ПРОГРАММА КУРСА ПО ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
— ВВЕДЕНИЕ —
Α. Хронологические рамки курса и периодизация истории античной философии. Источники изучения. B. История философии в античности: биография и доксография. Общая характеристика доксографической традиции. Герман Дильс и его издание греческих доксографов. C. Обзор главнейших трудов по истории античной философии на русском языке. Общие рекомендации по использованию справочно-библиографической литературы. Карты Ионийские города и Лидийское царство. Карта Древнего Востока. Греция и Держава Ахеменидов
Словари и энциклопедии Античная философия: Энциклопедический словарь / Отв. ред. М.А. Солопова, председатель редколлегии: П.П. Гайденко. Москва, 2008. (электронный вариант см. в библиотеке Института философии: https://iphlib.ru/library/collection/greekdic/page/about)
Литература Жмудь Л.Я. Переписывая доксографию: Герман Дильс и его критики // Историко-философский ежегодник. 2002. М.: 2003. С. 5–33.
— РАННЯЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (VI-V вв. до н.э.) — Предварительные сведения Общая характеристика периода. – Термин «досократики»: его происхождение и критика. — Появление новых форм письменности в VI в. и их значение для становления философской мысли в Древней Греции. — Значение слова «философия» и древний контекст его употребления.
1. "СЕМЕРО МУДРЕЦОВ". Древние ионийские мыслители: ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН, ГЕКАТЕЙ. Начало географических, этнографических, астрономических и математических исследований. Возникновение и эволюция понятия начала сущего у представителей т.н. Милетской школы: вода (Фалес), беспредельное (Анаксимандр), воздух (Анаксимен). 2. ПИФАГОР. Личность и учение Пифагора: исторические сведения и легенды. Пифагорейский союз как философско-политическое объединение. Мудрость-софия и философия пифагорейцев: новое понятие в сопоставлении с эпической традицией. Разработка метода аллегорического толкования. Космогония пифагорейцев. Учение о переселении душ. «Математики» и «акусматики»: оценка достоверности традиции. Пифагорейская математика: теория четных и нечетных чисел, учение о пропорции, «священная тетрактида», открытие гармонических интервалов, построение правильных многогранников. Новые направления исследования у Алкмеона Кротонского и Гиппаса. 3. КСЕНОФАН. Сатирическая критика традиционной религии у Ксенофана, отрицание антропоморфизма, попытка сопоставления религиозных верований разных народов. Учение о едином божестве и его обоснование. Ксенофан как первый исторический свидетель о Пифагоре (Β7 DK). Ксенофан о развитии знаний о природе и мире (см. "Боги отнюдь не открыли смертным всего изначально, но постепенно, ища, лучшее изобретают" (B18 DK)). 4. ГЕРКАЛИТ. Жизнь Гераклита Эфесского, его происхождение, биографические свидетельства. Сочинение Гераклита, особенности философского языка. Учение о космосе как самобытном огне; циклы космической жизни; учение о Логосе как управителе, мере, законе и судьбе космоса. Гераклит о борьбе противоположных сил и их гармонии; о текучей природе чувственного мира и круговороте вещей в нем. Представления о душе как начале ощущения и мысли в человеке. Противопосталение ума и многознания в ходе критики Гераклитом пифагорейцев.
5. Элейская школа: ПАРМЕНИД, ЗЕНОН, МЕЛИСС. Образ универсума в поэме Парменида «О природе». Путь истины и открытие понятия бытия; смысл тезиса «бытие есть, а небытия нет»; тезис о тождестве мысли и бытия; образ бытия как бесконечной световой сферы. Критика учений, допускающих изменчивость мира. Проблема соотношения мысли и языка у Парменида. Путь мнения согласно второй части поэмы.
Зенон Элейский. Апории Зенона как доказательства «от обратного» учения Парменида. Постановка проблем прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного, времени и места в апориях против движения: «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Летящая стрела», «Стадий». Апории понятия множества, в т.ч. «О просяном зернышке» и «О месте места».
Мелисс Самосский. Трактат «О природе, или О бытии». Аргументация в пользу беспредельности бытия.
6. ЭМПЕДОКЛ. Жизнь и сочинения Эмпедокла; "Страсбургский фрагмент". Космический цикл у Эмпедокла и принцип сохранения бытия: учение о возникновении и уничтожении вещей как о соединении и разделении элементов под действием сил Дружбы и Вражды; представления и генезисе живых существ. Тезис «подобное познается подобным» как основа гносеологии Эмпедокла. Мистицизм Эмпедокла: проповедь переселения душ и собственного вознесения на небеса в поэме «Очищения», занятия целительством и магией.
7. АНАКСАГОР. Жизнь и сочинения Анаксагора из Клазомен. Традиционные и новаторские элементы в его учении о природе и элементах. Основные положения философии Анаксагора: учение о космосе, первичной смеси вещей (тезис «все во всем»); «несмешанный Ум» как внешняя причина космогенеза. Теория происхождения живых существ из первичной тины. Изгнание Анаксагора из Афин по обвинению в нечестии за учение о Солнце как раскаленном камне. 8. ДЕМОКРИТ (68DK). Жизнь и сочинения Демокрита. Демокрит и Левкипп. Атомизм в свете проблем предшествующей философской традиции: представления о сохранении бытия («из ничего ничего не бывает»), пустота как небытие, объяснение движения через понятие пустоты, учения об элементарной структуре вещества, гносеологический принцип «подобное познается подобным». Атомизм и алфавитный принцип (дискуссии современных ученых). Учение об атомах и пустоте как началах сущих вещей; свойства атомов, различия между атомами и характер их взаимодействия. Космогония согласно Демокриту. Постулат о вечном движении атомов; учение о причинности. Учение о познании: теория истечения «образов» от вещей и механизм чувственного познания; качества (вкус, цвет, запах) как субъективные характеристики вещей. Объяснение неодинаковости чувственного опыта у разных людей. Демокрит о развитии человеческой культуры, возникновении языка, искусств и ремесел. Этические воззрения: представление о человеке как микрокосмосе. Эвтюмия («доброе здравие духа») как идеал счастливой жизни; совет Демокрита придерживаться середины, трудиться в меру сил и радоваться жизни. Литература Тексты и переводы Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От теокосмогоний до возникновения атомистики. Ч. I. до возникновения атомистики / Изд. подготовил А.В.Лебедев. Москва: Наука, 1989. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. 2-е изд. Москва: Мысль, 1986. Diels H. Die Fragmente der Vorsokratiker (griechisch und deutsch). Hrg. von W.Kranz. Bd. I–III. B., 1951–19526. repr. 198512. – по-гречески. Учебные пособия и исследования философии 6-5 вв. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
Интернет-ресурсы Patricia Curd. Presocratic Philosophy, URL = https://plato.stanford.edu/entries/presocratics/ (First published Sat Mar 10, 2007; substantive revision Mon Jun 22, 2020)
как цитировать статьи из Стэнфордской энциклопедии указано здесь: пример: Huggett, Nick, "Zeno’s Paradoxes", The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2019 Edition), Edward N. Zalta (ed.), URL = <https://plato.stanford.edu/archives/win2019/entries/paradox-zeno/> Жмудь Л.Я. Алкмеон // Античная философия: энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 99-101. Жмудь Л.Я. Пифагор // Античная философия: энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 553-559. Жмудь Л.Я. Гиппас // Античная философия: энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 272-273. Что почитать Исследования. Книги
Статьи
Еще
Некоторые справочно-библиографические издания L’Année philologique. Bibliographie critique et analytique de l’antiquité gréco-latine (fondée par J.Marouzeau). T.LXI (1990)–LXXXIX (2015), Paris, 1992–2015. Ресурсы Internet http://callimac.vjf.cnrs.fr (разнообразная информация по классической античности, в т.ч. последние выпуски справочника Марузо); Что послушать Видеолекции общий курс истории античной философии
Лекция 1. Введение. Обзор литературы. Периодизация философских школ Лекция 2. Введение. (продолжение) Лекция 3. Источники. Доксография Лекция 4. Предфилософия (Гомер, Гесиод), Фалес, Анаксимандр Лекция 5. Анаксимен. Пифагор и пифагореизм Лекция 7. Ксенофан Колофонский. Парменид Лекция 8. Парменид (продолжение). Зенон. Мелисс
Античная философия. Лекция 5. Гераклит Античная философия. Лекция 6. Ксенофан. Парменид Курс по философии Гераклита
1. «Философия Гераклита». Встреча 1 (13.01.2020) - в рамках проекта "Лаборатория ненужных вещей".
2. «Философия Гераклита». Встреча 2 (08.10.2020) - 2ч46мин
3. «Философия Гераклита». Встреча 3 (15.10.2020) - 2ч49мин
4. «Философия Гераклита». Встреча 4 ( ) - 2ч23мин Основные темы: Что такое доксография, какой она бывает и как она соотносится с объективной историей философии. Эллинистическая традиция комментирования Гераклита. Происхождение стереотипа о Гераклите-физике и альфа «Метафизики» Аристотеля. Псевдо-гераклитовские письма – аргументы в пользу аутентичности и ценности как источника. Анекдоты о сочинении Гераклита как доказательство его популярности в классических Афинах. Гераклит у софистов, Демокрита, Платона, Аристотеля и стоиков.
— СОКРАТ И СОФИСТЫ (середина V в. до н.э.) —
9. СОФИСТЫ. История софистики в связи с политической историей Греции V в. до н.э. Поворот от натурфилософии к антропологии. Софисты как политические деятели и наставники в добродетели и красноречии; отсутствие единой софистической школы. ПРОТАГОР как родоначальник софистики, его воспитательная программа, тезис о человеке как «мере всех вещей» и отказ от безусловного признания бытия богов. Осуждение Протагора афинянами за безбожие. ГОРГИЙ и проблема соотношения бытия, мышления и речи в трактате «О природе, или О не-сущем»; историко-философские основания релятивизма софистов в трактовке человека и познания. Разработка техники ораторского искусства и начала языкознания у Протагора, Горгия, ГИППИЯ и ПРОДИКА; изучение роли связки «есть» в языке и проблем предикации у Ликофрона; искусство вести спор и разработка софистами метода двойных речей. Социально-политические воззрения: софисты о равенстве всех людей, произвольности законодательства, власти как праве сильнейшего. 10. СОКРАТ 10.1. Жизнь и философия Сократа в свете "проблемы Сократа". Платон и Ксенофонт как ученики Сократа и авторы сократических диалогов. 10.2. Личность Сократа: его происхождение, семья, облик и образ жизни. Сократ и Еврипид. Сократ и Алкивиад. Сократ и Критий. 10.3. Сократ и софисты: сходство и различие их философских учений и педагогических методов. 10.4. Учение Сократа. Особенности диалога и диалектики Сократа. Утверждение о «незнании», его значение для «майевтического» метода. Разработка общих определений в ходе бесед. Отождествление знания нравственного и логического, трактовка добродетели как знания. «Божественный голос» (демоний) Сократа и понимание философии как служения богу. Представления Сократа о душе как сути человека, его интерпретация дельфийского изречения «Познай самого себя». 10.5. Суд на Сократом (согласно "Апологии" Платона и другим источникам). 11. Сократические школы. Общая характеристика сократических школ. Мегарская школа: ЕВКЛИД о статусе единого идеального бытия, о тождестве мысли и бытия и тождестве бытия возможного и действительного; аргументы Диодора Крона о несуществовании возможности; мегарские парадоксы как доказательства от противного («Лжец», «Рогатый», «Покрытый» и проч.). Киренская школа: АРИСТИПП о превосходстве чувств над мыслью, практическая ориентация философии; гедонизм этики киренаиков. Киническая школа: АНТИСФЕН о презрении к учености, знание как знание единичных вещей, насмешки над теорией идей Платона; понимание блага как добродетели и учение об отсутствии потребностей у мудреца; отрицание семьи и брака; нищенство как стиль жизни у ДИОГЕНА СИНОПСКОГО. Элидо-Эритрейская школа: ФЕДОН ИЗ ЭЛИДЫ. Тексты Софисты / Под ред. А.О.Маковельского. Баку, Ч.I, 1940; Ч.II, 1941. Учебные пособия и словари Гатри У.К.Ч. История греческой философии: В 6 т. Т. 3: Софисты. Сократ / Редактор тома И.Н. Мочалова, В.В. Прокопенко Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2021. – 823 с.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб., 1994. (Часть 3. Открытие человека) Интернет-ресурсы Nails D. Socrates // Stanford Encyclopedia of Philosophy, https://plato.stanford.edu/entries/socrates/ (First published Fri Sep 16, 2005; substantive revision Tue Feb 6, 2018) Исследования Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982, (гл.5. От космоса к человеку. Софисты, Сократ, сократики) Ahbel-Rappe S., Rachana Kamtekar (eds.) A Companion to Socrates. Oxford: Blackwell, 2006.
Что послушать (дополнительно) из курса лекций "Театр Древней Греции", проект Arzamas Н.П. Гринцер. Как устроена греческая трагедия. Н.П. Гринцер. Как устроена греческая комедия. Н.П. Гринцер. Что смешного в "Лягушках" Аристофана.
— ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ: КЛАССИКА АНТИЧНОЙ МЫСЛИ — 12. ПЛАТОН Основные этапы жизни и творчества. Платон и Сократ. Основание Академии. История трех сицилийских поездок. Становление платоновского диалога как литературного и философского жанра. Проблема писаного и неписаного вариантов учения. Периодизация творчества, хронология платоновских сочинений и вопрос об их аутентичности. Философия Платона и предшествующая философская традиция: Платон и пифагорейцы, Платон и Парменид, Платон и Гераклит, Платон и софисты (историко-философский анализ). Платон о цели и задачах философии, об отличии истинного философа от софиста. Учение о бытии, познании и идеях (Государство, Теэтет, Парменид, Софист, Тимей, Филеб, Седьмое письмо). А. Двоякое представление мироздания: бытие и становление, их характеристика и соотношение. Учение Платона об идеях: соотношение вещей и идей; структура идеального бытия (Парменид, Софист). Идея Блага; ее место в иерархии идей; особенности языка учения о Благе, толкование основных метафор (Государство). В. Познание чувственное и интеллектуальное, проблема соотношения мнения и знания (Государство, Теэтет); характеристика четырех ступеней познания в связи с пониманием структуры души. Миф о пещере и его истолкование. Существо диалектического метода согласно Платону. Истинное знание как созерцание-теория (Государство). Тема любовного влечения-эроса в платоновской философии. С. Трактовка познания как припоминания (анамнесис) и ее значение для платоновской гносеологии в целом (Менон, Федон). Понимание души как истинного существа человека; характеристика связи души с телом; доказательства бессмертия души (Федон, Федр). Трехчастное строение души и характеристика каждой части (Государство, Федр, Тимей). Космология и теология Платона (Тимей). Значение мифа у Платона. Демиург как творец мира, обоснование вечности космоса, сотворение души космоса. «Всевосприемлющий вид»-хора; структура вещества и законы математической симметрии, взаимопереходы между простыми телами и их обоснование. Сотворение душ и учение о посмертном воздаянии и суде над душами, теория метемпсихоза. Этико-политическое учение Платона (Государство, Законы). Понятие блага; добродетель как арете человека и ее виды. Происхождение общества и государства согласно Платону, учение о государстве в контексте онтологии и психологии. Теория правильного государственного устройства: учение о трех сословиях; критерии отбора детей для каждого сословия и особенности их воспитания; обязанности каждого сословия; теоретическое обоснование программы философского образования у Платона; решение вопроса о счастье и социальной справедливости. Роль религии в идеальном государстве и критика атеизма у Платона.
Тексты Платон. Собрание сочинений: В 4 т. / Общ. ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи. М., 1990–1994.
Учебные пособия и учебные тексты Асмус В.Ф. Платон. М., 1969.
Исследования Аверинцев С.С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда // Новое в современной классической филологии. М., 1979. С. 41–81. Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Vol. 4, 1975; vol. 5, 1978. Отдельные диалоги: "Федон" Tim Connolly. "Plato. Phaedo" // Internet Encyclopedia of Philosophy, https://iep.utm.edu/phaedo/ "Пир" Plato's Symposium: A Critical Guide / Edited by Pierre Destrée, Zina Giannopoulou. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. "Федр" "Теэтет" Plato. Theatetus / translation by John McDowell, with Introduction and Notes. Oxford, 1973. "Государство" Бугай Д.В. Единство платоновского «Государства». Москва: Изд. Воробьев, 2016. – 452 с. Coumoundouros Antonis. "Plato. The Republic" // Internet Encyclopedia of Philosophy, https://iep.utm.edu/republic/ "Тимей" Бородай Т.Ю. Демиург у Платона Frank Grabowski. Plato. The Timaios // Internet Encyclopedia of Philosophy, https://iep.utm.edu/timaeus/
Видеолекции общий курс истории античной философии philosophy.ru/online-kursy/bugai/ (Бугай Д.В., МГУ им. М.В. Ломоносова, философский факультет. 2019 г.) Лекция 9. Платон. Введение. Эпистемология Лекция 10. Платон. Продолжение Лекция 11. Платон. Федр. Пир Лекция 12. Политическая философия Платона
13. АРИСТОТЕЛЬ Жизнь и сочинения. Семья. Детство в Македонии. Учеба и преподавание Аристотеля в Академии Платона (367-347). Аристотель при дворе Филиппа Македонского как воспитатель Александра (343-340). Основание Лицея в Афинах (334), особенности учебного процесса в школе Аристотеля. Corpus Aristotelicum. Формирование корпуса сочинений. Их судьба после его смерти философа. Издание Андроника Родосского. Ранний Аристотель. Диалоги. Принцип деления наук на теоретические и практические. Генезис философского знания согласно Аристотелю: опыт, искусство и наука; место философии среди прочих наук. Логика и риторика. Органон Аристотеля как учение о методе познания и рассуждения. Силлогистика Аристотеля. Исследования Аристотеля в области риторики, его отношение к софистам. Учение о категориях. Физика. 1. Природа как начало движения и изменения в отличие от искусства и случая. 2. Четыре значения понятия причина. 3. Учение о началах: пары первичных противоположностей и четыре первоэлемента, взаимопревращения элементов; движение элементов к «собственному месту». 4. Учение о движении: определение движения, виды движения, понятия места и времени; анализ понятия «бесконечного»: бесконечность потенциальная и актуальная, аристотелевское решение апорий Зенона; концепция перводвигателя. 5. Космологические представления Аристотеля. Психология. Историко-философский обзор древних учений о душе и определение ее специфических свойств. Аристотелевское определение души как энтелехии тела. Структура трех душевных способностей (питающейся (растительной), ощущающей и размышляющей) и трехчастное представление души у Платона (сопоставление двух схем), характеристика каждой способности. Понятие «общего чувства». Различение ума деятельного и страдательного. Первая философия. Мудрость как наука о первых причинах и началах; сущность как «первое среди сущего» согласно Аристотелю: в соответствии с таблицей категорий и согласно делению на сущее «само по себе» и «привходящее». Учение Аристотеля о сущности в VI-VIII кн. Метафизики: логика исследования, выдвижение и критика трех гипотез (материя как сущность, чтойность как сущность и вещь как сущность) и основные итоги исследования. Трактовка бытия как актуального и потенциального: основные положения доктрины (IX кн.). Ноология и теология Аристотеля (XII кн.). Критика платоновской теории идей в XIII-XIV кн. Метафизики. Этика. Предмет и задачи этики. Иерархия трех видов благ. Учение о добродетели-арете в связи с представлением о структуре души: добродетели нравственные и интеллектуальные; учение о середине применительно к нравственным добродетелям; понятие «правильного суждения»; различение разума практического и теоретического в связи с различением истины и и добра. Эвдемонистический характер этики Аристотеля. Политика. Основные положения учения о государстве: понятие государства в связи с пониманием природы человека, назначение государства; формы политического устройства; обязанности гражданина; учение о семье, три вида отношений в семье. Теория происхождения государства у Аристотеля. Проблемы частной собственности в социальном учении Аристотеля; отношение к рабству. Тексты
Т. 1. Метафизика. О душе / Ред. и автор вступит. статьи В.Ф.Асмус (1976) Аристотель. Метафизика / Пер. и прим. А.В.Кубицкого. М.-Л., 1934. Интернет Категории - https://www.plato.spbu.ru/TEXTS/ARIST/kategorii.htm Первая Аналитика - Книга первая. Книга вторая Вторая Аналитика - Книга первая. Книга вторая Физика - https://www.plato.spbu.ru/TEXTS/ARIST/physic.htm Учебные пособия Канто-Спербер М. Аристотель // Канто-Спербер М. (ред.). Греческая философия: В 2 т. / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. Т. 1. М.: ГЛК, 2006. С. 332–499. (текст см. на сайте: http://www.simposium.ru/ru/node/11961) Исследования Аверинцев С.С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда // Новое в современной классической филологии. М., 1979, с. 41-81. AckrillJ.L. Aristotle. The Philosopher. Oxford, 1981.
Отдельные произведения
"Никомахова этика" Michael Pakaluk - Aristotle’s Nicomachean Ethics_ An Introduction. Cambridge University Press, 2005. 14. Древняя Академия. Сакрализация образа Платона и догматизация платоновского наследия в духе пифагореизма его преемниками. Спевсипп: число как результат взаимодействия единого-нечета и многого-чета, отождествление идей и чисел, умопостигаемой парадигмы — и пифагорейской декады. Ксенократ: трехчастное деление философии; разработка платонической догматики: вышебытийное начало как монада, ум и Зевс, двоица как противостоящий ей принцип; иерархия умопостигаемого, представляемого и чувственного уровней бытия, числовая интерпретация идей и души; учение о бессмертии души и цели ее земной жизни. 15. Перипатетическая школа. Теофраст как продолжатель и критик Аристотеля. Сочинение Теофраста Характеры. Историко-философские занятия в перипатетической школе. Основные направления конкретно-научных исследований, описание и классификация как ведущий метод исследований в школе. Ученики Аристотеля: Евдем Родосский и Аристоксен. — ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ПЕРИОДА ЭЛЛИНИЗМА (III - I вв. до н.э.) —
16. Стоицизм. Своеобразие учения Стои по сравнению с другими философскими школами античности. Сохранность стоических текстов; оценка доксографической традиции: важнейшие имена и сочинения. 1. Ранняя Стоя: Зенон, Клеанф, Хрисипп. Определение философии и три ее части. Логическая часть учения и ее состав. Учение о критерии в рамках теории познания. Физика: соматизм как универсальный принцип стоической системы, постулат о единстве космоса; учение о четырех категориях; учение о началах. Анализ содержания основных понятий: пневма, натяжение-тонос, «семенные логосы», неживая и живая природа и душа как уровни организации пневмы; космогенез и космические периоды; учение о причинности; понятие «мировой симпатии»; учение о судьбе и провидении, фатализм стоиков. Учение о строении души и судьбе ее после смерти; отношение к астрологии и гадательной практике. Этика: понятие долга в этике стоиков; учение о благе и добродетели; смысл тезиса «жить по природе»; идеал стоического мудреца. Учение о государстве и обществе: понятие «первичной склонности»; стоический космополитизм. 2. Средняя Стоя: Панеций и Посидоний. Реформирование стоической философии за счет платонической у Панеция, новации в космологии, психологии и этике. Дальнейшая модификация стоицизма у Посидония. Энциклопедизм философских интересов Посидония, особенности его применения платонизма к учению о космосе и душе; учение о мировой симпатии как теоретическое обоснование мантики и астрологии; учение о сохранении души после смерти у Посидония. 17. Скептицизм. Скептицизм Новой Академии (Аркесилай и Карнеад) и скептицизм Пиррона из Элиды. Историко-философские основания скептицизма. Смысл противопоставления скептицизма и «догматизма»; отличие скептического способа рассуждения от рассуждений других философов (Гераклита, Демокрита, Протагора, академиков, ученых-эмпириков) согласно школьному учению. Смысл скептических выражений «воздерживаюсь от суждений», «пожалуй», понятие «эпохэ». Десять способов («тропов») осуществления «эпохэ» скептиком и их классификация. Критика возможности положительной религии и богословия в скептицизме. «Младшие скептики»: пять тропов осуществления «эпохе» у Энесидема и Агриппы. Отличие трактовки «безмятежности» в этике эпикурейцев и скептиков. 18. Эпикуреизм. Эпикур: личность и учение, основание «Сада» как философского сообщества и школы, восприятие учения эпикурейцев в античности. Каноника Эпикура: основные понятия и представления. Физика: учение об атомах; отличие атомизма Эпикура и Демокрита. Этика: смысл тезиса «жить по природе»; величайшее благо согласно Эпикуру; идеал мудреца. Представления эпикурейцев о богах. Лукреций как популяризатор идей Эпикура и его поэма «О природе вещей».
Тексты Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. М., 19862. Книга VII; книга X . Учебные пособия Канто-Спербер М. (ред.). Греческая философия: В 2 т. / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. Т. 2. М., 2008. (Ч. 5. Философия в эпоху эллинизма. С. 509–652). Исследования Васильева Т.В. Стоическая концепция природы и поэма Лукреция «О природе вещей» // Эллинистическая философия: современные проблемы и дискуссии (сборник научных статей). М., 1986, с. 66–84. Edelstein L., Kidd I.G. Posidonius. Vol. I. The Fragments, Vol. II. The Commentary. Cambr., 1972–1988.
— ГРЕКО-РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ (I в. до н.э.—III в. н.э.) —
19. Неопифагореизм. Возрождение пифагорейской философии у Александра Полигистора, Нигидия Фигула и Модерата; пифагореизм и платонизм неопифагорейев. Профетическое учение Аполлония Тианского. Фальсификация древних текстов как внутришкольная установка неопифагорейцев; корпус пифагорейских псевдоэпиграфов. Разработка философии числа у Никомаха из Герасы и Теона Смирнского. Нумений из Апамеи и дальнейшее развитие платоно-пифагорейского учения. 20. Аристотелизм. Андроник Родосский как редактор и издатель корпуса сочинений Аристотеля. Традиция систематического комментирования Аристотеля: основные представители. Александр Афродисийский: комментатор Аристотеля и критик стоицизма. 21. Римский стоицизм. Развитие этической проблематики стоицизма у Сенеки, его трактовка логической и физической частей школьной доктрины; основные положения и понятия его нравственно-религиозного учения; значение призыва Сенеки быть самим собой. Значение литературных жанров письма, увещания, утешения в позднем стоицизме. Практическая этика Эпиктета, философия как врачевание больной души, интерпретация стоической триады благо–зло–безразличное; понятие "то, что зависит от нас" и "упражнение на деле" у Эпиктета. Император Марк Аврелий Антонин и его моральная философия в сочинении К себе самому. 22. Филон Александрийский. Платоновская философия и библейское откровение у Филона: использование платоновского Тимея для толкования на ветхозаветную Книгу Бытия. Интерпретация идей как мыслей Божиих. Учение о Логосе как творящем начале и «втором боге»; понятие творящих «сил» Бога и понятие «семенных логосов» у стоиков (историко-философские параллели). Учение об ангелах и демонах у Филона. Признание вечности материи и понимание ее как причины зла в мире. Дуализм души и тела в антропологической части учения Филона. Классификация добродетелей согласно трем ступеням религиозного совершенства. 23. Средний платонизм. Пифагореизм и антиаристотелизм платоника Евдора Александрийского. Общие принципы издания сочинений Платона грамматиком Фрасиллом и начало систематического толкования текстов Платона. Некоторые проблемы платоновского учения в интерпретации Плутарха из Херонеи, Аттика и Галена. Разработка жанра школьного учебника у Альбина, Апулея и Алкиноя. Осмысление значения аристотелевской философии для платонической доктрины. Характеристика результатов развития платонизма к началу III в. н.э.
Цицерон. Избранные сочинения. М., 1975.
Исследования Стоики Бородай Т.Ю. Луций Анней Сенека и его философская проза // Луций Анней Сенека. Философские трактаты / Пер. Т.Ю. Бородай. СПб., 2001. Платоники и пифагорейцы Диллон Дж. Средние платоники / Пер. с англ. Е.В. Афонасина. СПб., 2002. Перипатетики Солопова М.А. Александр Афродисийский и его трактат «О смешении и росте» в контексте истории античного аристотелизма. М., 2002. Гностики Сидоров А.И. Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в историографии // Актуальные проблемы классической филологии. М., 1982, вып.1. С. 91–148. The Cambridge History of Hellenistic Philosophy / Ed. by Algra K., Barnes J., Mansfeld J., Schofield M. Camb., 2002.
— НЕОПЛАТОНИЗМ (III—VI вв.) —
24. Плотин. Источники философии Плотина. Общая оценка характера платонизма неоплатонической доктрины. Значение тематического и хронологического порядка трактатов Плотина для реконструкции его учения. Иерархия бытия согласно Плотину; учение о космосе, Душе, Уме и Едином. Плотин о мистическом единении с высшим началом. Развитие неоплатонической доктрины у Амелия и Порфирия. Порфирий как оригинальный философ, комментатор Аристотеля и критик христианства. 25. Ямвлих и Пергамская школа неоплатонизма. Место и значение Ямвлиха в истории развития неоплатонизма. Отношение к пифагорейской философии, «халдейской» и «герметической» традициям. Разработка методики преподавания философии Платона. Реформирование техники комментария. Основные черты философской системы Ямвлиха. Сопоставление трактовок верховного начала (Единого) у Плотина и Ямвлиха. Ученики Ямвлиха. Император Юлиан как реставратор языческого культа и философии в связи с общей историей взаимоотношений официального христианства и философии в IV в. 26. Афинская школа неоплатонизма. Плутарх Афинский и Сириан: основные направления изучения платоновской философии в Афинах. Прокл как систематизатор философского наследия античности; основные произведения Прокла, общая характеристика его философской системы. Дальнейшее развитие неоплатонической доктрины у Дамаския. Симпликий как комментатор Аристотеля. 27. Александрийская школа неоплатонизма. Проблемы объединения философов-платоников из Александрии в рамках одной школы. Комментаторская школа в Александрии. Особенности философских учений Гиерокла, Олимпиодора, Иоанна Филопона.
— АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В ПОЗДНЕЙШЕЙ ТРАДИЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА —
28. Античная философия и патристика. Значение античной философии для философских традиций христианского Запада. 29. Античная философия и арабо-мусульманская философия. Тексты Плотин. Трактаты 1-11 / Пер. Ю.А. Шичалина. М.: ГЛК, 2007. Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. М., 1986. С. 427–440. Халдейские Оракулы / Пер. А.П. Большакова // Древний Восток и античный мир. М. 2001. Ямвлих. Теологумены арифметики / Пер. В.В.Бибихина // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн.2. М., 1988. С. 395–419. Юлиан. Письма. Пер. Д.Е.Фурмана под ред. А.Ч.Козаржевского // Вестник древней истории, 1970, 1, с.237-242; 2, с. 231-259; 3, 225-250. Прокл. Первоосновы теологии (пер. А.Ф.Лосева). Гимны / Пер. О.В.Смыки. М., 1993. Дамаский. О началах. Прокл. Комментарий к «Пармениду», СПб., 2000. Словари Месяц С.В., Шичалин Ю.А. Порфирий // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 600–607. Исследования
Aufstieg und Niedergang der Rцmischen Welt. Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Hrsg. von Temporini und W.Haase. Teil II. Bd.36.1-6. Berlin; N.Y., 1987–1992.
Видеолекции |
|||||
|