Научный отчет cектора этики ИФ РАН за 2006 год
I. Важнейшие научные результаты
Показано, что в классической философии любви, фактически берущей начало с Платона, был задан круг идей, который, развиваясь, в общем сохранился до наших дней. Революционизирующее воздействие на понимание источника любви и ее психической природы оказало антропологическое учение Фрейда. Хотя и в феноменологической антропологии, и в структурализме, и в постструктурализме психоаналитические интерпретации эроса, желания, общения, личностной самореализации вызывают скепсис и методологическое раздражение, именно интеллектуальный опыт психоанализа и его философское осмысление предопределили поворот от классического, преимущественно перфекционистского, понимания любви к постклассическому – персоналистски-коммуникативному. (Апресян Р.Г. «Мне отмщение, Аз воздам»: О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди «Не противься злому» // Этическая мысль. Вып. 7 /Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2006. С. 59-78. (1,3 а.л.).)
Выявлен смысл, обоснованность и мера реальной альтернативности современной этики добродетели сложившемуся в Новое время образу моральной философии с ее акцентом на универсальных и абсолютных нормах.
В качестве примера использована концепция морали Ричарда Прайса, которая условно складывается из двух частей: а) построения философского понятия морали как универсального абсолютного закона; б) анализа форм и способов воплощения морали в индивидуальной практике человека. Добродетель в двух основных ее проявлениях: идеальной – выражающей качество конкретного действия конкретного морального субъекта в объективированном виде, и практической – выражающей качество морального субъекта, его способность совершать выбор в конкретных обстоятельствах и действовать в соответствии с искренним убеждением, невзирая на указания любого рода авторитетов, – и является формой воплощения морали в реальности. Проблема, которую пытается решить Прайс, вводя понятия идеальной и практической добродетели, состоит в том, чтобы найти способ сочетания двух положений – об абсолютной общезначимой морали, природа которой такова, что она не зависит от произвола моральных агентов и их суждений, и о том, что подлинно моральным поступком является лишь тот, который человек совершает в искренней убежденности в его правильности, даже если ошибается. (Артемьева О.В. Учение о моральной обязанности Ричарда Прайса // Историко-философский ежегодник 2006 /Гл. ред. Н.В.Мотрошилова, отв. ред. М.А.Солопова. М., 2006 (1,2 а.л.).)
Исследованы этические вопросы, группирующиеся вокруг нравственных категорий «справедливость» и «ответственность», такие как проблема моральной нейтральности публичной сферы (государства), проблема индивидуальной нравственной ответственности за принятие общественно значимых решений, проблема коллективной ответственности, проблема специальных обязанностей, проблема учета культурного разнообразия и своеобразия в теории справедливости. (Прокофьев А.В. Справедливость и ответственность: социально-этические проблемы в философии морали. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. 277 с. (18 п.л.).)
Проанализированы различия, существующих между индивидуально и социально ориентированными проявлениями морали. Общественная мораль охарактеризована со стороны своих формальных свойств, нормативного содержания, трансформационных и стабилизационных функций, категориальных оснований. (Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов. Великий Новгород: Нов-ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. 286 с. (18 п.л.).)
Проведена систематизация проблем, которые в контексте взаимодействия представителей различных культур заставляют обращаться к понятию «справедливость». Создана типология социально-этических подходов к этим проблемам. Предложена концепция межкультурной справедливости, которая учитывает пять основных аспектов нравственной ценности этнической и национальной культуры и опирается на представление о системе нормативных концентрических кругов, регулирующих кросс-кульутрную критику. (Прокофьев А.В. Теория межкультурной справедливости: поиск нормативных оснований // Человек. 2006. № 1. С. 38–47 (1,2 п.л.); Справедливость и ответственность: социально-этические проблемы в философии морали. Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. Гл. 4. (2,5 п.л.).)
Реконструирована популярная в современной социальной этике общественно-политическая стратегия «плюрализации успеха». Она подвергнута критике в свете социально-психологических условий индивидуальной успешности, общих оснований теории социальной справедливости и социокульутрных особенностей эпохи постмодерна. Показано, что «плюрализация успеха» крайне необходима любому современному национальному сообществу, однако ее достижение не облегчает деятельность государственной системы распределения ресурсов, а, наоборот, ставит перед ней новые, дополнительные задачи. (Прокофьев А.В. Плюрализация успеха: проблемы и парадоксы // Этическая мысль. Вып. 7 /Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2006 (1 п.л.).)
На основе анализа историко-философских сюжетов были выявлены специфические черты двух образов морали: морали индивидуального совершенства и морали социальной организации. Этические воззрения Ф.Ницше проанализированы на предмет выявления характерных черт перфекционистской критики морали. Моральная философия Бергсона исследована в качестве успешного ответа на перфекционистскую критику. Исследование этического учения Л.Н.Толстого позволило продемонстрировать противоречивость попыток ограничить мораль ее индивидуально-перфекционистскими проявлениями. Анализ политической философии Х.Арендт показал, какую ценность для общественной морали имеют демократия и гражданское участие. (Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов. Великий Новгород: Нов-ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. Гл. 1. (7 п.л.).)
На основе протестантских, католических, православных и униатских катехизисов проанализировано содержание того минимума религиозных истин, который предлагался верующим, выявлена конфессиональная специфика данного минимума у представителей основных христианских Церквей в Речи Посполитой XVI–XVIII вв.; реконструированы методы религиозного наставления и их сходства (отличия) в разных конфессиональных традициях. Содержательная эволюция катехизиса как жанра религиозной литературы рассматривается в связи с развитием богословской мысли. Ранние украинско-белорусские катехизисы возникали или как результат полемики, или как подражание западным образцам. Украинско-белорусское «популярное» богословие оказало решающее влияние на становление русской традиции в XVII–XVIII вв. В XVIII в. эти влияния, усвоенные и переосмысленные в России, транслировались в обратном направлении на украинские и белорусские земли. (Корзо М.А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М.: Канон+, 2006. 672 с. (30 п.л.).)
II. Публикации
Книги
- Апресян Р.Г. Культурология: Учебник / Под ред. Б.А.Эренгросс. М.: Оникс, 2007. 480 с. (26 п.л.) – (в соавт.)
- Корзо М.А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М.: Канон+, 2006. 672 с. (30,1 п.л.).
- Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. 286 с. (18 п.л.)..
- Прокофьев А.В. Справедливость и ответственность: социально-этические проблемы в философии морали. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н.Толстого, 2006. 277 с. (18 п.л.).
- Толстых В.И. Интеллектуальная хроника – 2006. Альманах клуба «Свободное слово». 9 книга.
- Этическая мысль. Вып. 7 /Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2006. 213 с. (12,81 а.л.).
Статьи
- Апресян Р.Г. «Мне отмщение, Аз воздам»: О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди «Не противься злому» / / Этическая мысль. Вып. 7 / Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2006. С. 59-78 (1,3 а.л.).
- Апресян Р.Г. И. Кант и этика морального чувства // Иммануил Кант: наследие и проект/ Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М., 2006. С. 259-271 (0,9 а.л.).
- Апресян Р.Г. Небезусловность ненасилия // Идея ненасилия в ХХI веке: Сб. науч. докл. Пермь: Пермский государственный технический университет, 2006. С. 31–39 (0,5 а.л.).
- Апресян Р.Г. Ответы на вопросы экспертного опроса // Ведомости (НИИПЭ). Вып. 29: Этический консилиум /Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень, 2006. С. 15-23.
- Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации)// Вопр. философии. 2006. № 5. С. 3–17 (1,4 а.л.).
- Апресян Р.Г. Свобода в справедливости // Ведомости [НИИПЭ]. Вып. 28: Свобода и справедливость / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2006. С. 33-56 (1,1 а.л.).
- Апресян Р.Г. Этическая проблематика в «Опыте о человеческом разумении» Дж.Локка // Историко-философский ежегодник. 2006/ Гл. ред. Н.В.Мотрошилова, Отв. ред. М.А.Солопова. М., 2006. С. 132-151 (1,2 а.л.).
- АпресянР.Г. The Idea of Tolerance in Today Russia // Russia and the West: Missed Opportunities, Unfulfilled Dialogs / Ed. E.Waegemans. Brussels: Contractforum, 2006. P. 19–26 (0,5 а.л.).
- Артемьева О.В. Учение о моральной обязанности Ричарда Прайса // Историко-философский ежегодник. 2006 / Гл. ред. Н.В.Мотрошилова, Отв. ред. М.А.Солопова. М., 2006 (1,2 а.л.).
- Гаджикурбанова П.А. Метаистория и идеология // Ориентиры... Вып. 4. М., 2007 (в соавт.; 1 а.л.).
- Гаджикурбанова П.А. От Киносарга к Портику // Этическая мысль. Вып. 7 /Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2006. С. 105– 121 (1 а.л.).
- Гаджикурбанова П.А. Стоическая моралистика как объект философской рефлексии // Вестн. Рос. гуманитар. науч. фонда. 2007. № 1 (в печати, 0,5 а.л.).
- Гусейнов А.А. «Россия не предлагает своего видения будущего» (интервью) // «Кто есть кто». 2006. № 3. С. 26–29.
- Гусейнов А.А. Tolstoy's Theory of Nonviolence // Philosophy Now. Vol. 54 (2-3). 2006. P. 14-16.
- Гусейнов А.А. Возможна ли мораль независимая от религии? // Гуманитарные проблемы современной цивилизации. СПб., 2006. С. 30-33.
- Гусейнов А.А. Двадцать лет спустя: «Где стол был яств, там гроб стоит» // Ведомости (НИИПЭ). Вып. 29: Этический консилиум /Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень, 2006. С. 24-39.
- Гусейнов А.А. Если нация ищет национальную идею, значит с ней что-то не в порядке // Политический журнал. 2006. № 21. С. 18-21.
- Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. «День знаний в университете». Сентябрь 2005. Вып. II. СПб.: Изд-во. СПбГУП, 2006. С. 37-45.
- Гусейнов А.А. Идеи универсализма и самобытности (о возможности глобального этоса) // Наука и религия. Междисциплинарный и кросскультурный подход. М., 2006. С. 26–42.
- Гусейнов А.А. Имя обязывает (идея универсализма и ее дилеммы) // Ведомости (НИИПЭ). Вып. 27: Этический консилиум /Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень, 2005. С. 79-87.
- Гусейнов А.А. Ксенофобия не вяжется с образом России (интервью) // Политический журнал. 2006. № 39/40. С. 22–23.
- Гусейнов А.А. Разумная вера Толстого // Толстой. Новый век. 2006. № 2. С. 85-100.
- Гусейнов А.А. Свобода и справедливость: точки сопряжения // Ведомости (НИИПЭ). Вып. 26: Этический консилиум /Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень, 2006. С. 17-83.
- Гусейнов А.А. Три стадии европейской этики // VI Международные лихаческие научные чтения 26–27 мая 2006 года. СПб., 2005. С. 87-91.
- Гусейнов А.А. Что такое этика ненасилия? // Идея ненасилия в ХХI веке: Сб. науч. докл. Пермь, 2006. С. 10-18.
- Гусейнов А.А., Запесоцкий А. С. Культурологи Дмитрия Лихачева (комментарии к книге Д.С.Лихачева «Избранные труды по русской и мировой культуре»). СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. 36 с.
- Зубец О.П. О гордости // Этическая мысль. Вып. 7 / Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2006 (1,7 п.л.).
- Корзо М.А. Украинско-белорусские кириллические букварные катехизисы XVII–XVIII вв. // Вiсник Львiвського Унiверситету. Серiя книгознавство, бiблiотекознавство та шформащйш технолоп_. Вип. 1. Львiв: Львiвський Нацiональний унiверситет iменi Iвана Франка, 2006. С. 55– 71 (1,4 а.л.).
- Максимов Л.В. Когнитивизм; Аналитическая этика; Обоснование морали // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Отв. ред. И.Т.Касавин (в печати) (0,4 а.л.).
- Максимов Л.В. Когнитивный редукционизм в «науках о духе» / / Современный когнитивный подход: философия и когнитивные науки / Под ред. В.А.Лекторского. М., 2006 (1,5 а.л.).
- Прокофьев А.В. В поисках индивидуально-перфекционисткого архетипа морали (опыт интерпретации этической теории А.Бергсона) // Вопр. философии. 2007. № 2 (1,25 а.л.).
- Прокофьев А.В. Идея моральной нейтральности государства и проблема игорного бизнеса в российском общественном дискурсе// Ведомости [НИИПЭ]. Вып. 27: Свобода и справедливость / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2006. С. 65–9 (1,2 а.л.).
- Прокофьев А.В. Плюрализация успеха: проблемы и парадоксы // Этическая мысль. Вып. 7 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФРАН, 2006. (1 п.л.)
- Прокофьев А.В. Теория межкультурной справедливости: поиск нормативных оснований//Человек. 2006. № 1. С. 38– 47 (1,2 а.л.).
|