ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 2023–2024 учебный год
КОНСПЕКТЫ
Конспект сочинения (трактата, диалога) является сокращенным по отношению к тексту оригинала изложением его содержания. Это показатель Вашей работы с философским текстом. Поэтому в конспекте должны присутствовать
1) во-первых, выписки, дословные цитаты, – они показывают, что Вы работали именно с переводами Платона или Аристотеля, а не с пересказами или рефератами текстов. Для ключевых цитат, в случаях значимых определений, желательно указывать пагинацию (Платон – по изданию Стефана, Аристотель – по изданию Беккера). Традиционная пагинация указана на полях русских переводов (в научных изданиях).
2) во-вторых, темы, заголовки, рубрики, параграфы, нумерованные списки, стрелочки, подчеркивания, рамочки, схемы, – все, что для Вас может служить инструментом для обозначения главного в тексте и наглядно обозначить, как Вы видите структуру рассуждения, аргументы, возражения, главное и второстепенное в философском сочинении.
Конспект может быть в виде электронного файла, может быть рукописный. Его нужно будет прислать по электронной почте (если рукописный – значит, сканы). Рукописные конспекты нужны 12 января, на семинаре.
_________________________________________________________ Первый семестр ПЛАТОН _________________________________________________________
Конспект по Платону – условие допуска к экзамену по курсу «античная философия» за 1-й семестр.
На выбор два фрагмента. Рекомендуется один из первой списка (№ 1–12) и один из второй половины (№13–23) Можно и желательно составить конспект по своему усмотрению, но в случае затруднения рекомендуется использовать разделы "Композиция диалога", которые можно найти в конце соответствующего тома Собрания сочинений Платона. Нужно выделение основных моментов рассуждения, тематизация, рубрикация, и главное - цитаты из текста самого Платона, которые Вы считаете важными для данного фрагмента. После цитат надо указывать пагинацию. Для диалога "Государства" этот раздел представлен тут СПИСОК
1. «Алкивиад I» 106C – 112E (о предмете управления государством (политики), о понятиях справедливости и несправедливости и источниках нашего знания об этом. Сократ доказывает Алкивиаду, что тот ничего не знает). 2. «Алкивиад I» 113D – 117B (опровержение довода Алкивиада о самоочевидности справедливости; справедливое и полезное) 3. «Алкивиад I» 128A – 135C (забота о себе; чтобы стать лучше, нужно познать самих себя; интерпретация дельфийской надписи; самопознание как условие политической деятельности) 4. «Федон» 64A – 69D-E (отношение философа к смерти) 5. «Федон» 72E – 77D (второй аргумент о знании как припоминании) 6. «Федон» 78B – 82E (третий аргумент о принадлежности души вечной природе, – начало рассуждения: различение бытия и становления, о природе души и тела, важности заботы о душе) 7. «Федон» 82E – 88E (третий аргумент о принадлежности души вечной природе, – рассуждение о познании, о теле как темнице для души, об удовольствиях и страданиях, возражения пифагорейцев Симмия и Кебета против тезиса о бессмертии души, в т.ч. пример с долговечностью плаща) 8. «Федон» 91А – 96А (третий аргумент: завершение, - доводы против учения о душе как гармонии). 9. «Федон» 100С – 108А (четвертый аргумент - "доказательство неуничтожимости и бессмертия души". Термин "причастность". Рассуждение о тождестве души и жизни. Выводы: если душа бессмертна, то она требует заботы). 10. «Теэтет» 149А – 151Е. Майевтика Сократа. 11. «Теэтет» 172С – 177D Об истинных философах и обывателях. Определение философии как "посильном уподоблении богу". 12. «Федр» 245С – 249D (душа как начало движения; образ колесницы)
_______________________
13. «Пир» 201D – 212B (речь Диотимы) 14. «Государство», книга I. Обсуждение понятия справедливость 16. 17. «Государство», книга IV, 439А – 442D (три части души). 19. «Государство», книга V, 476E – 480А (философ ценит и познает бытие и истину) + VI, 485B – 486D (свойства философской души) 20. «Государство», книга VI, 485B – 486D (свойства философской души)/ + VI, 493B – 497A (философы и софисты, философы и толпа) 21. «Государство», книга VI, 504E – 509B (важнейшее знание - идея Блага; Благо и Солнце). 22. «Государство», книга VI, 509D – 511E (мир умопостигаемый и мир видимый аналогия с разделенной линией). 23. «Государство», книга VII, 514A – 518D (символ пещеры и его истолкование) 24. «Государство», книга VII, 525C – 531С (путь восхождения души к созерцанию истинного бытия - четыре науки: арифметика, геометрия, астрономия, музыка). 25. «Государство», книга VII, 531D – 534С (о диалектическом методе познания) 26. «Государство», книга VIII, 544а‒562b (виды государственного устройства и соответствующие им типы людей). 27. «Тимей» 27С ‒ 34B (начало рассуждения о возникновении Вселенной, сотворение космоса Демиургом: причина творения (29E–30Β), образец творения, телесный состав и форма космоса (30С–34Β) 28. «Тимей» 34С ‒ 42E (сотворение мировой души (34C–37C), сотворение времени, светил и звезд (37D–39E), сотворение "видимых богов", речь Демиурга к богам видимым и невидимым (41А–42Е). _________________________________________________________________________ Один фрагмент из списка* (по согласованию):
1. «Тимей» 27С ‒ 42E (начало рассуждения о возникновении Вселенной, сотворение космоса Демиургом: причина творения (29E–30Β), образец творения, телесный состав и форма космоса (30С–34Β), сотворение мировой души (34C–37C), сотворение времени, светил и звезд (37D–39E), сотворение видимых богов, речь Демиурга к богам видимым и невидимым (41А–42Е). 2. «Тимей» 41А ‒ 58С (речь к богам видимым и невидимым (41А–42Е), сотворение богами индивидуальных душ и распределение их по звездам, начало рассуждения о том, «что возникло силой необходимости» (–48А), "третий вид" ‒ учение Платона о материи-восприемнице (48Е–52А), сотворение простых тел (элементов) из двух видов первичных треугольников, взаимопереход простых тел (53А–57D), причина вечного движения тел внутри космоса (57D–58C). 3. «Парменид» 137С – 142А (первая гипотеза: абсолютное полагание единого [единое едино] и выводы для единого). 4. «Парменид» 142Β – 157Β (вторая гипотеза: относительное полагание единого [единое есть] и выводы для единого). 5. «Парменид» 127E – 135А (первая часть диалога: обсуждение проблем, связанных с учением об идеях). При конспектировании "Парменида" полезно посмотреть на схему диалога, обозначенную в статье из Античного словаря здесь. 6. «Теэтет» 151E – 187Β (аргументы за и против тезиса "знание есть ощущение" ("знающий ощущает то, что знает, и, как мне теперь кажется, знание – это не что иное, как ощущение"), интерпретация в духе учений Гераклита и Протагора, опровержение каждого из вариантов понимания). Ощущение = aisthesis, чувственное восприятие.
По конспекту на экзамене могут быть уточняющие вопросы.
______________________________________________ 2 семестр (летняя сессия) АРИСТОТЕЛЬ / ЭЛЛИНИЗМ / НЕОПЛАТОНИЗМ _________________________________________
Для допуска к экзамену необходимо написать три конспекта. Из них два по произведениям Аристотеля, третий – по произведениям философов пост-аристотелевского периода (эллинизм, неоплатонизм). По Аристотелю – рукописные. См. списки 1 и 2.
За каждый самостоятельно выполненный конспект начисляется до 16 баллов (баллы считаются после ответа на экзамене, а не до экзамена).
АРИСТОТЕЛЬ 2 конспекта 1 конспект – по логике, физике или метафизике. 2 конспект – по этике или политике (или поэтике) форма – рукописная некоторые конспекты предполагают конспект не всех глав подряд или фрагменты из разных книг
1) «Категории», главы 1–6 + 8 [про синонимы и омонимы, "находиться в подлежащем" и "сказываться в подлежащем", про все категории бытия, про первую и вторую сущности, про качества] 2) «Вторая Аналитика», кн. II, главы 1–10 + глава 19 [знание посредством доказательства]. 3) «Физика», кн. I, гл. 1 [метод исследования от понятного для нас к понятному по природе]+ кн. II, 1–8 [существующее по природе и понятие "природа", четыре причины и причины по совпадению: случай и самопроизвольность, про природу как целевую причину] 4) «Физика», кн. III, гл. 1–3 [определение движения] + кн. VIII, 1. 5) «Физика», кн. III, гл. 4–8 [про бесконечное]. 6) «Физика», кн. VIII, гл. 3–7 [о том, что предметы иногда движутся, иногда покоятся; о вечности природного движения и о первом движущем] 7) «Физика», кн. VIII, гл. 8–10 [бесконечное, единое и непрерывное движение – движение по кругу; перводвигатель не имеет величины]. 8) «О душе», кн. II, гл. 1–3; 5; 12 + кн. III, 1–2 [определение души как энтелехии; пять чувств, механизм чувственного восприятия, среда, общее чувство] 9) «О душе», кн. III, гл. 4–10 & + «Метафизика», кн. XII, главы 9–10 [об уме в действительности и ум в возможности + об уме божественном] 10) «Метафизика», кн. I, гл. 1–3 + кн. ΙΙ + кн. IV, гл. 1–3. 11) «Метафизика», кн. VII, гл. 1–6; 10–11; 17 (учение о сущности) 12) «Метафизика», кн. IX, гл. 1–8 (бытие в возможности и в действительности)
13) «Никомахова этика», кн. Ι, гл. 1–11 14) «Никомахова этика», кн. IΙ 15) «Никомахова этика», кн. IΙΙ, гл. 1–7 16) «Никомахова этика», кн. VI, гл. 1–11. 17) «Никомахова этика», кн. X, гл. 4–9. 18) «Политика», кн. I 19) «Политика», кн. III, 1–8. 20) «Политика», кн. VII + VIII, 1–5. 21) «Поэтика», гл. 1–15. /в переводе "Никомаховой этики" и "Политики" главы обозначены римскими цифрами/
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. НЕОПЛАТОНИЗМ 1 конспект форма – любая Возможны уточняющие вопросы по представленному тексту во время экзамена.
1) Эпикур. Письмо к Геродоту [о физике] + Письмо к Менекею // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн. 10. [ http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358238790 ] 2) Цицерон. О природе богов / De natura deorum. Книга вторая (или - любая из трех книг) 3) Сенека. О блаженной жизни / De vita beata 4) Сенека. О скоротечности жизни / De brevitate vitae 5) Сенека. О гневе / De ira, книга 3-я. 6) Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Epistulae morales ad Lucilium 1 конспект = четыре письма на выбор из списка.
7) Эпиктет. Беседы (1 конспект = три беседы; можно в любых сочетаниях из указанных ниже трех вариантов): Кн. IV, 1 "О свободе" ΙΙΙ, 19 "Какова установка профана и философа" ["профан": ἰδιώτης (idiôtês), обычный человек, обыватель, не-философ] III, 15 "Что приступать к каждому делу следует при тщательном рассмотрении" Кн. ΙΙΙ, 2 "В чем следует упражняться на деле тому, кто намерен совершенствоваться, и что мы не заботимся о главнейших вещах" [упражнение - askesis, аскеза], III, 3 "Что есть предмет добродетельного человека и против чего главным образом следует упражняться на деле" III, 12 "Об упражнении на деле". Кн. I, 9 "К каким следствиям можно придти, исходя из того, что мы родственны богу" I, 12 "О довольстве" I, 14 "Что божество видит всех" II, 9 «Что не справляясь с назначением человека, мы еще и за назначение философа беремся». II, 19 «Против тех, кто овладевает учением философов только лишь в рассуждении»
8) Марк Аврелий. К себе самому (конспект любых двух книг из 12 - кроме первой) Варианты перевода заголовка в опубликованных изданиях: "Размышления", "Медитации", "Наедине с собой", "К себе самому". В греческом оригинале eis emayton, букв. "к себе самому". 9) Алкиной. Учебник платоновской философии, главы 1-28. 10) Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием
11) Плотин. О Благе, или Едином (Энн. VI, 9) 12) Плотин. Об уме, идеях и сущем (Энн. V, 9) 13) Плотин. О трех начальных сущностях (Энн. V, 1) 14) Плотин. О прекрасном (Энн. I, 6).
15) Порфирий. Подступы к упомостигаемому, 1-31.
16) Прокл. Первоосновы теологии. Раздел I, теоремы 1-25. 17) Прокл. Первоосновы теологии. Раздел I. теоремы 26-49. 18) Прокл. Первоосновы теологии. Раздел I. теоремы 50-74.
|
|||||
|