|
Моркина Ю.С. Когнитивный смысл поэтического. М.: Издательский Дом ЯСК, 2024. 256 с. ISBN 978-5-907498-66-2
Поэтическое творчество рассматривается как один из самых древних, изначальных способов мышления, категоризации и освоения мира человеком. Когнитивная роль метафоры и метафоризации долгое время недооценивалась эпистемологами. Метафоризация является древним способом познания, проявляясь как таковой в самом явлении именования, где служит способом выделения наиболее важного признака именуемого предмета или явления. В таком качестве она анализировалась А.А. Потебней, рассматривавшем слово естественного языка как единицу поэзии, а поэзию, в свою очередь, как способ познания. Таким образом, в отечественной мысли XIX века уже содержатся идеи, способные дать начало изучению поэтического мышления, которое, как особое направление («когнитивная поэтика»), на Западе зарождается только в 1980-х гг. В книге рассмотрены построения последователей А.А. Потебни (Харьковской лингвистической школы) в области философии поэтического творчества. Представлено также собственное видение поэтического познания и поэзии как когнитивного явления. Данные исследования будут продолжены.
Титул и оглавление
|
|
Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2023. (Сер.: Философия творчества). ISBN 978-5-91932-025-8
Настоящий сборник научных статей представляет собой IX (2015–2022) выпуск ежегодного издания «Философия творчества». Коллектив авторов представляет новейшие исследования по когнитивным аспектам творчества: взаимоотношения образа и знака, воображения и значения, проблем смыслового конституирования в естественном языке и художественном творчестве. Тематическая структура Ежегодника отражена в тематике Круглого стола и названиях глав: «Субъектность творчества: к истокам творческого смыслополагания», «Проблемы смыслообразования в языке и культуре», «Когнитивные основания художественного творчества», «Творчество и жизненный мир человека». Традиционная рубрика «Архив. Мыслители прошлого о творчестве» знакомит читателя с достижениями отечественной лингвофилософской школы в постижении тайны творческих процессов.
Полный текст (PDF)
|
|
Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8: Философско методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2022. (Сер.: Философия творчества). ISBN 978-5-91932-0241.
Cборник научных статей представляет собой VIII (2015–2021) выпуск ежегодного издания «Философия творчества». В нем рассмотрены когнитивные аспекты творчества: связь воображения и референции, смыслопо лагание в структурах символических практик, специфика смыслопорождения в структуре искусственного интеллекта и в музыкальном творчестве. В настоящем издании представлены когнитивные образцы творческих прорывов в науке и художественной культуре на примерах научного творчества Б. М. Кедрова, В. М. Бехтерева, Д. Кэмпбелла, С. И. Рубинштейна и О. Мессиана. Названия глав отражают тематическую структуру Ежегодника: «Проблемы смыслообразования в языке и культуре», «Специфика научного творчества», «Личность творца как проблема философии творчества» и «Философский анализ психологических аспектов изучения творческих процессов». Традиционная рубрика «Архив. Мыслители прошлого о творчестве» знакомит читателей с достижениями отечественных (С. И. Рубинштейн) и зарубежных (М. Полани) авторов в постижении тайны творческих процессов.
Полный текст (PDF)
|
|
Философия творчества. Ежегодник / РАН. ИФ. Сектор философских проблем творчества. Ред. кол.: Смирнова Н. М. – гл. ред., Бескова И. А., со-редактор, Майданов А. С., Горелов А. А., Моркина Ю. С., Ярославцева Е. И. – М., 2021. – Выпуск 7 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. 408 с. (Сер.: Философия творчества). ISBN 978-5-91932-021-0
Настоящий сборник научных статей представляет собой седьмой выпуск ежегодного издания серии «Философия творчества» (2015–2020 гг.). В фокусе исследовательского внимания авторов – проблемы когнитивного основания творческих процессов: соотношение рациональных и внерациональных факторов творчества, роль интуиции в достижении творческого озарения, функции проприоцептивной чувствительности, перцептивных смыслов и неявного знания.
Новая рубрика Круглый стол: «Теории творчества: единство в многообразии» посвящена 100-летнему юбилею Института философии РАН и отражает содержание докладов участников Круглого стола, состоявшегося в on-line формате 12 апреля 2021 г.
Традиционный раздел «Архив. Мыслители прошлого о творчестве» знакомит читателя с трудами одного из лидеров Харьковской лингвистической школы А.Г. Горнфельда и посвящена его размышлениям о роли тропов в обыденном языке и поэтическом творчестве. Книга адресована специалистам в области теории познания и философии культуры.
Полный текст (PDF)
|
|
Философия творчества. Ежегодник / РАН. ИФ. Сектор философских проблем творчества. Ред. кол.: Смирнова Н.М. — гл. ред., Бескова И.А., со-редактор, Майданов А.С., Горелов А.А., Моркина Ю.С., Ярославцева Е.И. — М., 2020. — Выпуск 6, 2020: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. — М.: Голос, 2020. —(Сер.: Философия творчества).— ISBN ISBN 978-5-91932-016-6
Настоящий сборник научных статей представляет собою шестой выпуск ежегодного издания «Философия творчества». В центре исследовательского внимания — проблемы философско-методологического анализа творческих процессов: роль бессознательного в творческом процессе, значение исследования иных культур для постижения тайны творчества, сравнительный анализ естественнонаучных идеализаций и поэтических типизаций, психологические характеристики творческой мотивации. Традиционная рубрика «Архив. Мыслители прошлого о творчестве» знакомит читателя с трудами как зарубежных, так и отечественных авторов, постигающих тайны творчества. Книга адресована как специалистам в области философии и когнитивных наук, так и всем тем, кто интересуется проблематикой творчества.
Полный текст (PDF)
|
|
Философия творчества. Ежегодник / РАН. ИФ. Сектор философских проблем творчества. Ред. кол.: Смирнова Н.М. – гл. ред., Бескова И.А., со-редактор, Майданов А.С., Горелов А.А., Моркина Ю.С., Ярославцева Е.И. – М., 2019. – Выпуск 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: ИИнтелЛЛ, 2019. – 264 с. – (Сер.: Философия творчества). ISBN 978-5-98956-017-2
Сборник научных статей представляет собой V выпуск ежегодного издания «Философия творчества», издаваемого сектором философских проблем творчества Института философии РАН. Полагая предметом философского постижения творчества процесс сотворения новых культурных смыслов человеческого мышления, деятельности и социальной организации, авторы настоящего издания поместили в фокус исследовательского внимания смысловые измерения социокультурных пространств творчества. Разделы Ежегодника отражают специфику творческих процессов в различных сферах человеческого мышления и деятельности: философии, науке и искусстве. Специальный раздел V выпуска посвящен проблемам смыслообразования в языке. Рубрика «Архив» знакомит читателя с историей изучения в отечественной гуманитарной и философской мысли. Книга адресована специалистам в области философии и когнитивных наук, а также и всем тем, кого интересует эта самая таинственная способность человеческого духа.
Полный текст (PDF)
|
|
Философия творчества. Ежегодник / РАН. ИФ. Сектор философских проблем творчества. Ред. кол.: Смирнова Н.М. – гл. ред., Бескова И.А., Майданов А.С., Горелов А.А., Моркина Ю.С., Ярославцева Е.И. – М., 2018. – Выпуск 4, 2018: Лики творчества в многообразии социокультурных практик / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: ИИнтеЛЛ, 2018. – 422 с. – (Сер.: Философия творчества). ISBN 978-5-98956-023-3
Книга представляет собой четвертый выпуск ежегодного издания «Философия творчества». В центре настоящего издания – лики творчества в контексте различных социокультурных практик. Специальный раздел посвящен 200-летию со дня рождения К. Маркса. Традиционные разделы Ежегодника отражают специфику творческих процессов в различных сферах человеческой деятельности: философии, науке и искусстве. Настоящее издание дополнено новой рубрикой «Архив», которая знакомит читателя с историей изучения творчества в отечественной гуманитарной и философской мысли. Книга адресована специалистам в области философии и когнитивных наук, а также и всем интересующимся проблемами творчества.
Полный текст (PDF)
|
|
Горелов А.А. Творчество, человек, наука [Текст] / А.А. Горелов, С.А. Филипенок, Е.И. Ярославцева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2018. – 101 с.; 20 см. – Библиогр.: с. 44–45, 59–60, 93–95. – Рез.: англ. – 500 экз. –
ISBN 978-5-9540-0336-9.
В предлагаемой читателю коллективной монографии рассмотрена проблема соотношения личностных качеств человека, формирующихся в процессе самотворчества, и результатов, полученных в ходе научного познания и развития современных технологий. В работе показана соизмеримость тенденций личностного роста с познаваемым внешним миром, техническое изменение которого позволяет социуму преодолевать негативное давление реальности и формировать гармоничное будущее.
Книга «Творчество, человек, наука» продолжает серию книг, начатую работой Н.М. Смирновой, И.А. Бесковой и А.С. Майданова «Язык, смысл, творчество» (М.: ИФ РАН, 2015). В данной монографии проводятся междисциплинарные исследования, в ходе которых обрели дальнейшее развитие такие темы, как соотношение творчества и самотворчества, эволюционная модель творчества М. Полани, предвосхищающая складывающийся ныне постнеклассический тип рациональности, который позволяет решать проблему человекоразмерности научных исследований. Книга состоит из трех глав. В первой главе «Творчество и самотворчество» (Горелов А.А.) рассматривается связь между творчеством как таковым и самотворчеством, являющимся особой разновидностью творчества и относящимся к самому творцу, который пытается изменить себя в соответствии со своими представлениями об идеале человека как качественно нового образования, не существовавшего прежде. Творчество и самотворчество понимаются как две стороны единого процесса «высвобождения скрытого» (Г. Марсель) в мире и в самом человеке, причем наличие взаимосвязи творчества и самотворчества оказывается отличительным признаком творчества. Во второй главе «Становление личности и творческих когнитивных способностей в онтогенезе: анализ эволюционной модели М. Полани» (Филипенок С.А.) творение себя рассматривается с эволюционно-исторических позиций как процесс, включенный в онтогенез индивида и подчиняющийся объективной логике развития живых систем. В ходе анализа эволюционной модели, предложенной М. Полани, показано, что в основе творчества и самотворчества лежит модификация интерпретативной схемы, которая представляет собой субъективно окрашенную модель исследуемого процесса и служит переходной ступенью к созданию научной теории. В третьей главе «Будущее в контексте человекоразмерных научных технологий» (Ярославцева Е.И.) развитие человека рассматривается в рамках научной постнеклассической рациональности, артикулирующей принцип человекоразмерности, необходимый в условиях динамичных сетевых коммуникаций и насыщения современной жизни цифровыми технологиями. Установлено, что человек как самоорганизующаяся сложность способен соразмерять свою соотнесенность с окружающим миром, как адекватный ему природный феномен, а также углублять аутокоммуникацию, сохраняя свою целостность.
содержание
|
|
Философия творчества. Ежегодник. Вып. 3., 2017. Творчество и жизненный мир человека» / Ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: ИИнтеЛЛ, 2017. - 382 с.
ISBN 978-5-98956-013-4.
Основные результаты работы в рамках исследовательской программы «Эпиcтемология креативности: когнитивные и социокультурные измерения» представлены в ежегодном издании сектора. Очерчен корпус наиболее значимых проблем творчества, прежде всего, создание концептуального аппарата для реконструкции наиболее значимых философско-методологических составляющих творческого процесса. Важные содержательные уточнения самого понятия творчества как смыслообразующей деятельности человека осуществлены за счет его концептуального соотнесения с понятиями жизненного мира человека, поэтического языка, мифологического дискурса, а также в ходе анализа философских проблем музыки, архитектуры, театрального искусства.
Раздел «Философское творчество: традиции и инновации» представляет когнитивные образцы философского творчества (преимущественно в современной французской философии). Показано, что формирование новых философских смыслов представляет собой как творческий процесс селективного отбора философских смыслов определенной философской традиции, с одной стороны, так и «смысловой взрыв» (Ю.М. Лотман) новых ходов философской мысли – предначертанных, но не предустановленных (по типу логического следования) – этой философской традицией, но находящихся в горизонте ее возможных импликаций.
Раздел «Когнитивные и социокультурные факторы научного творчества» представляет углубленный анализ специфических проблем творчества в различных когнитивных науках: физике, лингвистике, психологии. Обоснована роль философской теории познания в когнитивном синтезе результатов исследования творчества в рамках отдельных научных дисциплин.
Раздел «Социально-культурные миры художественного творчества» обращен к проблемам порождающих механизмов поэтического, музыкального, театрального и архитектурного творчества. Выявлены как моменты всеобщности, так и так и когнитивные особенности процессов смыслообразования в различных областях художественной деятельности как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума.
Содержание
полная версия книги "Философия творчества. Вып.3. 2017г."
|
|
Смирнова Н.М. Смысл и творчество. М.: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. – 304 с.
ISBN 978-5-88373-079-4
В книге рассмотрены проблемы творчества как смыслообразующей деятельности человека. Особое внимание уделено дискуссионным аспектам конституирования смыслов в языке: эпистемологии метафоры, соотношению образа и знака, роли воображения в смыслообразующей деятельности человека. Проанализированы философские метаморфозы смысла в исторических типах герменевтики. Монография акцентирует непреходящую философскую значимость понятия смысла в условиях натуралистического поворота в современной философии. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся философией, лингвистикой и проблемами творчества.
Содержание
Предисловие
|
|
Майданов А.С. Эпистемология и логика мифа. Небесное. Земное. Человеческое. М.: URSS, 2017. ISBN 978-5-9710-3657-9
Книга посвящена эпистемологическому анализу ведийской мифологии, рассматриваемой как содержательная система, в которой отображено видение и понимание архаичным человеком окружающего мира и своего бытия в нем. Выявляются способы и средства этого отображения. Решается проблема своеобразия отношения «человек – мир» на этапе формирования ранних форм общественного сознания. Для этого исследуется специфика менталитета одного из великих древних народов – индоариев. Логически реконструируется созданный ими образ Вселенной, описываются способы отображения в мифах космических объектов и явлений, для чего осуществляется поиск реальных прототипов мифических образов. Такой же анализ проводится и по отношению к картине земной природы, к пониманию древними ариями места Земли во Вселенной, связей между космосом, Землей и человеком. Показан характер зависимости всякой картины мира от исторически обусловленного своеобразия менталитета социума.
Исследуется творческая природа мифологического мышления, его логика, диалектика и парадоксальность этой логики, парадигмальный характер мышления, методы и приемы, с помощью которых авторы Вед создавали картину мира. Анализируется содержание и структура мифических образов, рассматриваемых в системе отношения «образ – его реалистическая и мифическая составляющие – реальный прототип». Предлагается новая интерпретация некоторых мифов Вед, освещается взаимоотношение в них веры и знания, истины и вымысла, логического и психологического, рационального и иррационального, когнитивного и эстетического. Проделанная в данном исследовании работа позволяет представить мифологию как важный исходный этап в едином глобальном процессе становления и развития человеческого сознания и мышления. Она также может способствовать лучшему пониманию современным человеком все еще остающихся во многом сложными для него великих творений древних мифотворцев, а также пониманию места и значения мифологического мышления в культуре нашего времени.
содержание
|
|
Моркина Ю.С. Поэтическое творчество: философский анализ / Ю.С. Моркина. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. – 304 с. ISBN 978-5-88373-056-5
В книге подняты и получили предварительное решение проблемы, связанные с поэтическим творчеством, ситуацией творчества и творческой ролью сознания. Поэтическое творчество автор рассматривает как пример художественного творчества, анализируя его с применением философских методов. Сознание рассматривается как автопоэтический поток смыслов, в котором рождаются и трансформируются интенциональные объекты как сложные идеальные системы. Книга адресуется читателям, интересующимся проблемами поэтического творчества, философией.
содержание
предисловие
table of contents
summery
|
|
Философия творчества. Вып.2. Когнитивные и социокультурные измерения / Под редакцией Н.М. Смирновой, А.С. Майданова. – М.: ИИнтелл, 2016. – 314 с.
ISBN 978-5-98956-014-1
Книга представляет собой второй выпуск ежегодного издания «Философия творчества» (первый: «Философия творчества», ИИнтеЛЛ, Москва, 2015), в центре которого – когнитивные и социокультурные параметры творческой деятельности человека. Основное внимание авторов сосредоточено вокруг специфических проблем творчества в таких предметных сферах, как философия, наука и литературно-художественное творчество. Показано, что философия творчества является парадигмальной рамкой дисциплинарного синтеза исследований творчества в различных отраслях человеческой деятельности.
содержание
предисловие
contents
summary
полная версия книги "Философия творчества. Вып.2. 2016г."
|
|
Смирнова, Н.М. Творчество, смысл, интерпретация [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Н.М. Смирнова, А.А. Горелов, Ю.С. Моркина. – М. : ИФ РАН, 2016. – 139 с. ; 20 см. – Библиогр.: с. 47–49, 97–98, 133. – Указ. имен: с. 135–137. – Рез.: англ. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0307-9.
В предлагаемой читателю коллективной монографии рассмотрены различные подходы к анализу смысла и творчества как относительных к историческим типам рациональности в социальном познании. Показана обусловленность понимания смысла процедурами его рациональной реконструкции. Проанализирована связь понимания смысла с историческими типами герменевтики. Рассмотрены социально-культурные аспекты творчества, в том числе – поэтического, его роль в становлении личности и общества.
|
|
Философия творчества: материалы Всероссийской научной конференции, 8-9 апреля2015 г., Институт философии РАН, г. Москва / Под ред. Н.М.Смирновой, А.Ю.Алексеева. – М.: ИИнтелл, 2015. – 476 с. ISBN 978-5-98956-009-7
В книге представлены материалы первой Всероссийской научной конференции «Философия творчества», организованной сектором философских проблем творчества Института философии РАН совместно с Научным советом РАН по методологии искусственного интеллекта (НСМИИ РАН). Конференция стала первым в России (и вторым в Европе) научным мероприятием, специально посвященным философским проблемам творчества. Охвачен широкий спектр проблем - от логической составляющей творческой деятельности до прикладных методик анализа креативности. Философский анализ творчества – не только концептуальная основа междисциплинарного синтеза различных отраслей социально-гуманитарного, естественно-научного и технического знаний, но и когнитивная матрица исследования прикладных аспектов творческой деятельности. Организация мероприятия поддержана Российским гуманитарным научным фондом (проект РГНФ № 15-03-14116/15).
полная версия книги "Философия творчества"
|
|
Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. – М.: ИФ РАН, 2015. – 141 с. – ISBN 978-5-9540-0289-8.
В предлагаемой коллективной монографии авторы знакомят читателя с современными дискуссиями о природе и когнитивных функциях смысла. Сопоставлены эвристические потенциалы двух подходов к его изучению: лингво-коммуникативный и генетический. В книге осуществлен критический анализ направлений философско-методологического анализа проблем бытия и порождающих структур смысла в языке и коммуникациях. Его дополняет анализ проблематики истоков и генезиса смыслообразующей деятельности человека от смутного «ощущения смысла» до обретения им интерсубъективной знаковой формы. Книга адресована как профессиональному сообществу, так и студентам и аспирантам, изучающим философию.
содержание
|
|
Опыт и смысл / Отв. ред. Н.М. Смирнова. – М.: ИФ РАН, 2014. – 207 с.
ISBN 978-5-9540-0267-6.
В центре внимания авторов книги – процесс творчества как смыслообразующей деятельности человека. Опыт представлен в ней как когнитивное основание, конститутивный фактор процесса «осаждения социальных значений». Исследованы процессы смыслообразования, культурной трансляции и обогащения смысла в языке (на примере метафоры и процессов интерпретации), а также в специализированных сферах человеческой деятельности (научном, художественном и социальном творчестве). Рассмотрен «пограничный» опыт как исток эмерджентного смысла. Книга адресована профессиональному сообществу, а также студентам и аспирантам, изучающим философию.
содержание
предисловие
summary
table of content
|
|
Интерсубъективность в науке и философии / под редакцией Н.М. Смирновой. – М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2014. – 416 с.
ISBN 978-5-88373-395-5
В книге рассмотрены познавательные возможности концепта интерсубъективности в важнейших проектах европейской философии XX в. (феноменологии, постфеноменологической критике и феноменологической герменевтике), когнитивных науках (социологии, этнометодологии, лингвистике и социобиологии), а также в масштабных междисциплинарных проектах современности (синергетике, теории сложности и философии искусственного интеллекта). Книга снабжена фрагментами перевода древнекельтских текстов, иллюстрирующих глубину проблемы понимания в переводах «с культуры на культуру». Адресована широкому кругу образованных читателей.
Титул
Содержание
|
|
Проблема воображения в эволюционной эпистемологии [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. Е.Н.Князева. - М.: ИФ РАН, 2013. - 207 с. - ISBN 978-5-9540-0242-3.
В центре внимания авторов сборника – воображение как проблема эволюционной эпистемологии. К анализу этой традиционной для эпистемологии проблемы привлекаются данные современных когнитивных наук, наук о жизни, нейронауки, т.е. проблема обсуждается в междисциплинарной перспективе. Способность продуктивного воображения рассматривается в связи с новейшими исследованиями креативности, творческих способностей человека. Исследование воображения помещается в контекст современных дискуссий о ментальных образах, перцептивном мышлении, роли визуализации, встроенной в игры разума, в ментальные процессы, происходящие в различных состояниях сознания. Воображение исследуется в связи с проблемами индивидуальной, телесной и духовной, культурной и социальной составляющих познавательных процессов.
Annotation english
Содержание
Предисловие
|
|
Морен Э. Метод. Природа Природы / Эдгар Морен; перевод и вступительная статья Е.Н. Князевой. – Изд. 2-е, доп. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. – 488 с. – ISBN 978-5-88373-359-7
«Метод» – главное сочинение выдающегося французского философа и социолога, известного своими трансдисциплинарными исследованиями и отстаивающего необходимость реформы мышления, радикального изменения метода познания, чтобы постигнуть сложность реального мира, приблизиться к раскрытию глубинной тайны вещей. В настоящем издании с позиции общей теории систем и современной теории самоорганизации излагаются оригинальные воззрения автора на природу сложных формообразований и человека, процессы жизни и познания, развитие человечества.
оборот титульного листа
содержание
|
|
Эпистемология креативности / Отв. ред. Е.Н. Князева. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. – 520 с. – ISBN 978-5-88373-331-3.
В книге анализируются проблемы творчества с позиции новейших достижений когнитивной науки и неклассической эпистемологии. Рассматривая творчество в контексте эпистемологических проблем, авторы книги развивают новые, нетрадиционные подходы телесный, натуралистический, конструктивистский, нелинейно-динамический, феноменологический. Исследуются личностные особенности творчески одаренных людей, механизмы функционирования креативного мышления и работы творческой интуиции, способы развития и тренировки креативного мышления, креативность при создании систем искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется рассмотрению специфики различных видов творческой деятельности человека – научного творчества, инженерного творчества, мифопоэтического творчества, философского творчества, актерского, поэтического и музыкального творчества, а также творчества в процессе образования. Исследуются сложная структура человеческого сознания и мира личностных смыслов, роль сознательного, осознаваемого и подсознательного или, как говорил К.С. Станиславский, сверхсознательного в творчестве. Показывается, что в творчестве проявляют себя такие феномены сложного познания, как визуальное мышление, телесное мышление, изменение восприятия времени, знактивность восприятия и мышления.
Книга адресована специалистам по философии и смежным дисциплинам, а также широкому кругу читателей, стремящихся улучшить практику жизни и продуктивность своего творчества.
Содержание
Аннотации на английском
|
|
Эволюционная эпистемология: современные дискуссии и тренды / отв.ред. Е.Н. Князева. – М.: ИФ РАН, 2012. – 236 с - ISBN: 978-5-9540-0227-0
В сборнике обсуждаются перспективы развития эволюционной эпистемологии в свете современных дискуссий о возможностях натуралистических подходов к пониманию функционирования и развития сознания, восприятия, мышления, телесности и духовности человека. Натуралистический подход стимулируется современными предпочтениями к проведению трансдисциплинарных исследований. Показывается, что один из наметившихся трендов – это соединение эволюционной эпистемологии с когнитивной биологией, которое олицетворяет сближение когнитивных наук и наук о жизни. Исследуется взаимосвязь между эволюцией и развитием, между филогенезом и онтогенезом, что обозначается сегодня как evo-devo-perspective. Познание рассматривается не столько как построение репрезентаций внешнего мира, сколько как возникновение эмерджентных свойств мозга-тела-сознания в его физическом и биосоциальном встраивании в окружающую среду.
содержание
аннотации статей
annotation of the book Evolutionary Epistemology: Modern Discussions and Trends
|
|
Эволюционная эпистемология. Антология / Научный редактор, сост. Е.Н. Князева. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 704 с., ил. («Humanitas»). – ISBN 978-5-98712-017-0
В антологию включены работы основателей эволюционной эпистемологии — К. Лоренца, К. Поппера, Д. Кэмпбелла, статьи Р. Ридля, Г. Фолльмера, Э. Эзера, Ф. Вукетича как основных представителей эволюционной эпистемологии и последователей К. Лоренца. Книга содержит разделы, представляющие важные для эволюционной эпистемологии смежные направления — теорию геннокультурной коэволюции (Ч. Ламсден, А. Гушурст и др.) и нейробиологию (Дж. Эдельман, Г. Рот). В разделе «Эволюционная эпистемология в России» публикуются работы И.П. Меркулова, A.В. Кезина, Е.Н. Князевой, И.А. Бесковой, И.А. Герасимовой.
Книга адресована специалистам в области эпистемологии и философии науки.
Титул и аннотация
Содержание
|
|
Моркина Ю.С. Социальная теория познания Д. Блура: истоки и философский смысл. – М.: «Канон+», 2012. – 256 с. – ISBN 978-5-88373-286-6. В книге раскрывается философский смысл социального подхода к изучению знания. Рассматриваются такие понятия, как знание, социальность, а также их эволюция, главным образом на основе анализа работ Д. Блура, одного из основателей социальной эпистемологии. Блур в середине 1970-х годов вместе с социологом Б. Барнсом и историком С. Шейпином в Эдинбургском Университете предложил новый подход, который получил название «сильной программы» в социологии научного знания. Персоналия Д. Блура находится в центре исследования как пример философа, перешедшего в своем творчестве от дуализма материя-общество и колебания между научным реализмом и социальным конструктивизмом к социальному конструктивизму в его сильной версии. На основе изучения работ современных англоязычных исследователей, концепции которых можно в той или иной степени причислить к социально-конструктивистским (Д. Блур и Б. Барнс, Б. Латур и С. Вулгар, К. Кнор-Цетина, Х. Лонжино и др.), в книге выделяются четыре принципа, которые лежат в основе осмысления социального аспекта знания.
Содержание
Summary
|
|
Бескова И.А., Князева E.H., Бескова Д.А. Природа и образы телесности. — М.: Прогресс-Традиция, 2011. — 456с. — ISBN 5-978-89826-380-5
Авторами монографии разрабатывается принципиально новый подход к осмыслению природы человеческой телесности с учетом ее свойств как сложного системного феномена и как одной из составляющих самоорганизующейся целостности «человек — мир». Принципиальным в рамках подхода является рассмотрение феномена телесности как динамично развивающегося и сложно организованного инструмента постижения познающим существом мира и самого себя. Результаты исследования имеют прикладное значение: новое понимание природы телесности и глубинных основ ее адаптивных механизмов может быть использовано для более грамотного отношения к собственному здоровью (физическому и ментальному), включая изменение психоэмоционального фона в благоприятном направлении. Книга может быть рекомендована как специалистам в тех областях знания, которые связаны с изучением человека, так и широкому кругу читателей, заинтересованных в более глубоком понимании собственной природы и улучшении качества жизни.
Содержание
Summary
|
|
Творчество: эпистемологический анализ / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. E.H. Князева. — М: ИФ РАН, 2011. — 226 с. — ISBN 978-5-9540-0197-6.
В сборнике анализируются проблемы творчества с позиции новейших достижений когнитивной науки и эпистемологии. Исследуются личностные особенности творчески одаренных людей, механизмы функционирования креативного мышления и работы творческой интуиции, способы стимулирования и тренировки креативного мышления. Показывается, что в творчестве проявляют себя такие феномены сложного познания, как визуальное мышление, телесное мышление, изменение восприятия времени. В своем эпистемологическом анализе творчества авторы развивают нетрадиционные подходы: телесный, натуралистический, нелинейно-динамический, конструктивистский, феноменологический.
Содержание
Предисловие
|
|
Бескова И.А., Герасимова И.А., Меркулов И.П. Феномен сознания. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — 367с.
В книге исследуется комплекс вопросов, касающихся эволюции сознания, его информационной природы, рассматривается взаимодействие бессознательного, предсознательного и сознательного уровней функционирования человеческой когнитивной системы, а также когнитивные истоки возникновения духовной культуры и мировоззрения. За счет введения ряда новых логико-методологических и теоретических понятий формируется концептуальный аппарат анализа сознания как динамического феномена, неразрывно связанного с человеческой телесностью. Предлагается динамическая модель взаимодействия сознательных и бессознательных компонентов когнитивной системы. На примерах художественного и научного творчества, а также практик йоги исследуются эвристические возможности обучаемой телесности, управляемого чувства, духовной концентрации, синтетических стратегий мышления.
|
|
Телесность как эпистемологический феномен / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. И.А. Бескова. — М.: ИФРАН, 2009. — 231 с.
В коллективной монографии затрагиваются вопросы, связанные с выявлением телесных детерминант познания, жизни и духовной деятельности человека. Показано, что он как существо мира средних размерностей (мезокосма) организует свою картину мира в соответствии с параметрами собственной телесности, что определяет основные направляющие его мыслительной и преобразующей активности. Те же, в свою очередь, оказывают обратное влияние на функционирование телесности, на новом витке задавая специфику познавательной деятельности. На основе теоретических разработок формулируются значимые рекомендации, позволяющие улучшить качество жизни современного человека.
|
|
Многомерность истины / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Редкол.: А.А. Горелов, М.М. Новосёлов. М: ИФ РАН, 2008. — 215 с.
В книге представлены результаты исследований по фундаментальной проблеме эпистемологии — проблеме истины. Стандартные определения истины получают нестандартную интерпретацию в изменяющихся условиях научного и философского познания. Вводятся новые аспекты исследования и предлагаются оригинальные определения истины. Представляет интерес освещение проблемы истины с точки зрения эволюционного подхода. Проводится сравнительный анализ научной и вненаучных традиций познания. Значительное место заняли фоновые темы: истина и творчество, истина и интерпретация, истина и мистический опыт.
|
|
Визуальный образ (Междисциплинарные исследования) / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. И.А. Герасимова. — М.: ИФ РАН, 2008. — 247 с.
В книге представлены результаты междисциплинарных исследований проблем визуализации и образного мышления. Эпистемологи предлагают системные модели создания и восприятия зрительных образов. Обсуждение проблемы восприятия форм природы вносит вклад в синергетическую парадигму. Ряд работ посвящен анализу художественного образа в живописи, литературе, кинематографе, архитектуре. Различные точки зрения на индивидуальные, социальные, политические и культурные образные реальности представлены специалистами по психологии, антропологии, политологии, культурологии.
|
|
Философия науки. Вып. 12: Феномен сознания / Отв. ред. И.П. Меркулов. — М.: ИФ РАН, 2006. — 234 с.
В книге представлен рад новых результатов исследований современных российских философов - сотрудников Института философии РАН - по проблеме сознания. В силу тесной интеграции всех без исключения когнитивных способностей человека сознание в истории философской мысли обычно отождествлялось с разумом и мышлением людей, с их коллективным мировоззрением, с культурной информацией или совместным (общим) знанием и т.д. Лишь в последние десятилетия благодаря выдающимся открытиям в нейробиологии, нейрофизиологии, генетике и когнитивной науке, а также успехам в создании высокотехнологичной экспериментальной техники, позволяющей исследовать функционирование человеческого мозга в реальном времени, появились возможности внести существенные коррективы в сложившиеся философские представления о природе сознания, видах сознания и т.д. В книге исследуется весьма широкий круг вопросов — эволюция представлений осознании в философии сознания, информационная и эволюционная природа сознания, типы и уровни сознательной активности, архаическое сознание, сознание с точки зрения логического функционализма и эпистемологического конструктивизма и т.д.
|
|
Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 2. — СПб.: Изд-во РХГА, 2006. — 416 с.
Во втором томе главное внимание уделяется анализу когнитивных способностей — восприятия, мышления, сознания и памяти. Автор исходит из предпосылки, что для своего успешного развития эпистемология должна ориентироваться на синтез современных эволюционных и когнитивных представлений, доказавших свою эффективность в когнитивной науке, в информационных и биотехнологиях. С точки зрения эволюционно-информационной эпистемологии, человеческое познание оказывается видоспецифичной формой информационного контроля окружающей среды и внутренних когнитивных состояний людей. Эффективность этого контроля обеспечивается когнитивными способностями, которые развиваются в ходе продолжающейся биологической (когнитивной) и социокультурной эволюции человеческих популяций. Значительное место в книге уделено также исследованию особенностей научного познания, в том числе и биологических (когнитивных) предпосылок его формирования.
|
|
Эволюция. Мышление. Сознание. (Когнитивный подход и эпистемология) / Отв. ред. И.П. Меркулов. — М.: Канон +, 2004. — 352 с.
В книге представлены наиболее значимые результаты текущих эпистемологических исследований российских ученых. С позиций принципиально нового когнитивного подхода здесь рассматривается ряд фундаментальных эпистемологических проблем, в том числе информационная природа сознания и мышления, самоосознавание в когнитивном развитии человека, когнитивные механизмы, лежащие в основе эффективного диалога культур, когнитивные особенности архаического (мифологического) мышления и т. д. Особое внимание уделяется анализу изменений в теоретических парадигмах когнитивной науки, формированию концепции энактивированного познания.
|
|
Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 1. — СПб.: РХГИ, 2003. — 473 с.
В работе рассматривается широкий спектр эпистемологических проблем, анализ которых, по мнению автора, требует интеграции современных эволюционных представлений и общепризнанных в когнитивной науке моделей переработки информации. Основное внимание в первом томе уделяется анализу универсальности эволюции и когнитивной эволюции человека, а также исследованию феномена сознания, возникновения духовной культуры, формирования научного познания, истоков сакрализации теоретической науки, эволюции эпистемологических представлений в античности, Средние века и Новое время. Автор широко использует компьютерные аналогии, позволяющие, с его точки зрения, пролить дополнительный свет на многие фундаментальные и традиционные для эпистемологии вопросы, касающиеся восприятия, мышления, сознания и т. д.
|
|
Эволюция. Язык. Познание / Отв. ред. И.П. Меркулов. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 272 с.
В книге рассматриваются проблемы когнитивной эволюции, эволюции мышления и развития научного знания с позиций эволюционной эпистемологии. Наряду с переводами ряда работ К. Лоренца, послуживших отправным пунктом формирования этого нового направления в современной эпистемологии, здесь представлены результаты текущих исследований российских ученых. Особое внимание в книге уделяется анализу различных этапов когнитивной эволюции человека, характерных для этих этапов способов обработки и передачи адаптивно ценной информации (в том числе древних языков танцев и невербальных символов). В книге также исследуются становление «пропозициональной» парадигмы в античной эпистемологии, используемые в научном познании поисковые стратегии, перспективы применения в эволюционной эпистемологии синергетического подхода.
|
|
Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы / Отв. ред. И.П. Меркулов. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. — 194 с.
Книга посвящена широкому кругу проблем эволюционной эпистемологии — нового, быстро развивающегося направления эпистемологических исследований. На основе широко признанных эволюционных представлений, а также теоретико-информационного и тесно связанного с ним синергетического подходов здесь рассматриваются закономерности эволюции мышления, когнитивные особенности ее этапов, механизмы роста научного знания, используемые в научном познании поисковые стратегии и т.д.
|
|
Эволюция, культура, познание / Отв. ред. И.П. Меркулов. — М.: ИФ РАН, 1996. — 167 с.
В монографии исследуется широкий спектр вопросов, касающихся взаимосвязи природной, культурной и когнитивной эволюции, когнитивных особенностей различных типов мышления, научного творчества, а также возможность применения синергетического подхода к анализу роста научного знания. Когнитивная эволюцмя связывается в первую очередь с изменениями способов извлечения и обработки информации, а эволюция культуры — с применением особого рода информационной системы, включающей в себя мифы, верования, знания, доказательства. Наряду с работами российских авторов в монографию включены также реферативные переводы статей ряда известных зарубежных исследователей — Ч. Ламсдена (Канада), Г. Фолльмера (Германия), Д. Смайли (США) и Р. де Соса (Канада).
|
|
Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты / Отв. ред. И.П. Меркулов. — М.: ИФ РАН, 1993. — 197 с.
Исследуются когнитивные и социокультурные аспекты развития научного знания. Предпринята попытка наметить некоторые нетрадиционные для философии науки ракурсы (в русле междисциплинарного подхода). Раскрывается многоаспектный и многоуровневый характер научного прогресса, анализируются конкретные механизмы взаимодействия теоретической науки с другими формами духовной культуры.
|
|