Институт Философии
Российской Академии Наук




  Основные научные результаты
Главная страница » » Сектор этики » Основные научные результаты

Основные научные результаты

Научный отчет сектора этики Института философии РАН за 2019 год

 

I. Важнейшие научные результаты

Приоритетное исследовательское направление 2019 года

  • Природа философского знания о морали  
    В ходе комплексного анализа форм теоретического изучение морали была подвергнута проверки гипотеза, согласно которой существуют различия между нравственной философией и этикой, выражающиеся, несмотря на общность предмета нравственной философии и этики, в том, что первая исследует мораль изнутри индивидуального опыта принимающего решение и совершающего поступок субъекта, а последняя - во внешних объективированных формах проявления морали, выражая в итоге позицию незаинтересованного наблюдателя, а не действующего индивида. В хоже дискуссии как сторонники, так и противники данной гипотезы приводили аргументы, основанные на переосмыслении истории философии и современного состояния исследования морали. Дискуссия показала, что различия в понимании природы философско-этической теории обусловлены расхождениями в трактовке морали и в подходах к ее концептуализации. Итоге дискусси предствелны в материалах симпозиума Нравственная философия и этика // Этич. мысль / Ethical Thought. 2019. № 2. С. 5–37 (сокращенный вариант). Нравственная философия и этика [специальная тема номера] // Гуманитарные ведомости ТГПУ имени Л.Н. Толстого. 2019. Вып. 2. С. 5–167 (развернутый вариант).

Индивидуальные исследования 

  • Этика и психология: задачи изучения морали 
    Критический анализ современных российских психологических исследований совести показал, насколько важным для таких исследований является аналитическое понятие совести как формы морального самосознания и самоконтроля, учитывающее функциональное своеобразие совести в контексте морали и неоднородность ее нормативного содержания на разных стадиях и в разных формах моральной зрелости личности. Перед моральной философией стоит задача разработки концепции совести, максимально учитывающей моральную практику – в ее рефлексивных, коммуникативных и коммунитарно-социальных проявлениях. Перед эмпирическим психологическим исследованием – задача дифференцированного изучения совести в ее функционировании и динамике. Последнее усложняет эмпирическое изучение совести, но приближает его к реальному морально-психологическому опыту и делает возможным его достоверную операционализацию, что является важным условием получения научно значимых результатов в изучении морали (Апресян Р.Г. Философско-этические установки психологического изучения совести. Ч. I–II // Психологический журнал. 2019. № 2. С. 38–46; № 3. С. 44–52).

  • Особенности «научного» подхода к исследованию морали
    Исследование посвящено анализу предложенного А.А. Гусейновым разделения разных подходов к изучению морали – «научно-этическому» и «нравственно-философскому». На примере учений, которые по критериям А.А. Гусейнова соответствуют «научно-этическому» подходу: их авторы отождествляют мораль с разумом, считают, что моральность человека проявляется в обладании определенного рода знанием (учение Сократа и некоторых нововременных моральных философов – С. Кларка, Дж. Батлера, Р. Прайса, Т. Рида), показано, что логика этих учений не имплицирует ни претензию этики на открытие общезначимой истины и предъявление ее другим, ни претензию этики на роль учителя по отношению к индивидам, при приверженности позиции общества, а не индивида. Показано, что именно в рамках «научно-этического» подхода были раскрыты те особенности морали, которые А.А. Гусейнов ассоциирует с «философским» подходом, а именно – персональный характер моральных суждений, решений и оценок, независимость, неподотчетность и самостоятельность морального субъекта. Поскольку мораль представляет собой сложный, неоднородный феномен, то и ее целостное исследование предполагает применение разнообразных подходов, среди которых могут быть, как «научные», так и «философские» (Артемьева О.В. «Научный» подход и мораль // Гуманитарные ведомости ТПГУ. 2019. Вып. 2 (30). С. 57–64).

  • Нравственная философия и этика
    Проведено принципиальное различие между философским и научным подходами к познанию нравственности и вытекающему из этого размежеванию понятий «нравственная философия (философия морали, практическая философия)» и «этика», употребляемых в отечественной литературе в качестве синонимов. В связи с этим рассмотрены специфика нравственности как индивидуально ответственной ориентированности поведения, античное понимание нравственности как разумного образа жизни, средневековый взгляд на нравственность как на совокупность объективированных норм, имеющих божественное происхождение и опору, нравственность как форма опосредствования отношений индивида и общества в утилитаризме Бентама и автономной этике Канта, философско-историческая (в учениях Маркса и Ницше) и гносеологическая (в логическом анализе) критика классической этики. Обоснована точка зрения, согласно которой философия рассматривает нравственность в ее индивидуальном генезисе и представляет собой взгляд на нравственный поступок изнутри, как выражение свободы воли, а этика подходит к нравственности извне и интерпретирует как обобщенное выражение объективированных результатов действий индивидов. (Гусейнов А.А. Нравственная философия и этика: линия разграничения // Этич. мысль / Ethical Thought. 2019. Т. 19. № 2. С. 5–16; Он же. Нравственная философия и этика // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2019. № 2. С. 8–39).

  • Поступок как философско-этическое понятие 
    Показано, что понятие поступка – центральное понятие зарождающейся в античности моральной философии, в основе которого лежит идея ἀρχή (начала). Она сформировалась изначально в связи с поиском самого себя, возможности поступать от своего имени, и в качестве одного из первых философских понятий позволила помыслить человека в его бытии поступающим. Понятие ἀρχή противостоит причинно-следственному видению мира и позволяет помыслить его как полноту и единственность, что возможно только при взгляде изнутри этого мира, в моральной философии – это взгляд изнутри поступка, позволяющий сохранить субъектность поступающего и мыслящего человека.  Как начало поступка он находится в господствующем, властно-ответственном отношении к миру. Понятие ἀρχή обозначает разрыв моральной философии с этикой как наукой о морали, ориентированной на выявление причин и обоснований, на оптику внешнего наблюдателя, и в силу этого оно лежит в основе столь радикального различия понятийных рядов моральной философии и этики, как их понимает А. А. Гусейнов (Зубец О.П. Об этическом содержании понятия ἀρχή // Этич. мысль 2019. Т. 19. № 1. С. 49–62; Зубец О.П. Моральная философия и этика: взгляд через различение начала и причины // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. № 2 (30). 2019. С. 148–158; Материалы обсуждения доклада академика А.А. Гусейнова на симпозиуме «Нравственная философия и этика» // Этич. мысль / Ethical Thought. 2019. Т. 19. № 2. С. 20–21).

  • Нравственное богословие XVI–XVII вв.: конфессиональная специфика
    Изучение эволюции подходов католического нравственного богословия к решению проблемы «неуверенной» совести на протяжении XV–XVII вв. позволило выявить два комплекса факторов, приведших к зарождению идей пробабилизма: факторы теоретического характера (расцвет неопирронизма и эволюция восходящего к Аристотелю значения понятия «вероятное» по линии усиления акцента на его удостоверяемости с помощью рациональных аргументов) и факторы социального, политического и религиозного характера (конфессиональное дробление Европы; открытие Нового света; развитие науки; рост денежной экономики, др.). Был сделан вывод о том, что пробабилизм стал ответом католического нравственного богословия на усложняющуюся социальную реальность, порождавшую новые нравственные дилеммы (Корзо М.А. Пробабилизм и проблема «неуверенной» совести в раннее Новое время: историко-теоретические контексты // Этич. мысль / Ethical Thought. 2019. Т. 19. № 1. С. 63–75).

  • Мораль как предмет аналитической этики
    Анализ этических текстов, в которых фигурирует традиционная антитеза «сущего и должного», показал, что это словосочетание несет в себе значительную семантическую неопределенность, многозначность, обусловленную разнообразием проблемных контекстов. Выделены и описаны два основных контекста. В одном из них сущее и должное понимаются как некие реалии (материальные или духовные, естественные или трансцендентные), как две формы бытия нравственности, соотносимые друг с другом по ценностному критерию: «должное» трактуется как высшая в своем роде, абсолютная ценность – моральный идеал; «сущее» – как ограниченное, «частичное» воплощение этого идеала в эмпирической данности человеческого мира, в мотивах и поступках людей, в реальных общественных отношениях. В другом контексте соотносятся уже не реалии, а суждения сущего и должного, т.е., соответственно, суждения дескриптивные и прескриптивные. Различие этих суждений по их логической модальности явилось основанием для многолетних дискуссий относительно того, возможно ли в принципе рациональное обоснование моральных императивов, т.е. логически правильное их выведение из дескриптивных посылок, из знания о сущем. Четкое разграничение этих двух контекстов позволит избежать смешения разнородных проблем, объединенных лишь общей для них терминологией, и, соответственно, воздержаться от малоплодотворных дискуссий, предмет которых не определен с достаточной ясностью (Максимов Л.В. Сущее и должное: проблемные контексты // Этич. мысль / Ethical Thought. 2019. Т. 19. № 2. С. 38–50).

  • Античная этика: ключевые проблемы, методология исследования
    Посредством анализа ключевых положений и аргументов социально-политической интерпретации аристотелевской концепции рабства по природе определены ее недостатки (разрозненная критика аргументов и высказываний, игнорирование этической составляющей концепции рабства, конструирование апорий, ведущее к упрекам в адрес Аристотеля в его политической ангажированности и разработке идеологии). Показана неэффективность использования такой интерпретации для последовательной реконструкции идей Аристотеля (Платонов Р.С. Социально-политическая трактовка концепции рабства по природе в философии Аристотеля // Полилог. 2019. Т. 3. № 4). Посредством аналитического обзора как современных, так и классических исследовательских работ по этике Аристотеля проведена систематизация дискуссий по основным проблемам аристотелевской моральной философии (проблема целостности философской системы, проблема моральных и внеморальных оснований определения счастья, проблема функционального потенциала концепции добродетели как середины, проблема дружбы и ее роли в формировании морали). Показано преимущество историко-философского изучения этики Аристотеля перед исключительно философским при решении задач реконструкции корпуса сочинений Аристотеля, проработки структуры и концептуального аппарата его этического учения (Платонов Р.С. Основные проблемы этики Аристотеля в историко-философском исследовании // Философская мысль. 2019. № 10. С. 54–72.

  • Моральные критерии принятия общественно значимых решений
    Проверена способность основных нормативных программ морали стать основой для системы моральных требований, регулирующих реакцию общества на угрозы, обладающие разной степенью вероятности. Продемонстрировано, что этика абсолютных запретов, этика прав человека и этика добродетели не способны интегрировать фактор вероятности в логику принятия морально значимых решений и в этой связи не могут обеспечить ответственного отношения к безопасности и благополучию общества. В тоже время утилитаризм при условии коррекции его метрики и структуры способен справиться с решением этой задачи. Выявлен ряд необходимых трансформаций утилитаризма в этом направлении (от учета психологических и социокультурных предубеждений, касающиеся оценки вероятности событий, до установления морально оправданных коэффициентов дисконтирования будущего и разработки алгоритмов действия в условиях неопределенности) (Прокофьев А.В. Мораль, вероятность и риск // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2019. Т. 19. № 2. С. 5–19).

  • Анализ принципа автономии морального субъекта
    Выявлено противоречие, сопряженное с идеей моральной автономии: автономный моральный субъект не может принять мир, основанный на страдании, и одновременно не может апеллировать к трансцендентной перспективе (идеям Бога и бессмертия). Показано, что данное противоречие с необходимостью обуславливает переход от принципа автономии морального субъекта к моральному нигилизму. Реконструирована логика перехода от этической системы Канта, основанной на принципе автономии, к моральному нигилизму Ницше. Сделан вывод о том, что а) в границах мысли, определенной принципом автономии, согласование интересов индивида и общества невозможно, б) данное согласование требует поиска новых философских оснований. (Скоморохов А.В. Поступок и симфония // Вестник ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2019. № 3 (31). С. 174–181).

  • Мораль: универсальность и ответственность
    Реконструированы главные линии философской мысли Зигмунта Баумана о морали в контексте его критики универсализма, рассматриваемом Бауманом как основа этики модерна. Было показано, что, различая своеобразно трактуемые «этику» и «мораль», Бауман утверждает первичность морали по отношению к познанию, онтологии и социальности, являющихся необходимыми элементами этики. Критика универсализма связана у Баумана с защитой идеи автономии морали. В качестве альтернативы универсализму этики, полагающему внеположенные конкретному человеку нормы, Бауман выделяет характерные черты универсальной морали, также называя ее солидарностью и отстаивая ее необходимость перед опасностями и соблазнами «текучей» версии модерна. Ключевое выражение универсальной морали Бауман видит в том, чтобы не просто отбросить ксенофобию и согласиться жить с Другим, а выстраивать свою жизнь, будучи ответственным за Другого и его благо (Троицкий К.Е. Зигмунт Бауман: от критики универсализма к безграничной моральной ответственности // Этич. мысль / Ethical Thought. 2019. Т. 19. № 1. С. 5–19).
.

Полный отчет >>

 


 

Архив отчетов:

 

2018  >>

2017  >>

2016  >>

2015  >>  

2014  >>

2013  >>

2012  >>

2011  >>

2010  >>

2009  >>

2008  >>

2007  >>

2006  >>