Протагора, академиков, ученых-эмпириков) согласно школьному учению. Смысл скептических выражений «воздерживаюсь от суждений», «пожалуй», понятие «эпохэ». Десять способов («тропов») осуществления «эпохэ» скептиком и их классификация. Критика возможности положительной религии и богословия в скептицизме.

«Младшие скептики»: пять тропов осуществления «эпохе» у Энесидема и Агриппы. Отличие трактовки «безмятежности» в этике эпикурейцев и скептиков.

18. Эпикуреизм. Эпикур: личность и учение, основание «Сада» как философского сообщества и школы, восприятие учения эпикурейцев в античности. Каноника Эпикура: основные понятия и представления. Физика: учение об атомах; отличие атомизма Эпикура и Демокрита. Этика: смысл тезиса «жить по природе»; величайшее благо согласно Эпикуру; идеал мудреца. Представления эпикурейцев о богах. Лукреций как популяризатор идей Эпикура и его поэма «О природе вещей».

 

Тексты

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. М., 19862. Книга VII; книга X .
Лукреций. О природе вещей. М.-Л., Т. I. Текст поэмы, 1945. Т. II. Статьи, коммента­рии, фрагменты Эпикура и Эмпедокла. 1947.
Цицерон. Философские трактаты / Вступит. статья Г.Г.Майорова. Пер. М.И.Рижского. М., 1985.
Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений / Пер. Н.В.Брюлловой-Шаскольской // Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. / Общ. ред. А.Ф.Лосева. Т. 2. М., 1976. С. 207–406.
Фрагменты ранних стоиков / перевод и комментарии А.А.Столярова. Т. 1–3, М., 1998–2010.
Stoicorum veterum fragmenta / coll. I. ab Arnim. Vol. I–IV. Lipsiae, 1921-19242; Leiden, 19643.

Учебные пособия

Канто-Спербер М. (ред.). Греческая философия: В 2 т. / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. Т. 2. М., 2008. (Ч. 5. Философия в эпоху эллинизма. С. 509–652).
Богомолов А.С. Античная философия М., 1985. (Ч. 3. ‘Эллинистически-римская философия’.)
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
Vogel C.J. de. Greek Philosophy. A Collection of Texts, with Notes and Explanations. Vol.III. The Hellenistic-Roman Period. 3-nd ed. Leiden, 1973.

Исследования

Васильева Т.В. Стоическая концепция природы и поэма Лукреция «О природе вещей» // Эллинистическая философия: современные проблемы и дискуссии (сборник научных статей). М., 1986, с. 66–84.
Гусейнов А.А. (ред) Этика стоицизма. Традиции и современность. М., 1991.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979.
Степанова А.С. Философия древней Стои. СПб., 1995.
Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.
Шахнович М.М. Сад Эпикура. СПб., 2002.

Edelstein L., Kidd I.G. Posidonius. Vol. I. The Fragments, Vol. II. The Commentary. Cambr., 1972–1988.
The Cambridge History of Hellenistic Philosophy / Ed. by Algra K., Barnes J., Mansfeld J., Schofield M. Cambridge: Cambridge University Press, 1999 (2002).
Grundriss der Geschichte der Philosophie. Begründet von Fr.Ueberweg. Die Philosophie des Altertums. Hrsg. von K.Prechter. Leipzig, 1926 (12 Aufl.). Völlig neubearbeitete Ausgabe. Die Philosophie der Antike. Bd. 4: Die Hellenistische Philosophie. Hrsg. von H. Flashar. Basel, 1994.

 

 —  ГРЕКО-РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ  (I в. до н.э.—III в. н.э.)

 

19. Неопифагореизм. Возрождение пифагорейской философии у Александра Полигистора, Нигидия Фигула и Модерата; пифагореизм и платонизм неопифагорейев. Профетическое учение Аполлония Тианского. Фальсификация древних текстов как внутришкольная установка неопифагорейцев; корпус пифагорейских псевдоэпиграфов. Разработка философии числа у Никомаха из Герасы и Теона Смирнского. Нумений из Апамеи и дальнейшее развитие платоно-пифагорейского учения.


20. Аристотелизм. Андроник Родосский как редактор и издатель корпуса сочинений Аристотеля. Традиция систематического комментирования Аристотеля: основные представители. Александр Афродисийский: комментатор Аристотеля и критик стоицизма.


21. Римский стоицизм. Развитие этической проблематики стоицизма у Сенеки, его трактовка логической и физической частей школьной доктрины; основные положения и понятия его нравственно-религиозного учения; значение призыва Сенеки быть самим собой. Значение литературных жанров письма, увещания, утешения в позднем стоицизме. Практическая этика Эпиктета, философия как врачевание больной души, интерпретация стоической триады благо-зло-безразличное. Император Марк Аврелий и его моральная философия в сочинении К себе самому.


22. Филон Александрийский. Платоновская философия и библейское откровение у Филона: использование платоновского Тимея для толкования на ветхозаветную Книгу Бытия. Интерпретация идей как мыслей Божиих. Учение о Логосе как творящем начале и «втором боге»; понятие творящих «сил» Бога и понятие «семенных логосов» у стоиков (историко-философские параллели). Учение об ангелах и демонах у Филона. Признание вечности материи и понимание ее как причины зла в мире. Дуализм души и тела в антропологической части учения Филона. Классификация добродетелей согласно трем ступеням религиозного совершенства.


23. Средний платонизм. Пифагореизм и антиаристотелизм платоника Евдора Александрийского. Общие принципы издания сочинений Платона грамматиком Трасиллом и начало систематического толкования текстов Платона. Некоторые проблемы платоновского учения в интерпретации Плутарха из Херонеи, Аттика и Галена. Разработка жанра школьного учебника у Альбина, Апулея и Алкиноя. Осмысление значения аристотелевской философии для платонической доктрины. Характеристика результатов развития платонизма к началу III в. н.э.

 

Тексты

Цицерон. Избранные сочинения. М., 1975.
Псевдо-Аристотель. О мире, пер. и прим. И.И.Маханькова // Знание за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV вв. М., 1996, с.182-196.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Пер. С.Ошерова. М., 1977.
Луций Анней Сенека. Философские трактаты Пер. Т.Ю. Бородай. СПб., 2001.
Беседы Эпиктета / Пер. Г.А.Тароняна, М., 1997.
Марк Аврелий Антонин. Размышления / Пер. А.К.Гаврилова. СПб., 19932.
Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета / Пер. А.В. Вдовиченко и др., вступ. ст. Е.Д. Матусовой. М., 2000.
Плутарх. О происхождении мировой души по Тимею Платона // М.Браш. Классики философии. I. Спб., 1907, с.378-422.
Плутарх. Исида и Осирис (сборник переводов), Киев, 1996 (см. Об Исиде и Осирисе, Об “Е” в Дельфах, Почему божество медлит с воздаянием, и др.).
Плутарх. Застольные беседы / Отв. ред. Я.М.Боровский, М.Л.Гаспаров. М., 1990.
Алкиной. Учебник платоновской философии. Пер. и прим. Ю.А.Шичалина //Платон. Собрание соч. в 4 т. Т. 4. М., 1994, с.625-663, 790-797.
Альбин. Введение к диалогам Платона. Апулей. Платон и его учение. Алкиной. Учебник платоновской философии, пер. Ю.А.Шичалина // Учебники платоновской философии. Сост. Ю.А.Шичалин. М.-Томск, 1995.
Нумений из Апамеи. Фрагменты и свидетельства / Пер. Е.В. Афонасина // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 3. Вып. 1. 2009.

Интернет

Луций Анней Сенека

 

Плутарх из Херонеи

 

Исследования

Бородай Т.Ю. Луций Анней Сенека и его философская проза // Луций Анней Сенека. Философские трактаты Пер. Т.Ю. Бородай. СПб., 2001.
Диллон Дж. Средние платоники / Пер. с англ. Е.В. Афонасина. СПб., 2002.
Егоров И.А. Плутарх Херонейский как оригинальный мыслитель. Его учение о бытии // Проблемы бытия и познания в истории зарубежной философии. М., 1982.
Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. Статьи по истории античных религий // Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. Том III. Спб., 19102 (переизд. 1996).
Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911.
Сидоров А.И. Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в историографии // Актуальные проблемы классической филологии. М., 1982, вып.1. С. 91–148.
Солопова М.А. Александр Афродисийский и его трактат «О смешении и росте» в контексте истории античного аристотелизма. М., 2002.
Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.
Трубецкой С.Н. Учение о Логосе. М., 1900.
Шичалин Ю.А. К вопросу о платонической традиции (рец. на книгу: H.J.Kramer. Platonismus und hellenistische Philosophie. B.; N.Y., 1971) // Вестник древней истории, 1981, 3. С. 190–194.

The Cambridge History of Hellenistic Philosophy / Ed. by Algra K., Barnes J., Mansfeld J., Schofield M. Camb., 2002.
Dillon J. The Middle Platonists: A Study of Platonism 80 B.C. to A.D. 220.  Rev.ed. London, 1996.

 

 —  НЕОПЛАТОНИЗМ (III—VI вв.)  —

 

24. Плотин. Источники философии Плотина. Общая оценка характера платонизма неоплатонической доктрины. Значение тематического и хронологического порядка трактатов Плотина для реконструкции его учения. Иерархия бытия согласно Плотину; учение о  космосе, Душе, Уме и Едином. Плотин о мистическом единении с высшим началом.

Развитие неоплатонической доктрины у Амелия и Порфирия. Порфирий как оригинальный философ, комментатор Аристотеля и критик христианства.


25. Ямвлих и Пергамская школа неоплатонизма. Место и значение Ямвлиха в истории развития неоплатонизма. Отношение к пифагорейской философии, «халдейской» и «герметической» традициям. Разработка методики преподавания философии Платона. Реформирование техники комментария. Основные черты философской системы Ямвлиха. Сопоставление трактовок верховного начала (Единого) у Плотина и Ямвлиха. Ученики Ямвлиха.

Император Юлиан как реставратор языческого культа и философии в связи с общей историей взаимоотношений официального христианства и философии в IV в.


26. Афинская школа неоплатонизма. Плутарх Афинский и Сириан: основные направления изучения платоновской философии в Афинах. Прокл как систематизатор философского наследия античности; основные произведения Прокла, общая характеристика его философской системы. Дальнейшее развитие неоплатонической доктрины у Дамаския. Симпликий как комментатор Аристотеля.


27. Александрийская школа неоплатонизма. Проблемы объединения философов-платоников из Александрии в рамках одной школы. Комментаторская школа в Александрии. Особенности философских учений Гиерокла, Олимпиодора, Иоанна Филопона.

 

—  АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В ПОЗДНЕЙШЕЙ ТРАДИЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА  —

 

28. Античная философия и патристика. Значение античной философии для философских традиций христианского Запада.

29. Античная философия и арабо-мусульманская философия.


Тексты

Плотин. Трактаты 1-11 / Пер. Ю.А. Шичалина. М.: ГЛК, 2007.
Плотин. Сочинения: Плотин в русских переводах / Сост. М.А.Солопова. СПб.: Алетейя, 1995.

Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. М., 1986. С. 427–440.
Порфирий. О жизни Плотина и порядке его книг / Перевод с древнегреческого и комментарии Д.В.Бугая // Историко-философский альманах. 2015. Т. 5. С. 161–213.
Порфирий. О пещере нимф. Пер. А.А.Тахо-Годи // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн.2. М., 1988. С. 383–394.
Порфирий. Отправные положения к умопостигаемому (фрагменты) / Пер. и прим. В.В.Петрова // Историко-философский ежегодник. 1995. С. 233–247.
Порфирий. Подступы к умопостигаемому («Сентенции») / Пер. С.В. Месяц // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. М.: Кругъ, 2013. С. 758–792.
Порфирий. Против христиан (отрывки) // Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С. 354–391.

Халдейские Оракулы / Пер. А.П. Большакова // Древний Восток и античный мир. М. 2001.

Ямвлих. Теологумены арифметики / Пер. В.В.Бибихина // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн.2. М., 1988. С. 395–419.
Ямвлих. О египетских мистериях / Пер. Л.Ю.Лукомского. М., 1995.
Ямвлих. Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону / Пер. И.И.Маханькова // Знание за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV вв. М., 1996, с.245-272.

Юлиан. Письма. Пер. Д.Е.Фурмана под ред. А.Ч.Козаржевского // Вестник древней истории, 1970, 1, с.237-242; 2, с. 231-259; 3, 225-250.
Юлиан. Против христиан, кн.I, II, III (отрывки). Пир, или Цезари // Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С. 396–436.
Саллюстий. Книга о богах и о мире / Пер. Ю.А.Шичалина // Учебники платоновской философии, сост. Ю.А.Шичалин. М.-Томск., 1995. С. 105–120.
Евнапий. Жизни философов и софистов / Пер. Е.В.Дарк и М.Л.Хорькова // Римские историки IV века. М., 1997. С. 225–294.
Гиерокл. Комментарий к “Золотым Пифагорейским стихам” / Пер. И.Петер. М., 1995.

Прокл. Первоосновы теологии (пер. А.Ф.Лосева). Гимны / Пер. О.В.Смыки. М., 1993.
Прокл. Начала теологии: теоремы 1-33 / Пер. С.В. Месяц // АРХЭ. Труды культурологического семинара. Вып. 5, М.: РГГУ, 2009. С. 235–260.
Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение / Ред. греч. текста, перевод, вступ. ст. и комм. Ю.А. Шичалина. М., 1994.
Прокл. Элементы физики / пер. С.В.Месяц // Философия природы в античности и в средние века, часть 2, М.: ИФРАН, 1999. С. 204–232.
Прокл. Комментарий к «Тимею» (Книга I) / Пер. С.В. Месяц. М.: ГЛК, 2012.
Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона / Издание подготовил Л.Ю. Лукомский. СПб.: Мир, 2006.
Прокл. Платоновская теология / Пер. Л.Ю. Лукомского. СПб., 2001.

Дамаский. О началах. Прокл. Комментарий к «Пармениду», СПб., 2000.
Симпликий. Комментарий к Физике Аристотеля (кн. 1, гл. 1) / пер. Т.Ю.Бородай // Философия природы в античности и в средние века. Ч. 1, М.: ИФРАН, 1998. С. 105–135.
Анонимный автор. Пролегомены к платоновской философии / Пер. Т.Ю.Бородай, А.А.Пичхадзе // Платон. Собрание соч.: в 4 т. Т. 4. М., 1994, с. 664-693. (перепечатано: Учебники платоновской философии / Сост. Ю.А.Шичалин. М.-Томск, 1995. С. 121–146.)
Боэций. «Утешение Философией» и другие трактаты / Отв. ред., вступ. статья Г.Г.Майорова. М., 1990.

Словари

Месяц С.В., Шичалин Ю.А. Порфирий // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 600–607.
Месяц С.В. Прокл // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 628–643.
Месяц С.В. Ямвлих // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 837–848.
Серегин А.В. Античная философия и патристика // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 46–63 (библ.)

Исследования

Адо П. Плотин, или Простота взгляда / пер. с франц. Е.Штофф. М., 1991.
Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918.
Бугай Д.В. О сочинениях, античных комментариях, рукописях, изданиях и переводах Плотина // Историко-философский альманах. 2012. Т. 4. С. 46–70.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Кн. 1–2.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн.1.
Месяц С.В. Трансформация античного понимания Абсолюта в христианском богословии IV века // Космос и душа / Под ред. П.П. Гайденко, В.В. Петрова. М., 2005. С. 823–858;
Петров А.В. Феномен теургии. СПб., 2003;
Сидоров А.И. Плотин и гностики // Вестник древней истории, 1979, 1.
Столяров А.А. Гиерокл, Аммоний et alii. Духовные искания поздней античности // Эллинистическая философия: современные проблемы и дискуссии (сборник научных статей). М., 1986. С. 103–141.
Шичалин Ю.А. «Третий вид» у Платона и материя-зеркало у Плотина // Вестник древней истории, 1978, 1, с.148-161.
Шичалин Ю.А. По поводу названия трактата Плотина Peri ton trion arkhikon hypostaseon (Enn. V 1) // Вестник древней истории, 1986, 4. С. 118–126.

Aufstieg und Niedergang der Rцmischen Welt. Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Hrsg. von Temporini und W.Haase. Teil II. Bd.36.1-6. Berlin; N.Y., 1987–1992.
The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Ed. by A.H.Armstrong. Cambridge, 1991.
Gerson L.P. (ed.). The Cambridge Companion to Plotinus. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1996. (bibliography pp. 415–436).
Sorabji,R. (ed). Aristotle Transformed. The Ancient Commentators and Their Influence. London, 1990.
Wallis R.T. Neoplatonism. London, 1972.

 

Видеолекции