ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 2024–2025 учебный год КОНСПЕКТЫ
Конспект сочинения (трактата, диалога) является сокращенным по отношению к тексту оригинала изложением его содержания. Это показатель Вашей работы с философским текстом. Поэтому в конспекте должны присутствовать
1) цитаты, – они показывают, что Вы работали именно с переводами Платона или Аристотеля, а не с пересказами или рефератами текстов. Для ключевых цитат, в случаях значимых определений, желательно указывать пагинацию (Платон – по изданию Стефана, Аристотель – по изданию Беккера). Традиционная пагинация указана на полях русских переводов (в научных изданиях).
2) рубрикация, подзаголовки, нумерованные списки, стрелочки, подчеркивания, рамочки, схемы, – все, что для Вас может служить инструментом для обозначения главного в тексте и наглядно обозначить, как Вы видите структуру философского рассуждения, аргументы, возражения, главное и второстепенное. Переписывать его, во всяком случае, не надо.
Конспект может быть в виде электронного файла, может быть рукописный. Его нужно будет прислать по электронной почте (если рукописный – значит, сканы). Рукописный конспект - к 17 января.
_________________________________________________________ Первый семестр ПЛАТОН _________________________________________________________
Конспект по фрагменту одного из диалогов Платона – условие допуска к экзамену по курсу «античная философия» за 1-й семестр.
На выбор два фрагмента. Рекомендуется один из первой части списка (№ 1–12) и один из второй части (№13–23) Желательно составить конспект по своему усмотрению, но в случае затруднения рекомендуется использовать разделы "Композиция диалога", которые можно найти в конце соответствующего тома Собрания сочинений Платона. Для диалога "Государство" этот раздел представлен тут СПИСОК ФРАГМЕНТОВ часть первая
1. «Алкивиад I» 106C – 112E 2. «Алкивиад I» 113D – 117B 3. «Алкивиад I» 128A – 135C 4. «Федон» 59D – 70B 5. «Федон» 70C – 77D 6. «Федон» 78B – 88E 7. «Федон» 91А – 96А 8. «Федон» 100С – 107D 9. «Теэтет» 147C – 151Е. 10. «Теэтет» 172С – 177D. 11. «Федр» 245С – 249D _______________________
часть вторая
12. «Государство», книга I, 343C - 354A + книга II, 357А – 366B 13. «Государство», книга III 14. «Государство», книга IV, 430D – 445A 16. «Государство», книга V, 476E – 480А (философ ценит и познает бытие и истину) + VI, 485B – 486D (свойства философской души) 17. «Государство», книга VI, 485B – 486D (свойства философской души)/ + VI, 493B – 497A (философы и софисты, философы и толпа) 18. «Государство», книга VI, 504E – 509B (важнейшее знание - идея Блага; Благо и Солнце). 19. «Государство», книга VI, 509D – 511E (мир умопостигаемый и мир видимый; аналогия с разделенной линией) + 534A 20. «Государство», книга VII, 514A – 521C (символ пещеры и его истолкование) 21. «Государство», книга VII, 525C – 531С – 534С (четыре математические науки и диалектика) 22. «Государство», книга VIII, 544а‒556e (виды искажений государственного устройства. Тимократия и Олигархия). 23. «Государство», книга VIII, 557а‒569С (Демократия и Тирания) 24. «Государство», книга IX, 580d–592b. 25. «Тимей» 27С ‒ 34B (начало рассуждения о возникновении Вселенной, сотворение космоса Демиургом: причина творения (29E–30Β), образец творения, телесный состав и форма космоса (30С–34Β) 26. «Тимей» 34С ‒ 42E (сотворение мировой души (34C–37C), сотворение времени, светил и звезд (37D–39E), сотворение "видимых богов", речь Демиурга к богам видимым и невидимым (41А–42Е). _________________________________________________________________________ Один фрагмент из списка* (по согласованию):
1. «Тимей» 27С ‒ 42E (начало рассуждения о возникновении Вселенной, сотворение космоса Демиургом: причина творения (29E–30Β), образец творения, телесный состав и форма космоса (30С–34Β), сотворение мировой души (34C–37C), сотворение времени (37D–39E), сотворение видимых богов, речь Демиурга к богам (41А–42Е). 2. «Тимей» 41А ‒ 58С (речь к богам (41А–42Е), сотворение богами индивидуальных душ, "третий вид" ‒ учение Платона о материи (48Е–52А), сотворение элементов из треугольников (53А–57D), причина вечного движения тел (57D–58C). 3. «Парменид» 137С – 142А (первая гипотеза: абсолютное полагание единого [единое едино] и выводы для единого). 4. «Парменид» 142Β – 157Β (вторая гипотеза: относительное полагание единого [единое есть] и выводы для единого). 5. «Парменид» 127E – 135А (первая часть диалога: обсуждение проблем, связанных с учением об идеях). При конспектировании "Парменида" полезно посмотреть на схему диалога, обозначенную в статье из Античного энциклопедического словаря здесь. 6. «Теэтет» 151E – 187Β (аргументы за и против тезиса "знание есть ощущение" , интерпретация в духе учений Гераклита и Протагора, опровержение каждого из вариантов понимания).
По конспекту на экзамене могут быть уточняющие вопросы.
______________________________________________ 2 семестр (летняя сессия) АРИСТОТЕЛЬ / ЭЛЛИНИЗМ / НЕОПЛАТОНИЗМ _________________________________________
Для допуска к экзамену необходимо написать три конспекта. Из них два по произведениям Аристотеля, третий – по произведениям философов пост-аристотелевского периода (эллинизм, неоплатонизм). По Аристотелю – рукописные. См. списки 1 и 2.
За каждый самостоятельно выполненный конспект начисляется до 16 баллов (баллы считаются после ответа на экзамене, а не до экзамена).
АРИСТОТЕЛЬ 2 конспекта 1 конспект – по логике, физике или метафизике. 2 конспект – по этике или политике (или поэтике) форма – рукописная некоторые конспекты предполагают конспект не всех глав подряд или фрагменты из разных книг
1) «Категории», главы 1–6 + 8 [про синонимы и омонимы, "находиться в подлежащем" и "сказываться в подлежащем", про все категории бытия, про первую и вторую сущности, про качества] 2) «Вторая Аналитика», кн. II, главы 1–10 + глава 19 [знание посредством доказательства]. 3) «Физика», кн. I, гл. 1 [метод исследования от понятного для нас к понятному по природе]+ кн. II, 1–8 [существующее по природе и понятие "природа", четыре причины и причины по совпадению: случай и самопроизвольность, про природу как целевую причину] 4) «Физика», кн. III, гл. 1–3 [определение движения] + кн. VIII, 1. 5) «Физика», кн. III, гл. 4–8 [про бесконечное]. 6) «Физика», кн. VIII, гл. 3–7 [о том, что предметы иногда движутся, иногда покоятся; о вечности природного движения и о первом движущем] 7) «Физика», кн. VIII, гл. 8–10 [бесконечное, единое и непрерывное движение – движение по кругу; перводвигатель не имеет величины]. 8) «О душе», кн. II, гл. 1–3; 5; 12 + кн. III, 1–2 [определение души как энтелехии; пять чувств, механизм чувственного восприятия, среда, общее чувство] 9) «О душе», кн. III, гл. 4–10 & + «Метафизика», кн. XII, главы 9–10 [об уме в действительности и ум в возможности + об уме божественном] 10) «Метафизика», кн. I, гл. 1–3 + кн. ΙΙ + кн. IV, гл. 1–3. 11) «Метафизика», кн. VII, гл. 1–6; 10–11; 17 (учение о сущности) 12) «Метафизика», кн. IX, гл. 1–8 (бытие в возможности и в действительности)
13) «Никомахова этика», кн. Ι, гл. 1–11 14) «Никомахова этика», кн. IΙ 15) «Никомахова этика», кн. IΙΙ, гл. 1–7 16) «Никомахова этика», кн. VI, гл. 1–11. 17) «Никомахова этика», кн. X, гл. 4–9. 18) «Политика», кн. I 19) «Политика», кн. III, 1–8. 20) «Политика», кн. VII + VIII, 1–5. 21) «Поэтика», гл. 1–15. /в переводе "Никомаховой этики" и "Политики" главы обозначены римскими цифрами/
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. НЕОПЛАТОНИЗМ 1 конспект форма – любая Возможны уточняющие вопросы по представленному тексту во время экзамена.
1) Эпикур. Письмо к Геродоту [о физике] + Письмо к Менекею // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн. 10. [ http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358238790 ] 2) Цицерон. О природе богов / De natura deorum. Книга вторая (или - любая из трех книг) 3) Сенека. О блаженной жизни / De vita beata 4) Сенека. О скоротечности жизни / De brevitate vitae 5) Сенека. О гневе / De ira, книга 3-я. 6) Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Epistulae morales ad Lucilium 1 конспект = четыре письма на выбор из списка.
7) Эпиктет. Беседы (1 конспект = три беседы; можно в любых сочетаниях из указанных ниже трех вариантов): Кн. IV, 1 "О свободе" ΙΙΙ, 19 "Какова установка профана и философа" ["профан": ἰδιώτης (idiôtês), обычный человек, обыватель, не-философ] III, 15 "Что приступать к каждому делу следует при тщательном рассмотрении" Кн. ΙΙΙ, 2 "В чем следует упражняться на деле тому, кто намерен совершенствоваться, и что мы не заботимся о главнейших вещах" [упражнение - askesis, аскеза], III, 3 "Что есть предмет добродетельного человека и против чего главным образом следует упражняться на деле" III, 12 "Об упражнении на деле". Кн. I, 9 "К каким следствиям можно придти, исходя из того, что мы родственны богу" I, 12 "О довольстве" I, 14 "Что божество видит всех" II, 9 «Что не справляясь с назначением человека, мы еще и за назначение философа беремся». II, 19 «Против тех, кто овладевает учением философов только лишь в рассуждении»
8) Марк Аврелий. К себе самому (конспект любых двух книг из 12 - кроме первой) Варианты перевода заголовка в опубликованных изданиях: "Размышления", "Медитации", "Наедине с собой", "К себе самому". В греческом оригинале eis emayton, букв. "к себе самому". 9) Алкиной. Учебник платоновской философии, главы 1-28. 10) Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием
11) Плотин. О Благе, или Едином (Энн. VI, 9) 12) Плотин. Об уме, идеях и сущем (Энн. V, 9) 13) Плотин. О трех начальных сущностях (Энн. V, 1) 14) Плотин. О прекрасном (Энн. I, 6).
15) Порфирий. Подступы к упомостигаемому, 1-31.
16) Прокл. Первоосновы теологии. Раздел I, теоремы 1-25. 17) Прокл. Первоосновы теологии. Раздел I. теоремы 26-49. 18) Прокл. Первоосновы теологии. Раздел I. теоремы 50-74.
|
|||||
|