Институт Философии
Российской Академии Наук




  Государство
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы » Университет » Семинары » Платон » Государство

Государство

Платон. Диалог «Государство, или О справедливости»

 

Литература:

 

1) Платон. ГОСУДАРСТВО (перевод А.Н. Егунова)

 

2) ПРИМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ ГОСУДАРСТВО (PDF): 

  • Вступительные замечания (В.Ф. Асмус). С. 529–560.


3) Бородай Т.Ю. «Государство» // Античная философия: Энциклопедический словарь. С. 286–289.



Вопросы 


1) Постановка проблемы справедливости в первой книге диалога «Государство». Поиск определения справедливости.  

 

1) справедливость как "воздаяние должного": беседа Сократа и Полемарха (I, 331е—336а)

2) тезис Фрасимаха о справедливости как о том, что "пригодно сильнейшему" (338с) и опровержение Сократа (I, 339e—342e)

3) ответная речь Фрасимаха в защиту несправедливости (I, 343b—344с)

4) справедливость и счастье (I, 352а—354с)

5) справедливость как слабость (II, 359b), несправедливость, сила и выгода (II, 360d; 363а—e) 

  • 359D, перстень Гига: «У людей была бы полнейшая возможность творить все что угодно, если бы у них была та способность, которой, как говорят, обладал некогда Гиг, сын Лида» 

 

вопрос о справедливости как таковой и переход к рассуждению о государстве.

«На каком же основании выбрали бы мы себе справедливость вместо крайней несправедливости?» (366b)

 

2) Платон о возникновении государства (II, 369b—374d) 


II, 369C: «Займемся мысленно построением государства, с самого начала»

 

государство и потребности (нужда).

разделение труда. товарообмен. 

Стражи - защитники государства (II, 373—374d), их душевные качества и быт (415d—417b)

 

3) Платон о правильном государственном устройстве.

вопрос о счастье государства и счастье отдельных граждан (420b-c; 435b)

Три сословия и строение души (IV, 435с—436)


4) Три части души согласно учению Платона 

Четыре основных добродетели (427е) 

Стражники, их жены и дети (V, 457d—460d)


Роль философов в правильном государстве (V, 472Ь—474с; VI, 499Ь—504с)


5) Идея Блага

  • Книга шестая

Государство, VI, 505A‒509D   


6) Символ разделенной линии

VI, 509E‒511E   


7) Миф о пещере и узниках


Книга седьмая 


Государство, VII, 514A

 

518C

просвещенность – это совсем не то, что утверждают о ней некоторые лица, заявляющие, будто в душе у человека нет знания и они его туда вкладывают, вроде того как вложили бы в слепые глаза зрение.

наше рассуждение показывает, что у каждого в душе есть такая способность; есть у души и орудие, помогающее каждому обучиться. Но как глазу невозможно повернуться от мрака к свету иначе чем вместе со всем телом, так же нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия и того, что в нем всего ярче, а это, как мы утверждаем, и есть благо. 

 

8) Платон о философах и софистах

  • Программа философского образования.
  • Четыре науки: арифметика, геометрия, музыка, астрономия
  • Диалектический метод: Государство VII, 531D—534E


9) Типы государств (политических режимов)

Книга восьмая 

  • Почему Платон говорит о пяти типах? (445с—е)
  • На каком основании выделены государственные устройства неправильные?
  • Может ли государственный строй изменяться и по каким причинам 

Виды государственного устройства и соответствующие им типы людей (VIII, 543а—592b) 

основные виды государств, в которые последовательно перерождается совершенное государство: 

  • тимократия (545с—550b)
  • олигархия (550с—556е)
  • демократия (557а—561е)
  • тирания (562а—580а)

 

10) превращение демократии в тиранию (562а—565с) 

  • откуда появляется и как действует тиран (565d—567d) 
  • на какое войско он опирается (567d—568е) 
  • и как из заступника превращается в поработителя народа (569а—с)


 

11) О воздаянии для человека справедливого и человека несправедливого

 X, 614a

– Так вот каковы будут награды, воздаяния и дары справедливому человеку от богов и людей при его жизни вдобавок к благам, доставляемым самой справедливостью.

– Да, это прекрасные и надежные воздаяния.

– Но и по числу и по величине они ничто по сравнению с тем, что ждет обоих, то есть справедливого и несправедливого человека, после их смерти. Об этом стоит послушать, чтобы и тот и другой вынесли ил нашей беседы, что должно.

– Пожалуйста, продолжай: вряд ли что иное можно слушать с большей охотой.

 

видение Эра — миф о загробной судьбе души.

X, 614b-621d

  • «рассказ одного отважного человека, Эра, сына Армения, родом из Памфилии. Как-то он был убит на войне; когда через десять дней стали подбирать тела уже разложившихся мертвецов, его нашли еще целым, привезли домой, и когда на двенадцатый день приступили к погребению, то, лежа уже на костре, он вдруг ожил, а оживши, рассказал, что он там видел».

621d

  • Когда они легли спать, то в самую полночь раздался гром и разразилось землетрясение. Внезапно их понесло оттуда вверх в разные стороны, к местам, где им суждено было родиться, и они рассыпались по небу, как звезды. Эру же не было дозволено испить этой воды. Он не знает, где и каким образом душа его вернулась в тело. Внезапно очнувшись на рассвете, он увидел себя на костре.