ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 2021–2022 учебный год
КОНСПЕКТЫ
Конспект сочинения (трактата, диалога) является сокращенным по отношению к тексту оригинала изложением его содержания. Это показатель Вашей работы с философским текстом. Поэтому в конспекте должны присутствовать
1) во-первых, выписки, дословные цитаты, – они показывают, что Вы работали именно с переводами Платона или Аристотеля, а не с пересказами или рефератами текстов. Для ключевых цитат, в случаях значимых определений, желательно указывать пагинацию (Платон – по изданию Стефана, Аристотель – по изданию Беккера). Традиционная пагинация указана на полях русских переводов (в научных изданиях).
2) во-вторых, темы, заголовки, рубрики, параграфы, нумерованные списки, стрелочки, подчеркивания, рамочки, схемы, – все, что для Вас может служить инструментом для обозначения главного в тексте и наглядно обозначить, как Вы видите структуру рассуждения, аргументы, возражения, главное и второстепенное в философском сочинении.
Конспект может быть в виде электронного файла, может быть рукописный. Его нужно будет прислать по электронной почте (если рукописный – значит, сканы).
_________________________________________________________ 1 семестр (зимняя сессия) ПЛАТОН _________________________________________________________
Конспект по Платону – условие допуска к экзамену по курсу «античная философия» за 1-й семестр.
На выбор два фрагмента. Рекомендуется один из первой списка (№ 1–12) и один из второй половины (№13–23) :
1. «Алкивиад I» 106C – 112E (о предмете управления государством (политики), о понятиях справедливости и несправедливости и источниках нашего знания об этом. Сократ доказывает Алкивиаду, что тот ничего не знает). 2. «Алкивиад I» 113D – 117B (опровержение довода Алкивиада о самоочевидности справедливости; справедливое и полезное) 3. «Алкивиад I» 128A – 135C (забота о себе; чтобы стать лучше, нужно познать самих себя; интерпретация дельфийской надписи; самопознание как условие политической деятельности) 4. «Федон» 64A – 69D-E (отношение философа к смерти) 5. «Федон» 72E – 77D (второй аргумент о знании как припоминании) 6. «Федон» 78B – 82E (третий аргумент о принадлежности души вечной природе, – начало рассуждения: различение бытия и становления, о природе души и тела, важности заботы о душе) 7. «Федон» 82E – 88E (третий аргумент о принадлежности души вечной природе, – рассуждение о познании, о теле как темнице для души, об удовольствиях и страданиях, возражения пифагорейцев Симмия и Кебета против тезиса о бессмертии души, в т.ч. пример с долговечностью плаща) 8. «Федон» 91А – 96А (третий аргумент: завершение, - доводы против учения о душе как гармонии). 9. «Федон» 100С – 108А (четвертый аргумент - "доказательство неуничтожимости и бессмертия души". Термин "причастность". Рассуждение о тождестве души и жизни. Выводы: если душа бессмертна, то она требует заботы). 10. «Теэтет» 149А – 151Е. Майевтика Сократа. 11. «Теэтет» 172С – 177D Об истинных философах и обывателях. Определение философии как "посильном уподоблении богу". 12. «Федр» 245С – 249D (душа как начало движения; образ колесницы)
_______________________ 13. «Пир» 201D – 212B (речь Диотимы) 14. «Государство», книга IV, 439А – 442D (три части души). 15. «Государство», книга V, 476E – 480А (философ ценит и познает бытие и истину) + VI, 485B – 486D (свойства философской души) 16. «Государство», книга VI, 485B – 486D (свойства философской души)/ + VI, 493B – 497A (философы и софисты, философы и толпа) 17. «Государство», книга VI, 504E – 509B (важнейшее знание - идея Блага; Благо и Солнце). 18. «Государство», книга VI, 509D – 511E (мир умопостигаемый и мир видимый аналогия с разделенной линией). 19. «Государство», книга VII, 514A – 518D (символ пещеры и его истолкование) 20. «Государство», книга VII, 525C – 531С (путь восхождения души к созерцанию истинного бытия - четыре науки: арифметика, геометрия, астрономия, музыка). 21. «Государство», книга VII, 531D – 534С (о диалектическом методе познания) 22. «Тимей» 27С ‒ 34B (начало рассуждения о возникновении Вселенной, сотворение космоса Демиургом: причина творения (29E–30Β), образец творения, телесный состав и форма космоса (30С–34Β) 23. «Тимей» 34С ‒ 42E (сотворение мировой души (34C–37C), сотворение времени, светил и звезд (37D–39E), сотворение "видимых богов", речь Демиурга к богам видимым и невидимым (41А–42Е). _________________________________________________________________________ Один фрагмент из списка* (по согласованию):
1. «Тимей» 27С ‒ 42E (начало рассуждения о возникновении Вселенной, сотворение космоса Демиургом: причина творения (29E–30Β), образец творения, телесный состав и форма космоса (30С–34Β), сотворение мировой души (34C–37C), сотворение времени, светил и звезд (37D–39E), сотворение видимых богов, речь Демиурга к богам видимым и невидимым (41А–42Е). 2. «Тимей» 41А ‒ 58С (речь к богам видимым и невидимым (41А–42Е), сотворение богами индивидуальных душ и распределение их по звездам, начало рассуждения о том, «что возникло силой необходимости» (–48А), "третий вид" ‒ учение Платона о материи-восприемнице (48Е–52А), сотворение простых тел (элементов) из двух видов первичных треугольников, взаимопереход простых тел (53А–57D), причина вечного движения тел внутри космоса (57D–58C). 3. «Парменид» 137С – 142А (первая гипотеза: абсолютное полагание единого [единое едино] и выводы для единого). 4. «Парменид» 142Β – 157Β (вторая гипотеза: относительное полагание единого [единое есть] и выводы для единого). 5. «Парменид» 127E – 135А (первая часть диалога: обсуждение проблем, связанных с учением об идеях). При конспектировании "Парменида" полезно посмотреть на схему диалога, обозначенную в статье из Античного словаря здесь. 6. «Теэтет» 151E – 187Β (аргументы за и против тезиса "знание есть ощущение" ("знающий ощущает то, что знает, и, как мне теперь кажется, знание – это не что иное, как ощущение"), интерпретация в духе учений Гераклита и Протагора, опровержение каждого из вариантов понимания). Ощущение = aisthesis, чувственное восприятие.
По конспекту на экзамене могут быть уточняющие вопросы.
______________________________________________ 2 семестр (летняя сессия) АРИСТОТЕЛЬ и ЭЛЛИНИЗМ _________________________________________
Для допуска к экзамену необходимо написать три конспекта. Из них два по произведениям Аристотеля, третий – по произведениям философов пост-аристотелевского периода (эллинизм, неоплатонизм). По Аристотелю – рукописные. См. списки 1 и 2.
За каждый самостоятельно выполненный конспект начисляется до 16 баллов (баллы считаются после ответа на экзамене, а не до экзамена).
АРИСТОТЕЛЬ 2 конспекта 1 конспект – по логике, физике или метафизике. 2 конспект – по этике или политике (или поэтике) форма – рукописная некоторые конспекты предполагают конспект не всех глав подряд или фрагменты из разных книг
1) «Категории», главы 1–6 + 8 [про синонимы и омонимы, "находиться в подлежащем" и "сказываться в подлежащем", про все категории бытия, про первую и вторую сущности, про качества] 2) «Вторая Аналитика», кн. II, главы 1–10 + глава 19 [знание посредством доказательства]. 3) «Физика», кн. I, гл. 1 [метод исследования от понятного для нас к понятному по природе]+ кн. II, 1–8 [существующее по природе и понятие "природа", четыре причины и причины по совпадению: случай и самопроизвольность, про природу как целевую причину] 4) «Физика», кн. III, гл. 1–3 [определение движения] + кн. VIII, 1. 5) «Физика», кн. III, гл. 4–8 [про бесконечное]. 6) «Физика», кн. VIII, гл. 3–7 [о том, что предметы иногда движутся, иногда покоятся; о вечности природного движения и о первом движущем] 7) «Физика», кн. VIII, гл. 8–10 [бесконечное, единое и непрерывное движение – движение по кругу; перводвигатель не имеет величины]. 8) «О душе», кн. II, гл. 1–3; 5; 12 + кн. III, 1–2 [определение души как энтелехии; пять чувств, механизм чувственного восприятия, среда, общее чувство] 9) «О душе», кн. III, гл. 4–10 & + «Метафизика», кн. XII, главы 9–10 [об уме в действительности и ум в возможности + об уме божественном] 10) «Метафизика», кн. I, гл. 1–3 + кн. ΙΙ + кн. IV, гл. 1–3. 11) «Метафизика», кн. VII, гл. 1–6; 10–11; 17 (учение о сущности) 12) «Метафизика», кн. IX, гл. 1–8 (бытие в возможности и в действительности)
13) «Никомахова этика», кн. Ι, гл. 1–10 + кн. X, гл. 6–8 14) «Никомахова этика», кн. IΙ. 15) «Никомахова этика», кн. IΙΙ, гл. 1–7; 10–11 16) «Никомахова этика», кн. VI, гл. 1–11. 17) «Никомахова этика», кн. X, гл. 4–9. 18) «Политика», кн. I 19) «Политика», кн. III, 1–8. 20) «Политика», кн. VII + VIII, 1–5. 21) «Поэтика», гл. 1–15. /в переводе "Никомаховой этики" и "Политики" главы обозначены римскими цифрами/
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. НЕОПЛАТОНИЗМ 1 конспект форма – любая Возможны уточняющие вопросы по представленному тексту во время экзамена.
1) Эпикур. Письмо к Геродоту [о физике] + Письмо к Менекею // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн. 10. [ http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358238790 ] 2) Цицерон. О природе богов / De natura deorum. Книга вторая (или - любая из трех книг) 3) Сенека. О блаженной жизни / De vita beata 4) Сенека. О скоротечности жизни / De brevitate vitae 5) Сенека. О гневе / De ira, книга 3-я. 6) Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Epistulae morales ad Lucilium 1 конспект = четыре письма на выбор из списка.
7) Эпиктет. Беседы (1 конспект = три беседы; можно в любых сочетаниях из указанных ниже трех вариантов): Кн. IV, 1 "О свободе" ΙΙΙ, 19 "Какова установка профана и философа" ["профан": ἰδιώτης (idiôtês), обычный человек, обыватель, не-философ] III, 15 "Что приступать к каждому делу следует при тщательном рассмотрении" Кн. ΙΙΙ, 2 "В чем следует упражняться на деле тому, кто намерен совершенствоваться, и что мы не заботимся о главнейших вещах" [упражнение - askesis, аскеза], III, 3 "Что есть предмет добродетельного человека и против чего главным образом следует упражняться на деле" III, 12 "Об упражнении на деле". Кн. I, 9 "К каким следствиям можно придти, исходя из того, что мы родственны богу" I, 12 "О довольстве" I, 14 "Что божество видит всех" II, 9 «Что не справляясь с назначением человека, мы еще и за назначение философа беремся». II, 19 «Против тех, кто овладевает учением философов только лишь в рассуждении»
8) или 2 письма Сенеки + 2 беседы Эпиктета
8) Марк Аврелий. К себе самому (конспект любых двух книг из 12 - кроме первой) Варианты перевода заголовка в опубликованных изданиях: "Размышления", "Медитации", "Наедине с собой", "К себе самому". В греческом оригинале eis emayton, букв. "к себе самому". 9) Алкиной. Учебник платоновской философии, главы 1-28. 10) Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием
11) Плотин. О Благе, или Едином (Энн. VI, 9) 12) Плотин. О бессмертии души (Энн. IV 7) 13) Плотин. Об уме, идеях и сущем (Энн. V, 9) 14) Плотин. О трех начальных сущностях (Энн. V, 1).
15) Ямвлих. Жизнь Пифагора. |
|||||
|