Институт Философии
Российской Академии Наук




  КОНСПЕКТЫ
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы » РГГУ » КОНСПЕКТЫ

КОНСПЕКТЫ

2021-2022 учебный год

 

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

КОНСПЕКТЫ

 

Конспект, conspectus (обзорное изложение) - подробное, но сокращенное по отношению к тексту оригинала изложение содержания, выписки с пометками. Это результат Вашей работы с текстом. Поэтому в конспекте должны присутствовать цитаты источника (много цитат), показывающие, что Вы работали именно с текстом Платона. В кнце надо указать, каким изданием в чьем переводе на русский язык Вы пользовались.

 

В конспекте могут быть подчеркивания, выделения цветом, схемы, чертежи, обозначения той или иной темы, пункта, аргумента - все, что для Вас может служить инструментом обозначения главного в тексте и показывает то, как Вы поняли прочитанное. Переписывать текст подряд не нужно. Ссылаться на пагинацию по Стефану (это те цифры и буквы, которые проставлены на полях, сбоку от текста) - иногда нужно.

 

Как проверить, конспект получился хороший или нет? - Очень просто: возьмите свой конспект в руки, выключите другие источники информации и изложите логику рассуждения, содержание аргументации в том или ином диалоге (или его части). Если Ваш конспект позволяет это сделать, то все получилось.

 

Конспект может быть в виде электронного файла и написанный на бумаге. В любом случае его нужно прислать по электронной почте (рукописный - значит, сканы).

 

ЭКЗАМЕН (зимняя сессия)

 

Конспект по Платону – условие допуска к экзамену по курсу «античная философия» за 1-й семестр. Для всех без исключения.

 

Срок сдачи конспекта – до 15 января 2022 г. включительно.

 

Можно выбрать любой 1 пункт из перечисленных ниже.

Если нет знака * - значит, конспект полного текста диалога.

 

Основной список (рекомендуется)

 

1.  «Алкивиад I»

2. «Менон»

3.  «Федон»

4.  «Теэтет»*: 145с – 187b (первое определение знания)

5.  «Теэтет»*: 187b – 209b (второе и третье определения знания)

6.  «Государство»*: IV, 419A – 445E – 466 D

7. «Государство»*: V, 473D – VI, 484A–504E

8.  «Государство»*: VI, 504D– VII, 521B – 541A 

9.  «Государство»*: Χ, 601Α – 621D

10. «Тимей»*:  27С‒58С 

11. «Парменид»*: 126А – 135С – 135D – 142A (до 1-й гипотезы включительно)

(фрагмент до слов 135С «что же ты будешь делать с философией? Куда обратишься, не зная таких вещей?»

+ фрагмент до 142A «так не хочешь ли, вернемся снова к первоначальному предположению»)

12. «Парменид»*: 135D – 166С – (все 8 гипотез полагания и отрицания единого)

(до слов «существует ли единое или не существует, – и оно и иное оказываются по отношению к себе и друг другу всячески (πάντα πάντως) существуют и не существуют, и кажутся и не кажутся»)

 

 

Дополнительно

 

13. «Кратил»

14. «Протагор»

15. «Горгий»

16. «Федр»

17. «Пир»

18. «Софист»

19. «Государство»*, VIII, 543А – 569С – IX, 592B

 

 

По Вашему конспекту на экзамене могут быть уточняющие проверочные вопросы.

 

В баллах конспект = до 25 баллов.

Работа по Гераклиту = до 20 баллов.

Указаны оценочные баллы за вовремя представленные самостоятельные работы.

 

 

 

ЭКЗАМЕН (летняя сессия)

 

Для допуска к экзамену необходимо предоставить три конспекта из списка (см. далее). из них два по Аристотелю, один не по Аристотелю. Конспекты на бумаге, а не в электронном файле.

У кого нет конспектов - у того экзамен будет в следующий раз.

После ответа на экзамене по билету (а не до экзамена), за каждый самостоятельно выполненный конспект начисляется до 15 баллов, итого - maximum 45.

"Конспект", conspectus, - результат Вашей работы с текстом. Поэтому в тексте могут и должны присутствовать подчеркивания, выделения цветом, схемы, чертежи. В конспектам по Аристотелю плюсом являются ссылки на пагинацию по Беккеру (для важных определений).

 

 

КОНСПЕКТЫ

 

Список 1. АРИСТОТЕЛЬ

2 конспекта

форма записи - рукопись

 

1) «Категории», главы 1-5. - [про синонимы и омонимы, про "находиться в подлежащем" и "сказываться в подлежащем", про 10 категорий, про первую и вторую сущности]

2) «Вторая Аналитика», кн. II, главы 1-10 + глава 19 [о знании посредством доказательства].

3) «Физика», кн. II [здесь про существующее по природе и понятие "природа", четыре причины и причины по совпадению: случай и самопроизвольность, про природу как целевая причина]

4) или другие книги: «Физика», кн. III (определение движения). или кн. VII, или кн. VIII (перводвигатель).

5) «О душе», кн. II, 1-6; 12 & III, 1-2 [определение души как энтелехии; пять чувств, механизм чувственного восприятия, среда, общее чувство]

6) «О душе», кн. III, гл. 4-10 & & «Метафизика», кн. XII, главы 9-10. [здесь об уме в действительности и в возможности & об уме божественном]

7) "Метафизика", кн. I, гл. 1-3 & кн. ΙΙ & IV, гл. 1-3.

8) "Метафизика", кн. VII, 1-6; 10-11; 17 (учение о сущности)

9) "Метафизика", кн. IX (бытие в возможности и в действительности)

10) «Никомахова этика», кн. Ι & кн. X, 6-8

11) «Никомахова этика», кн. IΙ.

12) «Политика», кн. I

13) «Политика», кн. VII & VIII, 1-5.

 

 

Список 2. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ + НЕОПЛАТОНИЗМ (рукопись либо электронный формат)

1 конспект

По компьютерной распечатке (а не рукописному конспекту) могут быть уточняющие вопросы по представленному тексту.

 

  • Эллинистическая философия

 

1) Эпикур. Письмо к Геродоту [о физике] & Письмо к Менекею // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн. 10.

2) Цицерон. О природе богов / De natura deorum (любая из трех книг)

3) Сенека. О блаженной жизни / De vita beata

4) Сенека. О скоротечности жизни / De brevitate vitae

5) Сенека. О гневе / De ira, книга 3-я.

6) Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Epistulae morales ad Lucilium

четыре письма на выбор из списка. Желательно сформулировать для каждого письма, какова его тема:

  • Письмо 9 - о философии и дружбе, о значении слов sapientem se ipso esse contentum и различии воззрений стоиков и эпикурейцев
  • Письмо 16 - "разберись в самом себе, со всех сторон осмотри себя  и проверь / Excute te et varie scrutare et observa ", - философия "Non in verbis, sed in rebus est" - "не допускай, чтобы порыв твоей дущи поник и остыл / ne patiaris inpetum animi tui delabi et refrigescere"
  • Письмо 20 -[facere docet philosophia, non dicere; "Первая обязанность мудрого и первый признак мудрости не допускать расхождения между словом и делом и быть всегда самим собою" / Maximum hoc est et officium sapientiae et indicium, ut verbis opera concordent, ut ipse ubique par sibi idemque sit]
  • Письмо 23 - [Поверь мне, настоящая радость сурова / Mihi crede, verum gaudium res severa est"]; [жизнь некоторых заканчивается, так и не начавшись / quidam ante vivere desierunt quam inciperent].
  • Письмо 24 - ["нужны непрестанные побуждения и ободрения, чтобы мы избавились и от чрезмерной любви к жизни и от чрезмерной ненависти к ней"]
  • Письмо 36
  • Письмо 45 - "люди не живут, а собираются жить и все и вся откладывают"
  • Письмо 58 - здесь есть цитата из Гераклита: "Я сам изменяюсь, пока рассуждаю об изменении всех вещей. Об этом и говорит Гераклит: "Мы входим и не входим дважды в один и тот же поток" / Ego ipse, dum loquor mutari ista, mutatus sum. Hoc est, quod ait Heraclitus : " In idem flumen bis descendimus et non descendimus." В этом же письме есть рассказ о восточных магах, которые принесли жертву Платону в день его смерти, ибо прожил он девятью девять лет - perfectissimum numerum.
  • Письмо 59 - "мы слишком скоро начинаем нравиться самим себе" / cito nobis placemus
  • Письмо 65 -
  • Письмо 66
  • Письмо 70
  • Письмо 72
  • Письмо 74
  • Письмо 85
  • Письмо 70
  • Письмо 107 - [именно здесь Ducunt volentem fata, nolentem trаhunt, и это цитата из Клеанфа]
  • Письмо 108
  • Письмо 110
  • Письмо 121 - "первые орудия, данные природой для выживания - приспособленье и любовь к себе" / Primum hoc instrumentum in ilia natura contulit ad permanendum, conciliationem et caritatem sui.

 7) Эпиктет. Беседы (1 конспект = три беседы; можно и в других сочетаниях из указанных ниже трех вариантов):

  • Кн. IV, 1 "О свободе"

+ Кн. ΙΙΙ, 19 "Какова установка профана и философа" ["профан": ἰδιώτης (idiôtês), простой человек, обыватель, не-философ]

+ Кн. III, 15 "Что приступать к каждому делу следует при тщательном рассмотрении"

  • Кн. ΙΙΙ, 2 "В чем следует упражняться на деле тому, кто намерен совершенствоваться, и что мы не заботимся о главнейших вещах"  [упражнение - askesis, аскеза],

+ Кн. III, 3 "Что есть предмет добродетельного человека и против чего главным образом следует упражняться на деле"

+ Кн. III, 12 "Об упражнении на деле".

  • Кн. I, 9 "К каким следствиям можно придти, исходя из того, что мы родственны богу"

+ Кн. I, 12 "О довольстве"

+ Кн. I, 14 "Что божество видит всех"

8) Марк Аврелий. К себе самому (конспект любых двух книг из 12 - кроме первой)

Варианты перевода заголовка в опубликованных изданиях: "Размышления", "Медитации", "Наедине с собой", "К себе самому". В греческом оригинале eis emayton, букв. "к себе самому".

9) Алкиной. Учебник платоновской философии, главы 1-28.

 

  • Неоплатонизм

 

10) Плотин. О Благе, или Едином (Энн. VI, 9)

11) Плотин. Об уме, идеях и сущем (Энн. V, 9)

12) Плотин. О трех начальных сущностях (Энн. V, 1).

Варианты перевода заголовка в опубликованных изданиях трактата V, 1:

О трех первых началах, или субстанциях (Малеванский); О трех первоначальных субстанциях; О трех начальных сущностях (Шичалин), О трех царствующих ипостасях (Сидаш). В греческом оригинале - hypostasis, ипостась, что в переводе означает "сущность".

 

Примечание: конспекты Плотина и чтение Плотина рекомендуются по переводам Ю. Шичалина или Г. Малеванского, не рекомендуются переводы Т. Сидаша.