Институт Философии
Российской Академии Наук




  Книги
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем творчества » Книги

Книги

go to your site

 

 

Моркина Ю.С. Когнитивный смысл поэтического. М.: Издательский Дом ЯСК, 2024. 256 с. ISBN 978-5-907498-66-2 

 

Поэтическое творчество рассматривается как один из самых древних, изначальных способов мышления, категоризации и освоения мира человеком. Когнитивная роль метафоры и метафоризации долгое время недооценивалась эпистемологами. Метафоризация является древним способом познания, проявляясь как таковой в самом явлении именования, где служит способом выделения наиболее важного признака именуемого предмета или явления. В таком качестве она анализировалась А.А. Потебней, рассматривавшем слово естественного языка как единицу поэзии, а поэзию, в свою очередь, как способ познания. Таким образом, в отечественной мысли XIX века уже содержатся идеи, способные дать начало изучению поэтического мышления, которое, как особое направление («когнитивная поэтика»), на Западе зарождается только в 1980-х гг. В книге рассмотрены построения последователей А.А. Потебни (Харьковской лингвистической школы) в области философии поэтического творчества. Представлено также собственное видение поэтического познания и поэзии как когнитивного явления. Данные исследования будут продолжены. 

Титул и оглавление

 

Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 9: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2023. (Сер.: Философия творчества). ISBN 978-5-91932-025-8

Настоящий сборник научных статей представляет собой IX (2015–2022) выпуск ежегодного издания «Философия творчества». Коллектив авторов представляет новейшие исследования по когнитивным аспектам творчества: взаимоотношения образа и знака, воображения и значения, проблем смыслового конституирования в естественном языке и художественном творчестве. Тематическая структура Ежегодника отражена в тематике Круглого стола и названиях глав: «Субъектность творчества: к истокам творческого смыслополагания», «Проблемы смыслообразования в языке и культуре», «Когнитивные основания художественного творчества», «Творчество и жизненный мир человека». Традиционная рубрика «Архив. Мыслители прошлого о творчестве» знакомит читателя с достижениями отечественной лингвофилософской школы в постижении тайны творческих процессов.

 

Полный текст (PDF)

 

Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 8: Философско методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: Голос, 2022. (Сер.: Философия творчества). ISBN 978-5-91932-0241.

Cборник научных статей представляет собой VIII (2015–2021) выпуск ежегодного издания «Философия творчества». В нем рассмотрены когнитивные аспекты творчества: связь воображения и референции, смыслопо лагание в структурах символических практик, специфика смыслопорождения в структуре искусственного интеллекта и в музыкальном творчестве. В настоящем издании представлены когнитивные образцы творческих прорывов в науке и художественной культуре на примерах научного творчества Б. М. Кедрова, В. М. Бехтерева, Д. Кэмпбелла, С. И. Рубинштейна и О. Мессиана. Названия глав отражают тематическую структуру Ежегодника: «Проблемы смыслообразования в языке и культуре», «Специфика научного творчества», «Личность творца как проблема философии творчества» и «Философский анализ психологических аспектов изучения творческих процессов». Традиционная рубрика «Архив. Мыслители прошлого о творчестве» знакомит читателей с достижениями отечественных (С. И. Рубинштейн) и зарубежных (М. Полани) авторов в постижении тайны творческих процессов.

 

Полный текст (PDF)

 

 

Философия творчества. Ежегодник / РАН. ИФ. Сектор философских проблем творчества. Ред. кол.: Смирнова Н. М. – гл. ред., Бескова И. А., со-редактор, Майданов А. С., Горелов А. А., Моркина Ю. С., Ярославцева Е. И. – М., 2021. – Выпуск 7 2021: Философско-методологический анализ когнитивных оснований творчества / Ред.: Смирнова Н. М., Бескова И. А. – М.: Голос, 2021. 408 с. (Сер.: Философия творчества). ISBN 978-5-91932-021-0

Настоящий сборник научных статей представляет собой седьмой выпуск ежегодного издания серии «Философия творчества» (2015–2020 гг.). В фокусе исследовательского внимания авторов – проблемы когнитивного основания творческих процессов: соотношение рациональных и внерациональных факторов творчества, роль интуиции в достижении творческого озарения, функции проприоцептивной чувствительности, перцептивных смыслов и неявного знания.

Новая рубрика Круглый стол: «Теории творчества: единство в многообразии» посвящена 100-летнему юбилею Института философии РАН и отражает содержание докладов участников Круглого стола, состоявшегося в on-line формате 12 апреля 2021 г.

Традиционный раздел «Архив. Мыслители прошлого о творчестве» знакомит читателя с трудами одного из лидеров Харьковской лингвистической школы А.Г. Горнфельда и посвящена его размышлениям о роли тропов в обыденном языке и поэтическом творчестве. Книга адресована специалистам в области теории познания и философии культуры.

 

Полный текст (PDF)

 

Философия творчества. Ежегодник / РАН. ИФ. Сектор философских проблем творчества. Ред. кол.: Смирнова Н.М. — гл. ред., Бескова И.А., со-редактор, Майданов А.С., Горелов А.А., Моркина Ю.С., Ярославцева Е.И. — М., 2020. — Выпуск 6, 2020: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. — М.: Голос, 2020. —(Сер.: Философия творчества).— ISBN ISBN 978-5-91932-016-6

Настоящий сборник научных статей представляет собою шестой выпуск ежегодного издания «Философия творчества». В центре исследовательского внимания — проблемы философско-методологического анализа творческих процессов: роль бессознательного в творческом процессе, значение исследования иных культур для постижения тайны творчества, сравнительный анализ естественнонаучных идеализаций и поэтических типизаций, психологические характеристики творческой мотивации. Традиционная рубрика «Архив. Мыслители прошлого о творчестве» знакомит читателя с трудами как зарубежных, так и отечественных авторов, постигающих тайны творчества. Книга адресована как специалистам в области философии и когнитивных наук, так и всем тем, кто интересуется проблематикой творчества.

 

Полный текст (PDF)

 

Философия творчества. Ежегодник / РАН. ИФ. Сектор философских проблем творчества. Ред. кол.: Смирнова Н.М. – гл. ред., Бескова И.А., со-редактор, Майданов А.С., Горелов А.А., Моркина Ю.С., Ярославцева Е.И. – М., 2019. – Выпуск 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: ИИнтелЛЛ, 2019. – 264 с. – (Сер.: Философия творчества). ISBN 978-5-98956-017-2

Сборник научных статей представляет собой V выпуск ежегодного издания «Философия творчества», издаваемого сектором философских проблем творчества Института философии РАН. Полагая предметом философского постижения творчества процесс сотворения новых культурных смыслов человеческого мышления, деятельности и социальной организации, авторы настоящего издания поместили в фокус исследовательского внимания смысловые измерения социокультурных пространств творчества. Разделы Ежегодника отражают специфику творческих процессов в различных сферах человеческого мышления и деятельности: философии, науке и искусстве. Специальный раздел V выпуска посвящен проблемам смыслообразования в языке. Рубрика «Архив» знакомит читателя с историей изучения в отечественной гуманитарной и философской мысли. Книга адресована специалистам в области философии и когнитивных наук, а также и всем тем, кого интересует эта самая таинственная способность человеческого духа.

 

Полный текст (PDF)

 

 Философия творчества 

Философия творчества. Ежегодник / РАН. ИФ. Сектор философских проблем творчества. Ред. кол.: Смирнова Н.М. – гл. ред., Бескова И.А., Майданов А.С., Горелов А.А., Моркина Ю.С., Ярославцева Е.И. – М., 2018. – Выпуск 4, 2018: Лики творчества в многообразии социокультурных практик / Ред.: Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: ИИнтеЛЛ, 2018. – 422 с. – (Сер.: Философия творчества). ISBN 978-5-98956-023-3

Книга представляет собой четвертый выпуск ежегодного издания «Философия творчества». В центре настоящего издания – лики творчества в контексте различных социокультурных практик. Специальный раздел посвящен 200-летию со дня рождения К. Маркса. Традиционные разделы Ежегодника отражают специфику творческих процессов в различных сферах человеческой деятельности: философии, науке и искусстве. Настоящее издание дополнено новой рубрикой «Архив», которая знакомит читателя с историей изучения творчества в отечественной гуманитарной и философской мысли. Книга адресована специалистам в области философии и когнитивных наук, а также и всем интересующимся проблемами творчества.


Полный текст (PDF)

 


https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2018/gorelov/Gorelov_Cover.jpg 

 

 

Горелов А.А. Творчество, человек, наука [Текст] / А.А. Горелов, С.А. Филипенок, Е.И. Ярославцева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2018. – 101 с.; 20 см. – Библиогр.: с. 44–45, 59–60, 93–95. – Рез.: англ. – 500 экз. –

ISBN 978-5-9540-0336-9.

В предлагаемой читателю коллективной монографии рассмотрена проблема соотношения личностных качеств человека, формирующихся в процессе самотворчества, и результатов, полученных в ходе научного познания и развития современных технологий. В работе показана соизмеримость тенденций личностного роста с познаваемым внешним миром, техническое изменение которого позволяет социуму преодолевать негативное давление реальности и формировать гармоничное будущее.

Книга «Творчество, человек, наука» продолжает серию книг, начатую работой Н.М. Смирновой, И.А. Бесковой и А.С. Майданова «Язык, смысл, творчество» (М.: ИФ РАН, 2015). В данной монографии проводятся междисциплинарные исследования, в ходе которых обрели дальнейшее развитие такие темы, как соотношение творчества и самотворчества, эволюционная модель творчества М. Полани, предвосхищающая складывающийся ныне постнеклассический тип рациональности, который позволяет решать проблему человекоразмерности научных исследований. Книга состоит из трех глав. В первой главе «Творчество и самотворчество» (Горелов А.А.) рассматривается связь между творчеством как таковым и самотворчеством, являющимся особой разновидностью творчества и относящимся к самому творцу, который пытается изменить себя в соответствии со своими представлениями об идеале человека как качественно нового образования, не существовавшего прежде. Творчество и самотворчество понимаются как две стороны единого процесса «высвобождения скрытого» (Г. Марсель) в мире и в самом человеке, причем наличие взаимосвязи творчества и самотворчества оказывается отличительным признаком творчества. Во второй главе «Становление личности и творческих когнитивных способностей в онтогенезе: анализ эволюционной модели М. Полани» (Филипенок С.А.) творение себя рассматривается с эволюционно-исторических позиций как процесс, включенный в онтогенез индивида и подчиняющийся объективной логике развития живых систем. В ходе анализа эволюционной модели, предложенной М. Полани, показано, что в основе творчества и самотворчества лежит модификация интерпретативной схемы, которая представляет собой субъективно окрашенную модель исследуемого процесса и служит переходной ступенью к созданию научной теории. В третьей главе «Будущее в контексте человекоразмерных научных технологий» (Ярославцева Е.И.) развитие человека рассматривается в рамках научной постнеклассической рациональности, артикулирующей принцип человекоразмерности, необходимый в условиях динамичных сетевых коммуникаций и насыщения современной жизни цифровыми технологиями. Установлено, что человек как самоорганизующаяся сложность способен соразмерять свою соотнесенность с окружающим миром, как адекватный ему природный феномен, а также углублять аутокоммуникацию, сохраняя свою целостность.

содержание

 

 

 

Философия творчества. Ежегодник. Вып. 3., 2017. Творчество и жизненный мир человека» / Ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А. М.: ИИнтеЛЛ, 2017.  - 382 с.

ISBN 978-5-98956-013-4.

Основные результаты работы в рамках исследовательской программы «Эпиcтемология креативности:  когнитивные и социокультурные измерения» представлены в ежегодном издании сектора. Очерчен корпус наиболее значимых проблем творчества, прежде всего, создание концептуального аппарата для реконструкции наиболее значимых философско-методологических составляющих творческого процесса. Важные содержательные уточнения самого понятия творчества как смыслообразующей деятельности человека осуществлены за счет его концептуального соотнесения с понятиями жизненного мира человека, поэтического языка, мифологического дискурса, а также в ходе анализа философских проблем музыки, архитектуры, театрального искусства.

Раздел «Философское творчество: традиции и инновации» представляет когнитивные образцы философского творчества (преимущественно в современной французской философии). Показано, что формирование новых философских смыслов представляет собой как творческий процесс селективного отбора философских смыслов определенной философской традиции, с одной стороны, так и «смысловой взрыв» (Ю.М. Лотман) новых ходов философской мысли  – предначертанных, но не предустановленных  (по типу логического следования) – этой философской традицией, но находящихся в горизонте ее возможных импликаций.

Раздел «Когнитивные и социокультурные факторы научного творчества» представляет углубленный анализ специфических проблем творчества в различных когнитивных науках: физике, лингвистике, психологии.  Обоснована роль философской теории познания в когнитивном синтезе результатов исследования творчества в рамках отдельных научных дисциплин.

Раздел «Социально-культурные миры художественного творчества» обращен к проблемам порождающих механизмов поэтического, музыкального, театрального и архитектурного творчества. Выявлены как моменты всеобщности, так и так и когнитивные особенности процессов смыслообразования  в различных областях художественной деятельности как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума.

Содержание

 

полная версия книги "Философия творчества. Вып.3.  2017г."

 

 

 

Смирнова Н.М. Смысл и творчество. М.: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. – 304 с.

ISBN 978-5-88373-079-4

В книге рассмотрены  проблемы  творчества как смыслообразующей деятельности человека. Особое внимание уделено дискуссионным аспектам конституирования смыслов в языке: эпистемологии метафоры, соотношению образа и знака, роли воображения в смыслообразующей деятельности человека. Проанализированы философские метаморфозы смысла в исторических типах герменевтики. Монография акцентирует непреходящую философскую значимость  понятия смысла в условиях натуралистического поворота в современной философии. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся философией, лингвистикой и проблемами творчества.

Содержание

Предисловие

 

 

Майданов А.С. Эпистемология и логика мифа. Небесное. Земное. Человеческое. М.: URSS, 2017. ISBN 978-5-9710-3657-9

Книга посвящена эпистемологическому анализу ведийской мифологии, рассматриваемой как содержательная система, в которой отображено видение и понимание архаичным человеком окружающего мира и своего бытия в нем. Выявляются способы и средства этого отображения. Решается проблема своеобразия отношения «человек – мир» на этапе формирования ранних форм общественного сознания. Для этого исследуется специфика менталитета одного из великих древних народов – индоариев. Логически реконструируется созданный ими образ Вселенной, описываются способы отображения в мифах космических объектов и явлений, для чего осуществляется поиск реальных прототипов мифических образов. Такой же анализ проводится и по отношению к картине земной природы, к пониманию древними ариями места Земли во Вселенной, связей между космосом, Землей и человеком. Показан характер зависимости всякой картины мира от исторически обусловленного своеобразия менталитета социума.

Исследуется творческая природа мифологического мышления, его логика, диалектика и парадоксальность этой логики, парадигмальный характер мышления, методы и приемы, с помощью которых авторы Вед создавали картину мира. Анализируется содержание и структура мифических образов, рассматриваемых в системе отношения «образ – его реалистическая и мифическая составляющие – реальный прототип». Предлагается новая интерпретация некоторых мифов Вед, освещается взаимоотношение в них веры и знания, истины и вымысла, логического и психологического, рационального и иррационального, когнитивного и эстетического. Проделанная в данном исследовании работа позволяет представить мифологию как важный исходный этап в едином глобальном процессе становления и развития человеческого сознания и мышления. Она также может способствовать лучшему пониманию современным человеком все еще остающихся во многом сложными для него великих творений древних мифотворцев, а также пониманию места и значения мифологического мышления в культуре нашего времени.

 

содержание



 

 

 

Моркина Ю.С. Поэтическое творчество: философский анализ / Ю.С. Моркина. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. – 304 с. ISBN 978-5-88373-056-5 

В книге подняты и получили предварительное решение проблемы, связанные с поэтическим творчеством, ситуацией творчества и творческой ролью сознания. Поэтическое творчество автор рассматривает как пример художественного творчества, анализируя его с применением философских методов. Сознание рассматривается как автопоэтический поток смыслов, в котором рождаются и трансформируются интенциональные объекты как сложные идеальные системы. Книга адресуется читателям, интересующимся проблемами поэтического творчества, философией. 


содержание

предисловие

table of contents

summery

 

 

 

 

 

Философия творчества. Вып.2. Когнитивные и социокультурные измерения / Под редакцией Н.М. Смирновой, А.С. Майданова. – М.: ИИнтелл, 2016. – 314 с.

ISBN 978-5-98956-014-1

Книга представляет собой второй выпуск ежегодного издания «Философия творчества» (первый: «Философия творчества», ИИнтеЛЛ, Москва, 2015), в центре которого – когнитивные и социокультурные параметры творческой деятельности человека. Основное внимание авторов сосредоточено вокруг специфических проблем творчества в таких предметных сферах, как философия, наука и литературно-художественное творчество. Показано, что философия творчества является парадигмальной рамкой дисциплинарного синтеза исследований творчества в различных отраслях человеческой деятельности.

 

 

содержание

предисловие

contents

summary

 

полная версия книги "Философия творчества. Вып.2.  2016г."

 

 

 

 

Смирнова, Н.М. Творчество, смысл, интерпретация [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Н.М. Смирнова, А.А. Горелов, Ю.С. Моркина. – М. : ИФ РАН, 2016. – 139 с. ; 20 см. – Библиогр.: с. 47–49, 97–98, 133. – Указ. имен: с. 135–137. – Рез.: англ. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0307-9.


В предлагаемой читателю коллективной монографии рассмотрены различные подходы к анализу смысла и творчества как относительных к историческим типам рациональности в социальном познании. Показана обусловленность понимания смысла процедурами его рациональной реконструкции. Проанализирована связь понимания смысла с историческими типами герменевтики. Рассмотрены социально-культурные аспекты творчества, в том числе – поэтического, его роль в становлении личности и общества.

 

 

 

Философия творчества: материалы Всероссийской научной конференции, 8-9 апреля2015 г., Институт философии РАН, г. Москва / Под ред. Н.М.Смирновой, А.Ю.Алексеева. – М.: ИИнтелл, 2015. – 476 с. ISBN 978-5-98956-009-7

В книге представлены материалы первой Всероссийской научной конференции «Философия творчества», организованной сектором философских проблем творчества Института философии РАН совместно с Научным советом РАН по методологии искусственного интеллекта (НСМИИ РАН). Конференция стала первым в России (и вторым в Европе) научным мероприятием, специально посвященным философским проблемам творчества. Охвачен широкий спектр проблем - от логической составляющей творческой деятельности до прикладных методик анализа креативности. Философский анализ творчества – не только концептуальная основа междисциплинарного синтеза различных отраслей социально-гуманитарного, естественно-научного и технического знаний, но и когнитивная матрица исследования прикладных аспектов творческой деятельности. Организация мероприятия поддержана Российским гуманитарным научным фондом (проект РГНФ № 15-03-14116/15).

 

полная версия книги "Философия творчества"

 

 

 

Смирнова Н.М., Бескова И.А., Майданов А.С. Язык, смысл, творчество. – М.: ИФ РАН, 2015. – 141 с. – ISBN 978-5-9540-0289-8.

В предлагаемой коллективной монографии авторы знакомят читателя с современными дискуссиями о природе и когнитивных функциях смысла. Сопоставлены эвристические потенциалы двух подходов к его изучению: лингво-коммуникативный и ге­нетический. В книге осуществлен критический анализ направ­лений философско-методологического анализа проблем бытия и порождающих структур смысла в языке и коммуникациях. Его дополняет анализ проблематики истоков и генезиса смыслообра­зующей деятельности человека от смутного «ощущения смыс­ла» до обретения им интерсубъективной знаковой формы. Книга адресована как профессиональному сообществу, так и студентам и аспирантам, изучающим философию.

содержание

 

  

 

 

 

 

Опыт и смысл / Отв. ред. Н.М. Смирнова. – М.: ИФ РАН, 2014. – 207 с.

ISBN 978-5-9540-0267-6.

 В центре внимания авторов книги – процесс творчества как смыслообразующей деятельности человека. Опыт представлен в ней как когнитивное основание, конститутивный фактор процес­са «осаждения социальных значений». Исследованы процессы смыслообразования, культурной трансляции и обогащения смыс­ла в языке (на примере метафоры и процессов интерпретации), а также в специализированных сферах человеческой деятельности (научном, художественном и социальном творчестве). Рассмотрен «пограничный» опыт как исток эмерджентного смысла. Книга адресована профессиональному сообществу, а также студентам и аспирантам, изучающим философию.

содержание

предисловие

summary

table of content

 

  

Интерсубъективность в науке и философии / под редакцией Н.М. Смирновой

 

 

Интерсубъективность в науке и философии / под редакцией Н.М. Смирновой. – М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2014. – 416 с.

ISBN 978-5-88373-395-5 

В книге рассмотрены познавательные возможности концепта интерсубъективности в важнейших проектах европейской философии  XX в. (феноменологии, постфеноменологической критике и феноменологической герменевтике), когнитивных науках (социологии, этнометодологии, лингвистике и социобиологии), а также в масштабных междисциплинарных проектах современности (синергетике, теории сложности и философии искусственного интеллекта). Книга снабжена фрагментами перевода древнекельтских текстов, иллюстрирующих глубину проблемы понимания в переводах «с культуры на культуру». Адресована широкому кругу образованных читателей.

 

Титул

Содержание

 

 

 

 

Проблема воображения в эволюционной эпистемологии [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. Е.Н.Князева. - М.: ИФ РАН, 2013. - 207 с. - ISBN 978-5-9540-0242-3.

В центре внимания авторов сборника – воображение как проблема эволюционной эпистемологии. К анализу этой традиционной для эпистемологии проблемы привлекаются данные современных когнитивных наук, наук о жизни, нейронауки, т.е. проблема обсуждается в междисциплинарной перспективе. Способность продуктивного воображения рассматривается в связи с новейшими исследованиями креативности, творческих способностей человека. Исследование воображения помещается в контекст современных дискуссий о ментальных образах, перцептивном мышлении, роли визуализации, встроенной в игры разума, в ментальные процессы, происходящие в различных состояниях сознания. Воображение исследуется в связи с проблемами индивидуальной, телесной и духовной, культурной и социальной составляющих познавательных процессов.

 

 Annotation english

 Содержание

 Предисловие

 

Морен Э. Метод. Природа Природы / Эдгар Морен; перевод и вступительная статья Е.Н. Князевой

 

 

Морен Э. Метод. Природа Природы / Эдгар Морен; перевод и вступительная статья Е.Н. Князевой. – Изд. 2-е, доп. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. – 488 с. – ISBN 978-5-88373-359-7 

«Метод» – главное сочинение выдающегося французского философа и социолога, известного своими трансдисциплинарными исследованиями и отстаивающего необходимость реформы мышления, радикального изменения метода познания, чтобы постигнуть сложность реального мира, приблизиться к раскрытию глубинной тайны вещей. В настоящем издании с позиции общей теории систем и современной теории самоорганизации излагаются оригинальные воззрения автора на природу сложных формообразований и человека, процессы жизни и познания, развитие человечества.

 

оборот титульного листа

содержание 

 

  

 

 

Эпистемология креативности

 

 

Эпистемология креативности / Отв. ред. Е.Н. Князева. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. – 520 с. – ISBN 978-5-88373-331-3.

В книге анализируются проблемы творчества с позиции новейших достижений когнитивной науки и неклассической эпистемологии. Рассматривая творчество в контексте эпистемологических проблем, авторы книги развивают новые, нетрадиционные подходы телесный, натуралистический, конструктивистский, нелинейно-динамический, феноменологический. Исследуются личностные особенности творчески одаренных людей, механизмы функционирования креативного мышления и работы творческой интуиции, способы развития и тренировки креативного мышления, креативность при создании систем искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется рассмотрению специфики различных видов творческой деятельности человека – научного творчества, инженерного творчества, мифопоэтического творчества, философского творчества, актерского, поэтического и музыкального творчества, а также творчества в процессе образования. Исследуются сложная структура человеческого сознания и мира личностных смыслов, роль сознательного, осознаваемого и подсознательного или, как говорил К.С. Станиславский, сверхсознательного в творчестве. Показывается, что в творчестве проявляют себя такие феномены сложного познания, как визуальное мышление, телесное мышление, изменение восприятия времени, знактивность восприятия и мышления.

Книга адресована специалистам по философии и смежным дисциплинам, а также широкому кругу читателей, стремящихся улучшить практику жизни и продуктивность своего творчества.

Содержание

Аннотации на английском

 

Эволюционная эпистемология: современные дискуссии и тренды

 

 

Эволюционная эпистемология: современные дискуссии и тренды / отв.ред. Е.Н. Князева. – М.: ИФ РАН, 2012. – 236 с - ISBN: 978-5-9540-0227-0

В сборнике обсуждаются перспективы развития эволюционной эпистемологии в свете современных дискуссий о возможностях натуралистических подходов к пониманию функционирования и развития сознания, восприятия, мышления, телесности и духовности человека. Натуралистический подход стимулируется современными предпочтениями к проведению трансдисциплинарных исследований. Показывается, что один из наметившихся трендов – это соединение эволюционной эпистемологии с когнитивной биологией, которое олицетворяет сближение когнитивных наук и наук о жизни. Исследуется взаимосвязь между эволюцией и развитием, между филогенезом и онтогенезом, что обозначается сегодня как evo-devo-perspective. Познание рассматривается не столько как построение репрезентаций внешнего мира, сколько как возникновение эмерджентных свойств мозга-тела-сознания в его физическом и биосоциальном встраивании в окружающую среду.

содержание

аннотации статей

annotation of the book Evolutionary Epistemology: Modern Discussions and Trends

 

Эволюционная эпистемология. Антология

 

 

Эволюционная эпистемология. Антология / Научный редактор, сост. Е.Н. Князева. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 704 с., ил. («Humanitas»). – ISBN 978-5-98712-017-0

В антологию включены работы основателей эволюционной эпистемологии — К. Лоренца, К. Поппера, Д. Кэмпбелла, статьи Р. Ридля, Г. Фолльмера, Э. Эзера, Ф. Вукетича как основных представителей эволюционной эпистемологии и последователей К. Лоренца. Книга содержит разделы, представляющие важные для эволюционной эпистемологии смежные направления — теорию геннокультурной коэволюции (Ч. Ламсден, А. Гушурст и др.) и нейробиологию (Дж. Эдельман, Г. Рот). В разделе «Эволюционная эпистемология в России» публикуются работы И.П. Меркулова, A.В. Кезина, Е.Н. Князевой, И.А. Бесковой, И.А. Герасимовой.

Книга адресована специалистам в области эпистемологии и философии науки.

Титул и аннотация 

Содержание

 

Моркина Ю.С. Социальная теория познания Д. Блура: истоки и философский смысл

 

 

Моркина Ю.С. Социальная теория познания Д. Блура: истоки и философский смысл. – М.: «Канон+», 2012. – 256 с. – ISBN 978-5-88373-286-6.
В книге раскрывается философский смысл социального подхода к изучению знания. Рассматриваются такие понятия, как знание, социальность, а также их эволюция, главным образом на основе анализа работ Д. Блура, одного из основателей социальной эпистемологии. Блур в середине 1970-х годов вместе с социологом Б. Барнсом и историком С. Шейпином в Эдинбургском Университете предложил новый подход, который получил название «сильной программы» в социологии научного знания. Персоналия Д. Блура находится в центре исследования как пример философа, перешедшего в своем творчестве от дуализма материя-общество и колебания между научным реализмом и социальным конструктивизмом к социальному конструктивизму в его сильной версии. На основе изучения работ современных англоязычных исследователей, концепции которых можно в той или иной степени причислить к социально-конструктивистским (Д. Блур и Б. Барнс, Б. Латур и С. Вулгар, К. Кнор-Цетина, Х. Лонжино и др.), в книге выделяются четыре принципа, которые лежат в основе осмысления социального аспекта знания.

Содержание

Summary


 

Бескова И.А., Князева E.H., Бескова Д.А. Природа и образы телесности.

 

 

Бескова И.А., Князева E.H., Бескова Д.А. Природа и образы телесности. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 456с.  ISBN 5-978-89826-380-5

Авторами монографии разрабатывается принципиально новый подход к осмыслению природы человеческой телесности с учетом ее свойств как сложного системного феномена и как одной из составляющих самоорганизующейся целостности «человек — мир». Принципиальным в рамках подхода является рассмотрение феномена телесности как динамично развивающегося и сложно организованного инструмента постижения познающим существом мира и самого себя. Результаты исследования имеют прикладное значение: новое понимание природы телесности и глубинных основ ее адаптивных механизмов может быть использовано для более грамотного отношения к собственному здоровью (физическому и ментальному), включая изменение психоэмоционального фона в благоприятном направлении. Книга может быть рекомендована как специалистам в тех областях знания, которые связаны с изучением человека, так и широкому кругу читателей, заинтересованных в более глубоком понимании собственной природы и улучшении качества жизни.

Содержание

Summary

 

 

Творчество: эпистемологический анализ

 

 

Творчество: эпистемологический анализ / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. E.H. Князева. М: ИФ РАН, 2011. 226 с. ISBN 978-5-9540-0197-6.

В сборнике анализируются проблемы творчества с позиции новейших достижений когнитивной науки и эпистемологии. Исследуются личностные особенности творчески одаренных людей, механизмы функционирования креативного мышления и работы творческой интуиции, способы стимулирования и тренировки креативного мышления. Показывается, что в творчестве проявляют себя такие феномены сложного познания, как визуальное мышление, телесное мышление, изменение восприятия времени. В своем эпистемологическом анализе творчества авторы развивают нетрадиционные подходы: телесный, натуралистический, нелинейно-динамический, конструктивистский, феноменологический.

Содержание

Предисловие

 

Бескова И.А., Герасимова И.А., Меркулов И.П. Феномен сознания

 

 

Бескова И.А., Герасимова И.А., Меркулов И.П. Феномен сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 367с.

В книге исследуется комплекс вопросов, касающихся эволю­ции сознания, его информационной природы, рассматривает­ся   взаимодействие   бессознательного, предсознательного и сознательного уровней функционирования человеческой когнитивной системы, а также когнитивные истоки возник­новения духовной культуры и мировоззрения. За счет  введения  ряда  новых  логико-методологических и теоретических понятий формируется концептуальный аппарат анализа сознания как динамического феномена, неразрывно связанного с человеческой телесностью. Пред­лагается динамическая модель взаимодействия сознательных и бессознательных компонентов когнитивной системы. На примерах художественного и научного творчества, а также практик йоги исследуются эвристические возможности обу­чаемой телесности, управляемого чувства, духовной концен­трации, синтетических стратегий мышления.

 

Телесность как эпистемологический феномен

 

 

Телесность как эпистемологический феномен / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. И.А. Бескова. М.: ИФРАН, 2009. 231 с.

В коллективной монографии затрагиваются вопросы, связан­ные с выявлением телесных детерминант познания, жизни и ду­ховной деятельности человека. Показано, что он как существо мира средних размерностей (мезокосма) организует свою картину мира в соответствии с параметрами собственной телесности, что определяет основные направляющие его мыслительной и преоб­разующей активности. Те же, в свою очередь, оказывают обратное влияние на функционирование телесности, на новом витке задавая специфику познавательной деятельности. На основе теоретических разработок формулируются значимые рекомендации, позволяющие улучшить качество жизни современного человека.

 

Многомерность истины

 

 

Многомерность истины / Рос. акад. наук, Ин-т фи­лософии ; Редкол.: А.А. Горелов, М.М. Новосёлов. М: ИФ РАН, 2008. 215 с.

В книге представлены результаты исследований по фунда­ментальной проблеме эпистемологии — проблеме истины. Стандартные определения истины получают нестандартную интерпретацию в изменяющихся условиях научного и фило­софского познания. Вводятся новые аспекты исследования и предлагаются оригинальные определения истины. Представ­ляет интерес освещение проблемы истины с точки зрения эво­люционного подхода. Проводится сравнительный анализ на­учной и вненаучных традиций познания. Значительное место заняли фоновые темы: истина и творчество, истина и интер­претация, истина и мистический опыт.

 

 

 

Визуальный образ (Междисциплинарные исследования) / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. И.А. Герасимова. М.: ИФ РАН, 2008. 247 с.

В книге представлены результаты междисциплинарных ис­следований проблем визуализации и образного мышления. Эпистемологи предлагают системные модели создания и вос­приятия зрительных образов. Обсуждение проблемы воспри­ятия форм природы вносит вклад в синергетическую парадиг­му. Ряд работ посвящен анализу художественного образа в жи­вописи, литературе, кинематографе, архитектуре. Различные точки зрения на индивидуальные, социальные, политические и культурные образные реальности представлены специалистами по психологии, антропологии, политологии, культурологии.

 

Философия науки. Вып. 12: Феномен сознания

 

 

Философия науки. Вып. 12: Феномен сознания / Отв. ред. И.П. Меркулов. М.: ИФ РАН, 2006. 234 с.

В книге представлен рад новых результатов исследований современ­ных российских философов - сотрудников Института философии РАН - по проблеме сознания. В силу тесной интеграции всех без иск­лючения когнитивных способностей человека сознание в истории фи­лософской мысли обычно отождествлялось с разумом и мышлением людей, с их коллективным мировоззрением, с культурной информаци­ей или совместным (общим) знанием и т.д. Лишь в последние десятиле­тия благодаря выдающимся открытиям в нейробиологии, нейрофизио­логии, генетике и когнитивной науке, а также успехам в создании высокотехнологичной экспериментальной техники, позволяющей исследовать функционирование человеческого мозга в реальном времени, появились возможности внести существенные коррективы в сложившиеся философские представления о природе сознания, видах сознания и т.д. В книге исследуется весьма широкий круг вопросов — эволюция представлений осознании в философии сознания, информац­ионная и эволюционная природа сознания, типы и уровни сознательн­ой активности, архаическое сознание, сознание с точки зрения логиче­ского функционализма и эпистемологического конструктивизма и т.д.

 

Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 2.

 

 

Меркулов И.П. Эпистемология   (когнитивно-эволюционный   подход).  Т. 2. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 416 с.

Во втором томе главное внимание уделяется анализу когнитивных способностей — восприятия, мышления, сознания и памяти. Автор исхо­дит из предпосылки, что для своего успешного развития эпистемология должна ориентироваться на синтез современных эволюционных и когни­тивных представлений, доказавших свою эффективность в когнитивной науке, в информационных и биотехнологиях. С точки зрения эволюционно-информационной эпистемологии, человеческое познание оказы­вается видоспецифичной формой информационного контроля окружаю­щей среды и внутренних когнитивных состояний людей. Эффективность этого контроля обеспечивается когнитивными способностями, которые развиваются в ходе продолжающейся биологической (когнитивной) и социокультурной эволюции человеческих популяций. Значительное ме­сто в книге уделено также исследованию особенностей научного позна­ния, в том числе и биологических (когнитивных) предпосылок его фор­мирования.

 

 	 Эволюция. Мышление. Сознание. (Когнитивный под­ход и эпистемология)

 

 

Эволюция. Мышление. Сознание. (Когнитивный под­ход и эпистемология) / Отв. ред. И.П. Меркулов. М.: Канон +, 2004. — 352 с.

В книге представлены наиболее значимые результаты текущих эпистемо­логических исследований российских ученых. С позиций принципиально но­вого когнитивного подхода здесь рассматривается ряд фундаментальных эпи­стемологических проблем, в том числе информационная природа сознания и мышления, самоосознавание в когнитивном развитии человека, когнитив­ные механизмы, лежащие в основе эффективного диалога культур, когнитив­ные особенности архаического (мифологического) мышления и т. д. Особое внимание уделяется анализу изменений в теоретических парадигмах когни­тивной науки, формированию концепции энактивированного познания.

 

 	 Меркулов И. П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 1.

 

 

Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 1. СПб.: РХГИ, 2003. 473 с.

В работе рассматривается широкий спектр эпистемологических проблем, анализ которых, по мнению автора, требует интеграции со­временных эволюционных представлений и общепризнанных в когни­тивной науке моделей переработки информации. Основное внимание в первом томе уделяется анализу универсальности эволюции и ког­нитивной эволюции человека, а также исследованию феномена со­знания, возникновения духовной культуры, формирования научного познания, истоков сакрализации теоретической науки, эволюции эпис­темологических представлений в античности, Средние века и Новое время. Автор широко использует компьютерные аналогии, позволяю­щие, с его точки зрения, пролить дополнительный свет на многие фун­даментальные и традиционные для эпистемологии вопросы, касающиеся восприятия, мышления, сознания и т. д.

 

Эволюция. Язык. Познание

 

 

Эволюция. Язык. Познание / Отв. ред. И.П. Меркулов.  М.:  Языки русской культуры, 2000. 272 с.

В книге рассматриваются проблемы когнитивной эволюции, эволюции мышления и развития научного знания с позиций эволюционной эпистемоло­гии. Наряду с переводами ряда работ К. Лоренца, послуживших отправным пунктом формирования этого нового направления в современной эпистемоло­гии, здесь представлены результаты текущих исследований российских уче­ных. Особое внимание в книге уделяется анализу различных этапов когнитив­ной эволюции человека, характерных для этих этапов способов обработки и передачи адаптивно ценной информации (в том числе древних языков танцев и невербальных символов). В книге также исследуются становление «пропозици­ональной» парадигмы в античной эпистемологии, используемые в научном по­знании поисковые стратегии, перспективы применения в эволюционной эпи­стемологии синергетического подхода.

 

 	 Эволюционная эпистемология: проблемы, перспекти­вы

 

 

Эволюционная эпистемология: проблемы, перспекти­вы / Отв. ред. И.П. Меркулов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. 194 с.

Книга посвящена широкому кругу проблем эволю­ционной эпистемологии — нового, быстро развива­ющегося направления эпистемологических исследований. На основе широко признанных эволюционных пред­ставлений, а также теоретико-информационного и тесно связанного с ним синергетического подходов здесь рас­сматриваются закономерности эволюции мышления, ког­нитивные особенности ее этапов, механизмы роста на­учного знания, используемые в научном познании по­исковые стратегии и т.д.

 

Эволюция, культура, познание

 

 

Эволюция, культура, познание / Отв. ред. И.П. Меркулов. М.: ИФ РАН, 1996. 167 с.

В монографии исследуется широкий спектр вопросов, касающихся взаимосвязи природной, культурной и когнитивной эволюции, когнитивных особенностей различных типов мышления, научного творчества, а также возможность применения синергетического подхода к анализу роста научного знания. Когнитивная эволюцмя связывается в первую очередь с изменениями способов извлечения и обработки информации, а эволюция культуры — с применением особого рода информационной системы, включающей в себя мифы, верования, знания, доказательства. Наряду с работами российских авторов в монографию включены также реферативные переводы статей ряда известных зарубежных исследователей — Ч. Ламсдена (Канада), Г. Фолльмера (Германия), Д. Смайли (США) и Р. де Соса (Канада).

 

Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты

Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты / Отв. ред. И.П. Меркулов. М.: ИФ РАН, 1993. 197 с.

Исследуются когнитивные и социокультурные аспекты развития научного знания. Предпринята попытка наметить некоторые нетрадиционные для философии науки ракурсы (в русле междисциплинарного подхода). Раскрывается многоаспектный и многоуровневый характер научного прогресса, анализируются конкретные механизмы взаимодействия теоретической науки с другими формами духовной культуры.