Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор античной и средневековой философии и науки
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор античной и средневековой философии и науки

Сектор античной и средневековой философии и науки

mirror

 

 Руководитель сектора – главный научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук Валерий Валентинович ПЕТРОВ  

 

Основные направления исследований

  • Исследование философских и научных идей и концепций Античности и Средних веков, оказавших влияние на философию, науку и культуру последующих эпох.

  • Изучение особенностей влияния античных и средневековых доктрин на модели мира, представленных в науке (античной, средневековой, современной), религии (у христианских и постхристианских авторов), мифе (античный эпос, диалоги Платона и его комментаторов), искусстве (литература, живопись).

  •  Изучение философских и научных теорий античной философии, связанных с проблемами чувственного восприятия.

  •  Исследование онтологии и антропологии неоплатонизма.

  •  Изучение этических аспектов античных концепций блага, специфики альтруизма в античной философской мысли в сравнении с новоевропейской традицией.


В основном исследования сектора ведутся  по теме «Многообразие философских и религиозно-мировоззренческих систем в эпоху глобализирующегося человечества».

 

Сотрудники 

 

Ассоциированные сотрудники

 

На базе сектора работает Центр античной и средневековой философии и науки (ЦАСФиН). Центр основан в 2004 г. для проведения междисциплинарных исследований в области философии, науки, интеллектуальной истории и культуры, а также для объединения усилий специалистов, работающих в различных областях знания, разных институтах и странах. 

Сектор сотрудничает с научно-издательским центром "Аквилон", публикующим книги по гуманитарной тематике.

 

Основные труды сектора >> 

  1. Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 6 / Под общ. ред. М.С. Петровой. М.: Аквилон, 2022. 372 с. ISSN 2307–8189.

  2. Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 5 / Под общ. ред. М.С. Петровой. М.: Аквилон, 2020. 344 с. ISSN 2307–8189.

  3. Сочинения Беды Досточтимого и интеллектуальные традиции его эпохи / Под общ. ред. М.С. Петровой. М.: Аквилон, 2020. 624 с., с илл. (Гуманитарные науки в исследованиях и переводах. Т. XI). ISBN 978-5-906578-51-8.

  4. Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 4 / Под общ. ред. М.С. Петровой. М.: Аквилон, 2018. 512 с.

  5. Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности / Под редакцией В.В. Петрова. М.: Аквилон, 2017. 708с. 

  6. Волкова Н.П. Плотин о материи и зле. М.: Аквилон, 2017. 160 с. 

  7. Аристотель. Идеи и интерпретации / Под общей редакцией М.С. Петровой. М.: Аквилон, 2017. 580 с.

  8. Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 3 / Отв. редактор М.С. Петрова. М.: Аквилон, 2016. 336 с. 

  9. МЕРА ВЕЩЕЙ. Человек в истории европейской мысли / Под общей редакцией Г.В. Вдовиной. М.: Аквилон, 2015. 944 с. 

 

 

  Философия природы  Космос и душа  Серегин_Ориген  Петров. Максим Исповедник  Интеллектуальные традиции  ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ  Интеллектуальные традиции. Вып. 2          

      IntTrad4  Беда Досточтимый  Интеллектуальные традиции. Вып. 5 (2020)  Интеллектуальные традиции. Вып. 6            

 

 

   Книги сектора, признанные лучшими книгами Института философии:

 

 2014
ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма / Под общ. ред. В. В. Петрова. М.: Кругъ, 2013. 880 с. – первое место в номинации "Коллективная монография". 

  

 

Конференции и круглые столы, организованные при участии сектора:

 

3 ноября 2022 г. Десятая московская всероссийская Платоновская конференция. Программа конференции.

12 апреля 2022 г. Круглый стол «Античный и средневековый типы рациональности в процессах трансляции интеллектуальной культуры» (ИФ РАН). Программа круглого стола.

25-26 ноября 2021 г. 9-я Московская международная Платоновская конференция. Программа и тезисы докладов конференции.

27 ноября 2020 г. 8-я Московская международная Платоновская конференция. Программа и тезисы докладов конференции.

15 ноября 2019 г. 7-я Московская международная Платоновская конференция. Программа и тезисы конференции.

31 октября 2018 г. 6-я Московская международная Платоновская конференция. Программа. Аннотации к докладам.

5 апреля 2018 г. Круглый стол «Достижения и перспективы в области исследований античности и средневековья”. В числе участников: исследователи из ИФ РАН, ИВИ РАН, НИУ ВШЭ, РГГУ, МГУ, РАНХиГС. Программа. Видео 1. Видео 2.

1–10 сентября 2017 г. Международная школа "Перипатетическая традиция. Рецепция учений Аристотеля в философии, науке и литературе".

17–19 октября 2016 г.  Московская международная конференция по Аристотелю "Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности" (ИФ РАН). Соорганизаторы: ИВИ РАН, Олимпийский центр философии и культуры (Афины), НГУ, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова.

1 июля 2013 г. Секция «Bede the Venerable and Intellectual Traditions of His Time» на Международном конгрессе по средним векам 2013, Leeds, Great Britain, 1-4 July 2013. 

5 апреля 2013 г. Круглый стол "Платон". Соорганизаторы: журнал "Логос" и Центр современной философии и социальных наук при философском факультете МГУ. 

11-12 марта 2013 г. Конференция «Интерпретации философско-теологической мысли Аристотеля в европейской философской культуре». Мероприятие проводилось совместно с Университетом Париж-Сорбонна (Париж-IV), Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, Русской христианской гуманитарной академией. 

  

Семинар 

 С 2004 г. в секторе работает регулярный семинар "Философия античности и средних веков" , рук. В.В. Петров.

С докладами на семинаре выступали ученые Государственного университета – Высшая школа экономики; Издательства Московской патриархии; Института всеобщей истории РАН; Института истории христианской мысли при Русской христианской гуманитарной академии; Института философии РАН; Института философии и права СО РАН (Новосибирск); Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина; Московского государственного университета; Новосибирского государственнного университета; Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации; Российского государственного гуманитарного университета; Российского университета дружбы народов; Санкт-Петербургского государственного университета; Церковно-Научного Центра "Православная Энциклопедия"; Национального центра научных исследований Франции (CNSR); Парижского Католического института.
 

                                                      

 

 Научные результаты     за    2009, 2010, 20112012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020

 

  

Коллективные проекты


  • 2020-2022 гг. «Многообразие философских и религиозно-мировоззренческих систем в эпоху глобализирующегося человечества». В ходе исследований были изучены представления о соотношении науки и искусства в трактате Аристида Квинтилиана «О музыке». Впервые проанализированы и указаны философские источники трактата. Изучен неопифагорейский и неоплатонический контекст представлений Аристида, включая его воззрения относительно природы космоса и души. Продолжено исследование философской традиции рассуждений об «опрокинутости» человека и мира, постулированной в диалоге Платона «Тимей» и повлиявшей на доктринальное содержание христианских апокрифов «Мученичество апостола Петра» и «Мученичество апостола Филиппа», а также трактат Дмитрия Мережковского «Иисус Неизвестный». Показано, что апокрифы интерпретируют «переворачивание», о котором рассуждал Платон, как экзистенциальную опрокинутость бытия человека после грехопадения, выражающуюся в переворачивании окружающих его эпистемологических и ценностных критериев. Напротив, Мережковский интерпретирует представленный в апокрифических «Мученичествах» призыв Христа инвертировать все координаты, как задачу выхождения из эвклидового пространства трех измерений в божественную реальность «четвертого измерения». В духе своего времени Мережковский трансформирует мотив всеобщего переворота в учение о духовной революции. Дана аргументированная критика метафизического ретрибутивизма в этике, в результате которой показано, что метафизический ретрибутивизм во всех его формах логически непредставим и морально неприемлем. Показано, что средневековый подход к проблеме функционального предназначения знаков отличался лого- и антропоцентричным пониманием семиозиса и сосредоточенностью на коммуникативных аспектах знаковой деятельности.

  • 2016-2020 гг. «Рецепция античной и средневековой философии в истории европейской мысли». Исследования сектора были направлены на уяснение генезиса и деталей формирования российской культурно-цивилизационной идентичности, конституирующими элементами которой являются античная (греческая и латинская) и христианская (византийская) мировоззренческие парадигмы. Целью работы был комплексный анализ процессов возникновения, развития и рецепции философских, научных и интеллектуальных традиций, сформировавших европейский компонент российской культуры и цивилизации. Был предпринят герменевтический анализ апокрифического «Мученичества апостола Петра». Впервые установлена зависимость его доктринального ядра от одного из разделов диалога «Тимей» Платона. Исследовано то, каким образом стоический ригоризм (считавший неморальные блага и зло «безразличными» вещами) совмещался с социальной моралью, предполагавшей, что моральное зло состоит в причинении неморального зла. Изучена связь теории обоняния Платона с теориями его предшественников и последователей. Установлено, что специфика задач, стоявших перед средневековыми лексикографами, позволяет рассматривать составлявшиеся ими словари одновременно как форму описания содержания научного знания и как способ его структурирования.

  • 2015-2017 гг.  Международный проект Наследие Аристотеля как конституирующий элемент европейской рациональности, поддержанный Российским научным фондом (РНФ). Этот междисциплинарный проект был направлен на комплексное изучение наследия Аристотеля в истории европейской культуры. В рамках проекта был создан коллектив ученых, работающих в области гуманитарного и естественнонаучного знания. Для выполнения проекта были привлечены историки, историки философии, историки науки. Было предпринято историко-филологическое и историко-философское исследование концепций Аристотеля и его последователей. Изучались особенности усвоения, влияния и трансформации идей Аристотеля в Античности, в Средние века, в эпоху Возрождения, в Новое и новейшее время. В рамках проекта были организованы летняя и осенняя школы, проведена международная научная конференция, работал постоянно действующий семинар по чтению сочинений Аристотеля на языке оригинала. Проект имел международную составляющую: в преддверии 2400-летия Аристотеля университеты Гейдельберга (Германия), Хельсинки (Финляндия), Лёвена (Бельгия), а также университет Сорбонны выступили с инициативой провести каждый в своих странах серию конференций, посвященных учению и наследию Аристотеля. Одна из трёхдневных международных конференций прошла в Москве, на базе Института философии РАН. По итогам выполнения проекта опубликованы два тома исследований и переводов. 

  • 2011-2015 гг. Человек в истории европейской философии (рег.№ 01201160102). Руководители: д.ф.н. Петров В.В., д.ф.н. Вдовина Г.В. Проблема человека, классическая для европейской истории философии, изучается в новом проблемном поле, на новом материале с привлечением ранее не задействованных источников. В частности: 1) исследуются историко-философские источники комплекса экзистенциальных переживаний экстатического характера, определяемого в философской литературе как «океаническое чувство» — состояние, в котором человек внезапно начинает сознавать себя неотъемлемой частью мира, одновременно испытывая ощущение, что открывшаяся ему в этом переживании реальность является более подлинной, чем повседневное бытие (Петров В.В.). 2) Исследуются средневековые трактаты «О душе» — актуальный тренд современной медиевистики; новизна исследования состоит в том, что верхняя хронологическая граница подобных исследований традиционно проходит по XIV в., поэтому огромный массив текстов университетской философии эпохи Декарта остается практически неизученным. Между тем антрополого-психологические концепции раннего Нового времени знаменуют важнейший поворот в истории европейской мысли о человеке: от понимания человека как составной субстанции к пониманию человека как субъекта, созидающего себя в актах самоприсвоения (Вдовина Г.В.). 3) Проводится сравнительное исследование учений о цветовосприятии в античной философии в связи с последующими теориями Ньютона и Гете (Месяц С.В.). 4) Изучается формирование воззрений на психологические типы человека и феномен гениальности от античности (теория взаимовлияний в системе космос-душа-тело) к позднему Ренессансу: перипатетическая школа, Марсилио Фичино, Джордано Бруно (Россиус А.А., Серегин А.В.). По итогам выполнения проекта опубликован тома исследований и переводов. 

  • 2005–2010 гг. Космос и душа. Вып. 2: Учения о природе и мышлении в Античности, Средние века и Новое время (Исследования и переводы).  Под ред. А.В. Серегина. Москва: Прогресс-Традиция, 2010. В сборнике Космос и душа (Выпуск второй) рассматриваются античные, средневековые и новоевропейские учения о природе, Боге и сознании. Книга включает в себя современные исследования по истории философии и науки, а также новые, сопровождаемые комментариями переводы текстов Оригена, Плотина, Теодориха Шартрского, Роджера Бэкона, Петро Уртадо де Мендосы.

  • 2000–2005 гг. Космос и Душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы). Редакторы П.П. Гайденко и В.В. ПетровМосква: Прогресс-Традиция, 2005. В сборнике "Космос и Душа" рассматриваются античные и средневековые учения о человеке, мире и Боге. Книгу составили исследования ведущих специалистов в области истории философии и науки. Публикуются новые переводы трактатов Аристотеля, Фемистия, Плотина, Оригена, Максима Исповедника, Фомы Аквинского, Роберта Гроссетеста. Все они подробно откомментированы.

  • 1998–2000 гг. Философия природы в античности и в средние века. Руководители проекта: В.В.Петров и П.П. Гайденко.

    Исследовательский проект представляет собой попытку преодолеть механистически-конструктивистское понимание природы, характерное для философии Нового времени, путем обращения к первоначаому эльнтапу развития европейской мысли, для которого еще не был характерен субъективизм и гносеологизм, коренящийся в дуализме субъекта и объекта, – т.е. к античности и средневековью. Изучение философии природы этого исторического периода способно открыть новые горизонты видения природы, позволяет наметить альтернативный современному способ ее познания и отношения к ней.

 

Контактная информация

Адрес: 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, комн. 424.

Тел.: +7 (495) 697-58-55

e-mail: CAMPaS.IPh@gmail.com