Институт Философии
Российской Академии Наук




  2015 год
Главная страница » » Сектор этики » Основные научные результаты » 2015 год

2015 год

Научный отчет сектора этики Института философии РАН за 2015 год

 

I. Важнейшие научные результаты

  • Концепция морали в этическом сентиментализме
    Осуществлен анализ понятия «моральное чувство» на материале раннего произведения шотландского философа Фрэнсиса Хатчесона «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели» (1725). Концепция Хатчесона представляет интерес как один из первых нововременных опытов построения целостной теории морали. Показано, что: 1) Моральное чувство обосновывается Хатчесоном через противопоставление разуму как способности, направленной на восприятие пользы, и социальным факторам принятия решений, которые по-своему тоже ориентируют человека в конечном счете только на пользу. 2) Спецификация Хатчесоном морального чувства как способности восприятия и оценки, не зависимой от соображений о частном благе и противопоставление морального чувства разуму, который ассоциируется с анализом средств, позволяет рассматривать учение о моральном чувстве как один из примеров докантовского обоснования автономии моральной способности. 3) Хатчесон дал развернутое описание возможных внешних факторов, ограничивающих самостоятельность морального агента. 4) Обоснование им самостоятельности личности в моральных мотивах и суждениях, ее независимости от внешних факторов и, соответственно, специфики морали демонстрирует один из способов концептуализации феномена морали, без чего невозможно проследить формирование философского понятия морали в Новое время (Апресян Р.Г. Понятие морального чувства в этике Фрэнсиса Хатчесона (ранний период) // Этическая мысль. 2015. Т. 15. С. 170–200).
  • Дискуссии о моральном абсолютизме 
    В ходе исследования установлено, что моральный абсолютизм может принимать разные формы. Одна из них выражена в утверждении набора содержательных принципов-требований, которые признаются безусловными, обязательными для исполнения в любых обстоятельствах. Проблема, с которой сталкивается данный подход, заключается в том, что последовательное практическое выполнение таких принципов-требований оказывается не всегда возможным и иногда оборачивается неприемлемыми с моральной точки зрения следствиями. В современной этике моральный абсолютизм критикуют с позиций морального партикуляризма, этики заботы, этики добродетели. Критике подвергаются также конкретные содержательные принципы-требования, предлагаемые в рамках абсолютистской позиции в качестве безусловных. Примером может служить переосмысление Иосифом Бродским заповеди непротивления злу (Артемьева О.В. «Непротивление злу – заповедь и ее практические смыслы // Культура и искусство. 2016. № 1 (1,2 а.л., в печати)).
  • Этика стоицизма 
    Исследована классификаций произвольных и непроизвольных действий, их подвидов и смешанных форм в этике Аристотеля. Выявлено типологическое сходство характеристик «смешанных» действий в учении Аристотеля и действий, обозначенных понятием «надлежащего по обстоятельствам» в этике ранних стоиков: а) действия сами по себе являются предосудительными (постыдные и причиняющие страдания (Аристотель); направленные на «непредпочитаемое» и противоречащие «первичной склонности» (стоики); б) избираются под давлением определенных обстоятельств, ради цели, обусловленной этими обстоятельствами; в) являются произвольными и выступают предметом вменения и ответственности; г) при определенных условиях получают позитивную оценку (обозначаются как похвальные и нравственно-правильные действия) (Результаты исследования представлены в рукописи статьи и в докладе П.А. Гаджикурбановой «Учение Аристотеля о произвольных и непроизвольных действиях» (Осенняя школа молодых ученых «Аристотелевское наследие в биологии, медицине и этике», 11 ноября 2015 г.)). 
  • Специфика моральной ответственности 
    Рассмотрена специфика моральной ответственности как ответственности не только за собственные действия, слова и мысли, но и за действия и слова другого, а также все, что происходит в качестве деяний человечества. Моральная ответственность понимается как признание поступка и порождаемого им мира как собственного (Зубец О.П. Ответственность за все // Проблемы этики: Философско-этический альманах. Выпуск V. Часть I. М.: МГУ, 2015. С. 75–89).
  • Правдивость как форма самодостаточного бытия 
    Обосновано рассмотрение речи как поступка: в этом качестве она является моральным явлением и предметом философско-этического рассуждения. Самодостаточность речи как морального поступка исключает ее гносеологическое понимание, а запрет на ложь является условием существования как речи, так и человека. Обращение к высказываниям Сократа и Канта позволяет утверждать, что для них сам личный поступок (отказ от лжи) является теоретическим аргументом (Зубец О.П. Боги не лгут // Этическая мысль. 2015. Т. 15. № 2. С. 55–69).
  • Иноконфессиональные источники православного нравственного богословия
    Анализ источников рукописных вероучительных сочинений православных книжников Евфимия Чудовского («Книга о тайнах седми») и Димитрия Ростовского («Зерцало Православного исповедания» и «Вопросы и ответы краткие о вере») выявил решающее влияние религиозной книжности Киевской митрополии Могилянской эпохи на становление и эволюцию богословского дискурса в России к.XVII – нач.XVIII вв. Несмотря на появление в Синодальной период тенденций преодолеть киевские влияния и опереться на протестантские богословские образцы (Феофан Прокопович), религиозное наследие Киевской митрополии на протяжении всего XVIII в. продолжает играть роль основного образца для подражания и определяет облик популярной вероучительной литературы в России (Корзо М.А. К вопросу о приписываемых Димитрию Ростовскому катехизисах и их связи с предшествующей традицией // Вестник РХГА. 2015. Т. 16. Вып. 2. С. 228–241; Корзо М.А. Эпизод из истории адаптации памятников Киевской митрополии в Москве: компиляция Евфимия Чудовского «Книга о тайнах седми» // Киïвська Академiя. Вип. 12. 2014–2015. С. 120–145).
  • Когнитивизм в философии сознания и этике
    Критический анализ методологических оснований современной «когнитивной науки» позволил выявить и теоретически артикулировать характерную для этой науки методологическую ошибку – неправомерное сведение всех ментальных феноменов к процессам переработки информации. Такая трактовка человеческого духа (сознания, психики), как показано в исследовании, препятствует адекватному пониманию (описанию и объяснению) эмоций, ценностно-нормативных установок, интересов и пр., то есть тех духовных феноменов, которые не могут быть целиком редуцированы к знанию и познанию (Максимов Л.В. Когнитивный редукционизм как методологический принцип исследования ментальных процессов // Гуманитарные чтения РГГУ – 2014: Теория и методология гуманитарного знания. Россиеведение. Общественные функции гуманитарных и социальных наук. Гуманитарное знание и образование: Сб. материалов / Ред. Е.И. Пивовар. М., 2015. [Электронный ресурс] С. 670–684).
  • Свобода воли и ответственность
    Объектом анализа является распространенная в философии морали трактовка свободной воли как необходимого условия вменения ответственности субъекту за его намерения и поступки. Показана парадоксальность и внутренняя противоречивость этой концепции: защищая социальный институт ответственности, она тем самым фактически подрывает собственный методологический фундамент, то есть индетерминизм, поскольку само существование и функционирование указанного социального института есть фактор, детерминирующий волю (Максимов Л.В. Концепт «свобода воли» в этике // Этическая мысль. 2015. Т. 15. № 2. С. 5–24).
  • Способы предъявления морального долга: обязанность и сверхобязательное
    В отчетный период проанализированы исторические корни и специфика концепции совершенных и несовершенных прав и обязанностей Фрэнсиса Хатчесона. Разграничение двух типов прав и обязанностей восходит к таким понятийным оппозициям античного стоицизма как «справедливость» и «доброта», а также «надлежащее» и «нравственно-правильное». Оно впервые введено Гуго Гроцием и полноценно артикулировано в этике естественного закона Самуэля Пуфендорфа. Хатчесон принимает в целом основные характеристики совершенных и несовершенных прав и обязанностей, предложенные Пуфендорфом, однако, вносит свои поправки в его схему. Это поправки связанны с проектом преодоления юридизации морали, провозглашенным в его ранней статье «Размышления об общераспространенных системах морали» (1724) и осуществленным в более поздних работах. Хатчесон обосновывает ограничение правового принуждения сферой совершенных прав не только на основе социально-дисциплинарных, но и индивидуально-перфекционистских соображений, он подчеркивает роль соблюдения несовершенных прав для достижения морального совершенства и вводит дополнительную типологическую нишу (внешние права), чтобы зафиксировать те случаи, когда защита законного интереса тождественна нарушению нравственного долга (Прокофьев А.В. Вопрос об иерархии нравственных требований в этике Ф. Хатчесона // Историко-философский ежегодник 2015. М.: Аквилон, 2015. С. 132–153). 
  • Формирование понятия «мораль» в европейской философии XVII века
    Проведен анализ процесса формирования понятия «мораль» («moralitas») в европейской философии XVII века. Специальный акцент был сделан на исследовании вопросов развития этической терминологии, часто занимающих маргинальное место в историко-этических исследованиях. Выявлены три группы базовых этических понятий, чью смысловое содержание составило значительную часть семантики современного понятия «мораль». Была сформулирована программа систематического междисциплинарного анализа процесса формирования современного понятия «мораль» (Сочилин А.А. Формирование понятия «мораль» в европейской философии XVII века» // Философия и культура. 2015. № 11. С. 1682–1690).
  • Ценностные основания политической и этической мысли М. Вебера
    Предпринимается критический анализ ценностных оснований идей М. Вебера в политике. Политические и этические идеи находились в мысли Вебера в сложной и изменяющейся во времени взаимосвязи. От резкого разделения сфер этики и политики в начале своей карьеры к концу жизни Вебер приходит к концепции двух этик, где этика ответственности относится именно к области политического. Понимание его этических идей, таким образом, невозможно без анализа его политических идей. В них, провозгласив национальное государство критерием при оценке политических событий, Вебер обрисовывает идеал политика и определяет его главную задачу как воспитание сознательного национального чувства. Согласно этому взгляду, политик обязан руководствоваться в своей деятельности личной ответственностью перед грядущими немецкими поколениями, а также быть готовым к насилию во имя государственных интересов. Вебер пытался выполнить утопичную задачу, с одной стороны, остаться либералом и антитоталитарным мыслителем, а с другой стороны, провозгласить и отстаивать безусловную высшую ценность надындивидуальной идеи национального государства, где им и осуществлялся поиск легитимизации насилия (Троицкий К.Е. Научное и ценностное измерения понятий нации и национального государства в работах Макса Вебера // Социологические исследования; 1 а.л. в печати). 
  • Справедливость: этико-нормативное содержание, типы, методы исследования
    Проведен анализ общего нормативного содержания концепта «справедливость», установлены причины, по которым принципы справедливости следует считать нравственными, а не правовыми, предложены аргументы в пользу взаимной дополнительности этики любви и этики справедливости. Выявлены уровни функционирования норм, связанных с понятием «справедливость», и основные практические контексты их применения. Исследована методологическая основа различных концепций справедливости. Установлено, что они могут возникать в порядке критического обобщения и упорядочения общераспространенных нравственных представлений или в порядке вывода частных требований из общих ценностно-нормативных утверждений (Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Максимов Л.В., Прокофьев А.В., Троицкий К.Е. Выступления на «Круглом столе»: Обсуждение книги А.В. Прокофьева «Воздавать каждому должное… Введение в теорию справедливости» // Этическая мысль. 2015. Т. 15. С. 297–358). 


II. Публикации

Монографии и коллективные труды

  • Толстых В.[И]. Хочу – Могу – Должен. Опыт общественной автобиографии личности. М.: Прогресс-Традиция, 2015. 336 с.


Статьи в научных журналах и коллективных трудах 

Плановые научные статьи

  • Апресян Р.Г. Агапэ // Человек. 2015. № 2. С. 42–56; № 3. С. 26–39.
  • Апресян Р.Г. Динамика образа героя в «Илиаде» Гомера // Философский журнал 2015. Т. 8. №4. C. 31–46.
  • Апресян Р.Г. Общество и государство: жесты признания // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. 2014. № 1. С. 36–42 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Апресян Р.Г. Понятие морального чувства в этике Фрэнсиса Хатчесона (ранний период) // Этическая мысль. 2015. Т. 15. С. 170–200.
  • Апресян Р.Г. Условия рассуждения об общественной морали // Ведомости прикладной этики. Вып. 45: Миссия прикладной этики: актуальные вызовы / Ред. В.И. Бакштановский, В.В. Новоселов. Тюмень, 2014. С. 25–34 (не вошло в отчет2014 г.).
  • Бабанов А.В. Вера Л. Шестова и Л.Н. Толстого // Философия и культура. 2015. № 9. С. 1383–1392.
  • Бабанов А.В. Ницше и Шестов: отказ от воли и апология воли // Философия и культура. 2015. № 8. С. 1224–1238.
  • Бабанов А.В. Творчество Льва Шестова как философская этика // Этическая мысль. 2015. Т. 15. № 2. С. 39–54.
  • Зубец О.П. Боги не лгут // Этическая мысль. 2015. Т. 15. № 2. С. 55–69.
  • Зубец О.П. Ответственность за все // Проблемы этики: Философско-этический альманах. Вып. V. Ч. I. М., 2015. С. 79–94.
  • Корзо М.А. Западноевропейские учебники для начального обучения XVII в.: корпус текстов и перспективы исследования // Исторические пути развития образования и педагогики / Ред. Г.Б. Корнетов. М., 2015. С. 91–109 (соавт.: В.Г. Безрогов, Ю.Г. Куровская).
  • Корзо М.А. К вопросу о приписываемых Димитрию Ростовскому катехизисах и их связи с предшествующей традицией // Вестник РХГА. 2015. Т. 16. Вып. 2. С. 228–241.
  • Корзо М.А. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий). Сочинения // Православная Энциклопедия. Т. XXXIV. М., 2014. С. 530–540 (соавт. В.Г. Пидгайко) (не вошло в отчет2014 г.).
  • Корзо М.А. Кунцевич Иосафат; Лазарь (Баранович)  // Православная Энциклопедия. Т. XXXIХ. М., 2015. С. 355–359; 679–686.
  • Корзо М.А. Пётр Могила // Большая Российская Энциклопедия. Т.26. М., 2014. С. 87–88 (не вошло в отчет2014 г.).
  • Корзо М.А. Польские буквари XVI века: молитвенник, катехизис, сборник сентенций // Проблемы современного образования. 2014. № 6. С. 24–37 [Электронный ресурс] (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Корзо М.А. Формы бытования иноконфессиональных текстов в православной книжности XVII в.: пример Речи Посполитой и России // Философия и культура. 2015. № 4(88). С. 573–581.
  • Корзо М.А. Эпизод из истории адаптации памятников Киевской митрополии в Москве: компиляция Евфимия Чудовского «Книга о тайнах седми» // Киïвська Академiя. Вип. 12. 2014–2015. С. 120–145.
  • Корзо М.А. (Korzo M.A.) O tekstach religijnych w XVI-wiecznych elementarzach polskich // Pamiętnik Literacki. 2015. T. 106. №. 1. S. 169–182.
  • Максимов Л.В. Когнитивный редукционизм как методологический принцип исследования ментальных процессов // Гуманитарные чтения РГГУ – 2014: Теория и методология гуманитарного знания. Россиеведение. Общественные функции гуманитарных и социальных наук. Гуманитарное знание и образование: Сб. материалов / Ред. Е.И. Пивовар. М., 2015. С. 670–684 [Электронный ресурс].
  • Максимов Л.В. Концепт «свобода воли» в этике // Этическая мысль. 2015. Т. 15. № 2. С. 5–24.
  • Максимов Л.В. Редукция сознания к познанию как методологический принцип когнитивной науки и гуманитарных дисциплин // Философская мысль. 2014. № 11. С. 32–71 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Прокофьев А.В. Британские моралисты XVIII в.: Фрэнсис Хатчесон // Философские науки. 2014. № 11. С. 40–41 (не вошло в отчет2014 г.).
  • Прокофьев А.В. Вопрос об иерархии нравственных требований в этике Ф. Хатчесона // Историко-философский ежегодник 2015. М., 2015. С. 132–153.
  • Прокофьев А.В. Диалогическое признание и межкультурный диалог // Россия на пути консолидации: Сб. ст. СПб., 2015. С. 348–389.
  • Прокофьев А.В. Прикладная этика как проекция общих нравственных принципов (оценка теоретической модели) // Ведомости прикладной этики. 2015. Вып. 45. С. 30–62 (39–62).
  • Прокофьев А.В. Совершенные и несовершенные обязанности: интерпретация Фрэнсиса Хатчесона // Философские науки. 2014. № 11. С. 54–63 (не вошло в отчет 2014 г.).
  • Прокофьев А.В. Эмоциональные механизмы морального опыта // Уч. записки Орлов. гос. ун-та: Сер. «Гуманитарные и социальные науки». 2015. Т. 64. № 1. С. 86–90 (соавт. А.В. Абрамова).
  • Прокофьев А.В. Этика профессий и организаций в свете концепции институционального зла // Ведомости прикладной этики.  Вып. 45: Миссия прикладной этики: актуальные вызовы / Ред. В.И. Бакштановский, В.В. Новоселов. Тюмень, 2014. С. 48–69 (не вошло в отчет2014 г.).
  • Сочилин А.А. Формирование понятия «мораль» в европейской философии XVII века» // Философия и культура. 2015. № 11. С. 1682–1690.
  • Толстых В.И. Прошлое. Ценности и проблемы // Россия на пути консолидации: Сб. ст. СПб., 2015. С. 181–203. 


Внеплановые научные статьи 

  • Апресян Р.Г. Важность идеи признания для понимания морали // Проблемы этики : Философско-этический альманах. Вып. V : Материалы конференции «Моральная ответственность в современном мире», посвященной  75-летию академика РАН А.А. Гусейнова / Отв. ред. А.В. Разин. М., 2015. С. 55–67.
  • Апресян Р.Г. Историческая и нормативная динамика идеи моральной автономии // Дискурсы этики. СПб., 2015. Вып. 9–10. С. 13–33.
  • Апресян Р.Г. Проблема автономии в моральной философии Фрэнсиса Хатчесона // Философские науки. 2014. № 11. С. 9–18 (не вошло в отчет2014 г.).
  • Артемьева О.В. Добродетель и ответственность // Проблемы этики: Философско-этический альманах. Вып.  V: Материалы конференции «Моральная ответственность в современном мире», посвященной 75-летию академика РАН А.А. Гусейнова / Отв. ред. А.В. Разин. М., 2015. С. 95–108.
  • Зубец О.П. 94-ый сонет Шекспира и фрагмент о Величавом Аристотеля: загадка сходства // Этическая мысль. 2015. Т. 15. С. 91–116.
  • Зубец О.П. Этика моральной субъектности // Вестник РГНФ. 2015. № 4. С. 84–93. 
  • Прокофьев А.В. Организационные потребности общества как исток морали в этике Бернарда Мандевиля // Этическая мысль. М., 2015. Т. 15. С. 139–169.
  • Прокофьев А.В. Интерпретации запрета на применение силы в нормативной этике (природа расхождений и возможности синтеза) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. 2015. № 2. С. 16–23.
  • Прокофьев А.В. Моральная теология пропорционализма и запрет на применение силы // Ценности и нормы в потоке времени: материалы VI Международной научной конференции (Курган, 9-10 апреля 2015 г.) / отв. ред. Б.С. Шалютин. Курган, 2015. С. 100–103.
  • Прокофьев А.В. Проблема применения силы в утилитаристской этике // Этическая мысль. 2015. Том. 15. № 2. С. 88–107.
  • Прокофьев А.В. Справедливая война как наказание агрессора // Проблемы этики: философско-этический альманах / Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова / ред. А.В. Разин, И.А. Авдеева. Вып. V. Ч. 1. М., 2015. С. 146–160.
  • Троицкий К.Е. Моральная теория Иммануила Канта и идея императивности в философской мысли Германии конца XIX – начала XX вв. // Этическая мысль. М., 2015. Т. 15, № 1. С. 201–220.
  • Троицкий К.Е. Категорический императив в мысли Макса Вебера // Альманах «Дискурсы этики». 2014. Вып. 3(8). С. 51–68 (не вошло в отчет 2014 г.). 


Переводы 

  • Корзо М.А., пер. с польск.: Белень С. Немецко-польско-российский триалог, или об идее «калиниградского треугольника» // Российско-польские отношения в зеркале геополитических концепций: Избр. ст. польских экспертов / Под. ред. С. Беленя, А. Скшипека, Д.В. Карнаухова, О.В. Петровской. М., 2015. С. 168–183.
  • Корзо М.А., пер. с польск.: Земба Р. Отношения Польши с Российской Федерацией // Российско-польские отношения в зеркале геополитических концепций: Избр. ст. польских экспертов / Под. ред. С. Беленя, А. Скшипека, Д.В. Карнаухова, О.В. Петровской. М., 2015. С. 89–115.
  • Корзо М.А., пер. с польск.: Легуцкая А. Российское понимание геополитики в контексте отношений с Польшей // Российско-польские отношения в зеркале геополитических концепций: Избр. ст. польских экспертов / Под. ред. С. Беленя, А. Скшипека, Д.В. Карнаухова, О.В. Петровской. М., 2015. С. 116–134.
  • Корзо М.А., пер. с польск.: Скшипек А. Польша – Россия: стереотипы // Российско-польские отношения в зеркале геополитических концепций: Избр. ст. польских экспертов / Под. ред. С. Беленя, А. Скшипека, Д.В. Карнаухова, О.В. Петровской. М., 2015. С. 184–197.
  • Корзо М.А., пер. с польск.: Тымановский Ю. Проблемы политической и экономической безопасности в контексте польско-российских отношений // Российско-польские отношения в зеркале геополитических концепций: Избр. ст. польских экспертов / Под. ред. С. Беленя, А. Скшипека, Д.В. Карнаухова, О.В. Петровской. М., 2015. С. 135–153.
  • Корзо М.А., пер. с польск.: Цуранович А. Геополитика религии в польско-российских отношениях // Российско-польские отношения в зеркале геополитических концепций: Избранные статьи польских экспертов / Под. ред. С. Беленя, А. Скшипека, Д.В. Карнаухова, О.В. Петровской. М., 2015. С. 224–243. 


Тексты и тезисы докладов, выступлений, лекций, интервью

  • Апресян Р.Г. [Выступление на «Круглом столе»]: Обсуждение книги А.В. Прокофьева «Воздавать каждому должное… Введение в теорию справедливости» // Этическая мысль. 2015. Т. 15. С. 298–30.
  • Апресян Р.Г. [Выступление на «Круглом столе»]: Обсуждение книги А.К. Шохина «Агатология: современность и классика» // Этическая мысль. 2015. Т. 15. № 2. С. 161–164.
  • Апресян Р.Г. Этологический вызов этике // Ценности и нормы в потоке времени: Материалы VI Международ. науч. конф. (г. Курган, 9–10 апр.2015 г.) / Ред. Б.С. Шалютин. Курган, 2015. С. 8–10.
  • Артемьева О.В. [Выступление на «Круглом столе»]: Обсуждение книги А.В. Прокофьева «Воздавать каждому должное… Введение в теорию справедливости» // Этическая мысль. 2015. Т. 15. С. 319–324.
  • Артемьева О.В. [Выступление на «Круглом столе»]:»: Обсуждение книги А.К. Шохина «Агатология: современность и классика» // Этическая мысль. 2015. Т. 15. № 2. С. 164–167.
  • Бабанов А.В. Сверхморальная перспектива философии Льва Шестова // Ценности и нормы нормы в потоке времени: Материалы VI Международ. науч. конф. (г. Курган, 9–10 апр.2015 г.) / Ред. Б.С. Шалютин. Курган, 2015. С. 10–12.
  • Зубец О.П. Вненациональность морали // Современные глобальные вызовы и национальные интересы: XV Международ. Лихачев. науч. чтения (г. Санкт-Петербург, 14–15 мая2015 г.) / Ред. А.С. Запесоцкий. СПб., 2015. С. 315–317.
  • Зубец О.П. Сделать бывшее небывшим // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений: Тез. докл. VII Рос. филос. конгр. (г. Уфа, 6–10 октября2015 г.). Уфа, 2015. С. 92–93.
  • Зубец О.П. ГΝΩΘΙ ΣΑΥΤΟΝ как этическая проблема // Ценности и нормы в потоке времени: Материалы VI Международ. науч. конф. (г. Курган, 9–10 апр.2015 г.) / Ред. Б.С. Шалютин. Курган, 2015. С. 46–47.
  • Максимов Л.В. [Выступление на «Круглом столе»]:  Обсуждение книги А.В. Прокофьева «Воздавать каждому должное… Введение в теорию справедливости» // Этическая мысль. 2015. Т. 15. С. 314–319.
  • Максимов Л.В. Этика как учебная дисциплина: метаэтический анализ. Тезисы доклада на научной конференции «Философия и образование» (Тамбовский гос. ун-т, г. Тамбов, 20.11.2015) // Философские традиции и современность. 2015. № 2 (8). С. 131–132.
  • Прокофьев А.В. [Выступление на «Круглом столе»]: Обсуждение книги А.В. Прокофьева «Воздавать каждому должное… Введение в теорию справедливости» // Этическая мысль. 2015. Т. 15. С. 346–351.
  • Прокофьев А.В. Принцип предосторожности: поиск сферы применения // «Сахаровские чтения 2015 года»: экологические проблемы XXI века: материалы 15-й международ. науч. конф. (г. Минск, Респ. Беларусь, 21–22 мая2015 г.) / Ред. С.С. Позняк, Н.А. Лысухо. Минск, 2015. С. 336–337.
  • Прокофьев А.В. Фактор вероятности в социальной этике // Материалы VI Международ. конф. «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы. Этика. Наука. Политика» (г. Санкт-Петербург, 20–22 нояб.2014 г.). СПб., 2014 С. 40–41 (не вошло в отчет2014 г.).
  • Троицкий К.Е. [Выступление на «Круглом столе»]:  Обсуждение книги А.В. Прокофьева «Воздавать каждому должное… Введение в теорию справедливости» // Этическая мысль. 2015. Т. 15. С. 336–342.


Учебники, учебные и учебно-методические пособия

  • Апресян Р.Г. Европа: Новое время // История этических учений: Учеб. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. Изд. 2-е. М., 2015. С. 521–636.
  • Апресян Р.Г. Классический утилитаризм // История этических учений: Учеб. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. Изд. 2-е. М., 2015. С. 660–670.
  • Апресян Р.Г. Прагматизм // История этических учений: Учеб. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. Изд. 2-е. М., 2015. С. 676–682.
  • Апресян Р.Г. Феноменология // История этических учений: Учеб. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. Изд. 2-е. М., 2015. С. 689–698.
  • Апресян Р.Г. Эволюционная этика // История этических учений: Учеб. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. Изд. 2-е. М., 2015. С. 670–676.
  • Максимов Л.В. Аналитическая этика и метаэтика // История этических учений: Учебник / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. Изд. 2-е. М.: Академический проект; Трикста, 2015. С. 706–715.
  • Прокофьев А.В. Особенности регулятивной функции международной морали // Теория международных отношений: учебник для академического бакалавриата / Ред. П.А. Цыганков. М., 2015. Гл. 7. С. 163–186 (соавт. А.И. Костин).
  • Прокофьев А.В. Современные версии классических нормативных программ // История этических учений: Учеб. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. Изд. 2-е. М., 2015. С. 716–734.


Рецензии

  • Корзо М.А. (Korzo M.A.). Рец. на кн.: Schmidt Ch. Pilger, Popen und Propheten. Eine Religionsgeschichte Osteuropas. Paderborn: Ferdinand Schoeningh, 2014. 293 S. // Acta Poloniae Historica. 2015. Vol. 111. P. 181–188.

 

III. Доклады и публичные лекции

Доклады на конференциях

  • Апресян Р.Г. «Проблема Другого в этике Аристотеля». – Осенняя школа молодых ученых «Аристотелевское наследие в биологии, медицине и этике» (ИФ РАН, 11 ноября 2015).
  • Апресян Р.Г. «Феноменология взаимности в гомеровском эпосе». – III Встреча российских и турецких философов «Философия и литература: философия в литературе, литература в философии» (Suleyman Shah Üniversitesi, Стамбул, Турция, 25–26 мая 2015).
  • Апресян Р.Г. «Этологический вызов этике». – VI Международная научная конференция «Ценности и нормы в потоке времени» (Курганский гос. ун-т, Курган, 9–10 апреля 2015), заочное участие.
  • Бабанов А.В. «Сверхморальная перспектива философии Льва Шестова». – VI Международная научная конференция «Ценности и нормы в потоке времени» (Курганский гос. ун-т, Курган, 9–10 апреля 2015), заочное участие.
  • Гаджикурбанова П.А. «Учение Аристотеля о произвольных и непроизвольных действиях». – Осенняя школа молодых ученых «Аристотелевское наследие в биологии, медицине и этике» (ИФ РАН, 11 ноября 2015).
  • Зубец О.П. «ГΝΩΘΙ ΣΑΥΤΟΝ как этическая проблема». – VI Международная научная конференция «Ценности и нормы в потоке времени» (Курганский гос. ун-т, Курган, 9–10 апреля 2015), заочное участие.
  • Зубец О.П. «Вненациональность морали». – XV Международные Лихачевские научные чтения «Современные глобальные вызовы и национальные интересы» (Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов, СПб., 14–15 мая 2015).
  • Зубец О.П. «Моральная ответственность: очищение от правовых смыслов». – Межрегиональная научная конференция «Этика П.А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права» (Московский государственный юридический ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Москва, 25–30 сентября 2015).
  • Зубец О.П. «Сделать бывшее небывщим». – VII Российский философский конгресс «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений» (РФО, Башкирский гос. ун-т, Уфа, 6–10 октября 2015), заочное участие.
  • Зубец О.П. «Мεγαλόψυχος Аристотеля: презирающий и неблагодарный добродетельный человек». – Осенняя школа молодых ученых «Аристотелевское наследие в биологии, медицине и этике» (ИФ РАН, 11 ноября 2015).
  • Зубец О.П. «Размышление о дискуссиях в современной российской этике». – Международный коллоквиум «В ответ на вызовы европейских стандартов: западноевропейские и российские взгляды на нормативные дискурсы в гуманитарных и социальных науках» (Университет Бордо им Монтеня, Бордо, Франция, 2–5 декабря 2015).
  • Корзо М.А. «Влияние катехетического наследия Киевской митрополии на вероучительные тексты XVIII ст.». – «Ad fontes»: Международная научная конференция к 400-летию основания Киево-могилянской академии (Киево-могилянская академия, Киев, Украина, 12–14 октября 2015).
  • Корзо М.А. «Посттридентские модели святости и способы их распространения: случай Речи Посполитой». – Научная конференция «Культ святых в средневековой христианской культуре Запада и Востока Европы: религиозное, политическое, социальное» (Национальный исследовательский ун-т. Высшая школа экономики, Москва, 12–13 ноября 2015).
  • Максимов Л.В. «Этика как учебная дисциплина: метаэтический анализ». – Научная конференция «Философия и образование» (Тамбовский гос. ун-т., г. Тамбов, 20 ноября 2015).
  • Прокофьев А.В. «Фактор вероятности в социальной этике». – VI Международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы. Этика. Наука. Политика» (Санкт-Петербургский гос. ун-т., СПб., 20–22 ноября 2015).
  • Прокофьев А.В. «Моральная теология пропорционализма и запрет на применение силы». – VI Международная научная конференция «Ценности и нормы в потоке времени» (Курганский гос. ун-т, Курган, 9–10 апреля 2015), заочное участие.
  • Прокофьев А.В. «Принцип предосторожности: поиск сферы применения». – Международная научная конференция Сахаровские чтения 2015 года: «Экологические проблемы XXI века (Международный гос. экологический ун-т им. А.Д. Сахарова, Минск, Республика Беларусь, 21–22 мая 2015).
  • Прокофьев А.В. «Об использовании аргументов от эволюции морали в нормативной этике». – Межрегиональная научная конференция «Этика П.А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права» (Московский государственный юридический ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Москва, 25–30 сентября 2015).
  • Сочилин А.А. «Коннотации морали и права в европейской философии раннего Нового времени (на примере философии Франсиско Суареса). – Межрегиональная научная конференция «Этика П.А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права» (Московский государственный юридический ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Москва, 25–30 сентября 2015).
  • Троицкий К.Е. «“О сопротивлении злу силою” И.А. Ильина и его критика учения Л.Н. Толстого». – Научная конференция «Толстовские чтения» (Государственный музей им. Л.Н. Толстого, Москва, 19–20 ноября 2015).


Доклады на научных семинарах

  • Апресян Р.Г. «Феномен универсальности в этике: формы концептуализации». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН (17 сентября 2015).
  • Апресян Р.Г. «Мораль и политика». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН (30 июня 2015).
  • Апресян Р.Г. «Динамика образа героя в “Илиаде” Гомера». – Лекция в рамках проекта «Анатомия философии: как работает текст» (ИФ РАН, Библиотека Ф.М. Достоевского, Москва, 12 февраля 2015).
  • Зубец О.П. «Образ Величавого в произведениях Шекспира». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН (21 апреля 2015).
  • Зубец О.П. «Величавый Аристотеля: “странный” текст и великая идея». – Лекция в рамках проекта «Анатомия философии: как работает текст» (ИФ РАН, Библиотека Ф.М. Достоевского, Москва, 9 апреля 2015).
  • Корзо М.А. «Техники перевода в православной книжности Речи Посполитой и Московской Руси в XVI-XVII вв.». – Семинар кафедры практического богословия Богословского фак-та Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та (Москва, 23 января 2015).
  • Корзо М.А. «Źródła wczesnych katechizmów ewangelickich w Polsce (XVI – pierwsza połowa XVII w.)». – Исследовательский семинар «Старопольские четверги» (Институт литературных исследований Польской Академии наук, Варшава, Польша, 11 июня 2015).
  • Корзо М.А. «История конфессии сквозь призму катехизиса: евангелическо-реформатская традиция Речи Посполитой XVI–XVII вв.». – Семинар «Konfessionalisierung в истории западнохристианских обществ раннего Нового времени» (Национальный исследовательский ун-т Высшая школа экономики, Лаборатория медиевистических исследований Школы исторических наук, Москва, 25 ноября 2015).
  • Максимов Л.В. «Концепт “свободная воля” в этике». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН (3 марта 2015).
  • Максимов Л.В. «Когнитивный редукционизм в психологии и этике». – Теоретический семинар Лаборатории психофизиологии имени В.Б. Швыркова Института психологии РАН (30 сентября 2015).
  • Прокофьев А.В. «Совершенные и несовершенные права и обязанности в этике Ф. Хатчесона». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН (27 января 2015).
  • Прокофьев А.В. «Принцип согласия в спорах о моральной оправданности применения силы». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН (3 декабря 2015).
  • Троицкий К.Е. «“Сопротивление злу силою” Ивана Ильина как духовный имморализм». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН (29 октября 2015). 


Выступления на «круглых столах», обсуждениях книг и презентациях

  • Апресян Р.Г. «Этика и науки о человеке». – «Круглый стол» (Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 15 апреля 2015).
  • Апресян Р.Г. Выступление на презентации книги: Жан Ванье, Стэнли Хауэрвас. «Жить мирно посреди насилия: пророческое свидетельство слабости» (М.; Киев: МХК «Осанна»; Дух i лiтера, 2015). – Культурный центр «Покровские ворота» (Москва, 03 февраля 2015).
  • Апресян Р.Г. Выступление на обсуждении книги: Дэвид Эдмондс. «Убили бы вы толстяка. Задача о вагонетке: что такое хорошо и что такое плохо» (М.: Институт Гайдара, 2015). – Философский фак-т МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва, 16 декабря 2015).
  • Гаджикурбанова П.А. «Слово о коллективных трудах». – «Круглый стол» «Российская наука и РИНЦ: в поисках решения общих проблем» (29 апреля 2015).
  • Корзо М.А. «Конфессиональная идентичность сквозь призму катехизиса: Речь Посполитая и Россия в XVI–XVII вв.». – «Круглый стол» «Источниковедение как инструмент сравнительно-исторического исследования» (Институт Всеобщей истории РАН, 30 ноября 2015). 


IV. Сотрудничество с образовательными учреждениями

Преподавательская деятельность

  • Апресян Р.Г. Профессор-совместитель, Философский фак-т Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
  • Апресян Р.Г. Профессор-совместитель, Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого.
  • Апресян Р.Г. Ведущий научный сотрудник, НИИ прикладной этики, Тюменский гос. нефтегазовый ун-т.
  • Артемьева О.В. Старший преподаватель-совместитель, Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН).
  • Зубец О.П. Старший преподаватель-совместитель, Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН).
  • Прокофьев А.В. Старший преподаватель-совместитель, Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН).
  • Прокофьев А.В. Ведущий научный сотрудник, НИИ прикладной этики, Тюменский гос. нефтегазовый ун-т.
  • Прокофьев А.В. Профессор-совместитель, ТГПУ имени Л.Н.Толстого, Тула.


Научное руководство студентами, бакалаврами, магистрантами и аспирантами образовательных учреждений

  • Апресян Р.Г. Научное консультирование аспирантки А.С. Московской (философский фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова).
  • Апресян Р.Г. Руководство аспирантом А.А. Сочилиным (2 г.о., ГАГУН).
  • Гаджикурбанова П.А. Руководство курсовой работой студента А. Ковель (ГАУГН, 3 курс).
  • Зубец О.П. Руководство курсовыми работами магистрантов А. Кигай, И. Звонков (ГАУГН, 2 курс).
  • Зубец О.П. Руководство магистерской диссертацией Г. Золоткова (ГАУГН, защищена).
  • Прокофьев А.В. Руководство дипломной работой Л. Якушева «Современные трансформации теории справедливой войны», Якушев Леонид (бакалавриат МГУ имени Ломоносова).
  • Зубец О.П. Руководство аспирантом А.В. Бабановым (3 г.о., ИФ РАН).


Оппонирование диссертаций 

  • Апресян Р.Г. Оппонирование диссертации А.А. Суркова «Насилие как социальный феномен: особенности конституирования», представленной на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.11 – «Социальная философия».
  • Корзо М.А. Оппонирование диссертации А.О. Крылова «Митрополит Димитрий Ростовский в церковной и культурной жизни России второй половины XVII – начала XVIII вв.», представленной на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 – «Отечественная история».


V. Международное сотрудничество

Апресян Р.Г.

  • Член Научного совета (Advisory Board) Центра российских и евразийских исследований Упсальского университета (Uppsala Centre for Russian and Eurasian Studies, Швеция, 2011–). 
  • Член Средиземноморского общества по изучению Шотландского Просвещения.

Гусейнов А.А.

  • Член Международного Института философии (Париж, Франция).

Корзо М.А.

  • Участие в исследовательском проекте Института музыкологии Ягеллонского университета (Краков, Польша) – подготовка комментированного издания польскоязычных протестантских канционалов второй половины XVI в. Руководитель проекта – проф. Петр Позняк (январь – июнь 2015).


VI. Другие формы академической активности

Членство в редколлегиях российских журналов

  • Апресян Р.Г. – зам. пред. редакционного совета журнала «Философия и культура».
  • Апресян Р.Г. – член редакционного совета журнала «Философские науки».
  • Апресян Р.Г. – член редколлегии журнала «Философский журнал». 
  • Апресян Р.Г. – член редколлегии ж. «ΠΡAΞHMA. Проблемы визуальной семиотики» (Томск). 
  • Апресян Р.Г. – член редсовета международного журнала «Sovijus: studies in the History of Culture».
  • Артемьева О.В. Ответственный секретарь ж. «Этическая мысль» (ИФ РАН, Москва).
  • Гаджикурбанова П.А. Член редакционного совета эл.ж. «Философская антропология» (ИФРАН, Москва),
  • Гусейнов А.А. – член редколлегии журнала «Вопросы философии».
  • Гусейнов А.А. – член редколлегии журнала «Философия науки».
  • Гусейнов А.А. – член редколлегии журнала «Философия и культура».
  • Гусейнов А.А. – член редколлегии журнала «Знание. Понимание. Умение».
  • Гусейнов А.А. – член редколлегии журнала «Философский журнал».
  • Гусейнов А.А. – редактор журнала «Этическая мысль».
  • Гусейнов А.А. – член редколлегии журнала «Общественные науки».
  • Зубец О.П. Член редколлегии ж. «Этическая мысль» (ИФ РАН, Москва.
  • Корзо М.А. Зав. редакцией ж. «Этическая мысль» (ИФ РАН, Москва).
  • Прокофьев А.В. Научный редактор ж. «Этическая мысль» (ИФ РАН, Москва).
  • Прокофьев А.В. Член редколлегии ж. «Ведомости прикладной этики» (Тюмень). 


Членство в редколлегиях и редсоветах зарубежных журналов 


Участие в экспертных советах и диссертационных советах, экспертная деятельность

  • Апресян Р.Г. – член диссертационного совета в Институте философии РАН (Д.002.015.01).
  • Апресян Р.Г. – эксперт РГНФ.
  • Апресян Р.Г. – эксперт РНФ.
  • Гусейнов А.А. – член Президиума ВАК; Председатель Экспертной комиссии по гуманитарным и социальным наукам Российского Совета Олимпиад школьников. 
  • Гусейнов А.А. – Председатель диссертационного совета в Институте философии РАН (Д.002.015.01).
  • Гусейнов А.А. – член диссертационного совета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Д.501.001.09). 
  • Максимов Л.В. – член диссертационного совета в Институте философии РАН (Д.002.015.01).
  • Максимов Л.В. – член диссертационного совета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Д.501.001.09).
  • Максимов Л.В. – член экспертного совета ИФ РАН. 
  • Прокофьев А.В. - член диссертационного совета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Д.501.001.09).


Сотрудничество с государственными учреждениями и организациями 

  • Гусейнов А.А. – член Научно-экспертного Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ.


Другое

  • Гусейнов А.А. – вице-президент Российского Философского общества.
  • Гусейнов А.А. – сопредседатель Московско-Петербургского философского клуба.

Гусейнов А.А. – сопредседатель Междисциплинарного Центра по философии права.


VII. Научно-вспомогательная работа

  • Артемьева О.В. Ученый секретарь журнала «Этическая мысль». Подготовлено к выпуску два номера:
    1. Этическая мысль. 2015. Т. 15 (19,3 а.л.).
    2. Этическая мысль. 2015. Т. 15. № 2 (14,9 а.л.).
  • Максимов Л.В. Составлена библиография современной метаэтики (Часть I). В библиографический список включены аннотированные англоязычные труды, изданные в последние годы (2000–2015). Даны гиперссылки (актуальные на момент составления библиографии), позволяющие ознакомиться с полными текстами названных работ.
  • Сочилин А.А. Подготовка к публикации в системе РИНЦ статей из сборника «Постигая добро» (Постигая добро: сборник статей. К 60-летию Рубена Грантовича Апресяна / Отв. ред. О.В. Артемьева, А.В. Прокофьев. М.: Альфа-М, 2013. – 432 с.).
  • Сочилин А.А. Подготовка к публикации в системе РИНЦ статей из специального номера журнала «Логос», посвященного дискуссии о моральном праве лгать (Логос. 2008. № 5).
  • Сочилин А.А. Размещение выпусков ж. «Этическая мысль» в системе РИНЦ (Этическая мысль. Вып. 14 / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2014; Этическая мысль. Т. 15. № 1).
  • Троицкий К.Е. Администрирование интернет-страницы сектора этики на сайте ИФ РАН.