Институт Философии
Российской Академии Наук




  Тимей
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы » Университет » Семинары » Платон » Тимей

Тимей

Диалог "ТИМЕЙ, или О природе"

 

Илл.: 1. Рафаэль. Афинская школа философии (1511 г., фреска из Ватиканского дворца)

  2. Деталь фрески: Платон

  3. Деталь фрески: Заратустра, Птолемей и художник Апеллес. Фрагмент: Аверроэс.

         

 

Вопросы к семинару

 

1) Сотворение космоса Демиургом (28а—34b)

Начиная со слов:

"Представляется мне, что для начала дóлжно разграничить вот какие две вещи: чтó есть вечное, не имеющее возникновения бытие и чтó есть вечно возникающее, но никогда не сущее" 

до слов:

"Предоставив космосу все эти преимущества, он дал ему жизнь блаженного бога".

 

2) Сотворение души (34с37с)

Начиная со слов:

"Если мы в этом нашем рассуждении только позднее попытаемся перейти к душе, то это отнюдь не означает, будто и бог построил ее после, ведь при сопряжении их он не дал бы младшему главенства над старшим".


  • Смесь "тождественного, иного и сущности".
  • Демиург душу как музыкальную гармонию (35b4–c3)
  • Демиург создает космос: эклиптику, экватор, вращение небосвода вокруг мировой оси.

 

35b4–c3  Начало деления целого: на семь долей

«Делить же он начал следующим образом: прежде всего отнял от целого одну долю, затем вторую, вдвое большую, третью — в полтора раза больше второй и в три раза больше первой, четвертую — вдвое больше второй, пятую — втрое больше третьей, шестую — в восемь раз больше первой, а седьмую — больше первой в двадцать семь раз».

 

Получается семь долей (= чисел)

1 (отнял от целого одну долю), 2 (затем вторую, вдвое большую), 3 (третью — в полтора раза больше второй и в три раза больше первой), 4 (четвертую — вдвое больше второй), 9 (пятую — втрое больше третьей), 8 (шестую — в восемь раз больше первой), 27 (седьмую — больше первой в двадцать семь раз)


последовательность из четырех нечетных чисел: 1 — 3 — 9 — 27

и трех четных чисел: 2 — 4 — 8

 

35с2–36а5 

«После этого он стал заполнять образовавшиеся двойные и тройные промежутки, отсекая от той же смеси все новые доли и помещая их между прежними долями таким образом, чтобы в каждом промежутке было по два средних члена, из которых один превышал бы меньший из крайних членов на такую же его часть, на какую часть превышал бы его больший, а другой превышал бы меньший крайний член и уступал большему на одинаковое число. Благодаря этим скрепам возникли новые промежутки, по 3/2, 4/3 и 9/8, внутри прежних промежутков».

 

при соединении двух числовых последовательностей в одну:

1, 4/3, 3/2, 2, 8/3, 3, 4, 9/2, 16/3, 6, 8, 9, 27/2, 18 и 27

 

«Тогда он заполнил все промежутки 4/3 промежутками по 9/8, оставляя от каждого промежутка частицу такой протяженности, чтобы числа, разделенные этими оставшимися промежутками, всякий раз относились друг к другу как 256 к 243. При этом смесь, от которой бог брал упомянутые доли, была исчерпана до конца».

 

4/3 — это кварта, 9/8 — это тон; кварта — это два полных тона и еще доля соотношением 256 к 243 — полутон. Считается, что Платон первым вычислил размер полутона математически. Подробнее.

 

Демиург создает плос­ко­сти эква­то­ра и сол­неч­ной эклип­ти­ки, кото­рые пере­се­ка­ют­ся под наклон­ным углом в точ­ках рав­но­ден­ст­вия, вра­ща­ясь вокруг миро­вой оси. 

 

Тимей 36с «Затем, рассекши весь образовавшийся состав души на две части, он сложил обе части крест-накрест наподобие буквы Х и согнул каждую из них в круг, заставив концы сойтись в точке, противоположной точке их пересечения. После этого он принудил их единообразно и в одном и том же месте двигаться по кругу, причем сделал один из кругов внешним, а другой — внутренним. Внешнее вращение он нарек природой тождественного, а внутреннее — природой иного».

см. примечание 51

 

3) Начало времени (37d—38e)

Начиная со слов:

"Поскольку же образец являет собой вечно живое существо, он положил в меру возможного и здесь добиться сходства, но дело обстояло так, что природа того живого существа вечна, а этого нельзя полностью передать ничему рожденному. Поэтому он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности" 

 

4) Слово Демиурга к богам (41а41d)

Начиная со слов:

"родитель Вселенной обращается к ним с такой речью: "Боги богов! Я – ваш демиург и отец вещей, а возникшее от меня пребудет неразрушимым, ибо такова моя воля".

 

5) Создание человека (43а—47е) 

Начиная со слов:

"Между тем его дети, уразумев приказ отца, принялись его исполнять: они взяли бессмертное начало смертного существа, а затем, подражая своему демиургу, заняли у космоса частицы огня и земли, а также воды и воздуха, обещав впоследствии вернуть их".

 

6) Четыре элемента, правильные многогранники и первичные треугольники

 

54с  "четыре рода рождаются из выбранных нами треугольников: три рода слагаются из одного и того же неравнобедренного треугольника и только четвертый род – из равнобедренного, а значит, не все роды могут разрешаться друг в друга и рождаться один из другого путем соединения большого количества малых [величин] в малое количество больших, и обратно".

 

три рода: огонь, воздух и вода слагаются из неравнобедренного треугольника

четвертый род: земля - слагается из равнобедренного

 

«Земле мы припишем вид куба: ведь из всех четырех сущностей наиболее неподвижна и пригодна к образованию тел именно земля, а потому ей необходимо иметь самые устойчивые основания... Из всех тел наиболее подвижно по природе своей то, у которого наименьшее число оснований, ибо оно со всех сторон имеет режущие грани и колющие углы. Пусть же образ пирамиды, рожденный объемным, и будет первоначалом и семенем огня»


56с  все эти [тела] до такой степени малы, что единичное [тело] каждого из перечисленных родов по причине своей малости для нас невидимо, и лишь складывающиеся из их множеств массы бросаются нам в глаза.

 

Илл.: Правильный многогранник, или Платоново тело

 

Литература:

 

1) Платон. ТИМЕЙ / Перевод С.С. Аверинцева // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 421–500.

2) Лосев А.Ф. Композиция диалога Тимей // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 595-597.

3) Бородай Т.Ю. "Тимей" // Античная философия: энциклопедический словарь. М., 2008. С. 733–738.

4) Волкова Н.П. Устройство мировой души в «Тимее» Платона // https://magisteria.ru, Курс: "Плотин: восхождение к Единому".