Институт Философии
Российской Академии Наук




  КОНСПЕКТЫ
Главная страница » » Учебные материалы » РГГУ » КОНСПЕКТЫ

КОНСПЕКТЫ

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ


2021–2022 учебный год

 

КОНСПЕКТЫ

 

Конспект сочинения (трактата, диалога) является сокращенным по отношению к тексту оригинала изложением его содержания. Это показатель Вашей работы с философским текстом. Поэтому в конспекте должны присутствовать

 

1) во-первых, выписки, дословные цитаты,  они показывают, что Вы работали именно с переводами Платона или Аристотеля, а не с пересказами или рефератами текстов. Для ключевых цитат, в случаях значимых определений, желательно указывать пагинацию (Платон – по изданию Стефана, Аристотель – по изданию Беккера). Традиционная пагинация указана на полях русских переводов (в научных изданиях).

 

2) во-вторых, темы, заголовки, рубрики, параграфы, нумерованные списки, стрелочки, подчеркивания,  рамочки, схемы, – все, что для Вас может служить инструментом для обозначения главного в тексте и наглядно обозначить, как Вы видите структуру рассуждения, аргументы, возражения, главное и второстепенное в философском сочинении. 

 

Конспект может быть в виде электронного файла, может быть рукописный. Его нужно будет прислать по электронной почте (если рукописный – значит, сканы).

 

_________________________________________________________

1 семестр (зимняя сессия)

ПЛАТОН

_________________________________________________________

 

Конспект по Платону – условие допуска к экзамену по курсу «античная философия» за 1-й семестр. 

 

На выбор два фрагмента. Рекомендуется один из первой списка (№ 112) и один из второй половины (№1323)


:

 

1. «Алкивиад I» 106C 112E

(о предмете управления государством (политики), о понятиях справедливости и несправедливости и источниках нашего знания об этом. Сократ доказывает Алкивиаду, что тот ничего не знает).

2. «Алкивиад I» 113D – 117B

(опровержение довода Алкивиада о самоочевидности справедливости; справедливое и полезное)

3. «Алкивиад I» 128A 135C

(забота о себе; чтобы стать лучше, нужно познать самих себя; интерпретация дельфийской надписи; самопознание как условие политической деятельности)

4. «Федон» 64A – 69D-E

(отношение философа к смерти)

5. «Федон» 72E – 77D

(второй аргумент о знании как припоминании)

6. «Федон» 78B – 82E

(третий аргумент о принадлежности души вечной природе,  начало рассуждения: различение бытия и становления, о природе души и тела, важности заботы о душе)

7. «Федон» 82E – 88E

(третий аргумент о принадлежности души вечной природе,  рассуждение о познании, о теле как темнице для души, об удовольствиях и страданиях, возражения пифагорейцев Симмия и Кебета против тезиса о бессмертии души, в т.ч. пример с долговечностью плаща)

8. «Федон» 91А – 96А

(третий аргумент: завершение, - доводы против учения о душе как гармонии).

9. «Федон» 100С – 108А

(четвертый аргумент - "доказательство неуничтожимости и бессмертия души". Термин "причастность". Рассуждение о тождестве души и жизни. Выводы: если душа бессмертна, то она требует заботы).

10. «Теэтет» 149А – 151Е. Майевтика Сократа.

11. «Теэтет» 172С – 177D Об истинных философах и обывателях. Определение философии как "посильном уподоблении богу".

12. «Федр» 245С – 249D

(душа как начало движения; образ колесницы)

 

_______________________

13. «Пир» 201D – 212B (речь Диотимы)

14. «Государство», книга IV, 439А – 442D (три части души).

15. «Государство», книга V, 476E – 480А  (философ ценит и познает бытие и истину) + VI, 485B – 486D (свойства философской души)

16. «Государство», книга VI, 485B – 486D (свойства философской души)/ + VI, 493B 497A (философы и софисты, философы и толпа)

17. «Государство», книга VI, 504E – 509B (важнейшее знание - идея Блага; Благо и Солнце).

18. «Государство», книга VI, 509D – 511E (мир умопостигаемый и мир видимый  аналогия с разделенной линией).

19. «Государство», книга VII, 514A – 518D (символ пещеры и его истолкование)

20. «Государство», книга VII, 525C  531С (путь восхождения души к созерцанию истинного бытия - четыре науки: арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

21. «Государство», книга VII, 531D – 534С (о диалектическом методе познания)

22. «Тимей» 27С ‒ 34B (начало рассуждения о возникновении Вселенной, сотворение космоса Демиургом: причина творения (29E30Β), образец творения, телесный состав и форма космоса (30С34Β)

23. «Тимей» 34С ‒ 42E (сотворение мировой души (34C–37C), сотворение времени, светил и звезд (37D–39E), сотворение "видимых богов", речь Демиурга к богам видимым и невидимым (41А42Е).

_________________________________________________________________________


Один фрагмент из списка* (по согласованию):

 

1. «Тимей» 27С ‒ 42E

(начало рассуждения о возникновении Вселенной, сотворение космоса Демиургом: причина творения (29E30Β), образец творения, телесный состав и форма космоса (30С34Β), сотворение мировой души (34C–37C), сотворение времени, светил и звезд (37D–39E), сотворение видимых богов, речь Демиурга к богам видимым и невидимым (41А42Е).

2. «Тимей» 41А ‒ 58С

(речь к богам видимым и невидимым (41А42Е), сотворение богами индивидуальных душ и распределение их по звездам, начало рассуждения о том, «что возникло силой необходимости» (48А), "третий вид"  учение Платона о материи-восприемнице (48Е52А), сотворение простых тел (элементов) из двух видов первичных треугольников, взаимопереход простых тел (53А57D), причина вечного движения тел внутри космоса (57D58C).

3. «Парменид» 137С – 142А

(первая гипотеза: абсолютное полагание единого [единое едино] и выводы для единого).

4. «Парменид» 142Β 157Β 

(вторая гипотеза: относительное полагание единого [единое есть] и выводы для единого).

5. «Парменид» 127E – 135А

(первая часть диалога: обсуждение проблем, связанных с учением об идеях).

При конспектировании "Парменида" полезно посмотреть на схему диалога, обозначенную в статье из Античного словаря здесь.

6. «Теэтет» 151E 187Β 

(аргументы за и против тезиса "знание есть ощущение" ("знающий ощущает то, что знает, и, как мне теперь кажется, знание – это не что иное, как ощущение"), интерпретация в духе учений Гераклита и Протагора, опровержение каждого из вариантов понимания).

Ощущение = aisthesis, чувственное восприятие.

 

По конспекту на экзамене могут быть уточняющие вопросы.

 

 ______________________________________________

 2 семестр (летняя сессия)

АРИСТОТЕЛЬ и ЭЛЛИНИЗМ

 _________________________________________

 

Для допуска к экзамену необходимо написать три конспекта. Из них два по произведениям Аристотеля, третий – по произведениям философов пост-аристотелевского периода (эллинизм, неоплатонизм). По Аристотелю – рукописные. См. списки 1 и 2.

 

За каждый самостоятельно выполненный конспект начисляется до 16 баллов (баллы считаются после ответа на экзамене, а не до экзамена).

 

 

АРИСТОТЕЛЬ

2 конспекта

1 конспект – по логике, физике или метафизике.

2 конспект – по этике или политике (или поэтике)

форма – рукописная

некоторые конспекты предполагают конспект не всех глав подряд или фрагменты из разных книг 

 

1) «Категории», главы 1–6 + 8  [про синонимы и омонимы, "находиться в подлежащем" и "сказываться в подлежащем", про все категории бытия, про первую и вторую сущности, про качества]

2) «Вторая Аналитика», кн. II, главы 1–10 + глава 19  [знание посредством доказательства].

3) «Физика», кн. I, гл. 1 [метод исследования от понятного для нас к понятному по природе]+ кн. II, 1–8  [существующее по природе и понятие "природа", четыре причины и причины по совпадению: случай и самопроизвольность, про природу как целевую причину]

4) «Физика», кн. III, гл. 1–3  [определение движения] + кн. VIII, 1.

5) «Физика», кн. III, гл. 4–8  [про бесконечное].

6) «Физика», кн. VIII, гл. 3–7 [о том, что предметы иногда движутся, иногда покоятся; о вечности природного движения и о первом движущем]

7) «Физика», кн. VIII, гл. 8–10 [бесконечное, единое и непрерывное движение – движение по кругу; перводвигатель не имеет величины].

8) «О душе», кн. II, гл. 1–3; 5; 12 + кн. III, 1–2 [определение души как энтелехии; пять чувств, механизм чувственного восприятия, среда, общее чувство]

9) «О душе», кн. III, гл. 4–10 & + «Метафизика», кн. XII, главы 9–10 [об уме в действительности и ум в возможности + об уме божественном]

10) «Метафизика», кн. I, гл. 1–3 + кн. ΙΙ + кн. IV, гл. 1–3.

11) «Метафизика», кн. VII, гл. 1–6; 10–11; 17 (учение о сущности)

12) «Метафизика», кн. IX, гл. 1–8 (бытие в возможности и в действительности) 

 

13) «Никомахова этика», кн. Ι, гл. 1–10 + кн. X, гл. 6–8

14) «Никомахова этика», кн. IΙ.

15) «Никомахова этика», кн. IΙΙ, гл. 1–7; 10–11

16) «Никомахова этика», кн. VI, гл. 1–11.

17) «Никомахова этика», кн. X, гл. 49.

18) «Политика», кн. I

19) «Политика», кн. III, 1–8.

20) «Политика», кн. VII + VIII, 1–5.

21) «Поэтика», гл. 1–15.

/в переводе "Никомаховой этики" и "Политики" главы обозначены римскими цифрами/

 

 ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.  НЕОПЛАТОНИЗМ

1 конспект

форма – любая

Возможны уточняющие вопросы по представленному тексту во время экзамена.

 

  • Эллинистическая философия

 

1) Эпикур. Письмо к Геродоту [о физике] + Письмо к Менекею // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн. 10. [ http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358238790 ]

2) Цицерон. О природе богов / De natura deorum. Книга вторая (или - любая из трех книг)

3) Сенека. О блаженной жизни / De vita beata

4) Сенека. О скоротечности жизни / De brevitate vitae

5) Сенека. О гневе / De ira, книга 3-я.

6) Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Epistulae morales ad Lucilium

1 конспект = четыре письма на выбор из списка. 

  • Письмо 9. - о философии и дружбе, о значении слов sapientem se ipso esse contentum и различии воззрений стоиков и эпикурейцев
  • Письмо 16. - "разберись в самом себе, со всех сторон осмотри себя  и проверь / Excute te et varie scrutare et observa ", - философия "Non in verbis, sed in rebus est" - "не допускай, чтобы порыв твоей дущи поник и остыл / ne patiaris inpetum animi tui delabi et refrigescere"
  • Письмо 20. -[facere docet philosophia, non dicere; "Первая обязанность мудрого и первый признак мудрости не допускать расхождения между словом и делом и быть всегда самим собою" / Maximum hoc est et officium sapientiae et indicium, ut verbis opera concordent, ut ipse ubique par sibi idemque sit]
  • Письмо 23. - [Поверь мне, настоящая радость сурова / Mihi crede, verum gaudium res severa est"]; [жизнь некоторых заканчивается, так и не начавшись / quidam ante vivere desierunt quam inciperent].
  • Письмо 24. - ["нужны непрестанные побуждения и ободрения, чтобы мы избавились и от чрезмерной любви к жизни и от чрезмерной ненависти к ней"]
  • Письмо 36.
  • Письмо 45. - "люди не живут, а собираются жить и все и вся откладывают"
  • Письмо 58 - здесь есть цитата из Гераклита: "Я сам изменяюсь, пока рассуждаю об изменении всех вещей. Об этом и говорит Гераклит: "Мы входим и не входим дважды в один и тот же поток" / Ego ipse, dum loquor mutari ista, mutatus sum. Hoc est, quod ait Heraclitus : " In idem flumen bis descendimus et non descendimus." В этом же письме есть рассказ о восточных магах, которые принесли жертву Платону в день его смерти, ибо прожил он девятью девять лет - perfectissimum numerum.
  • Письмо 59. - "радость - цель для всех, но где отыскать великую и непреходящую радость, люди не знают".
  • Письмо 65. - "то же место, что в этом мире бог, занимает в человеке душа; что в мире материя, то в нас - тело"
  • Письмо 66.
  • Письмо 70.
  • Письмо 72.
  • Письмо 74.
  • Письмо 85.
  • Письмо 70.
  • Письмо 107. - [здесь Ducunt volentem fata, nolentem trаhunt, и это цитата из Клеанфа]
  • Письмо 108.
  • Письмо 110.
  • Письмо 121. - "первые орудия, данные природой для выживания - приспособленье и любовь к себе"

7) Эпиктет. Беседы (1 конспект = три беседы; можно в любых сочетаниях из указанных ниже трех вариантов):

Кн. IV, 1 "О свободе"

ΙΙΙ, 19 "Какова установка профана и философа" ["профан": ἰδιώτης (idiôtês), обычный человек, обыватель, не-философ]

III, 15 "Что приступать к каждому делу следует при тщательном рассмотрении"

Кн. ΙΙΙ, 2 "В чем следует упражняться на деле тому, кто намерен совершенствоваться, и что мы не заботимся о главнейших вещах"  [упражнение - askesis, аскеза],

III, 3 "Что есть предмет добродетельного человека и против чего главным образом следует упражняться на деле"

III, 12 "Об упражнении на деле".

Кн. I, 9 "К каким следствиям можно придти, исходя из того, что мы родственны богу"

I, 12 "О довольстве"

I, 14 "Что божество видит всех"

II, 9   «Что не справляясь с назначением человека, мы еще и за назначение философа беремся».

II, 19   «Против тех, кто овладевает учением философов только лишь в рассуждении» 

 

8) или  2 письма Сенеки + 2 беседы Эпиктета

 

8) Марк Аврелий. К себе самому (конспект любых двух книг из 12 - кроме первой)

Варианты перевода заголовка в опубликованных изданиях: "Размышления", "Медитации", "Наедине с собой", "К себе самому". В греческом оригинале eis emayton, букв. "к себе самому".

9) Алкиной. Учебник платоновской философии, главы 1-28.

10) Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием

 

  • Неоплатонизм

 

11) Плотин. О Благе, или Едином (Энн. VI, 9)

12) Плотин. О бессмертии души (Энн. IV 7)

13) Плотин. Об уме, идеях и сущем (Энн. V, 9)

14) Плотин. О трех начальных сущностях (Энн. V, 1).

Варианты перевода заголовка в опубликованных изданиях трактата V, 1:

О трех первых началах, или субстанциях (Малеванский); О трех первоначальных субстанциях; О трех начальных сущностях (Шичалин), О трех царствующих ипостасях (Сидаш). В греческом оригинале - hypostasis, ипостась, что в переводе означает "сущность".

 

Примечание: конспекты Плотина и чтение Плотина рекомендуются по переводам Ю. Шичалина или Г. Малеванского, не рекомендуются переводы Т. Сидаша.

 15) Ямвлих. Жизнь Пифагора.