Институт Философии
Российской Академии Наук




  Основные научные результаты
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор этики » Основные научные результаты

Основные научные результаты

 

НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ СЕКТОРА ЭТИКИ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ РАН ЗА 2023 ГОД

  

I. Важнейшие научные результаты

«Анализ роли моральных санкций в моральном опыте» (А.В. Прокофьев)

Установлено, что под моральными санкциям необходимо понимать негативные последствия действия, пренебрегающего ценностно-нормативными ориентирами морали. Несмотря на стремление некоторых теоретиков (в истории исследования морали и в современной этической теории) ограничить моральные санкции осуждением агента со стороны других людей или его самоосуждением, к моральным санкциям необходимо относить и то, и другое: широкой ряд явлений от выражения негодования в виде прямого порицания до полуосознанного переживания собственной вины. Та часть содержания морали, которая представлена в виде норм (правил, требований), выступающих источником моральных обязанностей, поддерживается именно моральными санкциями, более того, существует «концептуальная интуиция» неразрывной связи нарушения обязанности с применением санкций (термин С. Даруолла). Попытку Г. Харта показать то, что моральное требование и обязанность могут существовать вне угрозы применения санкций, следует признать неудачной. Также неудачной следует признать попытку Р. Нозика показать, что моральные санкции могут правомерно применяться в сфере прямого притяжения моральных ценностей, того притяжения, которое неопосредствовано требованиями и обязанностями. Следовательно, моральные санкции присутствуют в моральной практике повсеместно, за исключением области сверхобязательных действий (Прокофьев А.В. Проблема моральных санкций в трудах Эмиля Дюркгейма // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2023. 16 (1). С. 91–103; Прокофьев А.В. Теория моральных санкций Иеремии Бентама // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2023. Т. 27. № 3. С. 757-773; Прокофьев А.В. Моральная ответственность, моральные санкции и ценностно-нормативное содержание морали // Человек. 2023. Т. 34. № 3. С. 166–183).

 

«Этика: обращенность к практике» (Р.Г. Апресян*)

Проведенное исследование позволило представить основные этапы, направления, ключевые события и лица этических исследований в Институте философии. Показано, что в силу крайне неблагоприятной политической ситуации планы и начинания сотрудников Института научной философии (ИНФ) не были реализованы, но их реконструкция представляет интерес для понимания того исследовательского потенциала, который был у ИНФ и который был отчасти осуществлен философами, побывавшими несколько месяцев сотрудниками ИНФ, после их высылки из Советской России. Философы-марксисты, оказавшись в ИНФ наедине с собой, довольно скоро оказались втянутыми в острые идеологические дрязги, которые по сути не оставили места для философии в собственном смысле слова. После дебатов конца 1920-х – начала 1930-х годов, Институт философии АН СССР (ИФАН) возвращается к этическим проблемам лишь двадцать лет спустя. Благодаря проведенному исследованию реконструированы некоторые эпизоды ранней истории этических разработок в ИФАН, которые долгое время оставались в забвении, и показано, что теоретически значимым в развитии этических исследований в ИФАН, так же, как и в советской этике в целом, было все то, что способствовало их дедогматизации и выработке теоретической достоверности, которая в конечном счете проявлялась во внутренней совместимости базовых определений, а именно: сущности морали, ее функционала и структуры. Перипетии процесса роста теоретической оснащенности этики показаны на материале дискуссии о возможной всеобщности моральных требований. Благодаря исследованию сделан вывод, что хотя процесс дедогматизации и теоретического переоснащения не принял всеобъемлющего характера, то, что удалось сделать, знаменовало кардинальный поворот в советской этике и стало ключевым в ее динамике во второй половины ХХ века (Апресян Р.Г.* Этические исследования в Институте философии. 1920–1980-е годы // Этическая мысль. 2023. Т. 23. № 2. С. 130–154).

 

«Практическая философия как философия морали» (А.А. Гусейнов)

Проведены краткий обобщенный исторический обзор и анализ современного состояния вопроса о том, что такое практическая философия и каково её место в предметном поле современной философии. За исходный пункт и основу рассмотрения взят античный взгляд, согласному которому философия внутри себя прежде всего расчленяется на три аспекта: логику, физику и этику. Показано, что такая архитектоника в качестве базовой является и, в целом, признавалась неизменной, а этика внутри неё совпадает с практической частью, считаясь в ней центральной. Практическая философия претерпела эволюцию, ключевыми вехами которой стали а) переход от религиозной философии средневековья к научной философии Нового времени, б) кантовское понимание практического разума как чистого разума (разума как такового), в) марксистское понимание бытия как практики, г) появление многообразных форм прикладной этики и практических приложений философии в целом. Её адекватное понимание возможно только в перспективе целостного взгляда на человека как на единство живого разумного и одновременно общественного (коллективного) существа. Общую идею можно выразить так: практическая философия совпадает с нравственной философией в той мере, в какой сама философия является практикой и выступает как жизненный проект, задающий наиболее общее направление сознательной деятельности человека (Гусейнов А.А. Практическая философия: традиция и современные тенденции // Этическая мысль. 2023. Т. 23. № 1. С. 5-26).

 

«Философия и идеология» (А.А. Гусейнов).

История «Философского парохода» была задумана и осуществлена победившей в России большевистской властью с целью возведения своей марксистско-ленинской философии в государственную идеологию. Этот грандиозный растянувшийся на целую эпоху социальный эксперимент оказался губительным как для марксистской философии, так и для коммунистической идеологии, что признала та же власть, которая сама всю эту историю инициировала. Негативный результат не был связан с недостатками данной конкретной философии и данной конкретной идеологии. Он имеет более общее значение. Философия в обществе всегда существует как многообразие учений и систем, каждая из которых претендует на то, чтобы быть единственно истинной. Идеология, наоборот, реально функционирует и выполняет свою цементирующую роль, будучи господствующей и обязательной для всех, кто входит в то сообщество (народ, класс, государство и т.д.), идеологией которого она является. Но она при этом претендует на то, чтобы быть также истинной, и поэтому стремится найти опору в философии. Исходя из реального исторического опыта нашей страны и, в частности, из провала эксперимента с «Философским пароходом», можно сделать вывод, что никакая философия не может быть возведена в государственно предписанный принцип и никакая идеология не может подменить философию (Гусейнов А.А. Философия и идеология (к 100-летию «Философского парохода») // Вопросы философии. 2023. № 9. С. 5-13; Гусейнов А.А. Философия и идеология. СПб.: СПбГУП, 2023; Гусейнов А.А. Идеология в России: прошлое и настоящее // Вопросы философии. 2023. № 1. С. 5-9).

 

«Феномен моральной идентичности» (О.В. Артемьева)

На основе анализа классических и современный концепций идентичности личности (Дж. Локк, Дж. Батлер, Т.Рид, Д. Юм, М. Шехтман, Д. Парфит, Э. Олсон, К. Корсгаард и др.) был сделан вывод о том, что осмысление моральной идентичности возможно лишь в рамках теории морали и морального субъекта. В рамках собственно этического подхода моральная идентичность может быть рассмотрена как верность человека самому себе, или своему свободному моральному самоопределению, т.е. как решимость во всех своих суждениях и поступках, в отношении к самому себе и другим людям руководствоваться собственным (а не предложенным извне) представлением о правильном и наилучшем. Именно эти особенности выражают идентичность морального субъекта как такового. Решимость и твердость предполагают самообладание в отношении склонностей и желаний, а также постоянную критическую чуткость к суждению о правильном и наилучшем в конкретных обстоятельствах. Корректность этого представления может удостоверяться различными процедурами – такими, как универсализация основания суждения или Золотое правило.

  

«Практическая философия как философия поступка» (О.П. Зубец)

«Философия до Аушвица» рассмотрена с точки зрения одного вопроса: как в ней мыслится возможность уничтожения «не подлежащего определению существа», лишенного всех качеств и определений, с которыми связано понятие человека. Показано, что ряд признанных фундаментальными для философии и культуры идей и направлений мысли допускает и даже опосредует уничтожение такого человека. Речь идет о противопоставлении благой жизни -жизни как таковой в античности, об оправдании убийства недобродетельного и телесно ущербного существа, и в целом – убийства на основе моральных соображений; о дифференцировании понятий, в том числе – убийства – на основе обстоятельств, мотивов и намерений, средств, результатов с максимальным разбросом морально-правовой оценки, вплоть до идеи «гуманного» убийства, что ведет к попаданию убийства как данности в слепую зону философии; о трансцендировании понятия человека и задании его границ, рядополагании убийства разнообразным порокам. Теоретическим основанием этого является отказ от понимания поступка как единого и единственного способа бытия, от тождества поступка и поступающего, от задания мира мыслью как поступком, а в итоге – социальной сервильностью философии (Зубец О.П. О «философии до …» // Философский журнал 2023. Т. 16. № 4. С. 70–87).

В ходе анализа осмысления путешествия как человеческой деятельности, практики, поступка, продемонстрирована «угодливость» разума, опирающегося на понятия мотива, намерения, результата, личности, души, оторванных от самого акта (данности) действия. Сервильности разума противостоит мышление как поступок: так понимаемая философия является практической не как инструментально или познавательно обслуживающая разнообразные человеческие практики, но будучи самодостаточным и персональным мышлением. Философ способен увидеть (помыслить) данность, не опосредованную идейным содержанием истории мысли: чем меньше нечто опосредовано идеями, тем более это и есть практическое и тем более оно абcолютно. Философия, понимающая, что никакое самое изощренное мышление не может отменить факт лишения жизни другого или собственную лишенность жизни, и есть подлинно практическая философия (Зубец О.П. От понятия путешествия к идее практической природы философии // Этическая мысль. 2023. Т. 23. № 1).

 

«Религиозная социально-этическая мысль XVI–XVII вв.: конфессиональные особенности» (М.А. Корзо)

Понимание ростовщичества в западной богословской и канонической мысли задавалось текстами Св. Писания, философскими построениями античных мыслителей, но также и социально-экономическими реалиями той или иной эпохи. Значение латинского термина «usura» претерпело значительные изменения, сужаясь со временем и ограничиваясь до определенных контрактов (mutuum). Ростовщичество имело нравственное измерение, поскольку экономическое поведение христиан было значимо для спасения души. Из греха преимущественно против заповеди любви «usura» эволюционирует в грех против справедливости. Ростовщичество имело также социальное измерение: словом «ростовщик» могли стигматизировать тех, кто не принадлежал к той или иной социальной (профессиональной) или церковной общности. В эпоху конфессионального размежевания раннего Нового времени каждая из конфессий стремилась сформулировать новую экономическую этику, которая бы больше соответствовала актуальным экономическим практикам и тенденциям. Видимое сходство разных конфессиональных позиций не всегда свидетельствовало об идентичности аргументации в пользу допустимости умеренного ростовщического процента. При этом у многих протестантских мыслителей, несмотря на нюансы их позиций, можно выделить общий момент в подходе к ростовщичеству и к связанным с ним проблемам, который отличал их от католиков: акцент делается скорее на индивидуальной совести христианина (именно она определяет экономическое поведение индивида), а не на внешней регуляции, хотя у светской власти сохраняются значимые рычаги контроля за кредитной деятельностью (Корзо М.А. Ростовщичество в богословско-канонической мысли и конфессионально-культурные практики раннего Нового времени // Этическая мысль. 2023. Т. 23. № 2. С. 39–52).

 

«Методологические основания концептуализации этики добродетели» (Р.С. Платонов)

Посредством текстологического анализа работ наиболее значимых представителей этики добродетели и систематизации проводимых в них заимствований из философии Аристотеля, показывается, что антропологический поворот этики добродетели основан на обращении к философии Аристотеля и в первую очередь происходит при разработке способа определения морального содержания действия в конкретной ситуации, где применение универсального правила должно быть дополнено множеством условий данной ситуации, а также при попытках вернуть мотив и личностные качества человека в описание таких условий. Последнее также влечет за собой концептуализацию личностных качеств как морального состояния человека, соотнесенного с его развитием (возможном – по природе, и реальном – во взаимодействии с другими людьми). Однако фрагментарность заимствования идей Аристотеля не позволила решить задачу концептуализации человеческой природы, которая дала бы основание моральным оценкам поступка без их редукции к расчетам последствий, а также без обращения к трансцендентальному законодателю или абстракции долга. Установлено, что даже выборочное возвращение в моральную философию отдельных концепции прошлых теорий возвращает и проблем данных теорий (в случае с добродетелью это проблема совершения выбора и формирование нрава), а также затрудняет комплексное описание феномена морали в деятельности человека (Платонов Р.С. Антропологический поворот этики добродетели: реактуализация этики Аристотеля во второй половине ХХ века // Человек. 2023. Т. 34. № 6. С. 28-47).

 

II. Публикации

Книги

Гусейнов А.А. Мой Зиновьев / Статьи, доклады, интервью. М.: Издательский Дом ЯКС, 2023.


Статьи в научных журналах

Апресян Р.Г.* Выступления в дискуссии «К диалектической теории этики» // Стасис. 2023. Т. 14. № 2. С. 141–144, 152–156.

Апресян Р.Г.* Этические исследования в Институте философии. 1920–1980-е годы // Этич. мысль / Ethical Thought. 2023. Т. 23. № 2. С. 130–154.

Апресян Р.Г.* Хронологическая библиография советской этики. 1922–1992 годы // Этич. мысль / Ethical Thought. 2023. Т. 23. № 2. С. 82–130.

Гусейнов А.А. Идеология в России: прошлое и настоящее // Вопросы философии. 2023. № 1. С. 5–9.

Гусейнов А.А. О позитивном смысле негативной этики (в ответ и благодарность профессору Инь Мао) // Вопросы философии. 2023. № 8. С. 15-25.

Гусейнов А.А. О тождестве русской философии и философии в России // Философский журнал / Philosophy Journal. 2023. Т. 16. № 3. С. 5-16.

Гусейнов А.А. Практическая философия: традиция и современные тенденции // Этич. мысль / Ethical Thought. 2023. Т. 23. № 1. С. 5-26.

Гусейнов А.А. Философия и идеология (К 100-летию «Философского парохода») // Вопросы философии . 2023. № 9. С. 5-13.

Гусейнов А.А. Философия как общеуниверситетская дисциплина: какой учебник нужен сегодня? // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 37–39.

Зубец О.П. О «философии до …» // Философский журнал / Philosophy Journal. 2023. Т. 16. № 4. С. 70–87.

Зубец О.П. От понятия путешествия к идее практической природы философии // Этич. мысль / Ethical Thought. 2023. Т. 23. № 1. C. 27-50.

Корзо М.А. Ростовщичество в богословско-канонической мысли и конфессионально-культурные практики раннего Нового времени // Этич. мысль / Ethical Thought. 2023. Т. 23. № 2. С. 39–52.

Платонов Р.С. Антропологический поворот этики добродетели: реактуализация этики Аристотеля во второй половине ХХ века // Человек. 2023. Т. 34. № 6. С. 28–47.

Прокофьев А.В. Моральная ответственность, моральные санкции и ценностно-нормативное содержание морали // Человек. 2023. Т. 34. № 3. С. 166–183.

Прокофьев А.В. Обоснование морали и обоснование утилитаризма в этике Иеремии Бентама // Философский журнал / Philosophy Journal. 2023. Т. 16. № 1. С. 5–20.

Прокофьев А.В. Пристрастность, беспристрастность и феноменология морального опыта // Вестник Томского гос. ун-та. Серия «Философия. Социология. Политология». 2022. № 70. С. 207—216.

Прокофьев А.В. Проблема моральных санкций в трудах Эмиля Дюркгейма // Журнал Сибирского федерального ун-та. Серия «Гуманитарные науки». 2023. № 16 (1). С. 91–103.

Прокофьев А.В. Стыд в моральной философии Джона Локка // Этич. мысль / Ethical Thought. 2023. Т. 23. № 1. С. 66–81.

Прокофьев А.В. Стыд в этических учениях Рене Декарта и Бенедикта Спинозы // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2023. № 2. (46). C. 5-39.

Прокофьев А.В. Теория моральных санкций Иеремии Бентама // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: «Философия». 2023. Т. 27. № 3. С. 757-773.

Прокофьев А.В. Влияние теоретической концептуализации прикладной этики на ее преподавание в высшей школе (на материале учебной литературы по курсу «Прикладная этика») // Ведомости прикладной этики. 2023. № 2 (62). С. 20–57.

Прокофьев А.В. Об использовании философской этической теории в преподавании прикладной (практической) этики // Ведомости прикладной этики. 2023. № 1 (61). С. 31–64.


Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборников докладов конференций

Апресян Р.Г.* Концептуально-аналитический метод при изучении номогенеза в нравственности (на материале Золотого правила) // Доклады кандидатов в члены РАН, баллотировавшихся по секции философии, политологии, социологии, психологии и права в 2022 году. Отделение общественных наук РАН; Научно-консультативный совет по правовым, психологическим и социально-экономическим проблемам общества / Под ред. А.А. Гусейнова, Г.А. Тосуняна. М.: Новые печатные технологии, 2023. С. 11–21.

Гусейнов А.А. Заключительное слово // Санкции. Круглый стол НКС ООН РАН. М.: ООО «Новые печатные технологии», 2022. С.125–129.

Корзо М.А. Какие учебники (не)использовали в Киевской братской школе 1620-х гг.: некоторые наблюдения // Лихудовские чтения — 2022: материалы научной конференции «Пятые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 14–15 апреля 2022 г. / Отв. ред. Н. В. Салоников, К. В. Суториус; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2023. C. 19-27.

Прокофьев А.В. Феномен профессиональной этики (этика профессий в контексте общественной морали) // Доклады кандидатов в члены РАН, баллотировавшихся по секции философии, политологии, социологии, психологии и права в 2022 году. Отделение общественных наук РАН; Научно-консультативный совет по правовым, психологическим и социально-экономическим проблемам общества / Под ред. А.А. Гусейнова, Г.А. Тосуняна. М.: Новые печатные технологии, 2023. С. 225–234.


Учебные материалы

 

Гусейнов А.А. Философия и идеология. СПб.: СПбГУП, 2023. 32 с.

 
 

 

Архив отчетов:

 

2019  >>

2018  >>

2017  >>

2016  >>

2015  >>  

2014  >>

2013  >>

2012  >>

2011  >>

2010  >>

2009  >>

2008  >>

2007  >>

2006  >> 

 

* Включён в реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента, по решению Минюста России от 9.12.2022.