Институт Философии
Российской Академии Наук




  2006 год
Главная страница » » Сектор этики » Основные научные результаты » 2006 год

2006 год

Научный отчет cектора этики ИФ РАН за 2006 год

 

I. Важнейшие научные результаты

Показано, что в классической философии любви, факти­чески берущей начало с Платона, был задан круг идей, кото­рый, развиваясь, в общем сохранился до наших дней. Револю­ционизирующее воздействие на понимание источника любви и ее психической природы оказало антропологическое учение Фрейда. Хотя и в феноменологической антропологии, и в струк­турализме, и в постструктурализме психоаналитические интер­претации эроса, желания, общения, личностной самореализа­ции вызывают скепсис и методологическое раздражение, имен­но интеллектуальный опыт психоанализа и его философское осмысление предопределили поворот от классического, преиму­щественно перфекционистского, понимания любви к постклас­сическому – персоналистски-коммуникативному. (Апресян Р.Г. «Мне отмщение, Аз воздам»: О нормативных контекстах и ассо­циациях заповеди «Не противься злому» // Этическая мысль. Вып. 7 /Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2006. С. 59-78. (1,3 а.л.).)

Выявлен смысл, обоснованность и мера реальной альтер­нативности современной этики добродетели сложившемуся в Новое время образу моральной философии с ее акцентом на универсальных и абсолютных нормах.

В качестве примера использована концепция морали Ри­чарда Прайса, которая условно складывается из двух частей: а) построения философского понятия морали как универсаль­ного абсолютного закона; б) анализа форм и способов вопло­щения морали в индивидуальной практике человека. Доброде­тель в двух основных ее проявлениях: идеальной – выражаю­щей качество конкретного действия конкретного морального субъекта в объективированном виде, и практической – выражающей качество морального субъекта, его способность совер­шать выбор в конкретных обстоятельствах и действовать в со­ответствии с искренним убеждением, невзирая на указания любого рода авторитетов, – и является формой воплощения морали в реальности. Проблема, которую пытается решить Прайс, вводя понятия идеальной и практической добродетели, состоит в том, чтобы найти способ сочетания двух положений – об абсолютной общезначимой морали, природа которой тако­ва, что она не зависит от произвола моральных агентов и их суж­дений, и о том, что подлинно моральным поступком является лишь тот, который человек совершает в искренней убежденно­сти в его правильности, даже если ошибается. (Артемьева О.В. Учение о моральной обязанности Ричарда Прайса // Истори­ко-философский ежегодник 2006 /Гл. ред. Н.В.Мотрошилова, отв. ред. М.А.Солопова. М., 2006 (1,2 а.л.).)

Исследованы этические вопросы, группирующиеся вокруг нравственных категорий «справедливость» и «ответственность», такие как проблема моральной нейтральности публичной сфе­ры (государства), проблема индивидуальной нравственной от­ветственности за принятие общественно значимых решений, проблема коллективной ответственности, проблема специаль­ных обязанностей, проблема учета культурного разнообразия и своеобразия в теории справедливости. (Прокофьев А.В. Спра­ведливость и ответственность: социально-этические проблемы в философии морали. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. 277 с. (18 п.л.).)

Проанализированы различия, существующих между инди­видуально и социально ориентированными проявлениями мо­рали. Общественная мораль охарактеризована со стороны сво­их формальных свойств, нормативного содержания, трансфор­мационных и стабилизационных функций, категориальных оснований. (Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совер­шенствования и общественная мораль: исследование неодно­родности нравственных феноменов. Великий Новгород: Нов-ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. 286 с. (18 п.л.).)

Проведена систематизация проблем, которые в контексте взаимодействия представителей различных культур заставляют обращаться к понятию «справедливость». Создана типология социально-этических подходов к этим проблемам. Предложе­на концепция межкультурной справедливости, которая учиты­вает пять основных аспектов нравственной ценности этничес­кой и национальной культуры и опирается на представление о системе нормативных концентрических кругов, регулирующих кросс-кульутрную критику. (Прокофьев А.В. Теория межкультур­ной справедливости: поиск нормативных оснований // Чело­век. 2006. № 1. С. 38–47 (1,2 п.л.); Справедливость и ответст­венность: социально-этические проблемы в философии мора­ли. Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. Гл. 4. (2,5 п.л.).)

Реконструирована популярная в современной социальной этике общественно-политическая стратегия «плюрализации успеха». Она подвергнута критике в свете социально-психоло­гических условий индивидуальной успешности, общих осно­ваний теории социальной справедливости и социокульутрных особенностей эпохи постмодерна. Показано, что «плюрализа­ция успеха» крайне необходима любому современному национальному сообществу, однако ее достижение не облегчает дея­тельность государственной системы распределения ресурсов, а, наоборот, ставит перед ней новые, дополнительные задачи. (Про­кофьев А.В. Плюрализация успеха: проблемы и парадоксы // Эти­ческая мысль. Вып. 7 /Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2006 (1 п.л.).)

На основе анализа историко-философских сюжетов были выявлены специфические черты двух образов морали: морали индивидуального совершенства и морали социальной органи­зации. Этические воззрения Ф.Ницше проанализированы на предмет выявления характерных черт перфекционистской кри­тики морали. Моральная философия Бергсона исследована в качестве успешного ответа на перфекционистскую критику. Исследование этического учения Л.Н.Толстого позволило про­демонстрировать противоречивость попыток ограничить мо­раль ее индивидуально-перфекционистскими проявлениями. Анализ политической философии Х.Арендт показал, какую ценность для общественной морали имеют демократия и граж­данское участие. (Прокофьев А.В. Мораль индивидуального со­вершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов. Великий Новгород: Нов-ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. Гл. 1. (7 п.л.).)

На основе протестантских, католических, православных и униатских катехизисов проанализировано содержание того минимума религиозных истин, который предлагался верую­щим, выявлена конфессиональная специфика данного мини­мума у представителей основных христианских Церквей в Речи Посполитой XVI–XVIII вв.; реконструированы методы рели­гиозного наставления и их сходства (отличия) в разных кон­фессиональных традициях. Содержательная эволюция катехи­зиса как жанра религиозной литературы рассматривается в свя­зи с развитием богословской мысли. Ранние украинско-белорусские катехизисы возникали или как результат полеми­ки, или как подражание западным образцам. Украинско-бело­русское «популярное» богословие оказало решающее влияние на становление русской традиции в XVII–XVIII вв. В XVIII в. эти влияния, усвоенные и переосмысленные в России, транслиро­вались в обратном направлении на украинские и белорусские земли. (Корзо М.А. Украинская и белорусская катехетическая тра­диция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М.: Канон+, 2006. 672 с. (30 п.л.).)

 

II. Публикации

Книги

  • Апресян Р.Г. Культурология: Учебник / Под ред. Б.А.Эренгросс. М.: Оникс, 2007. 480 с. (26 п.л.) – (в соавт.)
  • Корзо М.А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М.: Канон+, 2006. 672 с. (30,1 п.л.).
  • Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. 286 с. (18 п.л.)..
  • Прокофьев А.В. Справедливость и ответственность: социально-этические проблемы в философии морали. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н.Толстого, 2006. 277 с. (18 п.л.).
  • Толстых В.И. Интеллектуальная хроника – 2006. Альманах клуба «Свободное слово». 9 книга.
  • Этическая мысль. Вып. 7 /Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2006. 213 с. (12,81 а.л.).

 

Статьи

  • Апресян Р.Г. «Мне отмщение, Аз воздам»: О нормативных контекстах и ассоциациях заповеди «Не противься злому» / / Этическая мысль. Вып. 7 / Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2006. С. 59-78 (1,3 а.л.).
  • Апресян Р.Г. И. Кант и этика морального чувства // Иммануил Кант: наследие и проект/ Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М., 2006. С. 259-271 (0,9 а.л.).
  • Апресян Р.Г. Небезусловность ненасилия // Идея ненасилия в ХХI веке: Сб. науч. докл. Пермь: Пермский государственный технический университет, 2006. С. 31–39 (0,5 а.л.).
  • Апресян Р.Г. Ответы на вопросы экспертного опроса // Ведомости (НИИПЭ). Вып. 29: Этический консилиум /Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень, 2006. С. 15-23.
  • Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации)// Вопр. философии. 2006. № 5. С. 3–17 (1,4 а.л.).
  • Апресян Р.Г. Свобода в справедливости // Ведомости [НИИПЭ]. Вып. 28: Свобода и справедливость / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2006. С. 33-56 (1,1 а.л.).
  • Апресян Р.Г. Этическая проблематика в «Опыте о человеческом разумении» Дж.Локка // Историко-философский ежегодник. 2006/ Гл. ред. Н.В.Мотрошилова, Отв. ред. М.А.Солопова. М., 2006. С. 132-151 (1,2 а.л.).
  • АпресянР.Г. The Idea of Tolerance in Today Russia // Russia and the West: Missed Opportunities, Unfulfilled Dialogs / Ed. E.Waegemans. Brussels: Contractforum, 2006. P. 19–26 (0,5 а.л.).
  • Артемьева О.В. Учение о моральной обязанности Ричарда Прайса // Историко-философский ежегодник. 2006 / Гл. ред. Н.В.Мотрошилова, Отв. ред. М.А.Солопова. М., 2006 (1,2 а.л.).
  • Гаджикурбанова П.А. Метаистория и идеология // Ориентиры... Вып. 4. М., 2007 (в соавт.; 1 а.л.).
  • Гаджикурбанова П.А. От Киносарга к Портику // Этическая мысль. Вып. 7 /Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2006. С. 105– 121 (1 а.л.).
  • Гаджикурбанова П.А. Стоическая моралистика как объект философской рефлексии // Вестн. Рос. гуманитар. науч. фонда. 2007. № 1 (в печати, 0,5 а.л.).
  • Гусейнов А.А. «Россия не предлагает своего видения будущего» (интервью) // «Кто есть кто». 2006. № 3. С. 26–29.
  • Гусейнов А.А. Tolstoy's Theory of Nonviolence // Philosophy Now. Vol. 54 (2-3). 2006. P. 14-16.
  • Гусейнов А.А. Возможна ли мораль независимая от религии? // Гуманитарные проблемы современной цивилизации. СПб., 2006. С. 30-33.
  • Гусейнов А.А. Двадцать лет спустя: «Где стол был яств, там гроб стоит» // Ведомости (НИИПЭ). Вып. 29: Этический консилиум /Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень, 2006. С. 24-39.
  • Гусейнов А.А. Если нация ищет национальную идею, значит с ней что-то не в порядке // Политический журнал. 2006. № 21. С. 18-21.
  • Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. «День знаний в университете». Сентябрь 2005. Вып. II. СПб.: Изд-во. СПбГУП, 2006. С. 37-45.
  • Гусейнов А.А. Идеи универсализма и самобытности (о возможности глобального этоса) // Наука и религия. Междисциплинарный и кросскультурный подход. М., 2006. С. 26–42.
  • Гусейнов А.А. Имя обязывает (идея универсализма и ее дилеммы) // Ведомости (НИИПЭ). Вып. 27: Этический консилиум /Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень, 2005. С. 79-87.
  • Гусейнов А.А. Ксенофобия не вяжется с образом России (интервью) // Политический журнал. 2006. № 39/40. С. 22–23.
  • Гусейнов А.А. Разумная вера Толстого // Толстой. Новый век. 2006. № 2. С. 85-100.
  • Гусейнов А.А. Свобода и справедливость: точки сопряжения // Ведомости (НИИПЭ). Вып. 26: Этический консилиум /Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень, 2006. С. 17-83.
  • Гусейнов А.А. Три стадии европейской этики // VI Международные лихаческие научные чтения 26–27 мая 2006 года. СПб., 2005. С. 87-91.
  • Гусейнов А.А. Что такое этика ненасилия? // Идея ненасилия в ХХI веке: Сб. науч. докл. Пермь, 2006. С. 10-18.
  • Гусейнов А.А., Запесоцкий А. С. Культурологи Дмитрия Лихачева (комментарии к книге Д.С.Лихачева «Избранные труды по русской и мировой культуре»). СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. 36 с.
  • Зубец О.П. О гордости // Этическая мысль. Вып. 7 / Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2006 (1,7 п.л.).
  • Корзо М.А. Украинско-белорусские кириллические букварные катехизисы XVII–XVIII вв. // Вiсник Львiвського Унiверситету. Серiя книгознавство, бiблiотекознавство та шформащйш технолоп_. Вип. 1. Львiв: Львiвський Нацiональний унiверситет iменi Iвана Франка, 2006. С. 55– 71 (1,4 а.л.).
  • Максимов Л.В. Когнитивизм; Аналитическая этика; Обоснование морали // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Отв. ред. И.Т.Касавин (в печати) (0,4 а.л.).
  • Максимов Л.В. Когнитивный редукционизм в «науках о духе» / / Современный когнитивный подход: философия и когнитивные науки / Под ред. В.А.Лекторского. М., 2006 (1,5 а.л.).
  • Прокофьев А.В. В поисках индивидуально-перфекционисткого архетипа морали (опыт интерпретации этической теории А.Бергсона) // Вопр. философии. 2007. № 2 (1,25 а.л.).
  • Прокофьев А.В. Идея моральной нейтральности государства и проблема игорного бизнеса в российском общественном дискурсе// Ведомости [НИИПЭ]. Вып. 27: Свобода и справедливость / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2006. С. 65–9 (1,2 а.л.).
  • Прокофьев А.В. Плюрализация успеха: проблемы и парадоксы // Этическая мысль. Вып. 7 / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: ИФРАН, 2006. (1 п.л.)
  • Прокофьев А.В. Теория межкультурной справедливости: поиск нормативных оснований//Человек. 2006. № 1. С. 38– 47 (1,2 а.л.).