Институт Философии
Российской Академии Наук




  Курсовые работы
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы » Университет » Курсовые работы

Курсовые работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

2024/25 учебный год

1 курс

философский факультет

 

1. Курсовая работа на первом курсе представляет собой научное исследование по истории философии, которым студенты завершают первый год обучения на философском факультете РГГУ. Курсовая должна быть представлена для оценки в распечатанном виде.

 

Курсовая работа является начальным этапом учебного процесса по приобретению навыков исследовательской работы, предъявляемые к ней критерии отличаются от требований к работам последующих лет обучения. Отличия состоят в том, что 

  • эту работу все студенты первого года обучения пишут по истории античной философии,
  • научным руководителем работы является преподаватель, читающий курс по античной философии.
  • текст работы оценивается научным руководителем и не включает в себя ни "защиты" в устной форме, ни полемики с оппонентом. 

  

2. Объем работы  36000–40000 знаков, включая пробелы между словами, сноски, список литературы.

  • Опция "статистика документа" имеется в программе Word и т.п.
  • За меньший обьем оценка снижается, работы объемом менее 22000 знаков не принимаются.

Подробнее тут.

 

3. РАСПЕЧАТКА. ФАЙЛ. Окончательный вариант работы представляется в двух форматах  DOC и PDF. Срок представления работы в каждом учебном году согласовывается с преподавателем. Общий срок сдачи курсовых  1 июня. Далее возможны доработки в рамках согласованного плана и уже написанного текста. 

 

4. Структура и оформление работы.   

  • Все страницы работы должны быть ПРОНУМЕРОВАНЫ. Нумерация страниц СПЛОШНАЯ.
  • Титульный лист
    • По типовой форме указывается имя студента, название курсовой, а также кафедра: истории зарубежной философии, научный руководитель: к.филос. н., доцент Солопова М.А., текущий год: 2025
  • Содержание с указанием глав и параграфов, а также страниц для каждой позиции.
  • Введение, в котором указаны предмет, объект, цели и задачи исследования. СТРОГО ничего не пишем про "актуальность".
  • Основной текст. В тексте должны быть указаны те же главы и параграфы, что и в содержании. 
    • Обязательно писать слово "глава" (везде одинаково), слово "параграф", наоборот, писать не нужно, достаточно цифрового обозначения.
    • Обязательно наличие цитат (в кавычках со сносками) из источников и литературы. Сноски должны быть оформлены как ПОСТРАНИЧНЫЕ. Нумерация сносок СПЛОШНАЯ (расставляются автоматически). Во всей работе заведомо не может быть меньше десяти содержательных сносок. Количество сносок не ограничивается, но есть правило: текст сносок на каждой странице не может быть больше объема основного текста на той же странице.
  • Список литературы.
    • не надо вставлять слово "использованной" литературы.
    • В Списке литературы не может быть меньше трех пунктов и нежелательно больше десяти пунктов. Безосновательно вписывать литературу не нужно.


Работа не принимается для проверки, если полностью отсутствует какой-либо из указанных выше пунктов. 

 

Как нужно оформить Содержание (2-я страница работы) см. тут.

 

 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ  

  1. Во Введении нужно кратко сообщить, о чем эта работа - раскрыть смысл (и авторский замысел) титульного заголовка. После чего в суммирующем виде изложить план предстоящей работы:
  • предмет (= общий раздел истории античной философии), например, 
    • вариант 1 (проще). "философия Аристотеля", "философия Платона", "ранняя греческая философия", "философия Гераклита", "эллинистическая философия", "эпикуреизм", "римский стоицизм", и т.п. 

но можно просто указать раздел учения конкретного философа, или проблему, но тогда в пункте "объект" сузить тему.

    • вариант 2. "логика Аристотеля", "физика Аристотеля", "учение Платона о душе", "этика стоиков", "политическое учение Платона" и т.п.
  • объект (что именно изучается в рамках указанного предметного раздела), например, 
    • если вариант 1. логика Аристотеля, этика Аристотеля, социально-политическое учение Аристотеля, учение Платона о душе, или учение Эмпедокла, Гераклита, Демокрита и т.д.
    • если вариант 2. учение Аристотеля о диалектическом силлогизме в "Аналитиках" (или о добродетели в "Никомаховой этике", учение о чувственном восприятии в трактате "О душе") / "Аналитики" Аристотеля, трактат Аристотеля "О душе", "Метафизика" Аристотеля,  учение Эпикура о счастье, "Нравственные письма к Луцилию " Сенеки, и т.п.
  • цель - эта часть представляет собой ответ на вопрос: с какой исследовательской целью автор обратился к своему объекту, что именно предполагается исследовать. Формулировка цели фактически ограничена титульной темой с добавлением подходящих слов: "исследование", "анализ", "выяснение", "сопоставление", "изложение", но с ракрытием круга источников и авторов.
    • например, если титульное название "Учение Платона о бессмертии души в "Федоне", то цель: проанализировать аргументацию Платона в пользу бессмертия души
  • задачи - фактически соответствуют заглавиям глав и параграфов работы. Задачи представляют собой ответ на вопрос "что в какой последовательности нужно исследовать, чтобы достичь поставленной цели".


Во Введении не нужно ничего рассказывать по теме работы, все изложение должно начинаться в первой главе или во введении к ней, то есть до первого параграфа. 


Например, если работа посвящена бессмертию души в "Федоне", то во Введении не нужно ни хвалить Платона, ни намекать на его величие, а сообщить, что аргументы Платона о бессмертии души можно найти в нескольких диалогах Платона (каких?), но вот эта моя работа посвящена только "Федону" и платоновским рассуждениям в этом диалоге. Здесь уместно прокомментировать состав Списка литературы, мол, работа будет опираться на русский перевод диалога "Федон" такой-то в таком-то издании, а также такой-то еще в таком, будет привлекаться такая-то исследовательская литература (статья, книги и т.п.) Не "литература по теме", а имена авторов и изданий, конкретные. Сноски на них в данном случае давать не нужно - сноски необходимы будут далее при цитировании или обращении к каким-то тезисам.


А в первой главе нужно сказать, о чем диалог, что там происходит, кто собеседники Сократа, что говорится об отношении души и тела, почему участники беседы приступают к доказательствам, кому они необходимы, обещает ли Сократ открытие полноты истины с помощью доказательств, каких бы то ни было, и т.п. Сами аргументы - основное содержание последующих глав. Соответственно, после разбора аргументации - надо сказать, что было в диалоге после них, и считают ли Сократ и его собеседники, что они полностью убеждены. 


  1. Содержание работы должно соответствовать заглавию работы.
  2. Текст работы должен соответствовать заглавию работы.
  3. В работе должны быть обсуждены, проанализированы, процитированы источники (тексты античных философов). Источники нужно уметь указывать и цитировать по принятой пагинации (Платон, Аристотель) или по нормативным изданиям фрагментов (Фрагменты досократиков, Фрагменты древних стоиков).
  4. Сноски должны быть оформлены согласно правилам ГОСТа. 
  5. Список литературы должен быть составлен по ГОСТу. 
  6. Проверяется соответствие Списка литературы и сносок. То, что указано в списке литературы, должно быть использовано в работе (ссылки, сноски).
  7. Авторство. Работа должна быть написана самостоятельно. Доказанный плагиат является основанием для существенного снижения оценки. Виды плагиата: вставка буквальных фрагментов из любой другой работы (опубликованной в интернете и неопубликованной в интернете), неоднократное цитирование источников более 3-4 строк подряд. Важно не только уметь цитировать, но и пересказывать. 
  8. Работа, написанная несамостоятельно, при установлении факта подлога, не может быть оценена положительной оценкой.
  9. Русский язык. При наличии в работе более 40 ошибок, работа возвращается на исправление, если более 20, то снижается оценка. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Список литературы составляется в алфавитном порядке, все позиции должны быть пронумерованы.

Если есть издания на иностранных языках, они указываются после изданий на русском языке. 

Используются академические издания, с которыми мы работали в течение года на семинарах. Платон, Аристотель  только по четырехтомникам, все остальные издания можно привлекать дополнительно, но не вместо.

Подробнее см. тут


Общая рекомендация по выбору темы для написания курсовой - ориентироваться на круг авторов и источников, которые разбирались в ходе семинарских занятий. Любая тема по неоплатоникам должна быть оговорена не позднее апреля, впрочем, это относится ко всем темам курсовых.