Институт Философии
Российской Академии Наук




  Теэтет
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы » Университет » Семинары » Платон » Теэтет

Теэтет

Платон. Теэтет / Перевод Т.В. Васильевой // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 192–274.

 

 

Тема: Майевтика Сократа


прочитать два фрагмента

 

  • Теэтет 149а–151d

начиная со слов: "А не слыхал ли ты, что я сын повитухи – очень опытной и строгой повитухи, Фенареты?"

οὐκ ἀκήκοας ὡς ἐγώ εἰμι ὑὸς μαίας μάλα γενναίας τε καὶ βλοσυρᾶς, Φαιναρέτης;

 

до слов: "Они не ведают, что ни один бог не замышляет людям зла, да и я ничего не делаю злонамеренно, просто я не вправе уступать лжи и утаивать истинное".

ἀλλά μοι ψεῦδός τε συγχωρῆσαι καὶ ἀληθὲς ἀφανίσαι οὐδαμῶς θέμις


  • Теэтет 201b–c

"И все это наше повивальное искусство признает мертворожденным и недостойным воспитания?"

Οὐκοῦν ταῦτα μὲν πάντα ἡ μαιευτικὴ ἡμῖν τέχνη ἀνεμιαῖά φησι γεγενῆσθαι καὶ οὐκ ἄξια τροφῆς;

 

до слов: "повивальное искусство я и моя мать получили в удел от бога, она – для женщин, я – для благородных юношей, для тех, кто прекрасен".

ἐγὼ δὲ τῶν νέων τε καὶ γενναίων καὶ ὅσοι καλοί.

 

Вопросы по тексту

 

1. "В моем повивальном искусстве почти все так же, как и у них" (150b7 сл.) – в чем сходство, в чем отличие?

2. "великая и прекрасная обязанность", "самое великое в нашем искусстве" (150с1).

3.  "рождает ли мысль юноши" (150c2) – что рождает мысль юноши? Что значит: "настоящий плод – плод моей души" (150d1)?

4. (150d7) "сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели" (комментарий)

ἀλλ' αὐτοὶ παρ' αὑτῶν πολλὰ καὶ καλὰ εὑρόντες τε καὶ τεκόντες


NB

151b5  "Многих таких юношей я отдал Продику, многих – другим мужам, мудрым и боговдохновенным"

ὧν πολλοὺς μὲν δὴ ἐξέδωκα Προδίκῳ, πολλοὺς δὲ ἄλλοις σοφοῖς τε καὶ θεσπεσίοις ἀνδράσι.