Платон. Диалог «Государство, или О справедливости»
Литература:
1) Платон. ГОСУДАРСТВО (перевод А.Н. Егунова)
2) ПРИМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ ГОСУДАРСТВО (PDF):
3) Бородай Т.Ю. «Государство» // Античная философия: Энциклопедический словарь. С. 286–289. Вопросы 1) Постановка проблемы справедливости в первой книге диалога «Государство». Поиск определения справедливости.
1) справедливость как "воздаяние должного": беседа Сократа и Полемарха (I, 331е—336а) 2) тезис Фрасимаха о справедливости как о том, что "пригодно сильнейшему" (338с) и опровержение Сократа (I, 339e—342e) 3) ответная речь Фрасимаха в защиту несправедливости (I, 343b—344с) 4) справедливость и счастье (I, 352а—354с) 5) справедливость как слабость (II, 359b), несправедливость, сила и выгода (II, 360d; 363а—e)
вопрос о справедливости как таковой и переход к рассуждению о государстве. «На каком же основании выбрали бы мы себе справедливость вместо крайней несправедливости?» (366b)
2) Платон о возникновении государства (II, 369b—374d) II, 369C: «Займемся мысленно построением государства, с самого начала»
государство и потребности (нужда). разделение труда. товарообмен. Стражи - защитники государства (II, 373—374d), их душевные качества и быт (415d—417b)
3) Платон о правильном государственном устройстве. вопрос о счастье государства и счастье отдельных граждан (420b-c; 435b) Три сословия и строение души (IV, 435с—436) 4) Три части души согласно учению Платона
Четыре основных добродетели (427е) Стражники, их жены и дети (V, 457d—460d) Роль философов в правильном государстве (V, 472Ь—474с; VI, 499Ь—504с) 5) Идея Блага
6) Символ разделенной линии VI, 509E‒511E 7) Миф о пещере и узниках Книга седьмая
518C просвещенность – это совсем не то, что утверждают о ней некоторые лица, заявляющие, будто в душе у человека нет знания и они его туда вкладывают, вроде того как вложили бы в слепые глаза зрение. наше рассуждение показывает, что у каждого в душе есть такая способность; есть у души и орудие, помогающее каждому обучиться. Но как глазу невозможно повернуться от мрака к свету иначе чем вместе со всем телом, так же нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия и того, что в нем всего ярче, а это, как мы утверждаем, и есть благо.
8) Платон о философах и софистах
9) Типы государств (политических режимов)
Виды государственного устройства и соответствующие им типы людей (VIII, 543а—592b) основные виды государств, в которые последовательно перерождается совершенное государство:
10) превращение демократии в тиранию (562а—565с)
11) О воздаянии для человека справедливого и человека несправедливого X, 614a – Так вот каковы будут награды, воздаяния и дары справедливому человеку от богов и людей при его жизни вдобавок к благам, доставляемым самой справедливостью. – Да, это прекрасные и надежные воздаяния. – Но и по числу и по величине они ничто по сравнению с тем, что ждет обоих, то есть справедливого и несправедливого человека, после их смерти. Об этом стоит послушать, чтобы и тот и другой вынесли ил нашей беседы, что должно. b – Пожалуйста, продолжай: вряд ли что иное можно слушать с большей охотой.
видение Эра — миф о загробной судьбе души. X, 614b-621d
621d
|
|||||
|