НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ СЕКТОРА ЭТИКИ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ РАН ЗА 2024 ГОДI. Важнейшие научные результаты«Стыд в этическом учении Адама Смита» (А.В. Прокофьев) В понимании Адама Смита стыд является такой формой эмоционально нагруженной негативной самооценки, которая инициирована порицанием со стороны других людей. Однако Смит учитывает при этом два обстоятельства: а) то, что любые формы моральной самооценки имеют ту или иную связь с фигурой осведомленного другого человека; б) то, что в механизмах моральной самооценки задействованы разные образы осведомленного оценивающего другого. В этой связи он ищет границу, за которой суждение воображаемого наблюдателя не вызывает стыда, хотя и порождает другие негативные моральные переживания (угрызения совести). Эта граница проходит между обобщенным ближним и воображаемым беспристрастным наблюдателем. Кроме того, Смит обнаруживает примечательную асимметрию между восприятием добродетельным человеком незаслуженной похвалы и незаслуженного порицания. Добродетельный человек легко дистанцируется от незаслуженной похвалы, но страдает от незаслуженного порицания, чувствует себя пристыженным. С этого наблюдения стартует смитовский анализ феномена безосновательного стыда. В случаях, когда речь идет о незаслуженном осуждении в связи с ошибочным приписыванием моральному агенту поступков и мотивов, Смит в целом одобряет способность чувствовать необоснованный стыд, но в случаях, когда незаслуженное порицание стало следствием применения искаженных критериев моральной оценки, рассматривает такую способность в качестве слабости.
«Феномен золотого правила» (Р.Г. Апресян*) (1) В ходе анализа концепции золотого правила Альбрехта Диле был продемонстрирован его значительный вклад в понимание некоторых сторон генезиса морали, места в этом процессе эволюции принципа воздаяния и его трансформации в золотое правило. Вместе с тем было показано, что понятие золотого правила Диле не отражало во всей полноте своеобразие нормативного содержания и функциональных особенностей этого морального феномена, а также его роль в формировании морального воззрения на мир. (2) Анализ Нагорной проповеди позволил обоснованно показать глубокое нормативно-этическое родство золотого правила со всеми положениями Проповеди, развернуто реконструировать его нормативное содержание (в частности, в корреляциях с талионом и заповедью любви) и ответить на важный для понимания золотого правила вопрос о том, каков тот моральный субъект, к которому оно обращено. Сделан вывод о том, что благодаря комплексному единству с остальными положениями Нагорной проповеди золотое правило было в ранней христианской этике по сути концептуализировано. Вместе с тем, проведенный анализ дал возможность выявить специфические промежуточные нормативные формы в становлении золотого правила и на основе этого сделать вывод о важности текста Нагорной проповеди (тем более в более широком новозаветном контексте) в качестве этико-генеалогического источника вообще.
«Понятие практической философии» (А.А. Гусейнов) Показано, что практическая философия – не отношение философии к практике, а существенная характеристика её предмета. Она претерпела историческое изменение, ключевыми вехами которой стали а)базовое членение философии на логику, физику и этику, б) переход от религиозной философии средневековья к научной философии Нового времени, в) кантовское понимание практического разума как чистого разума (разума как такового), г) марксистское понимание бытия как практики, д) появление многообразно разветвленной прикладной этики и других форм практических приложений философии в настоящее время. Обосновано, что адекватное понимание практической философии возможно только в перспективе целостного взгляда на человека как на единство живого разумного и одновременно общественного (коллективного) существа. Изначальное отождествление практической философии с этикой (нравственной философией) сохраняет свое основополагающее значение в той мере, в какой сама философия является практикой и выступает как жизненный проект, задающий наиболее общее направление сознательной деятельности человека.
«Понятие практического разума в его соотношении с теоретическим разумом» (А.А. Гусейнов). Понятие практического разума в том строгом содержании, которое придавал ему Иммануил Кант в своей критической системе, является ключевым для понимания роли и места практической философии в предметном поле философии в целом. В статье акцентируется внимание на единстве практического разума с теоретическим: став практическим, чистый разум поднимается до уровня спонтанного начала, действительность которого в форме категорического нравственного императива каждый человек, находящийся в здравом уме, может наблюдать в самом себе. Именно фактичность практического разума делает излишними рассуждения о его возможной чистоте, чем и объяснятся выпадение этой характеристики из названия второй критики Канта. На самом деле практический разум и есть самый чистый разум, поскольку он представляет собой единственную прямую связь человеческого с ноуменальным миром вещей самих по себе, тот невидимый и недостижимый абсолютный предел самосознания человеческого индивида, который придает субъектное единство всем его преднамеренно совершаемым деяниям и обязывает считать их своими. Нравственный долг обнаруживает свою действенность в качестве ограничивающего условия правил человеческих действий, налагающее запрет на те из них, которые не удовлетворяют требованиям всеобщего и необходимого применения и о каждом из которых человек может сказать, что он мог бы его не совершить. Склонности также входят в него, но только как препятствия, требующие преодоления, или как приманки, которых надо избегать. Ключевая роль практического разума в структуре человеческой рациональности позволяет уточнить традиционное трехчастное деление философии и конкретизировать практическую философию как приоритет нравственности над познанием.
«Моральная определенность личности» (О.В. Артемьева) В ходе исследования ставилась задача систематизации пониманий человеческого достоинства в моральной философии и выявления специфически морального содержания этого понятия. Было выделено два основных понимания достоинства. 1. Достоинство как безусловная внутренняя ценность человека, обусловленная уникальностью человеческого существа как такового (в силу разумности ли, способности ли к свободе, автономии, к состраданию, в силу богоподобия или чего-либо еще). В этом значении достоинство в равной степени присуще любому представителю человеческого рода, выражает его неотчуждаемую ценность и не может быть утрачено. Именно это понимание достоинства запечатлено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и др. международных документах. 2. Достоинство как ценность конкретного человека (а не человечества в человеке (Кант)), представляющая собой результат его индивидуальных усилий, которая обретается и может быть утрачена. На примере анализа концепции достоинства И. Канта, содержащей оба понимания, было показано, что они сочетаются таким образом, что второе оказывается результатом осуществления первого: достоинство конкретного человека определяется тем, в какой мере он оказывается способным проявлять свою человечность, – разумность и автономию воли – в конкретных решениях и поступках в своей жизни. Во втором понимании понятие достоинства обретает специфический морально-практический характер: достоинство актуализируется как реальный фактор поведения индивида в его отношении к самому себе и в отношении к другому и проявляется в уважении. Выражая уважение к другому (не относясь к нему только как средству, но также как к цели), моральный субъект утверждает одновременно и достоинство другого и свое собственное достоинство. Понятие достоинства императивно. Уважение как признание достоинства – это то, что любой правомочен требовать в отношении себя от других, но оно также представляет собой долг по отношению к каждому другому. Моральное измерение достоинства определяется содержанием морали. Оно раскрывается в отношении человека к самому себе, опосредованном представлением о собственном (человеческом) предназначении, а также в отношении человека к другим людям, исключающем причинение вреда (насилие в любой форме (убийство, пытка), травля, унижение, манипуляция и т.п.)), предполагающем признание, справедливость, солидарность и заботу.
«Практическая философия как философия поступка» (О.П. Зубец)
(а) Философия является практической не как познавательно или инструментально обслуживающая различные человеческие практики, но будучи поступком мышления, то есть самодостаточным и персональным мышлением.В этом качестве философия является принципиально несервильной ни по отношению к познанию, ни по отношению к каким-либо институтам, идейным или нормативным системам социума. (б) Сопоставление Величавого у Аристотеля и его переосмысления как Великодушного у Р. Эмерсона, при том что оба эти понятия являются попытками последовательно помыслить человека как начало поступка и мира, позволило выявить их противоположность в понимании отношения моральности и социальности: Величавый задает своим решением-поступком мир людей, полис, он самодостаточен и единственен, тогда как Великодушный стремится опереться на себя путем отвержения социума, будучи в первую очередь познающим, а не поступающим, а потому не достигающим самодостаточности и единственности.
«Религиозная социально-этическая мысль: конфессиональные особенности» (М.А. Корзо) Анализ понимания реституции в католической моральной теологии до раннего Нового времени показал, что значение воспринятого из римского права понятия «restitutio» (восстановления первоначального состояния) дополняется впоследствии библейским акцентом восстановления нарушенного с кем-то (социального) мира и согласия, через призму реституции рассматривается также возвращение заблуждающихся в лоно Церкви. В богословских и канонических сочинениях сосуществуют два основных понимания “restitutio”: возмещение ущерба как ключевое условие прощения грехов на исповеди и возмещение ущерба как акт коммутативной справедливости. Обе трактовки к началу Нового времени хотя и сохраняют свою специфику, но все чаще начинают совмещаться и влиять друг на друга, что приводит, в частности, к включению в обязанность реституции благ нематериального характера (репутация, например), к выработке ряда легитимных условий и оснований для отсрочки возмещения, ко все большему учету в процедуре реституции прав и интересов пострадавшей стороны.
«Нравственные ценности: ценность жизни» (М.А. Корзо) Исследование показало неразрывную связь и взаимообусловленность «искусства достойной жизни» и «искусства доброй смерти» в философской и богословской мысли, также нравственно-прикладных сочинениях с античности до раннего Нового времени. «Освоение» смерти посредством медитативных практик сопровождалось приобретением и закреплением практических навыков умирания как в буквальном смысле, также для греха в повседневной жизни. В раннее Новое время в католической литературе прикладного характера заметно смещение фокуса внимания с самого момента смерти на «умирание» христианина на протяжении всей жизни. Установлено, что подготовка ко смерти на протяжении всей жизни регламентировала многие стороны повседневной жизни верующих, вписывалась в логику масштабных процессов нормирования и социального дисциплинирования в Европе раннего Нового времени.
«Дискуссия о коллективной моральной ответственности во второй половине ХХ - начале ХХI века» (Р.С. Платонов) Посредством анализа дискуссии о коллективной моральной ответственности, показывается, что: (1) проблема коллективной ответственности не получила обоснования в рамках этики и во многом следует за развитием аналитики коллективной юридической ответственности, (2) декларируемая некоторыми исследователями демаркация методов в концептуализации моральной ответственности на индивидуалистский и холистский не состоятельна, так как основными мыслительными операциями, составляющими холистский метод в данной дискуссии, оказываются аналогия и ассоциация характеристик коллективного субъекта с характеристиками индивидуального субъекта. Установлено, что предлагаемые обращения к морали для регулирования коллективной деятельности содержательно ничего не добавляют к ее правовому регулированию, а концептуализация коллективной ответственности в рамках морали остается вторичной по отношению к ее концептуализации в рамках права.
«Принцип взаимности в современных теориях распределительной справедливости» (К.Е. Морозов) Установлено, что принцип взаимности не может быть использован для обоснования трудовых требований для получателей социальных пособий. Согласно этому принципу, плоды социальной кооперации должны распределяться только между теми, кто вносит вклад в их производство. Подобным образом этот принцип использовался такими этиками, как Дж. Ролз, С. Даскал и С. Уайт. Однако эти авторы не учитывают тот факт, что для производства плодов кооперации необходимы докооперативные (природные) ресурсы. И поскольку эти ресурсы не были произведены каким-либо человеком, никто не может иметь на них исключительных прав и, соответственно, все имеют на них равные права. Поэтому доступ к этим ресурсам не должен быть сопряжён с исполнением какой-либо работы. Следовательно, трудовые требования не могут быть обоснованы ссылками на принцип взаимности, по крайней мере, когда речь идёт о социальных пособиях, финансируемых за счёт использования природных ресурсов.
II. ПубликацииСтатьи в научных журналах Апресян Р.Г.* Альбрехт Диле: опыт исторической и нормативной реконструкции Золотого правила // Этич. мысль / Ethical Thought. 2024. Т. 24. № 1. C. 20–47. Апресян Р.Г.* Золотое правило и Нагорная проповедь // Этич. мысль / Ethical Thought. 2024. Т. 24. № 2. C. 61–75. АпресянР.Г.* The Place of Applied Ethics in The Study of Morality // Етическиизследвания / Ethical Studies. 2024. Vol. IХ. No. 1. С. 94–118. Артемьева О.В. [Выступление] Материалы семинара «Теоретические идеи А.А. Гусейнова в современных этико-философских исследованиях» // Этич. мысль / Ethical Thought. 2024. Т. 24. № 2. C. 11–14. Артемьева О.В. Проблема моральной идентичности // Человек. 2024. Т. 35. № 2. С. 7–26. Артемьева О.В. Добродетель и поступок в этике А.А. Гусейнова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2024. Т. 1. Вып. 3(51). С. 21–34. Гусейнов А.А. О «Джираб ал мамнун» и его авторе // История, археология и этнография Кавказа. 2024. Т. 20. Вып. 3. С. 576–588. Гусейнов А.А. Этика как университетская дисциплина // Ведомости прикладной этики. 2024. № 2 (64). С.14–28. Зубец О.П. Ральф Эмерсон и Аристотель: опора на себя versus самодостаточность // Этич. мысль / Ethical Thought. 2024. Т. 24. № 1. C. 48–69. Зубец О.П. [Выступление] Материалы семинара «Теоретические идеи А.А. Гусейнова в современных этико-философских исследованиях» // Этич. мысль / Ethical Thought. 2024. Т. 24. № 2. C. 6–8. Зубец О.П. А.А. Гусейнов о философии самой по себе // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. № 2 (50), июль 2024. С. 12–23. Корзо М.А. К истории православной проповеди в Речи Посполитой начала XVII в.: Об источниках «Казанья на погребение» (Вильно, 1619) Леонтия Карповича // Вестник славянских культур. 2023. Т. 70. С. 38–51 (не вошло в отчет 2023 г.). Корзо М.А. Проповедническое наследие Симеона Полоцкого и его источники: некоторые наблюдения // Славяноведение. 2024. № 4. С. 26–37. Корзо М.А. Реституция в католической моральной теологии до раннего Нового времени: основные контексты // Этич. мысль / Ethical Thought. 2024. Т. 24. № 2. C. 47–60. Корзо М.А. «Слово на погребенïи честныя жены» Симеона Полоцкого в контексте «образцовых» погребальных проповедей XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История РПЦ. 2024. Вып. 120. С. 11–25. Морозов К.Е.Реципрокное либертарианство: ключевые принципы и следствия // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2024. Т. 48. № 5. С. 88–105. Морозов К.Е. Зомби: представимость, возможность, опасность // Финиковый компот. 2024. № 19. С. 4–76. (в соавторстве с К.А. Анохиным, А.П. Бесединым и др.). Платонов Р.С. Коллективная моральная ответственность:проблема концептуализации // Этич. мысль / Ethical Thought. 2024. Т. 24. № 2. C. 76–90. Прокофьев А.В. Проблема безосновательного стыда в «Теории нравственных чувств» Адама Смита // Этич. мысль / Ethical Thought. 2024. Т. 24. № 1. C. 70–86. Прокофьев А.В. Проблема морального героизма в этике О.Г. Дробницкого // Человек. 2024. Т. 35. № 3. С. 24–43. Прокофьев А.В. [Выступление] Материалы семинара «Теоретические идеи А.А. Гусейнова в современных этико-философских исследованиях» // Этич. мысль / Ethical Thought. 2024. Т. 24. № 2. C. 8–10. Прокофьев А.В. О роли научных данных в нормативной этике (на примере проекта разоблачения деонтологических принципов) // Эпистемология и философия науки. 2024. Т. 61. № 2. С. 157–174. Прокофьев А. В. Моральные абсолюты (еще одна историческая параллель негативной этики А. А. Гусейнова) // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2024. № 2 (50). C. 24–37. Прокофьев А.В. Обоснование морального долга в этике Дж.С. Милля // Вопросы философии. 2024. № 2. С. 133–143. Прокофьев А.В. Понятие «стыд» в «Теории нравственных чувств» Адама Смита // Философский журнал / Philosophy Journal. 2024. Т. 17. № 1. С. 137–152. Прокофьев А.В. Конфликтность, враждебность и неучтивость в академическом сообществе как проблема профессиональной этики // Ведомости прикладной этики. 2024. № 2 (64). 38–76. Прокофьев А.В. Онлайновый прокторинг в университете (отправные точки этического анализа) // Ведомости прикладной этики. 2024. № 1 (63). С. 38–76.
Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборников докладов конференций Артемьева О.В. Человеческое достоинство в моральном измерении // Философия и практика / Отв. ред. А.А. Гусейнов, сост. Н.Б. Афанасов. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 244–263. Гусейнов А.А. Практическая философия: традиция и современные тенденции // Практическая и прикладная философия / Отв. ред. А. А. Гусейнов. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 11–37. Гусейнов А.А. Место практического разума в критической философии Канта // Философия и практика / Отв. ред. А.А. Гусейнов, сост. Н.Б. Афанасов. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 6–26. Гусейнов А.А. «Свои» и «чужие» в глобализирующемся мире. Доклады на Международных Лихачевских научных чтениях (1997–2023). СПб.: СпбГУП, 2024. 192 с. Гусейнов А.А. Философия: роль и место в высшем образовании // Общественные науки и развитие высшего образования: Международная научно-практическая конференция (Пленарное заседание), 22 сентября 2023 г. / Науч. ред. Т.Я. Хабриева; сост. А.С. Запесоцкий. СПб.: СПбГУП, 2023. С. 42–50 (не вошло в отчет 2023 г.). Гусейнов А.А. О Вячеславе Семёновиче Степине, человеке и философе // Эпоха академика В.С. Стёпина / Сост. А.Н. Данилов, А.А. Лазаревич, Л.Ф. Кузнецова; отв. ред. А.Н. Данилов, др. Минск: Беларуская навука, 2024. С.48–58. Зубец О.П. Практичность философии как не-сервильность // Философия и практика / Отв. ред. А.А. Гусейнов, сост. Н.Б. Афанасов. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 217–243. Корзо М.А. Рационализация умирания в нравственно-назидательной мысли до эпохи Просвещения: «искусство достойной жизни» как «искусство доброй смерти» // Философия и практика / Отв. ред. А.А. Гусейнов, сост. Н.Б. Афанасов. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 264–282. Корзо М.А. Катехизис как продукт межкультурного и межконфессионального взаимодействия: реформатская традиция в Речи Посполитой во второй половине XVI векa // Катехизисы у славян в XVI–XVIII веках. Их рецепция, распространение, культурообразующее и просветительское значение / Ред. Swetlana Mengel.Berlin:Frank & Timme GmbH, 2024. С. 11-50. Прокофьев А.В. Профессиональная этика: философский анализ морального регулирования профессионально определенных практик // Практическая и прикладная философия / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 167–183. Прокофьев А.В. Минимизация вреда в истории морального сознания и этической мысли // // Философия и практика / Отв. ред. А.А. Гусейнов, сост. Н.Б. Афанасов. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 181–216.
Архив отчетов:
2019 >>2018 >>2017 >>2016 >>2015 >>2014 >>
2013 >>2012 >>2011 >>2010 >>2009 >>2008 >>2007 >>2006 >>
* Включён в реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента, по решению Минюста России от 9.12.2022. |
|||||
|