Илл.: 1. Рафаэль. Афинская школа философии (1511 г., фреска из Ватиканского дворца) 3. Деталь фрески: Заратустра, Птолемей и художник Апеллес. Фрагмент: Аверроэс.
Вопросы к семинару
1) Сотворение космоса Демиургом (28а—34b) Начиная со слов: "Представляется мне, что для начала дóлжно разграничить вот какие две вещи: чтó есть вечное, не имеющее возникновения бытие и чтó есть вечно возникающее, но никогда не сущее" до слов: "Предоставив космосу все эти преимущества, он дал ему жизнь блаженного бога".
2) Сотворение души (34с—37с) Начиная со слов: "Если мы в этом нашем рассуждении только позднее попытаемся перейти к душе, то это отнюдь не означает, будто и бог построил ее после, ведь при сопряжении их он не дал бы младшему главенства над старшим".
35b4–c3 Начало деления целого: на семь долей «Делить же он начал следующим образом: прежде всего отнял от целого одну долю, затем вторую, вдвое большую, третью — в полтора раза больше второй и в три раза больше первой, четвертую — вдвое больше второй, пятую — втрое больше третьей, шестую — в восемь раз больше первой, а седьмую — больше первой в двадцать семь раз».
Получается семь долей (= чисел) 1 (отнял от целого одну долю), 2 (затем вторую, вдвое большую), 3 (третью — в полтора раза больше второй и в три раза больше первой), 4 (четвертую — вдвое больше второй), 9 (пятую — втрое больше третьей), 8 (шестую — в восемь раз больше первой), 27 (седьмую — больше первой в двадцать семь раз) последовательность из четырех нечетных чисел: 1 — 3 — 9 — 27 и трех четных чисел: 2 — 4 — 8
35с2–36а5 «После этого он стал заполнять образовавшиеся двойные и тройные промежутки, отсекая от той же смеси все новые доли и помещая их между прежними долями таким образом, чтобы в каждом промежутке было по два средних члена, из которых один превышал бы меньший из крайних членов на такую же его часть, на какую часть превышал бы его больший, а другой превышал бы меньший крайний член и уступал большему на одинаковое число. Благодаря этим скрепам возникли новые промежутки, по 3/2, 4/3 и 9/8, внутри прежних промежутков».
при соединении двух числовых последовательностей в одну: 1, 4/3, 3/2, 2, 8/3, 3, 4, 9/2, 16/3, 6, 8, 9, 27/2, 18 и 27
«Тогда он заполнил все промежутки 4/3 промежутками по 9/8, оставляя от каждого промежутка частицу такой протяженности, чтобы числа, разделенные этими оставшимися промежутками, всякий раз относились друг к другу как 256 к 243. При этом смесь, от которой бог брал упомянутые доли, была исчерпана до конца».
4/3 — это кварта, 9/8 — это тон; кварта — это два полных тона и еще доля соотношением 256 к 243 — полутон. Считается, что Платон первым вычислил размер полутона математически. Подробнее.
Демиург создает плоскости экватора и солнечной эклиптики, которые пересекаются под наклонным углом в точках равноденствия, вращаясь вокруг мировой оси.
Тимей 36с «Затем, рассекши весь образовавшийся состав души на две части, он сложил обе части крест-накрест наподобие буквы Х и согнул каждую из них в круг, заставив концы сойтись в точке, противоположной точке их пересечения. После этого он принудил их единообразно и в одном и том же месте двигаться по кругу, причем сделал один из кругов внешним, а другой — внутренним. Внешнее вращение он нарек природой тождественного, а внутреннее — природой иного». см. примечание 51
3) Начало времени (37d—38e) Начиная со слов: "Поскольку же образец являет собой вечно живое существо, он положил в меру возможного и здесь добиться сходства, но дело обстояло так, что природа того живого существа вечна, а этого нельзя полностью передать ничему рожденному. Поэтому он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности"
4) Слово Демиурга к богам (41а—41d) Начиная со слов: "родитель Вселенной обращается к ним с такой речью: "Боги богов! Я – ваш демиург и отец вещей, а возникшее от меня пребудет неразрушимым, ибо такова моя воля".
5) Создание человека (43а—47е) Начиная со слов: "Между тем его дети, уразумев приказ отца, принялись его исполнять: они взяли бессмертное начало смертного существа, а затем, подражая своему демиургу, заняли у космоса частицы огня и земли, а также воды и воздуха, обещав впоследствии вернуть их".
6) Четыре элемента, правильные многогранники и первичные треугольники
54с "четыре рода рождаются из выбранных нами треугольников: три рода слагаются из одного и того же неравнобедренного треугольника и только четвертый род – из равнобедренного, а значит, не все роды могут разрешаться друг в друга и рождаться один из другого путем соединения большого количества малых [величин] в малое количество больших, и обратно".
три рода: огонь, воздух и вода слагаются из неравнобедренного треугольника четвертый род: земля - слагается из равнобедренного
«Земле мы припишем вид куба: ведь из всех четырех сущностей наиболее неподвижна и пригодна к образованию тел именно земля, а потому ей необходимо иметь самые устойчивые основания... Из всех тел наиболее подвижно по природе своей то, у которого наименьшее число оснований, ибо оно со всех сторон имеет режущие грани и колющие углы. Пусть же образ пирамиды, рожденный объемным, и будет первоначалом и семенем огня» 56с все эти [тела] до такой степени малы, что единичное [тело] каждого из перечисленных родов по причине своей малости для нас невидимо, и лишь складывающиеся из их множеств массы бросаются нам в глаза.
Илл.: Правильный многогранник, или Платоново тело
Литература:
1) Платон. ТИМЕЙ / Перевод С.С. Аверинцева // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 421–500. 3) Бородай Т.Ю. "Тимей" // Античная философия: энциклопедический словарь. М., 2008. С. 733–738. 4) Волкова Н.П. Устройство мировой души в «Тимее» Платона // https://magisteria.ru, Курс: "Плотин: восхождение к Единому". |
|||||
|